Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Вообще, творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса 8
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве Гюисманса 8
1.2. Символика цвета в различных теориях. 20
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» 34
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот» 34
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента (портрет, дом героя) 40
Заключение. 49
Список используемой литературы. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ж. К. Гюисманс - 24.03.11.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Теперь перейдём к анализу символики цвета  гостиной.

«Еще в те времена, когда дез Эссенту хотелось казаться оригинальным, он причудливо и пышно обставил гостиную, устроив  в ней всякие укромные уголки, устланные разноцветными коврами: их цвета были разными, но вместе с тем в них проступало неуловимое сходство, смутное соответствие оттенков — сочетание светлого с темным, изысканного с грубым, на манер его любимых латинских и французских книг. И он забирался в один из этих уголков, в тот, цвета которого словно бы передавали суть книги, которую в данный момент ему вздумалось взять в руки». [2]

Как мы видим, в  описании гостиной не присутствует никаких  конкретных оттенков цвета. Но, тем не менее, стоит отметить, что цветовая гамма данной комнаты была не однотонной, а разноцветной, что говорит о быстрой смене настроений главного героя и о его душевной неустойчивости.

Занимательно  описание столовой дез Эссента, которую  он обставил по случаю «поминок по скоропостижно скончавшейся мужественности»: «стены затянули черным, дверь распахнули в сад, по этому случаю также преображенный: аллеи были посыпаны углем, небольшой водоем окаймлен базальтом и наполнен черными чернилами, цветник уставлен туей и хвоей. Ужин подали на черной скатерти, на столе стояли корзины с темными фиалками и скабиозами, горели зеленым огнем канделябры, мерцали свечи в подсвечниках… Из тарелок с черной каймой гости ели черепаховый суп, русский черный хлеб, турецкие маслины, черную икру, зернистую и паюсную, копченые франкфуртские колбаски, дичь под соусом цвета лакрицы и гуталина, трюфеля, ароматные шоколадные кремы, пудинги, виноградное варенье, чернику, чернослив и черешню. Пили из бокалов дымчатого хрусталя лиманское, тенедосское, русильон, валь-де-пеньяс и портвейн, а после кофе с ореховым ликером потягивали квас, портер и темное пиво». [2]

Во всех деталях  обстановки столовой, в блюдах, посуде и напитках присутствуют лишь тёмные, траурные цвета.

Самое тщательное описание даётся остальным комнатам дома дез Эссента.

Выбирая самую  оптимальную гамму для своего будущего дома, дез Эссент перебрал практически все возможные оттенки: синий, переходящий в зелёный, тёмно-синий, кобальт, индиго,чёрный, голубой, серый, светло- синий, нежно- голубой, бирюзовый, жемчужно- серый, грязно- белый, коричневый, тёмно- зелёный, малахитовый, хвойный, ярко- и светло- зелёные цвета- павлиний глаз, гуммилак (смолистое вещество красного цвета), киноварь (ртутный минерал, имеет красивую алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови), розовые тона – лососина, чайная роза, фиолетовый. Все эти цвета и оттенки дез Эссент отсеял в процессе выбора, отдав предпочтение лишь трём цветам.

«Итак, оставались лишь три цвета: красный, желтый, оранжевый».       Оранжевый цвет.

«…люди болезненные  и истерики — их чувственный аппетит  просит острого, пряного, и они в  своих перевозбуждении и немощи все, как один, любят именно этот раздражающий, бьющий по нервам и полный призрачного блеска оранжевый цвет». [2]

Оранжевый –  любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный. Он связан с медициной, способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. В астрологии – это цвет cолнца. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций обоих полов.

В тантре усматривается  в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству. Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и так далее. Каббала придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. Вообще же, оранжевый цвет символизирует и часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. По данным цветоаналитиков, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений.

Оранжевый цвет – это активная интенсификация самораскрытия  и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.

Таким образом, можно сделать вывод, что дез  Эссент выбрал оранжевый цвет подсознательно, не задумываясь о его значении. Но из всего выше сказанного видно, что выбор главного героя был не случайным. Дез Эссент любил роскошь, и оранжевый как нельзя более лучше подходит для выражения роскоши. Так же он любил и удовольствия, которые вызывают возбуждение. Дез Эссент был склонен к переживаниям из- за его не очень счастливого детства: «Детство последнего из дез Эссентов было мрачным… Родители занимались мальчиком мало… Он читал или мечтал, до ночи упиваясь одиночеством».[2] И поэтому он так же выбирает оранжевый цвет. Ну и, конечно же, внутреннее влечение к «сладострастно-радостным впечатлениям» дало о себе знать.

«Дез Эссент выбрал оранжевый, подтвердив тем самым  теорию, которую всегда считал математически точной: художественные натуры связаны с цветом, любимым и, выделяемым ими.».

             Следующий цвет – красный.

«Оранжевый  может вспыхнуть и зачастую переходит  в рыжий, в огненно-красный». [2]

В «Словаре символов»  Джека Тресиддера красный цвет означает мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости.

