Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:18, реферат
В современном литературоведении понятие «детская» литература остается одним из самых условных и спорных. Это объясняется тем, что теория «текста для детей» находится в стадии разработки, тем, что из века в век включаемые в «круг детского чтения» произведения оказывались предельно неоднородными по своим художественным параметрам. Наряду с безусловно «детскими» произведениями в круг детского чтения всегда входили тексты, специально не ориентированные на подрастающее поколение, но рекомендуемые для детского чтения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . 12
1.2. БИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ Л.ЧАРСКОЙ. . . . . . . . . . 20
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
2.1. ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ», «КНЯЖНА ДЖАВАХА», «ЛЮДА ВЛАССОВСКАЯ» . . . . . . 30
2.2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Следует отметить и то, что Нина Джаваха была более приспособленной к жизни, чем Люда Влассовская. Она с раннего детства узнала, что такое ненависть, обиды. Прошла своеобразную школу взросления, общаясь с княгиней бабушкой, преисполненной снобизма из-за своего происхождения. Но даже подготовленная к жизни среди людей Нина оказывается бессильной, на первых порах, перед жестокостью институтских правил и жесткостью в отношениях. Она не понимает, что стало причиной зла, направленного на нее.
«Что я им сделала? – мучительно сверлило мой мозг. – За что они мучают и терзают меня? Неужели не найдется ни одной доброй души среди них, которая бы заступилась за меня?...» Увы! Ни одной… Вокруг меня были только недружелюбные лица, и сердитые возгласы и крики…»(1, 169).
Автор не стремится ни обличить, ни оправдать юных институток, потому что убеждена, что в этих девочках есть и хорошее. Негативное отношение к Нине Джаваха Лидия Чарская объясняет и ошибкой самой девочки. Она не сразу поняла, что в институте царит закон справедливости и равенства. Когда Нина Джаваха, только что принятая в класс, с гордостью сообщает о своем княжеском происхождении, она получает хороший урок от остальных девочек. Каждый ее шаг они сопровождают насмешливо-почтительными реверансами, каждую минуту особенно озорные из них успевают к месту и не к месту обратиться с поклоном к «сиятельной» особе, и, наконец, самая скромная из всех Варя Чикунина объясняет растерянной Нине: «Видите ли, у вас такой вид, будто вы куда лучше и выше нас всех... Вы титулованная, богатая девочка, генеральская... а мы все проще... Не надо подчеркивать, знаете...» (2, 174)
Нина дважды проходит один и тот же путь преодоления нелюбви окружающих. Сначала она завоевывает любовь своего двоюродного брата, испорченного воспитанием бабушки, а потом преодолевает негативное отношение институток. И в том и в другом случае Нина ведет себя с подкупающей искренностью и честностью.
Душа затворницы томилась без впечатлений, и надо было искать способ, как пережить эти однообразные дни. Однообразные дни скрасила «новенькая», беззащитная Люда Влассовская. Она стала Нине подругой до конца ее дней.
Каждый пустяк в институте превращался в событие и долго обсуждался, потому поздними вечерами, когда классная дама оставляла девочек одних, собирались на чьей-нибудь кровати и в темноте рассказывали страшные истории, доводя друг друга до обмороков, до истерик.
Дети остаются детьми со своими проказами и шалостями, порой вовсе не безобидными. Хотя виновницам грозили позорные для института наказания — стоять за трапезой без шнурка для волос и фартука, Нина Джаваха умудрилась принести в класс раненую ворону. Ворона каркнула на уроке Закон Божий, что грозило большим наказанием. Но маленькая, безобидная Люда призналась в содеянном. Так проверилась настоящая дружба двух подруг.
Повесть «Люда Влассовская» продолжает цикл «институтских» повестей Лидии Чарской. Первая часть «В институтских стенах» повествует о последнем годе обучения Люды Влассовской в институте. Следует отметить, что и в этой повести писательница стремиться максимально объективно изобразить жизнь институток только теперь уже выпускного класса. Первое же описание института вновь возвращает читателей к удивительной скромности их жизни. «Большая спальня, с громадными окнами, завешанными зелеными драпировками, четыре ряда кроватей с чехлами на спинках, высокое трюмо в углу – все это живо напоминало мне о том, что я выпускная. Такая роскошь, как чехлы на спинках кроватей, драпировки и трюмо, допускались только в дортуаре старшеклассниц. Одни выпускные воспитанницы да пепиньерки имели право пользоваться некоторым комфортом в нашем учебном заведении» (3, 147).
Но в институтской жизни девочек за шесть лет учебы все осталось без изменений. Это подчеркивает и сама писательница, используя лексический параллелизм: «по-прежнему». «По-прежнему мы дружно ненавидели нашу французскую классную даму… По-прежнему обожали учителей…По-прежнему «младшие» бегали за старшеклассницами»(3, 148). Прежними осталась и одежда девочек, и порядки, и жесткий режим, и периодично повторяющиеся молитвы, «жесткие холщевые юбки», «уродливые ночные чепчики», «зеленые камлотовые» платья.
