Шизоанализ как одно из направлений постструктурализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

В работе выявляются ведущие принципы и методы шизоанализа в романах С. Соколова «Школа для дураков» и «Между собакой и волком», анализируется соотношение внутреннего мира героев обоих романов с окружающей их действительностью, даётся оценка авторской позиции в произведениях, а также рассматривается система субъектов речи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………................................................................................................................
ГЛАВА 1. ШИЗОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА
1.1. Феномен постмодернизма: сущность и истоки…………………………………..
1.2. Концепция шизоанализа: от философии к литературе…………………………...
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ШИЗОАНАЛИЗА В РОМАНЕ С. СОКОЛОВА «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ»
2.1. Соотношение внутреннего мира героя с окружающей его действительностью в романе С. Саши Соколова «Школа для дураков»…………………………………….
2.2. Авторская позиция в романе С. Соколова «Школа для дураков»………………..
ГЛАВА 3. РОЛЬ ШИЗОАНАЛИЗА В РОМАНЕ С. СОКОЛОВА «МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ»
3.1. «Сумеречное состояние» героев С. Соколова как ведущий принцип шизоанализа…………………………………………………………………………...
3.2. Система субъектов речи в романе………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Шизоанализ С. Соколова.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)


5

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………................................................................................................................

3

ГЛАВА 1. ШИЗОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА

1.1. Феномен постмодернизма: сущность и истоки…………………………………..

 

 

8

1.2. Концепция шизоанализа: от философии к литературе…………………………...

12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ШИЗОАНАЛИЗА В РОМАНЕ С. СОКОЛОВА «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ»

2.1. Соотношение внутреннего мира героя с окружающей его действительностью в романе С. Саши Соколова «Школа для дураков»…………………………………….

2.2. Авторская позиция в романе С. Соколова «Школа для дураков»………………..

 

 

 

25

35

ГЛАВА 3. РОЛЬ ШИЗОАНАЛИЗА В РОМАНЕ С. СОКОЛОВА «МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ»

3.1. «Сумеречное состояние» героев С. Соколова как ведущий принцип шизоанализа…………………………………………………………………………...

 

 

 

42

3.2. Система субъектов речи в романе………………………………………………

51

Заключение……………………………………………………………………………

60

Список использованных источников………………………………………………….

63

 

 

 


Введение

 

Русская литература XX века на протяжении своего развития усложнялась в формах и методах подхода к художественному освоению действительности, причём один из последних качественных скачков литературной эволюции резко обозначился в произведениях 60-80 годов. Рубеж 50-60 годов явился тем временем, когда объектом изображения многих писателей становятся общечеловеческие ценности, в результате чего обновляется персонажный ряд произведений, возникают новые жанрово-стилистические структуры, а одним из средств изображения внутреннего мира героя становится повествование от первого лица, к которому в период 60-80 годов обращались такие разные по стилю прозаики, как В. Белов, С. Залыгин, В. Шукшин, Ю. Казаков, Ю. Трифонов, А. Битов, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, Вен. Ерофеев, Саша Соколов, Е. Попов, С. Довлатов и многие другие. В этот период происходит активное становление новых стилевых форм, выработка самобытных организаций повествования, соответствующих художественным задачам своего времени, разрушение нормативно-обезличенного повествования, монологичности художественной речи; намечается поворот в сторону диалога между автором и героем, героем-повествователем и читателем и установление «индивидуального» стиля как автора, так и героя-повествователя.

Саша Соколов ещё со школьных лет построил собственную классификацию писателей: «медленные или медленно-пишущие, то есть настоящие, и быстрые или быстро-пишущие, то есть борзописцы или графоманы» [17, c. 201]. Год от года он пишет всё медленнее и медленнее, тщательно обдумывая написанное, в результате крупные его произведения появляются со значительной временной дистанцией: «Школа для дураков» была опубликована в 1976 году, роман «Между собакой и волком» в 1980 и роман «Палисандрия» - в 1985 году.

