Проза Л. Чарской для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:18, реферат

Краткое описание

В современном литературоведении понятие «детская» литература остается одним из самых условных и спорных. Это объясняется тем, что теория «текста для детей» находится в стадии разработки, тем, что из века в век включаемые в «круг детского чтения» произведения оказывались предельно неоднородными по своим художественным параметрам. Наряду с безусловно «детскими» произведениями в круг детского чтения всегда входили тексты, специально не ориентированные на подрастающее поколение, но рекомендуемые для детского чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . 12
1.2. БИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ Л.ЧАРСКОЙ. . . . . . . . . . 20
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
2.1. ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ», «КНЯЖНА ДЖАВАХА», «ЛЮДА ВЛАССОВСКАЯ» . . . . . . 30
2.2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по Чарской.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В создании образов девочек автор обращается к единым художественным принципам. Так Лидия Чарская использует лаконизм детали, символичность портретной характеристики, последовательное развертывание образов, особенную смысловую наполненность жеста, систему повторов, как средство раскрытия внутреннего облика, соединение в одной сцене внутреннего монолога и диалогической речи, раскрытие художественного образа через диалогическую речь.

Таким образом, изучение типологии образов героинь «институтских» повестей Лидии Чарской позволяет говорить о наличии концепции положительного в творчестве писательницы, что и имеет то самое воспитательное значение, к которому стремится любой «детский» писатель.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Чарская Л. Записки институтки. – Калининград, 2001.
  2. Чарская Л. Княжна Джаваха. – М., 2003.
  3. Чарская Л. Люда Влассовская // Чарская Л. Записки институтки. – М., 1993. – С.147 – 369.

* * *

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших и средних педагогических заведений. – М., 2001.
  2. Бялый Г. Русский реализм конца XIX века. - Л., 1973.
  3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М,. 1999.
  4. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1988.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
  6. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. - М., 1972. - Ч.1.
  7. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981.
  8. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1971.
  9. Днепров В.Д. О формах художественного обо6щения // Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л., 1980. – С.18 – 37.
  10. Данько Е. О читателях Чарской // Звезда, 1934. - № 6. – С. 15 – 20.
  11. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. - Л., 1958.
  12. Исмагулова Т.Д. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сборник : Статьи по детской литературе и антропологии детства. – М., 2003. – С.212 – 218.
  13. Коваленко С. Феномен Лидии Чарской// Чарская Л. Записки институтки- - М., 1993. – С.372 – 379.
  14. Кожинов В.В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М., 1964.
  15. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. – Л., 1983.
  16. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. - М., 1974.
  17. Маршак С. Я. Выступление на I съезде совестких писателей // Собрание сочинений: В 4-х томах. – Т.4. – М., 1959. – С.65 – 80.
  18. Морозова Н. Родные лица // Звезда, 1989. - № 5. – С.156.
  19. Палиевский П. В. Теория литературы. - М., 1962.
  20. Панова В. Воспоминания // Полное собрания сочинений: В 6-ти томах. – Т.5. – С.147.
  21. Пантелеев Л. Повесть о моем детстве // Полное собрание сочинений: В 8 –ми томах. – Т.6.
  22. Приходько В. Магия Чарской // Дошкольное воспитание, 1992. - № 2. – С. 29 – 35.
  23. Полонская Е. Из литературных воспоминаний. – СПб, 1994.
  24. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. - М., 1965.
  25. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.
  26. Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973.
  27. Путилова Е.О. Ф. Сологуб и Л. Чарская // Русская литература. – 1995. - № 4. – С.148 – 165.
  28. Путилова Е.О. Об авторе этой книги // Л. Чарская Записки институтки. – Калининград, 2001. – С. 391 – 297.
  29. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973.
  30. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990. – Т.2.
  31. Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. – М., 1990.
  32. Семенов Ф. Чарская // Биобиблиографический словарь: в 2-х томах. – Т.2. – М., 1990. – С.345 – 347.
  33. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.
  34. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер/Ред. кол.: Г.Л. Абрамович и др. - М., 1962.
  35. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976.
  36. Фриденберг В. За что дети любят и обожают Чарскую // Новые детские книги, 1912. - № 11- 12. – С.6 – 8.
  37. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М., 1982.
  38. Чарская Л. Голубая волна. Стихи для детей и юношества. – М., 1916.
  39. Чарская Л. За что? Моя  повесть о самой себе// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. 
  40. Чарская Л. Профанация стыда// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.128 – 145.
  41. Чехов Н.В. История русской детской литературы. – СПб, 1915.
  42. Чуковский К. И. Лидия Чарская // Полное собрание сочинений: В 6-ти томах. – Т. 6. – М., 1961. - С.50 – 56.
  43. Чуковский К.И. Дневник 1901 – 1919. – СПб, 1991.
  44. Шкловский В. Время и люди // Собрание сочинений: В 2-х томах. – Т.2. – С. 65 - 70.
  45. Эпштейн М.Н. Образ художественный //Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 286.

