Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Literaturovedenie.docx

— 470.51 Кб (Скачать файл)

Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

При использовании  этого выразительного средства автор  располагает тезисы, аргументы свои мысли и т.д. по мере увеличения их важности или убедительности. Подобное последовательное изложение позволяет  многократно увеличить значимость излагаемой поэтом мысли.

Параллелизм (от греч. parallelos — идущий рядом) — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, сообщает поэтической речи особенную выразительность и в зависимости от контекста произведения имеет в художественной литературе самое разнообразное применение, назначение и смысл.

Наиболее  распространёнными формами параллелизмов  являются: параллелизм тематический, когда сопоставляются два явления, близкие по своему содержанию (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «тучки небесные — вечные странники» и изгнанник, странник-поэт); параллелизм  синтаксический, когда два смежных  периода поэтической речи однородны  по синтаксическому построению фразы (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»); параллелизм звуковой, встречающийся в разнообразных видах в поэтической речи (единоначатие, концовка, рифма, сплетение, повторение частей речи в различных её формах и т. д.).

Параллелизм различных видов характерен для  устного народного творчества —  народной песни, частушки и т. д.; наиболее распространённым видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление  явлений природы с событиями  человеческой жизни:

Как светил да светил месяц во полуночи,  
Светил в половину;  
Как скакал да скакал один добрый молодец  
Без верной дружины...

Или:

Раскудрявая берёзка,  
Ветра нет, а ты шумишь;  
Ретиво моё сердечко,  
Горя нет, а ты болишь...

В отличие от прямого параллелизма различают параллелизм отрицательный, если первый ряд в поэтическом  сравнении начинается с частицы не; такой вид параллелизма часто встречается в народной песне. Его используют и поэты.

Например, у Пушкина:

Не стая воронов  слеталась  
На груды тлеющих костей.  
За Волгой, ночью, вкруг огней  
Удалых шайка собиралась...

(«Братья-разбойники».)

Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин).

Существенным  условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему  их общему понятию, или общая на них  точка зрения.

Это соподчинение может и не быть логически точным. Так, пословицы: «Редко, да метко», «Мал золотник, да дорог» построены  антитетически, хотя взятые отдельно понятия редкий и меткий, малый и дорогой не являются логически соподчиненными, как свет и тьма, начало и конец; но в данном контексте эти понятия соподчиняются в силу того, что слова, «редко» и «мал» берутся с определенной спецификацией их значения применительно к сопоставленным с ними и взятым в прямом смысле словам «метко» и «дорог». Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник»

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях. Во-первых, при сопоставлении  образов или понятий, контрастирующих  между собою.

Во-вторых, антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже  заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его.

В третьих, антитетический образ (или  понятие) может привлекаться для  оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Так, у Державина:  
 
«Где стол был яств,  
Там гроб стоит».

Фигура  антитезы может служить принципом  построения для целых поэтических  пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.

Э́ллипсис — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения.

Не тут-то [было]. Море не горит (Крылов)  
Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский).  
Татьяна ах!, а он реветь (Пушкин)  
Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. (Твардовский)  
Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать! (Чуковский)

Инверсия 

 

 
 
 

 

— (от лат. inversia — перевертывание, перестановка) — изменение порядка слов, принятого в русском языке, то есть постановка слов в предложении на синтаксически необычное для них место.

Инверсией может быть перестановка главных членов предложения: вопреки  обычному порядку слов, на первом месте оказывается сказуемое, на втором — подлежащее. Например:

Роняет лес багряный свой убор,  
Сребрит мороз увянувшее поле,  
Проглянет день, как будто поневоле,  
И скроется за край окружных гор. 
(А.С.Пушкин. «19 октября»)

Инверсией может быть постановка определения после определяемого слова, тогда как его обычное место в предложении — перед определяемым словом:

В дверях эдема ангел нежный  
Главой поникшею сиял,  
А демон мрачный и мятежный  
Над адской бездною летал. 
(А.С.Пушкин. «Ангел») 