И. Скоропанова пишет: «Соколов называет себя мастером «медленного письма» - медленного и по темпу создания (ибо работа над прозаическим текстом осуществляется по принципу создания поэтического текста и неотъемлема от словотворчества, образотворчества, филигранной отделки стиля), и по ритму (повествование, как правило, разворачивается неспешно, почти незаметно для глаз читателя, подчиняется инерции избранного стиля)» [57, c. 321]. Саша Соколов так поясняет специфику собственной «медлительности»: «Как День Творения не имеет ничего общего с днём календарным, так и художественная медлительность, например, - Леонардо, не есть медлительность идиота или сомнамбулы. Это неторопливость другого порядка. Текст, составленный не спеша, густ и плотен. Он подобен тяжёлой летейской воде... Текст летейской воды излучает невидимую, но слегка осязаемую энергию» [60, c. 31].

Роман Саши Соколова «Школа для дураков» (1976) вышла в свет благодаря Карлу Профферу, основателю издательства «Ардис» (Мичиган), в то время, когда автор эмигрировал из страны (1975), вследствие того что, во-первых, находился под неусыпным наблюдением КГБ, а во-вторых, не имел возможности печататься и свободно творить в СССР.

Творчество писателя вызвало пристальное внимание литературоведов. Подобный интерес обусловлен и своеобразным языком произведений, и необычной пространственно - временной организацией, и оригинальными образами, созданными каждым из писателей.

На творчество Саши Соколова существует большое количество откликов. Первые из них появились в Америке в связи с публикацией романа «Школа для дураков». Карл Проффер пишет письмо молодому прозаику, в котором высказывает свой хвалебный отзыв о «Школе для дураков». Карл Проффер показал рукопись Иосифу Бродскому, который тоже высоко оценил талант начинающего автора, и, кроме того, Проффер отправил фотокопию «Школы...» Владимиру Набокову с просьбой прочитать книгу и дать ответ. Ответ Набокова был следующим: «Я прочитал «Школу для дураков» Соколова... Это самая лучшая книга из современной советской прозы, которую Вы когда-либо опубликовали» [цит. по: 32, с. 213].

Интерес к Соколову в эмигрантских интеллектуальных кругах довольно велик. Соколов относится к числу пяти писателей-эмигрантов, представленных в специальном сборнике «Форум третьей волны», опубликованном в «Славянском восточноевропейском журнале». Его творчеству был посвящён целый номер «Канадско-американских учёных записок по славянским проблемам». Такие эмигрантские журналы, как «Синтаксис» (Париж), «Беседа» (Ленинград - Париж), «A-la» (Париж) публиковали критические отзывы, знакомящие читателей с творчеством Соколова.

Василий Аксёнов на встрече с писателями-эмигрантами в Копенгагене заявил, что Соколов - это «лучший стилист и признанный лидер современных лексических новаций среди писателей-эмигрантов, пользующихся большой популярностью на Западе» [цит. по: 53, с. 5]. В 1996 году Соколову была присуждена Гамбургская Пушкинская премия, учреждённая в 1989 году Фондом Альфреда Топфера и вручаемая совместно с русским ПЕН - центром.

Среди российских литературоведов, писавших о Саше Соколове, обращают на себя внимание А. Зорин, О. Дарк, П. Вайль и А. Генис, М. Волгин, А. Бродская, Г. Муриков. Все они отмечают необычность стиля и писательской манеры Саши Соколова. Творчеству Саши Соколова посвящена работа М.Л Кременцовой «Своеобразие прозы Саши Соколова», в которой крупные произведения Соколова, «Школа доля дураков», «Между собакой и волком» и «Палисандрия», вписываются в контекст литературы постмодернизма. П. Вайль и А. Генис отмечают, что «Соколов исповедует пантеизм языка. У него говорящая лексика, фонетика, синтаксис, грамматика» [11, c. 16].

И. Скоропанова объясняет подобную оторванность автора от реальности тем, что Соколов является художником в «чистом виде», выступая за отделение «изящного от государства, политики, средств информации, средств производства, всего, что сковывает свободу творчества, посягает на автономность литературы. Он изгоняет из своих произведений сюжет, диалог, «сфотографированного» героя, основное внимание сосредоточивает на самой словесной ткани, не заслоняемой у него ничем, особое пристрастие испытывает к приёму «поток сознания», позволяющему воспроизвести «язык души» («праязык души»), воссоздать «неотредактированный» процесс саморефлексии» [57, c. 324].