Изменилась сама главная героиня. Если в первой книге Люда Влассовская – это девочка с гривой непослушных черных кудрей, с которыми не могут справится в институте, не могут придать им приличный вид, то в повести о выпускницах, Люда Влассовская – девочка с «двумя свитыми глянцевитыми толстыми косами на затылке», и «смуглое лицо потеряло свою детскую округлость и приобрело новое выражение сдержанной сосредоточенности, почти грусти»(3, 148).
Отношение институток к учебному заведению проявляется и в том, что в самом начале учебного года они выясняют, что «296 дней до выпуска осталось! Только 296 дней!»(3, 151). Несколько иначе начали они относится и к некоторым своим наставникам. Если раньше они просто не любили и боялись M-lle Арно, то, повзрослев, поняли, что их жесткая наставница любима начальством, потому что обладает настоящим «полицейским чутьем и выкапывала такие провинности и недочеты во вверенном ей стаде, какие наверное бы укрылись от глаз другой классной дамы…»(3, 152).
По-прежнему жизнь в стенах института делилась на внешнюю и скрытую от глаз посторонних. Девочки-старшеклассницы не уезжали на свои последние каникулы по домам. По существующим порядкам летние месяцы они проводили в институте, совершенствуясь в языках и пении. Жизнь внешняя включала в себя прогулки по саду, раз в неделю выезд в город: «возили осматривать разные заводы и фабрики или брали кататься за город - в Царское Село, Гатчину и Петергоф»(3, 160). Жизнь тайная была сосредоточена вокруг серого дома «с заколоченными ставнями на готических окнах, с массивными колоннами, висячими балкончиками и стрельчатой башенкой над крышей»(3, 161). Именно у этого дома вечерами сидели девочки в ожидании таинственного привидения, а потом, разочарованные, отправлялись спать.
Настоящим событием для девушек стало появление в сером доме красавицы, их сверстницы Норы Трахтенберг. После первой встречи с ней они долго обсуждают свою новую знакомую.
Перечисления девичьих «развлечений» еще раз подчеркивают, насколько однообразной и безрадостной была жизнь девушек, заключенных в стенах института на целое лето, последнее лето их детства.
Старшие девочки еще болезненнее, чем раньше переносят унижение их достоинства. Например, Арно может намекнуть на происхождение ученицы, на ограниченность ее кругозора; наказать за невыполнение приказа, за слишком громкий смех, за невольно вырвавшееся слово. Но защитить себя, заставить считаться с их мнение они не могут. Не случайно поэтому Люда Влассовская все время останавливает своих подружек, она боится наказаний, боится, что ее исключат из лучших учениц, поставят меньше 12 баллов за поведение.
Прошло семь лет, вся жизнь протекала в замкнутом пространстве: только класс и дортуар, где сорок девочек. Кровать и кровати, лишь маленький шкафчик и узкий проход - «переулок» между рядами. Умерла мама и брат Вася, теперь сирота осталась на попечительстве института. Он решал ее жизнь сейчас и судьбу после окончания.
В институте жизнь вынуждает девочек признавать свою неправоту, просить прощения, быть менее эгоистичными, обращаться к совести, страдать от раскаяния. Все это заставляло девушек со слезами благодарности расставаться с подругами и учителями и считать эти годы лучшей порой юности. За семь лет совместного существования здесь возникала большая, настоящая преданная дружба, проходившая через многие испытания.
Угасла подруга Нина Джаваха, теперь семнадцатилетняя Люда Влассовская дружит и доверяется всем с Марусей Запольской, или Краснушкой, как зовут ее институтки за огненно-красные волосы и вздорный характер.
Поцелуи, мятные лепешки, мечты о мужчинах, истерики, реверансы, затянутые корсеты, невежество, леденцы и опять поцелуи - таков в изображении Чарской институт.
«- Дай мне поцеловать тебя, душка, за то, что ты всегда видишь такие поэтические сны!
- Ах, какая я глупая, Люда! Ну, поцелуй же меня.
- За то, что ты глупая?
- Хотя бы и за это» (3, 170).
Поцелуев в повести не сосчитать, за них наказывала классная дама Арно, а Краснушка тоскливо возмущалась:
Жизнь в повести Чарской не выглядит безмятежной. При однообразном распорядке дня особенно запоминается горе девушек по поводу смерти подруги - «соловушки» Вари Чикуниной. Очень остро автор описывает переживания девушек, что не осуществится мечта Барюшки - отдать себя на служение искусству.
Запоминается восторг в связи с посещением института императором. Чувство гордости за Россию живет в сердце Люды. И потому так важен для нее разговор с императором, посетившим скарлатинный карантин в институтском лазарете, так сказать «инкогнито», под видом свитского генерала, чтобы не смущать выздоравливающих девочек.