Инверсией является постановка дополнений и обстоятельств, выраженных существительными, перед словами, к которым они относятся, а не после них, как этого требует порядок слов:

Из гроба тогда император,  
Очнувшись, является вдруг...  
(М.Ю.Лермонтов. «Воздушный корабль»)

Трудами ночи изнурен  
Я лег в тени... 
(М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»)

Инверсия используется в  художественной речи с целью усилить  ее выразительность, подчеркнуть эмоционально-экспрессивное  значение сказанного. В стихах необходимость  инверсий часто определяется ритмом стихотворной речи, который делает невозможным или нежелательным  обычную, «прозаическую» структуру  фразы. Нарушения синтаксического  порядка слов создают неповторимый ритмический и мелодический узор поэтического произведения.


 

                                        17. Понятие композиции

Композиция(от лат. compositio - составление - связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция)

Основных комп. приемов  всего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – один из самых  простых и в то же время самых  действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно  «закруглить» произведение, придать  ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается  композиционная перекличка между началом  и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использования  кольцевой композиции для выражения  содержания может служить миниатюра  Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека, 
Бессмысленный и тусклый свет. 
Живи еще хоть четверть века, 
Все будет так. Исхода нет. 
Умрешь – начнешь опять сначала, 
И повторится все, как встарь: 
Ночь, ледяная рябь канала, 
Аптека, улица, фонарь.

Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения, в композиционном тождестве начала и конца. 
Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом всего произведения, как, например, образ грозы в одноименном произведении Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского, строчки «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя» в «Бородине» Лермонтова. Разновидностью повтора является рефрен в стихотворных произведениях: например, повтор строчки «Но где же прошлогодний снег?» в балладе Ф. Вийона «Дамы былых времен».

Близким к повтору приемом  является усиление. Этот прием применяется  в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда  требуется усилить впечатление  путем подбора однородных образов  или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего  убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и  имело какое-то странное сходство с  хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “и я тоже Собакевич!” или «и я тоже очень похож на Собакевича!”».

По тому же принципу усиления действует подбор художественных образов  в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что  всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в  чехле из серой замши, и когда  вынимал перочинный нож, чтобы очинить  карандаш, то и нож у него был  в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все  время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши  закладывал ватой, и когда садился  на извозчика, то приказывал поднимать  верх». 
Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов; например, в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь». Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление.

В более широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов: например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова «Парус» и т.п. Противопоставление – очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции.

Контаминация, объединение  приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так  называемую зеркальную композицию. Как  правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются  с точностью до наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин». В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и выслушивает его холодную отповедь, в конце – все наоборот: влюбленный Онегин пишет письмо и выслушивает отповедь Татьяны.

Прием зеркальной композиции – один из сильных и выигрышных приемов; его анализу требуется  уделить достаточно внимания.

Последний композиционный прием  – монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов. 
Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции. Выше мы рассматривали, как организует повтор композицию всего произведения; приведем пример, когда повтор организует строение небольшого фрагмента:

Ни слава, купленная кровью, 
Ни полный гордого доверия покой, 
Ни темной старины заветные преданья 
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтов. Родина

Наиболее распространенным приемом организации микроструктур  стихотворного текста является звуковой повтор в конце стихотворных строк  – рифма.

То же самое можно наблюдать, например, и в использовании приема усиления: в приведенных выше примерах из Гоголя и Чехова он организует отдельный  фрагмент текста, а, скажем, в стихотворении  Пушкина «Пророк» становится общим  принципом композиции всего художественного  целого (кстати, это очень ярко проявляется  в исполнении Ф.И. Шаляпиным романса  П. Римского-Корсакова на стихи Пушкина). 
Точно так же монтаж может становиться композиционным принципом организации всего произведения - это можно наблюдать, например, и «Борисе Годунове» Пушкина, «Мастере и Маргарите» Булгакова и т.п.

