Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:31, дипломная работа
Вообще, творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.
Введение. 3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса 8
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве Гюисманса 8
1.2. Символика цвета в различных теориях. 20
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» 34
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот» 34
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента (портрет, дом героя) 40
Заключение. 49
Список используемой литературы. 52
Теперь перейдём к анализу символики цвета гостиной.
«Еще в те времена, когда дез Эссенту хотелось казаться оригинальным, он причудливо и пышно обставил гостиную, устроив в ней всякие укромные уголки, устланные разноцветными коврами: их цвета были разными, но вместе с тем в них проступало неуловимое сходство, смутное соответствие оттенков — сочетание светлого с темным, изысканного с грубым, на манер его любимых латинских и французских книг. И он забирался в один из этих уголков, в тот, цвета которого словно бы передавали суть книги, которую в данный момент ему вздумалось взять в руки». [2]
Как мы видим, в описании гостиной не присутствует никаких конкретных оттенков цвета. Но, тем не менее, стоит отметить, что цветовая гамма данной комнаты была не однотонной, а разноцветной, что говорит о быстрой смене настроений главного героя и о его душевной неустойчивости.
Занимательно описание столовой дез Эссента, которую он обставил по случаю «поминок по скоропостижно скончавшейся мужественности»: «стены затянули черным, дверь распахнули в сад, по этому случаю также преображенный: аллеи были посыпаны углем, небольшой водоем окаймлен базальтом и наполнен черными чернилами, цветник уставлен туей и хвоей. Ужин подали на черной скатерти, на столе стояли корзины с темными фиалками и скабиозами, горели зеленым огнем канделябры, мерцали свечи в подсвечниках… Из тарелок с черной каймой гости ели черепаховый суп, русский черный хлеб, турецкие маслины, черную икру, зернистую и паюсную, копченые франкфуртские колбаски, дичь под соусом цвета лакрицы и гуталина, трюфеля, ароматные шоколадные кремы, пудинги, виноградное варенье, чернику, чернослив и черешню. Пили из бокалов дымчатого хрусталя лиманское, тенедосское, русильон, валь-де-пеньяс и портвейн, а после кофе с ореховым ликером потягивали квас, портер и темное пиво». [2]
Во всех деталях обстановки столовой, в блюдах, посуде и напитках присутствуют лишь тёмные, траурные цвета.
Самое тщательное описание даётся остальным комнатам дома дез Эссента.
Выбирая самую
оптимальную гамму для своего
будущего дома, дез Эссент перебрал
практически все возможные
«Итак, оставались лишь три цвета: красный, желтый, оранжевый». Оранжевый цвет.
«…люди болезненные и истерики — их чувственный аппетит просит острого, пряного, и они в своих перевозбуждении и немощи все, как один, любят именно этот раздражающий, бьющий по нервам и полный призрачного блеска оранжевый цвет». [2]
Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный. Он связан с медициной, способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. В астрологии – это цвет cолнца. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций обоих полов.
В тантре усматривается в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству. Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и так далее. Каббала придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. Вообще же, оранжевый цвет символизирует и часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. По данным цветоаналитиков, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений.
Оранжевый цвет – это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.
Таким образом, можно сделать вывод, что дез Эссент выбрал оранжевый цвет подсознательно, не задумываясь о его значении. Но из всего выше сказанного видно, что выбор главного героя был не случайным. Дез Эссент любил роскошь, и оранжевый как нельзя более лучше подходит для выражения роскоши. Так же он любил и удовольствия, которые вызывают возбуждение. Дез Эссент был склонен к переживаниям из- за его не очень счастливого детства: «Детство последнего из дез Эссентов было мрачным… Родители занимались мальчиком мало… Он читал или мечтал, до ночи упиваясь одиночеством».[2] И поэтому он так же выбирает оранжевый цвет. Ну и, конечно же, внутреннее влечение к «сладострастно-радостным впечатлениям» дало о себе знать.
«Дез Эссент выбрал оранжевый, подтвердив тем самым теорию, которую всегда считал математически точной: художественные натуры связаны с цветом, любимым и, выделяемым ими.».
Следующий цвет – красный.
«Оранжевый может вспыхнуть и зачастую переходит в рыжий, в огненно-красный». [2]
В «Словаре символов» Джека Тресиддера красный цвет означает мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости.
Красный – эмблематический цвет как богов солнца, так и богов войны и власти в целом. В символизме присутствует и негативный аспект – его иногда связывали со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета и змееподобного бога Хаоса – Апепа. В кельтской традиции смерть выглядит как красный всадник. Как цвет возбуждения, он также связан со сферой секса, например, с фаллическим культом Приапа в Древней Греции и с "блудницей в багряном" в проституции. Более часто, однако, его символизм носит позитивный характер. В Китае, где красный был цветом династии Шу и юга, его считали счастливейшим из всех цветов и связывали с жизнью, благополучием, энергией и летом. Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность, но в Азии красная метка имела защитное значение. В китайском театре красная краска на лице актеров выделяет их как избранных. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы "вписать жизнь" в мертвых. Даже в христианстве, где красный в основном символ самопожертвования Христа, его Страстей, он был также эмблемой воинов Господа – крестоносцев, кардиналов и паломников. В алхимии красный символизирует серу и очищающий огонь.
