Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").
При использовании
этого выразительного средства автор
располагает тезисы, аргументы свои
мысли и т.д. по мере увеличения их
важности или убедительности. Подобное
последовательное изложение позволяет
многократно увеличить
Параллелизм (от греч. parallelos — идущий рядом) — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, сообщает поэтической речи особенную выразительность и в зависимости от контекста произведения имеет в художественной литературе самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Наиболее
распространёнными формами
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д.; наиболее распространённым видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да
светил месяц во полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины...
Или:
Раскудрявая
берёзка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь...
В
отличие от прямого параллелизма
различают параллелизм
Например, у Пушкина:
Не стая воронов
слеталась
На груды тлеющих костей.
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась...
(«Братья-разбойники».)
Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин).
Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.
Это соподчинение может и не быть логически точным. Так, пословицы: «Редко, да метко», «Мал золотник, да дорог» построены антитетически, хотя взятые отдельно понятия редкий и меткий, малый и дорогой не являются логически соподчиненными, как свет и тьма, начало и конец; но в данном контексте эти понятия соподчиняются в силу того, что слова, «редко» и «мал» берутся с определенной спецификацией их значения применительно к сопоставленным с ними и взятым в прямом смысле словам «метко» и «дорог». Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник»
Как
средство усиления выразительности, антитеза
применяется в следующих
Во-вторых,
антитетические понятия или образы
могут своей совокупностью
В
третьих, антитетический образ (или
понятие) может привлекаться для
оттенения другого образа, который стоит
в центре внимания. Выражаемому предмету
соответствует тогда только один из членов
антитезы, другой же член имеет служебное
значение усиления выразительности первого.
Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения.
Так, у Державина:
«Где стол был яств,
Там гроб стоит».
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.
Э́ллипсис — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения.
Не тут-то
[было]. Море не горит (Крылов)
Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое
штыком (Твардовский).
Татьяна ах!, а он реветь (Пушкин)
Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под
ребра. (Твардовский)
Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку,
та - бежать и вприпрыжку под кровать! (Чуковский)
| |||||||
Композиция(от лат. compositio - составление - связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция) Основных комп. приемов всего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж. Повтор – один из самых
простых и в то же время самых
действенных приемов Ночь, улица, фонарь, аптека, Здесь замкнутый круг жизни,
возврат к уже пройденному как
бы физически воплощается в композиции
стихотворения, в композиционном тождестве
начала и конца. Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “и я тоже Собакевич!” или «и я тоже очень похож на Собакевича!”». По тому же принципу усиления
действует подбор художественных образов
в рассказе Чехова «Человек в футляре»:
«Он был замечателен тем, что
всегда, даже в очень хорошую погоду,
выходил в калошах и с зонтиком
и непременно в теплом пальто на
вате. И зонтик у него был в
чехле из серой замши, и когда
вынимал перочинный нож, чтобы очинить
карандаш, то и нож у него был
в чехольчике; и лицо, казалось, тоже
было в чехле, так как он все
время прятал его в поднятый воротник.
Он носил темные очки, фуфайку, уши
закладывал ватой, и когда садился
на извозчика, то приказывал поднимать
верх». В более широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов: например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова «Парус» и т.п. Противопоставление – очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции. Контаминация, объединение
приемов повтора и Прием зеркальной композиции – один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется уделить достаточно внимания. Последний композиционный прием
– монтаж, при котором два образа,
расположенные в произведении рядом,
рождают некоторый новый, третий
смысл, который появляется именно от
их соседства. Так, например, в рассказе
Чехова «Ионыч» описание «художественного
салона» Веры Иосифовны соседствует с
упоминанием о том, что из кухни слышалось
звяканье ножей и доносился запах жареного
лука. Вместе эти две детали создают ту
атмосферу пошлости, которую и старался
воспроизвести в рассказе Чехов. Ни слава, купленная кровью, Лермонтов. Родина Наиболее распространенным
приемом организации То же самое можно наблюдать,
например, и в использовании приема
усиления: в приведенных выше примерах
из Гоголя и Чехова он организует отдельный
фрагмент текста, а, скажем, в стихотворении
Пушкина «Пророк» становится общим
принципом композиции всего художественного
целого (кстати, это очень ярко проявляется
в исполнении Ф.И. Шаляпиным романса
П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина). Таким образом, в дальнейшем
мы будем различать повтор, противопоставление,
усиление и монтаж как собственно
композиционный прием и как принцип
композиции.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. Художественное произведение представляет собой сложное целое, во внутренней организации, в соотношении отдельных элементов которого существует строгая закономерность. Произведения различаются не только по жанрово-родовым признакам, но и по сюжету и композиции. Фабула - это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении. Однако само по себе событие или факт, почерпнутый из окружающей жизни, еще не составляет художественного произведения. Фабула в результате творческой деятельности писателя реализуется в сюжете. Так, в основу романа Горького «Мать» легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих. Прототипами Павла Власова и Пелагеи Ниловны послужили участники сормовских событий - Петр Заломов и его мать. Но роман «Мать» не является научно-документальным исследованием, в котором с хроникальной точностью воспроизводятся исторические факты. Горький
изобразил в романс в обобщенно-художественной
