Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа
Вообще, творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.
Введение. 3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса 8
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве Гюисманса 8
1.2. Символика цвета в различных теориях. 20
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» 34
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот» 34
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента (портрет, дом героя) 40
Заключение. 49
Список используемой литературы. 52
Содержание
Введение.
Глава 1. Эстетические особенности творчества
Ж.-К. Гюисманса
8
1.1. Соединение
различных эстетических
1.2. Символика цвета в
различных теориях.
Глава 2. Значение символики цвета в
романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот» 34
2.2. Роль символики цвета в создании
образа дез Эссента (портрет, дом героя)
Заключение.
Список используемой
литературы.
Введение
Жорис Карл Гюисманс – один из самых загадочных и противоречивых писателей зарубежной литературы 19 века. Интерес к личности и творчеству этого незаурядного и ,безусловно , талантливого человека не угасает и по сей день.
Как говорит Н. Бердяев, «Гюисманс – самый большой и серьезный писатель Франции последней эпохи. Он стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он покажется скучным писателем, в нем мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в самой их скучности».
Темой данной курсовой работы является символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса «Наоборот». Вообще, творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.
Научная новизна данной работы обусловлена прежде всего тем, что творчество Жориса Карла Гюисманса, являясь бесценной и интересной частью мировой литературы, достаточно мало изучено в отечественном литературоведении.
Объектом исследования является творчество Жориса Карла Гюисманса, а именно его роман «Наоборот».
Предмет исследования: символика цвета в романе Ж.- К. Гюисманса «Наоборот».
Изучением творчества Жориса карла Гюисманса занимались немногие исследователи, но вклад их, несомненно, значителен.
Г.К. Щедрина в своей статье «О художественной культуре модернизма:в развитие одной идеи» отмечает : «Только у Ж.-К. Гюисманса слово обрело терминологический характер, в «современности» он акцентировал «беспокойство» творящего воображения, личностно-интимный контакт с действительностью, не скрывающий ее диссонансов, что позволило ему увидеть общность натуралистов и импрессионистов. Гюисманс словно погрузил «романтическую» современность в саму противоречивую реальность, утверждая за искусством возможность прорваться сквозь действительность, каковой она является здравому смыслу, к ее глубинной сути.
«Современное искусство», по Гюисмансу, есть одновременно выражение жажды недостижимой полноты жизни и средство ее утоления. Воображение художника, обреченное на столкновение с повседневностью, становится самодостаточным, а порождаемые им образы являются символами желаемой действительности, нередко более значимыми, чем сама реальность. Субъективизируя содержание искусства и вызываемого им эстетического переживания, Гюисманс, однако, подчеркивал углубление смыслов, рождающихся в сопряжении экспрессии образа и новой реальности, видел в «наднатуральном» контакте с иллюзией, сном-воображением возможности качественного познания материального мира и отмечал эти качества у О. Редона, Э. Дега, Г. Моро; в «современности» Гюисманс манифестировал культ воображения.
Вторым опорным понятием у него являлось «настроение»; оно стало одним из атрибутов «современного» искусства и конвенциональным элементом повседневности. В «современности» Гюисманса отразилось, таким образом, время перемен, еще не получившее своего имени, но инспирировавшее дальнейшие программные разработки.».[17]
О. Половинкина в своей работе
Интересна интерпретация романа «Наоборот» в исследовании Долгенко А.Н. Художественный опыт Ж.-К.Гюисманса и становление жанра декадентского романа в русской литературе. В этой работе были выделены признаки декадентского мироощущения :
Также он говорит о связи творчества Гюисманса с пессимистическими идеями Шопенгауэра, что раскрывается через восприятие жизни как страдания.
Автор статьи «Английский декаданс: французский фактор» Савельев К. Н. отмечает достижения Гюисманса в романе с точки зрения декаданса.