Красный – эмблематический  цвет как богов солнца, так и  богов войны и власти в целом. В символизме присутствует и негативный аспект – его иногда связывали со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета и змееподобного бога Хаоса – Апепа. В кельтской традиции смерть выглядит как красный всадник. Как цвет возбуждения, он также связан со сферой секса, например, с фаллическим культом Приапа в Древней Греции и с "блудницей в багряном" в проституции. Более часто, однако, его символизм носит позитивный характер. В Китае, где красный был цветом династии Шу и юга, его считали счастливейшим из всех цветов и связывали с жизнью, благополучием, энергией и летом. Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность, но в Азии красная метка имела защитное значение. В китайском театре красная краска на лице актеров выделяет их как избранных. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы "вписать жизнь" в мертвых. Даже в христианстве, где красный в основном символ самопожертвования Христа, его Страстей, он был также эмблемой воинов Господа – крестоносцев, кардиналов и паломников. В алхимии красный символизирует серу и очищающий огонь.

Итак, что же мы можем выделить из этой характеристики красного цвета? Действительно, красный- цвет «импульса, эмоций, страсти и  любви», но это также и цвет «радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости». У дез Эссента этого не было, он был одинок, нездоров и несчастлив, и, возможно, внутри себя стремясь к этой счастливой, благополучной и радостной жизни, полной позитивных моментов, он наполнил интерьер своего дома в Фонтенее оттенками красного.

И, наконец, жёлтый цвет.

«А, в частности, любители поволочиться за дамами и  вообще люди полнокровные, сановники, здоровяки, которые презирают половинчатость, мимолетность и бросаются во все очертя голову, они обожают и ярко-желтые, и кричаще-красные, карминные, и зеленый хромовый. Эти цвета ослепляют и опьяняют их».

Д. Тресиддер  определяет жёлтый цвет, как наиболее противоречивый из всех основных цветов по своей символике – от позитивного  до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим свадебным цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства ими Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую "звезду Давида" во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом и болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина - желтый крест ставили на чумных домах. Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих листьев и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм, из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения и отделения от суетного мира.

 

 

 

Следующий объект для анализа это кабинет дез  Эссента.

«Часть полок  в его сине-оранжевом кабинете…».

«…он велел  выкрасить плинтусы лакированным индиго — темно-синей краской, какой  каретники покрывают панели экипажей…».

М. Люшер отмечает, что потребность в синем цвете  повышается при усталости и заболевании (как уже упоминалось ранее, дез  Эссент находился в состоянии  душевного неспокойствия). Также тёмно-синий цвет символизирует «ум». Если тёмно-синий становится на последнее место (а в нашем случае этот действительно так, дез Эссент сначала обработал стены кабинета, затянув их марокканской кожей, и только после этого занялся обработкой плинтусов и потолка), то можно говорить о неудовлетворённости, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Как раз этого-то и не хватало герою данного произведения. Он говорит о том, что презирает все человечество, что «мир состоит в основном из подлецов и дураков». Но на самом деле ему просто не хватает заботы, с самого детства он был один, «родители занимались мальчиком мало», и это отразилось на всей его дальнейшей жизни, чувство покинутости не оставляло его никогда.

М. Люшер также  выделяет в символике синего цвета  и  такой аспект, как первичное  материнское начало, единение, верность и доверие, любовь и самоотдача. Дез Эссент добавляет в свой кричащий оранжевый кабинет маленькую деталь- тёмно- синие плинтуса, как маленькую частичку любви и материнского тепла.

Если обратиться к словарю Тресиддера, то для него синий – цвет меланхолии, которая тоже была свойственна дез Эссенту.

Таким образом, мы описали основные цвета, которым  дез Эссент уделяет наибольшее внимание: красный, синий, оранжевый, жёлтый. И выявили характеристики личности главного героя, о которых говорит его выбор цветов. Это – замкнутость, неуравновешенность, одиночество, влечение к удовольствиям, желание иметь друга и жить нормальной , спокойной, счастливой жизнью.

 

                                       Заключение

По результатам исследования мы пришли к выводу, что роман «Наоборот» является знаковым и одним из наиболее противоречивых и интересных произведений  Ж. К. Гюисманса. Более того, этот роман является кульминационным в творчестве писателя, так как вобрал в себя все стороны его мироощущения.

  Своим произведением  Гюисманс одним из первых во  французской литературе делает  попытку разрушить классическую форму романа: в нем отсутствуют сюжет, интрига в традиционном понимании (все сведения о дез Эссенте, немногочисленные события его жизни вынесены в предисловие), герой (поскольку под героем всегда подразумевалось лицо действующее), нарушаются причинно-следственные связи. Размышления дез Эссента о современных литературе и живописи (Флобере, Готье, бр.Гонкурах, Золя, Верлене, Малларме, Редоне, Моро и др.) имеют характер вставных критических эссе или искусствоведческих трактатов. Гюисмансу в значительной степени удалось воплотить в реальность мечту героя "Наоборот" написать роман, сконцентрированный в одной-двух страницах, который "стал бы общностью мыслей писателя-мага и идеального читателя, духовным сотрудничеством ... наслаждением утонченных душ, доступным только им".

В ходе нашего исследования мы дали общее определение символа, опираясь на опыт учёных и литературоведов, которые работали в этой области и пришли к выводу, что символ выступает прежде всего как некий предметный или словесный знак, характеризующий художественный образ с определённой стороны, и дающий представление о воспроизводимой художником действительности. Также мы выяснили, что функция символа связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых «миров»». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции.

Помимо самого текста романа мы обращались конкретно к символике цвета, так как именно она является главной темой нашего исследования. Проанализировав основные цветовые образы символы первой части романа «Наоборот» мы пришли к следующим выводам:

Информация о работе Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"