 

 

1 Приходько В. Магия Чарской // Дошкольное воспитание, 1992. - № 2. – С.34.

2 Приходько В. Там же. – С.34.

3 Чуковский К.И. Лидия Чарская // Полное собрание сочинений: В 6-ти томах. – Т.6. – С.53.

4 Маршак С.Я. Выступление на I съезде советских писателей // Собрание сочинений: В 4-х томах. – Т.4. – М., 1959. – С.76.

 

5 Данько Е. О читателях Чарской// Звезда, 1934. – с.18.

6 Данько Е. Там же. – С. 20.

7 Чехов Н.В. История детской литературы. – СПб, 1915. – С.197.

8 Чехов Н.В. История детской литературы. – СПб, 1915. – С.197.

9 Фриденберг В. За что дети любят и обожают Чарскую// Новые детские книги. 1912. - № 11-12 – С.6.

10 Шкловский В. Время и люди // Собрание сочинений: В 2-х томах. – Т.2. – С. 67.

11 Панова В. Воспоминания // Полное собрания сочинений: В 6-ти томах. – Т.5. – С.147.

12 Пантелеев Л. Повесть о моем детстве // Полное собрание сочинений: В 8 –ми томах. – Т.6. – С.189.

13 Морозова Н. Родные лица // Звезда, 1989. - № 5. – С.156.

14 Семенов Ф. Чарская // Биобиблиографический словарь: в 2-х томах. – Т.2. – М., 1990. – С.345.

15 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших и редних педагогических заведений. – М., 2001. – С.223.

16 Исмагулова Т.Д. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сборник : Статьи по детской литературе и антропологии детства. – М., 2003. – С.212.

17 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С. 212.

18 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.212.

19 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.213.

20 Чуковский К.И. Дневник 1901 – 1919. – СПб, 1991.– С.215.

21 Полонская Е. Из литературных воспоминаний. – СПб, 1994. – С.46.

22 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.

23 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.

 

24 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.

25 Чарская Л. Голубая волна. Стихи для детей и юношества. – М., 1916. – С.37.

26 Чарская Л. Там же. – С.78.

27 Исмагулова Т.Д.  – Там же. – С.216.

28 Путилова Е.О. Ф. Сологуб и Л. Чарская // Русская литература. – 1995. - № 4. – С.163

29 Исмагулова Т.Д.  – Там же. – С.216.

30 Шкловский В. Время и люди // Собрание сочинений: В 2-х томах. – Т.2. – С. 67.

31 Здесь и далее: Чарская Л. Княжна Джаваха. – М., 2003. – (2).

32 Чарская Л. За что? Моя  повесть о самой себе// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.13.

33 Чарская Л. – Там же. – С.14.

34 Чарская Л. – Там же. – С.15.

35 Чарская Л. – Там же. – С.24.

36 Чарская Л. Цель достигнута// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.56.

37 Чарская Л. Там же. – С.57.

38 Чарская Л. Профанация стыда// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.137.

39 Чарская Л. Профанация стыда// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.137.

 

40 Здесь и далее: Чарская Л. Записки институтки. – Калининград, 2001. – (1).

41 Здесь и далее: Чарская Л. Записки институтки. – М., 1993. – (3).


Информация о работе Проза Л. Чарской для детей