«Он сумел сформировать прототип современного героя «разрывавшегося между желанием и пресыщением», надеждой и разочарованием. Во-вторых, Гюисманс разработал, то, что принято называть «стилевой партитурой декаданса». И, наконец, благодаря обширным рассуждениям о литературных и художественных пристрастиях Дез Эссента, была сформирована «альтернативная литературная история», которая позволяла приобщиться к таким авторам как Бодлер, Малларме, Верлен, Барбе д’Оревилли, Вилье де Лиль-Адан, Э. По. Открытие некоторых из этих имен, как например Малларме, полностью является заслугой французского романиста.». [27,с. 23]
Изучением творчества Ж. К. Гюисманса занималась Комарова Е.А. , она исследовала роман «Наоборот» в контексте художественного творчества писателя. Комарова Е. А. отмечает преемственность персонажей Гюисманса. «Дез Эссент продолжает единую цепь персонажей натуралистических романов…». С Лео, героем романа «Марта», его объединяет склонность к неврозу и стремление изведать невиданные наслаждения. Сиприен Тибай, молодой художник из романа «Сёстры Ватар»,- ещё более подробный «набросок» дез Эссента, он также влюблён в порок, ненавидит общество и отвергает мораль. Андре Жейан («Семейный очаг») воплощает в себе так ярко выраженную в образе дез Эссента утрату жизненной энергии. Также Комарова Е. А. определяет хронотоп раннего творчества Гюисманса термином «натуралистический» и выделяет образ Дома как лейтмотив творчества писателя.Созданный дез Эссентом Дом представляет собой своеобразную модель мира, которая противостоит «идее смерти, бренности существования». [21]
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж. К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Роман Гюисманса «Наоборот»
буквально пронизан всевозможными
цветами и их оттенками, каждый из
которых непременно что-то значит, раскрывает
характер главного героя Флорессаса
Дез Эссента – потомка старинного рода,
организовавшего своё новое существование
на основе впечатлений. Изучение символики
цвета в произведениях Ж. К. Гюисманса
даёт богатый материал для изучения личности
самого писателя и его творчества в целом.
Глава 1. Эстетические особенности творчества
Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение
различных эстетических
Гюисманс Жорис Карл [Joris Kare Huysmans, 1848—1907] — французский писатель, вышел из мелкобуржуазной среды художнической и чиновной интеллигенции, у которой склонность к эмоциональным «духовным кризисам» личности часто сочетается с общественным консерватизмом и реакционностью. Выражением психоидеологии этой социальной группы и явилось творчество Гюисманса. Он сам служил долгие годы чиновником в «охранном отделении» — Direction de la Sûreté générale.
Первоначально он примыкал к натуралистической группе Золя и в 1880 году выступил в печати в сборнике новелл «Вечера в Медане» (по названию пригорода Парижа, где находилась дача Золя) вместе с Мопассаном, Сеаром, Энником и Алексисом. Критики оценили это произведение, как манифест новой натуралистической школы. В произведениях этих авторов отсутствует действие, сюжет – лишь бесстрастное изображение «куска жизни»; безраздельно господствует биологизм.
Чтобы более конкретно увидеть особенности метода натурализм и понять, что же в нём привлекло Ж. К. Гюисманса , обратимся к энциклопедическому определению этого понятия. Натурализм (от фр.; от лат. natura - природа) — один из основных стилей, одно из ведущих направлений литературы XIX-XX веков. В широком смысле слова натурализм определяется как биологизм, соединяющий в себе опыт понимания одушевленной и предметно-материальной природы через эволюцию самой природы. [31] В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» В.М. Толмачев подчеркивает, что именно биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества: «Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером». [32] В натурализме предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика натурализма внедряла в искусство позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, которое понималось механистически; социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма — борьбой за существование и другими биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый таким образом человек выступает в произведении приверженцев натурализма не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и тому подобное). Согласно эстетике натурализма, факты, события, описываемые в
произведении, не должны искажаться вмешательством художественного воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Таким образом, натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Ведущими признаками натурализма, таким образом, являются подчеркнутая "фотографичность" и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.
Информация о работе Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"