форме процесс пробуждения Сюжет в произведении словесного искусства всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимал под сюжетом «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и организации того или иного характера, типа. Сюжет изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров.' Отсюда можно сделать вывод о том, что сюжет, во-первых, имеет-глубокий социально-исторический смысл: он обусловлен конкретными явлениями жизни (например, в романе «Мать» революционными событиями 1905 г.) и должен соответствовать им. Во-вторых, в сюжете все должно быть мотивировано изображаемыми характерами, т. е. подчинено наиболее глубокому раскрытию становления этих характеров. Так, в романе «Мать» Горький сосредоточивает внимание в основном на «истории роста» Пелагеи Ниловны и Павла как сознательных революционных борцов. Следовательно, сюжет - это «вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй характеров». Сюжетность является специфическим свойством литературы. В эпических и драматических произведениях сюжет обычно фабульный (событийный). В лирике, как правило, событийного сюжета нет; сюжет в ней выступает в своеобразной форме - как движение чувств, переживаний и мыслей человека (например, «Я вас любил...» Пушкина, «И скучно и грустно...» Лермонтова, «О, весна без конца и без краю...» Блока, «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенина). Иногда и в лирическом произведении отчетливо проявляется фабула, придающая ему повествовательное звучание («Зимний вечер» Пушкина, «Три пальмы» и «Дары Терека» Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, «Стихи о советском паспорте» Маяковского). В свою очередь, некоторые «бессобытийные» эпические произведения, посвященные изображению природы («Лес и степь» Тургенева), душевных движений, переживаний и чувств человека в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром («Певцы» Тургенева, «Палата №6» Чехова, «Судьба человека» Шолохова), пронизаны глубоким лиризмом. Художественная цельность таких произведений определяется единством душевного состояния героев. В «Певцах», например, важен не сам факт состязания Якова-Турка и рядчика, а реакция слушающих. Даже в фабульных произведениях существенны не события как таковые, а внутренняя связь между ними, т. е. движение событий, в процессе которого выявляются противоречия во взаимоотношениях людей. Столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе сюжета, составляет к о н ф л и к т произведения. Собственно, сюжетное движение и есть движение конфликта. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета. Композиция
- это построение художественного
произведения, расположение его частей
в определенной системе и последовательности.
Однако композицию нельзя рассматривать
лишь как структуру произведения,
как последовательность глав, сцен
и т. д. В силу того что основным
средством художественного Основными способами изображения являются повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка - интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская характеристика, характеристика «со стороны» - другими персонажами, самохарактеристика - исповедь, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д. Конфликт (лат. конфликтус –
столкновение, разногласие, спор)- это
борьба, столкновение на которых построено
развитие сюжета в художественном произведении.
Он придаёт остроту сюжету и определяет
глубину содержания произведения. |
Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.
В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).
Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе, как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.
Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Назовем этот тип сюжета динамическим. В другом типе сюжета - назовем его, в противоположность первому, адинамическим -развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много вне сюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках», «Моей жизни» и других произведениях Чехова, «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека и т.д. Есть остаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и перечитывание только от начала до конца. Естественно, что при адинамическом сюжете анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и вовсе невозможен.
Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические - на субстанциальных. Указанная закономерность не имеет характера жесткой стопроцентной зависимости, но все же в большинстве случаев это соотношение между типом конфликта и типом сюжета имеет место.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - вставные эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.В. э. в сказке - присказка, в былине - запев.
Стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, которое характеризует художественное своеобразие крупной художественной эпохи (стиль эпохи), отдельного художественного направления (стиль направления), манеры отдельного писателя (стиль писателя). Понятие «стиль» близко к понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры.
Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.
Стиль — художественное
мышление, характерное для определенного
этапа его исторического
В античном (раннем, древнем)
искусстве стили отсутствуют, античные
художники следовали
Итак, стиль — исторически обусловленное единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения. Стиль возникает как результат художественного освоения действительности, которая отражается в художественных образах. Своеобразие стиля определяется спецификой конкретной исторической действительности. Например, в русской литературе конца XVIII и первой четверти XIX века одна группа писателей создавала сентиментальные повести, сентиментально-романтические поэмы, изображающие события личной, интимной, сердечной жизни. Эти произведения отличались мечтательностью настроений, тяготением к таинственному и фантастическому и соответствующими особенностями композиции, лексики, интонации. Другая группа поэтов в этот период писала легкие, изящные, игривые стихотворения. Третья группа писателей в ту же эпоху выступала в литературе с авантюрными романами и повестями. Существовала и четвертая группа — архаисты, которые пытались подражать Державину, продолжали культивировать жанры XVIII века. Они писали напыщенные оды и поедания, восхваляя в них монарха и его вельмож. Каждая из этих групп писателей по-разному отражала социальную жизнь и отличалась своим стилем. ' t \
Огромное значение для возникновения и развития стилей имеет творческое усвоение и переработка тех поэтических ценностей, которые накоплены в устном народном творчестве. Величайшие художники мировой литературы основывали свое творчество на заимствовании фольклорных образов, мотивов, сюжетов (например, Пушкин). В процессе создания нового стиля громадное значение имеет и творческая личность писателя, индивидуальные черты его таланта. Стиль не существует вне отдельного, индивидуального творчества. Талантливый писатель не только глубже и яснее других осознает проблемы современной ему эпохи, не только шире и многостороннее отображает действительность, но и находит для художественного выражения всего этого своеобразные, уникальные формы и приемы. На основе глубокого исследования жизни, ее отношений и противоречий, писатель может выявить и отобразить новые стороны действительности, новые проблемы и т. д.
Различные стили играют в литературе разную роль. Например, стиль Пушкина оказал колоссальное влияние на развитие всей русской литературы, в отличие от стиля какого-нибудь второстепенного поэта. Стиль существует и развивается до тех пор, пока в действительности не происходят глубокие, решающие изменения, которые требуют другой формы и содержания, то есть другого стиля.
Организующий принцип предопределяет отбор автором определённых сюжетов, героев, синтаксических и лексико-семантических средств.
Целостность стиля с наибольшей
отчетливостью проявляется