Доминирующим у Соколова является не «что», а «как», хотя писатель «убеждён, что граница между «что» и «как» должна быть неопределённой, как прозрачная пелена тумана». Литература для него - прежде всего феномен языка, и он безмерно дорожит хлебом насущным «всеизначально самоценного слова», мечтая поднять современную русскую прозу до уровня поэзии» [57, c. 324].

Актуальность изучения индивидуального стиля Саши Соколова определяется тем, что произведения этого писателя занимают особое место в современной русской литературе из-за характерного для них языкового новаторства, множественности приемов языковой игры, изощренности формы, связанных со спецификой художественного мировоззрения автора.

В произведениях Саши Соколова благодаря разнообразным приемам языковой игры слово становится точкой пересечения нескольких смыслов, ассоциативно связанных с его звуковой оболочкой. Непредсказуемость значений слов в романах этого писателя, влияние на них различных ассоциаций рождают новые образы, приводят к бесконечным метаморфозам образов.

Цель данного исследования – изучить принципы шизоанализа и их воплощение в творчестве Саши Соколова на примере его романов «Школа для дураков» и «Между собакой и волком». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать характеристику шизоанализа как одному из направлений постструктурализма;

1. рассмотреть соотношение внутреннего мира героя с окружающей его действительностью в романе С. Саши Соколова «Школа для дураков»;

2. определить авторскую позицию в романах С.Соколова «Школа для дураков» и «Между собакой и волком»;

3. пранализировать собенности проявления шизоанализа в романе С. Соколова « Между собакой и волкои»

Научная новизна исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть квалифицированы как тенденции в развитии русской литературы.

Методологическая основа: литературные материалы по истории русской литературы XX века; научные труды по развитию шизоанализа в литературе модернизма и постмодернизма; методические пособия и статьи по творчеству Саши Соколова.

Теоретическая значимость работы: определяется тем, что в ней содержится описание индивидуального стиля писателя, в языке которого проявилась интеграция модернистских и постмодернистских методов в литературе XX века. Показано влияние шизоанализа на формирование и развитие ключевых образов в произведениях писателя.

Практическое применение работы: материалы курсовой работы могут быть использованы в учебных пособиях по литературе для высших учебных заведений, при чтении спецкурсов по литературе русского зарубежья, при проведении спецсеминаров, посвященных актуальным проблемам литературы XX века.

Основные методы работы: историко-литературный и сравнительно-исторический.


Глава 1. Деконструктивизм как литературно-критическая практика постструктурализма

 

1.1.                Феномен постмодернизма: сущность и истоки

 

История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна. В предельно широком контексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций» [16, с. 111], связанных с ощущением завершенности целого этапа культуристорического развития, изжитости «современности» вступления в полосу эволюционного кризиса. Породившие постмодерн веяния отразили изменения в сознании и коллективном бессознательном человечества, разочарованного результатами реализации господствовавших в XX в. мировых идей и проектов «законодательного разума», подошедшего к грани самоуничтожения, нащупывающего пути к медиативному сосуществованию столь отличных друг от друга и имеющих собственные интересы рас, народов, наций, государственно-политических, общественных и религиозных систем, не говоря уже об отдельных людях. Чтобы выжить, общества сегодня «обязаны выработать и освоить менталитет, адекватный инструментальному могуществу и предполагающий чрезвычайно высокую степень терпимости, готовности к самокритике и компромиссам» [34, с. 14]. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению, служит базой для выявления объединяющих человечество ценностей, не привязанных к какой-либо одной центрирующей идеологии, религии, философии.

Постмодерн заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозный феномен,  предполагающий диалог на  основе  взаимной  информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества» [25, с. 94]. В политике это выражается распространением различных форм постутопической политической мысли; в философии — торжеством постметафизики, пострационализма, постэмпиризма; в этике — появлением постгуманистических концепций антипуританизма, антиуниверсализма; в эстетике — ненормативностью постнеклассических парадигм; в художественной жизни — принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода [26, c. 54].

Информация о работе Шизоанализ как одно из направлений постструктурализма