Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Вообще, творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса 8
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве Гюисманса 8
1.2. Символика цвета в различных теориях. 20
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» 34
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот» 34
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента (портрет, дом героя) 40
Заключение. 49
Список используемой литературы. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ж. К. Гюисманс - 24.03.11.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)
    • наиболее частотное употребление оттенков цвета мы находим в описании интерьера дома главного героя романа – дез Эссента, это ещё раз подтверждает мысль о том, что дом дез Эссента- это своебразная искусственная модель мира, отражение социального пространства общества.
    • в описании интерьера дома дез Эссента присутствуют практически все оттенки цвета, что говорит о моральной неустойчивости и неуравновешенности внутреннего мира главного героя;
    • доминирующие цвета, которым дез Эссент отдаёт предпочтение – красный, оранжевый, жёлтый, синий. Анализ символики этих цветов позволяет нам с разных ракурсов увидеть характер главного героя. Оранжевый цвет говорит о стремлении главного героя к роскоши и удовольствиям, о его склонности к переживаниям , тянувшимся ещё из его далёкого детства, о любви к одиночеству, и , конечно же, о страстности его натуры;

Красный цвет свидетельствует  об эмоциональности дез Эссента(хотя внешне он был замкнут и нелюдим), о стремлении к счастливой, здоровой, гармоничной  и радостной семейной жизни, о желании испытать прекрасное, но неведомое ему чувство любви.

Жёлтый цвет сообщает нам о смирении главного героя и отдалении его от суетного мира современного и противного ему общества.

И, наконец, синий  цвет. Символика этого цвета связана  с с чувством неудовлетворённости, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Также синий цвет указывает нам на образованность главного героя, стремление его к меланхолии.

Таким образом, можно сказать, что символика цвета является очень важным аспектом анализа художественного произведения, и как нельзя лучше помогает дать характеристику внутреннего мира героя данного произведения.

      Вообще, если рассматривать в целом творчество Ж. К. Гюисманса, то можно сказать, что его книги – не романы, ни в старом, ни в новом смысле этого слова. В них нет старой романической фабулы, нет и нового импрессионизма. Все, что писал Гюисманс, – лишь история его одинокой души, его мучений и обращений, и только. Все герои Гюисманса – он сам в разные периоды его жизни, и, кроме этого единственного героя, никаких действующих лиц нет. Так никто еще не писал, как Гюисманс, никто так не углублял истории души, не утончал ее интимной чувственности. Свою автобиографию, почти исповедь, рассказал Гюисманс так искренне, без всякой рисовки, так просто, как никто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. J. К. Huysmans. A Rebours. – Denoël, 1975.
  2. Гюисманс Ж.-К. Наоборот. Пер. с фр. и вступ. ст. И. Карабутен     ко. – М., Объединение «Всесоюзный молодёжный центр», 1990.
  3. В. В. Адамчик «Полная энциклопедия символов и знаков», М., Харвест, 2006, с.608
  4. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер, «Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы.» М., Астрель, 2006, с. 624
  5. Б. А. Базыма «Цвет и психика» М., Вече, 1997, с. 236
  6. Макс Люшер «Цвет вашего характера» пер.  с англ. /Макс Люшер; вступ. Ст. Ю. В. Емельянов.-М.: Вече; 1996-396 с.
  7. Гюисманс Ж.-К., Рильке Р. М., Джойс Дж. Наоборот. Три символистских романа. Пер. Е. Кассировой под ред. В. Толмачева. М., Республика, 1995.
  8. Дж. Тресиддер «Словарь символов» ;Гранд; 2001 г.; 448 стр.
  9. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974. – 509 с.
  10. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001, с. 155-161.
  11. А.Ф. Лосев Бытие. Имя. Космос// Составитель и редактор А.А. Тахо - годи, М.:  Мысль,-1993.

      12. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.,1997

       13.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.  Человек – текст – семиосфе         ра – история. М., 1999

  1. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
  2. Н. Бердяев Приложение к “Философии свободы” “Утончённая Фиваида”.
  3.   Нестеров А.Ю. Прагматика категории символа в герменевтическом контексте

 17. Г. К. Щедрина О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи. В диапазоне гуманитарного знания сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

18. Долгенко А.Н. Художественный опыт Ж.-К.Гюисманса и становление жанра декадентского романа в русской литературе / А.Н.Долгенко // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.339-340.

19. Н. Бердяев Смысл творчества (опыт оправдания человека) М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

          20. Венгерова З. Литературные характеристики. Кн. 1—3.Спб.,

          1897—1910. Кн. 1. Прерафаелитское движение в Англии. Д. Г. Росет-

          ти. В.Моррис. О. Уайльд. Д. Мередит. Р. Броунинг. В. Блэк. Француз-

          ские поэты символисты. П. Верлен. К. Ж. Гюисманс. Г. Гауптман. Г.

         Ибсен. Влияние Данте на современность. Франциск Ассизский.

        21. Комарова Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного   творчества Ж.-К.Гюисманса: Автореф. М., 2003

       22. Большой энциклопедический словарь М.: изд. Норинт ,2004.- С.1456     2-е изд., перераб. и доп.

       23. П. Флоренский Сочинения в 4 томах. Том 3(1) М.,2000.- С. 446

       24. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.- М., 1999

       25. Львов-Рогачевский. Словарь литературных терминов. Т. 2. – 1925

       26. О. Половинкина Родственность Гюисмансу. Джон Донн и «конец века». Вопросы литературы ,2008 №3

      27. Савельев К.Н. Английский декаданс: французский фактор // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 11.  - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

      28. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 3. М., 1939;

     29. Квятковский А.П. Поэтический словарь М.: Изд-во Советская Энциклопедия,1966 , 376 страниц;

     30. Луначарский А. В. Собр. соч.,т. 5, М., 1966.

31. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. - Саратов: Лицей, 2006. - С. 134.

32. Толмачев В.М.  // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001.

33. Фриче В. М., Очерк развития западно-европейской литературы, Гиз, М., 1922;

34. «Литературное наследие Г. В. Плеханова», сб. III, Соцэкгиз, 1936, стр. 206 — 207).

35. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970;

36. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М.: Изд. дом Международного университета в Москве, 2006;

37. Уайльд О. Избранные произведения в двух томах. М., 1993;

38. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.

39. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968-1971.

40. Жукоцкий В.Д: Шеллинг и русский символизм .Вестник ТюмГУ, 2004, № 1. С. 45-57.

41. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.

42. Шопенгауэр А. О зрении и цветах (Über das Sehn und die Farben, 1816);

43. Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М., 1989;

44. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

45. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.

46. Ньютон И., Лекции по оптике, М. - Л., 1946;

 


Информация о работе Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"