Таким образом, в дальнейшем мы будем различать повтор, противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционный прием и как принцип  композиции. 
Таковы основные композиционные приемы, с помощью которых строится композиция в любом произведении. Перейдем теперь к рассмотрению тех уровней, на которых в конкретном произведении реализуются композиционные эффекты. Как уже говорилось, композиция охватывает собой всю художественную форму произведения и организует ее, действуя, таким образом, на всех уровнях. Первый уровень, который мы рассмотрим, – уровень образной системы.

 

                                                         18. Сюжет. Конфликт

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Художественное произведение представляет собой сложное целое, во внутренней организации, в соотношении отдельных элементов которого существует строгая закономерность. Произведения различаются не только по жанрово-родовым признакам, но и по сюжету и композиции. Фабула - это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении. Однако само по себе событие или факт, почерпнутый из окружающей жизни, еще не составляет художественного произведения. Фабула в результате творческой деятельности писателя реализуется в сюжете. Так, в основу романа Горького «Мать» легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих. Прототипами Павла Власова и Пелагеи Ниловны послужили участники сормовских событий - Петр Заломов и его мать. Но роман «Мать» не является научно-документальным исследованием, в котором с хроникальной точностью воспроизводятся исторические факты.

Горький изобразил в романс в обобщенно-художественной форме процесс пробуждения политического  самосознания рабочего класса в период революции 1905 - 1907 гг. Богатое содержание романа, в котором раскрываются судьбы и характеры многочисленных персонажей, противоречия и социальные конфликты, составляет основу его сюжета. Фабулу романа «Мать» можно довольно кратко пересказать, а для передачи сюжета необходимо рассказать весь роман.

Сюжет в произведении словесного искусства  всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимал  под сюжетом «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения  людей - истории роста и организации  того или иного характера, типа. Сюжет изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров.' Отсюда можно сделать вывод о том, что сюжет, во-первых, имеет-глубокий социально-исторический смысл: он обусловлен конкретными явлениями жизни (например, в романе «Мать» революционными событиями 1905 г.) и должен соответствовать им. Во-вторых, в сюжете все должно быть мотивировано изображаемыми характерами, т. е. подчинено наиболее глубокому раскрытию становления этих характеров. Так, в романе «Мать» Горький сосредоточивает внимание в основном на «истории роста» Пелагеи Ниловны и Павла как сознательных революционных борцов.

Следовательно, сюжет - это «вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй характеров». Сюжетность является специфическим свойством литературы. В эпических и драматических произведениях сюжет обычно фабульный (событийный). В лирике, как правило, событийного сюжета нет; сюжет в ней выступает в своеобразной форме - как движение чувств, переживаний и мыслей человека (например, «Я вас любил...» Пушкина, «И скучно и грустно...» Лермонтова, «О, весна без конца и без краю...» Блока, «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенина). Иногда и в лирическом произведении отчетливо проявляется фабула, придающая ему повествовательное звучание («Зимний вечер» Пушкина, «Три пальмы» и «Дары Терека» Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, «Стихи о советском паспорте» Маяковского). В свою очередь, некоторые «бессобытийные» эпические произведения, посвященные изображению природы («Лес и степь» Тургенева), душевных движений, переживаний и чувств человека в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром («Певцы» Тургенева, «Палата №6» Чехова, «Судьба человека» Шолохова), пронизаны глубоким лиризмом. Художественная цельность таких произведений определяется единством душевного состояния героев. В «Певцах», например, важен не сам факт состязания Якова-Турка и рядчика, а реакция слушающих. Даже в фабульных произведениях существенны не события как таковые, а внутренняя связь между ними, т. е. движение событий, в процессе которого выявляются противоречия во взаимоотношениях людей.

Столкновение  характеров и обстоятельств, лежащее  в основе сюжета, составляет к о н ф л и к т произведения. Собственно, сюжетное движение и есть движение конфликта. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета.