Восторженным тоном рассказывает Лидия Чарская, что в институт на праздники присылают кавалеров - специально для танцев, что у парфеток холодеют руки при одном только слове: мужчина. Даже про архиерея девушки восклицают: «Ах, душка красавец какой!!» (3, 167), идеальным мужчиной представляется гвардеец «лучшего гвардейского полка», с усами и шпорами.
Восхищается автор обожанием институток. Кого обожать - безразлично. Можно даже повара Кузьму, которого обожала Маня Иванова, любившая много и вкусно поесть.
Девушки бросают между собой жребий, кому кого обожать, и даже составляют расписание: в понедельник обожает одна, во вторник - другая. Одна другую упрашивает: душка, Позволь мне тебя обожать, - и, получив позволение, берет кусок мела и съедает его. Пли же у себя на руке царапает булавкой вензель подруги или любимого учителя. Едва ли можно говорить серьезно о «непедагогичности» повести за «обожание» одних преподавателей и ненависти к другим. Нельзя не признать, что «обожаются» добрые и сердечные учителя и классные дамы, а презираются злые и придирчивые. В учебном заведении считалось нормальным на Страстной неделе перед Пасхой подарить шелковые мячики любимым учителям. Краснушка сделала голубой мячик для учителя русской словесности Терпилова, а Люда Влассовская подарила розовый мячик Козелло, учителю истории.
Писательница ярко и живо, с деталями, описывает выпускные экзамены, волнение институток на приеме во дворце у императрицы по поводу вручения медалей. Эти события передают атмосферу того времени, переживания девочек, восторг по поводу доброты Государыни и ее прекрасных глаз, надолго запомнившихся выпускницам.
Когда девушки, окончив институт, вступают в жизнь, начальница, по утверждению Чарской, заповедует им:
«Будьте кротки и послушны. Старайтесь угодить вашим будущим хозяевам...» (3, 272).
Люде Влассовской становится страшно, ее нервы напряжены при мысли о неведомом будущем и близкой разлуке с подругами. Люда Влассовская - сильная натура, восторженное состояние героини передается обращением к институткам: «В самом деле! Чтобы ни ждало нас за этой каменной оградой, отделившей нас от целого мира, - разве не хватит у нас силы, молодости и воли выйти победительницами из всех препятствий жизни?...» (3, 273).
Чарская не скрывает, что далеко не всех выпускниц института ждет легкая жизнь. В большинстве это девочки-сироты из обедневших дворянских семей, им предстоит служить в чужих семьях, растить чужих детей, а для этого нужны и сила воли и душевная щедрость. О судьбе Люды Влассовской после окончания института автор рассказывает во второй части повести «Под небом Кавказа».
Умница и красавица Люда Влассовская, круглая сирота, обретает смысл жизни в воспитании детей-сирот джавахского гнезда. По распределению героиня попадает в предместье Гори — родину Нины Джавахи. Она становится гувернанткой княжны Тамары, и молодого князя Андро, внуков князя Кашидзе. С первых же дней новая жизнь в Гори захлестнула девушку. Появляются и первые тернии с воспитанниками: дети избалованы, высокомерны и ненавидят друг друга из-за наследства дедушки, которое достанется княжне Тамаре.
Благодаря любви и терпению молодой учительнице удается подружится с отроками, научить Тамару читать. Своей безвозмездной заботой, уходом за больным Андро, Людмила Александровна заставляет юношу понять, что богатство - зло, важная цель в жизни - служение людям.
Снова на страницах произведения появляется любимая Чарской тема Кавказа. Судьба сводит Люду с отцом Нины Джавахи - князем Георгием Джавахи. В нем героиня обретает сначала друга, а потом и отца. Едва не гибнет от кинжала лезгинки Люда Влассовская, заброшенная по просьбе Хаджи - Магомета в дальний аул с миссией милосердия.
«Я хочу, чтобы русская девушка помогла Израилу, и я верю, волею Аллаха она поможет ему, потому что вижу печать Аллаха на ее челе, - обращается к Люде с просьбой выходить тяжело больного горца старый бек Хаджи - Магомет. - Аллах один у магометан и русских, и велика сила Его во всякое время»(2, 376).
Благодаря молитвам Богу больной горец Израил поправился. Автор создает такую атмосферу на страницах повести, что читатели попадают в мир сложных и рискованных ситуаций на грани жизни и смерти. Люда попадает в плен к мулле — старейшине аула, который хочет убить ее за рассказы о Христе Спасителе; за то, что горец Израил со своей женой Бэллой захотели стать христианами.
Князь Георгий Джаваха спасает раненую Люду. В своем доме заботится о ней, как о родной дочери. Новая жизнь началась для героини в большом джаваховском доме, Люда Влассовская добровольно выбирает себе судьбу - служение людям, посвящает себя врачеванию телесных и душевных ран.
Таким образом, «институтские» повести Лидии Чарской – это не только повествование о судьбах девочек, прошедших суровую школу закрытых учебных заведений, но и произведения о межличностных отношениях, о том, как проходит духовное становление человека.
2.2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ИНСТИТУТКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
В центре каждой «