Итак, что же мы можем выделить из этой характеристики красного цвета? Действительно, красный- цвет «импульса, эмоций, страсти и любви», но это также и цвет «радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости». У дез Эссента этого не было, он был одинок, нездоров и несчастлив, и, возможно, внутри себя стремясь к этой счастливой, благополучной и радостной жизни, полной позитивных моментов, он наполнил интерьер своего дома в Фонтенее оттенками красного.
И, наконец, жёлтый цвет.
«А, в частности,
любители поволочиться за дамами и
вообще люди полнокровные, сановники,
здоровяки, которые презирают
Д. Тресиддер определяет жёлтый цвет, как наиболее противоречивый из всех основных цветов по своей символике – от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим свадебным цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства ими Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую "звезду Давида" во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом и болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина - желтый крест ставили на чумных домах. Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих листьев и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм, из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения и отделения от суетного мира.
Следующий объект для анализа это кабинет дез Эссента.
«Часть полок
в его сине-оранжевом кабинете…
«…он велел выкрасить плинтусы лакированным индиго — темно-синей краской, какой каретники покрывают панели экипажей…».
М. Люшер отмечает, что потребность в синем цвете повышается при усталости и заболевании (как уже упоминалось ранее, дез Эссент находился в состоянии душевного неспокойствия). Также тёмно-синий цвет символизирует «ум». Если тёмно-синий становится на последнее место (а в нашем случае этот действительно так, дез Эссент сначала обработал стены кабинета, затянув их марокканской кожей, и только после этого занялся обработкой плинтусов и потолка), то можно говорить о неудовлетворённости, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Как раз этого-то и не хватало герою данного произведения. Он говорит о том, что презирает все человечество, что «мир состоит в основном из подлецов и дураков». Но на самом деле ему просто не хватает заботы, с самого детства он был один, «родители занимались мальчиком мало», и это отразилось на всей его дальнейшей жизни, чувство покинутости не оставляло его никогда.
М. Люшер также выделяет в символике синего цвета и такой аспект, как первичное материнское начало, единение, верность и доверие, любовь и самоотдача. Дез Эссент добавляет в свой кричащий оранжевый кабинет маленькую деталь- тёмно- синие плинтуса, как маленькую частичку любви и материнского тепла.
Если обратиться к словарю Тресиддера, то для него синий – цвет меланхолии, которая тоже была свойственна дез Эссенту.
Таким образом, мы описали основные цвета, которым дез Эссент уделяет наибольшее внимание: красный, синий, оранжевый, жёлтый. И выявили характеристики личности главного героя, о которых говорит его выбор цветов. Это – замкнутость, неуравновешенность, одиночество, влечение к удовольствиям, желание иметь друга и жить нормальной , спокойной, счастливой жизнью.
По результатам исследования мы пришли к выводу, что роман «Наоборот» является знаковым и одним из наиболее противоречивых и интересных произведений Ж. К. Гюисманса. Более того, этот роман является кульминационным в творчестве писателя, так как вобрал в себя все стороны его мироощущения.
Своим произведением Гюисманс одним из первых во французской литературе делает попытку разрушить классическую форму романа: в нем отсутствуют сюжет, интрига в традиционном понимании (все сведения о дез Эссенте, немногочисленные события его жизни вынесены в предисловие), герой (поскольку под героем всегда подразумевалось лицо действующее), нарушаются причинно-следственные связи. Размышления дез Эссента о современных литературе и живописи (Флобере, Готье, бр.Гонкурах, Золя, Верлене, Малларме, Редоне, Моро и др.) имеют характер вставных критических эссе или искусствоведческих трактатов. Гюисмансу в значительной степени удалось воплотить в реальность мечту героя "Наоборот" написать роман, сконцентрированный в одной-двух страницах, который "стал бы общностью мыслей писателя-мага и идеального читателя, духовным сотрудничеством ... наслаждением утонченных душ, доступным только им".
В ходе нашего исследования мы дали общее определение символа, опираясь на опыт учёных и литературоведов, которые работали в этой области и пришли к выводу, что символ выступает прежде всего как некий предметный или словесный знак, характеризующий художественный образ с определённой стороны, и дающий представление о воспроизводимой художником действительности. Также мы выяснили, что функция символа связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых «миров»». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции.
Помимо самого текста романа мы обращались конкретно к символике цвета, так как именно она является главной темой нашего исследования. Проанализировав основные цветовые образы символы первой части романа «Наоборот» мы пришли к следующим выводам:
Информация о работе Символика цвета в романе Ж.К. Гюисманса "Наоборот"