Композиция - это построение художественного  произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Однако композицию нельзя рассматривать  лишь как структуру произведения, как последовательность глав, сцен и т. д. В силу того что основным средством художественного изображения  жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выведенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из диалектического взаимодействия системы образов и композиции, из их единства. Принципы группировки образов и средства их раскрытия - это и есть композиционные принципы. Композицию художественного произведения определяет, следовательно, не только соразмерность его частей и целого, но и способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия. Иначе говоря, композиция - это внутренняя организация, целостная система определенных форм (или способов)  художественного  изображения.

Основными способами изображения являются повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка - интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская характеристика, характеристика «со стороны» - другими персонажами, самохарактеристика - исповедь, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д.

Конфликт (лат. конфликтус – столкновение, разногласие, спор)- это борьба, столкновение на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Он придаёт остроту сюжету и определяет глубину содержания произведения. 
 
Конфликты бывают разных характеров: 
 
Любовный – это взаимоотношения между людьми, которые построены на любовных коллизиях. Как правило, характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.  
 
Пример: У.Шекспир «Ромео и Джульетта»; 
А.С.Пушкин «Дубровский». 
 
 
Социально-бытовой (общественный) – это социальные взаимоотношения. Как правило, характерен для реалистических произведений. 
 
Пример: 
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». 
 
 
Философский – это постановка и решение извечных философских проблем: жизни и смерти, судьбы человека и так далее. 
 
Пример: 
Ф. М. Достоевский «Идиот». 
 
 
Идейный – это столкновение различных идей, которые имеют право на существование.  
 
Пример: 
И. С. Тургенев «Отцы и дети». 
 
 
Психологический – это внутренние противоречия личности. Как правило, характерен для романтических произведений. 
 
Пример: 
Д. Г. Байрон «Дон Жуан». 
 
 
Символический – это противоборство, столкновение реальности с её символическим перевоплощением. Как правило, характерен для произведений символизма. 
 
Пример: 
М. Метерлинк «Синяя птица».


                                                       19. Сюжетные элементы

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно  предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит  известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях  в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).

Не обязательно, чтобы в произведении были все  элементы сюжета. В современной литературе, как правило, нет пролога и  эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать  развязка.

Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Назовем этот тип сюжета динамическим. В другом типе сюжета - назовем его, в противоположность первому, адинамическим -развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много вне сюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках», «Моей жизни» и других произведениях Чехова, «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека и т.д. Есть остаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и перечитывание только от начала до конца. Естественно, что при адинамическом сюжете анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и вовсе невозможен. 

Динамические сюжеты, как  правило, построены на локальных  конфликтах, адинамические - на субстанциальных. Указанная закономерность не имеет характера жесткой стопроцентной зависимости, но все же в большинстве случаев это соотношение между типом конфликта и типом сюжета имеет место.

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - вставные  эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.В. э. в сказке - присказка, в былине - запев.

                                            20. Понятие стиля

Стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, которое характеризует художественное своеобразие крупной художественной эпохи (стиль эпохи), отдельного художественного направления (стиль направления), манеры отдельного писателя (стиль писателя). Понятие «стиль» близко к понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры.

Категория стиля настолько  универсальна, что всю историю  мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

Стиль — художественное мышление, характерное для определенного  этапа его исторического развития. Все стили связаны историей, внутренней логикой развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.

В античном (раннем, древнем) искусстве стили отсутствуют, античные художники следовали традиционным правилам и предписаниям. То же самое  происходит в условиях тоталитарных обществ и диктаторских режимов. Обязательное условие возникновения  художественного стиля — личная свобода. Этот процесс начался в эпоху Возрождения и продолжается до настоящего времени.

