Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:51, реферат
Літературознавство як наука, що вивчає художню літературу, розвивалася з найдавніших часів, спершу — в річищі філософії та естетики, а з кінця XVIII століття — як самостійна дисципліна.
Cучасне літературознавство як наука про художню літературу об'єднує три провідні галузі: теорію літератури, історію літератури та літературну критику. Правда, окремі дослідники не вважають літературну критику складовою частиною літературознавства. Теорія літератури вивчає звязки, тенденції, те, що можна узагальнити.
54. ПОСТСТРУКТУРАЛІЗМ ТА РЕКОНСТРУКЦІЯ.
Основними новітніми напрямами у вивченні літератури стали пост структуралізм та деконструкція, як реакція на новітні філосовскі та філологічні доктрини. Ключевой фигурой постструктурализма и деконструктивизма является Жак Деррида. Его работы “Глас (1974) и “Почтовая открытка: От Сократа к Фрейду и дальше” (1980),”Окрестности" (1986), “О духе: Проблема Хайдеггера" (1987),”Психея: Открытие другого" (1987)
Постструктурализм утверждает
принцип "методологического сомнения"
по отношению ко всем позитивным истинам,
установкам и убеждениям, существовавшим
и существующим в западном обществе и
применяющимся якобы для его "легитимации",
т. е. самооправдания и узаконивания. В
самом общем плане теория постструктурализма2--
это выражение философского релятивизма
и скептицизма, "эпистемологического
сомнения", являющегося по своей сути
теоретической реакцией на позитивистские
представления о природе человеческого
знания.Во всех отношениях постструктурализм
выступает как теория, которая действительно
наступила после структурализма, подвергнув
все основные положения последнего решительной
критике.
Ее смысл как специфической методологии
исследования литературного текста включается
в выявлении внутренней противоречивости
текста, в обнаружении в нем скрытых и
незамечаемых не только неискушенным,
"наивным" читателем, но ускользающих
и от самого автора ("спящих", по выражению
Жака Дерриды) "остаточных смыслов",
доставшихся в наследие от речевых, иначе
-- дискурсивных, практик прошлого, закрепленных
в языке в форме неосознаваемых мыслительных
стереотипов,
которые в свою очередь столь же бессознательно
и независимо от автора текста трансформируются
под воздействием языковых клише его эпохи.
Все это и приводит к возникновению в тексте
так называемых "неразрешимостей",
т. е. внутренних логических тупиков, как
бы изначально присущих природе языкового
текста, когда его автор думает, что отстаивает
одно, а на деле получается нечто совсем
другое. Выявить эти "неразрешимости",
сделать их предметом тщательного исследования
и является задачей деконструктивистского
критика.
Из этого возникает еще одна проблема.
Поскольку утверждается, что язык, вне
зависимости от сферы своего применения,
неизбежно художественен, т. е. всегда
функционирует по законам риторики и метафоры,
то из этого следует, что и само мышление
человека как такового -- в принципе художественно,
и любое научное знание существует не
в виде строго логического изложения-исследования
своего предмета, а в виде полу- или целиком
художественного произведения, художественность
которого просто раньше не ощущалась и
не осознавалась, но которая только одна
и придает законченность знанию. Здесь
следует упомянуть о теории так называемого
"нарратива", "повествования".
Ее самыми влиятельными теоретиками являются
французский философ Жан-Франсуа Лиотар
и американский литературовед Фредрик
Джеймсон. Постструктуралисты отождествляли
сознание человека с письменным текстом
как якобы единственным возможным средством
его фиксации более или менее достоверным
способом. В конечном счете эта идея свелась
к тому, что буквально все стало рассматриваться
как текст: литература, культура, общество,
история и, наконец, сам человек.
Положение, что история и общество могут
быть прочитаны как текст, привело к восприятию
человеческой культуры как единого интертекста,
который в свою очередь служит как бы предтекстом
любого вновь появляющегося текста.
Идея того, что автор убивает собственное
произведение. Автор—это функция, а не
творец.
Деконструктивизм - Литературно-критическая « практика » постструктурализма. Виник у Франції у 60 р Идея деконструкции была выдвинута французским философом Жаком Деррида в середине 60-х годов. Концепция Деррида вращается вокруг проблем ЯЗЫКА и - шире - ситуаций обозначения и истолкования. Д --особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию. Суть деконструкции состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной (сравни принцип дополнительности). Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом (сравни диалогическое слово М.М. Бахтина). Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие по самому себе.( книженция «Вини Пух»,после деконструктивного анализа переросла из отряда детской литературы во взрослую) В пространстве поэтики постмодернизма деконструкция происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе. У Даниленко:- децентрування структури(відсутн центру)- текст може конструюватись, доконструйовуватись, дописув, перепис, описуватись , -- поза текстом нічого не існує ,-- ідея тексту без контексту.
4 См.: Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы//Контекст-1989, 1990, 1991, 1992. М.,1989 –1992; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997 (гл. «Философская герменевтика от Фр. Шлейермахера к Г. Гадамеру»).
5 Шлейермахер Ф.Д.Е. Герменевтика. С. 233.
6 См.: Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 152, 222.
Информация о работе Теорія літератури з-поміж інших літературознавчих дисциплін. Поетика