Итак, стиль — исторически обусловленное единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения. Стиль возникает как результат художественного освоения действительности, которая отражается в художественных образах. Своеобразие стиля определяется спецификой конкретной исторической действительности. Например, в русской литературе конца XVIII и первой четверти XIX века одна группа писателей создавала сентиментальные повести, сентиментально-романтические поэмы, изображающие события личной, интимной, сердечной жизни. Эти произведения отличались мечтательностью настроений, тяготением к таинственному и фантастическому и соответствующими особенностями композиции, лексики, интонации. Другая группа поэтов в этот период писала легкие, изящные, игривые стихотворения. Третья группа писателей в ту же эпоху выступала в литературе с авантюрными романами и повестями. Существовала и четвертая группа — архаисты, которые пытались подражать Державину, продолжали культивировать жанры XVIII века. Они писали напыщенные оды и поедания, восхваляя в них монарха и его вельмож. Каждая из этих групп писателей по-разному отражала социальную жизнь и отличалась своим стилем. ' t \

Огромное значение для  возникновения и развития стилей имеет творческое усвоение и переработка тех поэтических ценностей, которые накоплены в устном народном творчестве. Величайшие художники мировой литературы основывали свое творчество на заимствовании фольклорных образов, мотивов, сюжетов (например, Пушкин). В процессе создания нового стиля громадное значение имеет и творческая личность писателя, индивидуальные черты его таланта. Стиль не существует вне отдельного, индивидуального творчества. Талантливый писатель не только глубже и яснее других осознает проблемы современной ему эпохи, не только шире и многостороннее отображает действительность, но и находит для художественного выражения всего этого своеобразные, уникальные формы и приемы. На основе глубокого исследования жизни, ее отношений и противоречий, писатель может выявить и отобразить новые стороны действительности, новые проблемы и т. д.

Различные стили играют в  литературе разную роль. Например, стиль  Пушкина оказал колоссальное влияние на развитие всей русской литературы, в отличие от стиля какого-нибудь второстепенного поэта. Стиль существует и развивается до тех пор, пока в действительности не происходят глубокие, решающие изменения, которые требуют другой формы и содержания, то есть другого стиля.

Организующий принцип  предопределяет отбор автором определённых сюжетов, героев, синтаксических и лексико-семантических  средств.

Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется всистеме стилевых доминант, с выделения и анализа которых и следует начинатьрассмотрение стиля. Стилевыми доминантами могут становиться наиболее общиесвойства различных сторон художественной формы: в области изображенного мираэто сюжетность, описательность и психологизм, фантастика и жизнеподобие, вобласти художественной речи - монологизм и разноречие, стих и проза,номинативность и риторичность, в области композиции - простой и сложный типы*.В художественном произведении обыкновенно выделяется от одной до трех стилевыхдоминант, которые и составляют эстетическое своеобразие произведения.Подчинение доминанте всех элементов и приемов в области художественной формы исоставляет собственно принцип стилевой организации произведения. Так, например,в поэме Гоголя «Мертвые души» стилевой доминантой является ярко выраженнаяописательность. Задаче всесторонне воссоздать уклад русской жизни в еекультурном и бытовом планах подчиняется все строение формы. Так, средихудожественных деталей преобладают детали портрета и в особенности вещногомира, при атом используются обыкновенно детали-подробности, действующие начитателя прежде всего своей массой. Преобладают внешние детали, внутренние жепрактически отсутствуют. Характер образности жизнеподобный, что важно длясоздания общего впечатления достоверности описания. Подчиняется описательностикак стилевой доминанте и область композиции. Резко, насколько это возможно вэпическом произведении, ослаблена сюжетность и соответственно возрастаетзначение внесюжетных элементов - авторских отступлений, вставных эпизодов иособенно описаний. Практически основной сюжет у Гоголя существует для того,чтобы беспрестанно от него отвлекаться, самостоятельного значения он не имеет,а ведущий конфликт (противоречие «мертвого», застойного и «живого»,развивающегося) реализуется вне сюжета, на других уровнях композиции (преждевсего в противопоставлении картин действительности и авторских отступлений). Всоответствии с принципом описательности строится и композиция системыперсонажей. Во-первых, их в гоголевской поэме чрезвычайно много, а во-вторых,они в своей сути равноправны и равно интересны автору; разделение на главных,второстепенных и эпизодических можно провести лишь формально (об этойособенности «Мертвых душ» подробно говорилось выше). Среди композиционныхприемов особое значение приобретают повтор и усиление, нагнетаниеоднопорядковых деталей, впечатлений, персонажей и проч., что также содействуетописательности.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"