Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Literaturovedenie.docx

— 470.51 Кб (Скачать файл)

 

                                            21. Деление литературы на роды

Родами литературы называют эпос, лирику и драму. Эпос – это повествовательные произведения. Эпическими жанрами являются эпопея, роман-эпопея, роман, рассказ, повесть, новелла, очерк. В устном народном творчестве к эпосу относятся жанры былины, сказки, а также анекдота. Лирика – это преимущественно стихотворные произведения, выражающие эмоциональное состояние их авторов. Лирические жанры: элегия, ода, сонет, баллада, послание, эпиграмма, мадригал. Драма – это произведения, построенные преимущественно на диалогах героев, по которым обычно ставятся театральные спектакли. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования  общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» А.Н. Веселовский, один из крупнейших русских  историков и теоретиков литературы XIX в. Ученый доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных  народов, действия которого являли собой  ритуальные игры-пляски, где подражательные телодвижения сопровождались пением —  возгласами радости или печали. Эпос, лирика и драма трактовались Веселовским как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических действий».

Из  возгласов наиболее активных участников хора (запевал, корифеев) выросли лиро-эпические  песни (кантилены), которые со временем отделились от обряда: «Песни лирико-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда». первоначальной формой собственно поэзии явилась, стало быть, лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (первоначально групповая, коллективная), со временем тоже отделившаяся от обряда. Эпос и лирика, таким образом, истолкованы Веселовским как «следствие разложения древнего обрядового хора». Драма, утверждает ученый, возникла из обмена репликами хора и запевал. И она (в отличие от эпоса и лирики), обретя самостоятельность, вместе с тем «сохранила весь <...> синкретизм» обрядового хора и явилась неким его подобием1.

Теория  происхождения литературных родов, выдвинутая Веселовским, подтверждается множеством известных современной  науке фактов о жизни первобытных  народов. Так, несомненно происхождение драмы из обрядовых представлений: пляска и пантомима постепенно все активнее сопровождались словами участников обрядового действия. Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Так, мифологические сказания, на основе которых впоследствии упрочились прозаические легенды (саги) и сказки, возникли вне хора. Они не пелись участниками массового обряда, а рассказывались кем-либо из представителей племени (и, вероятно, далеко не во всех случаях подобное рассказывание было обращено к большому числу людей). Лирика тоже могла формироваться вне обряда. Лирическое самовыражение возникало в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Существовали, таким образом, разные пути формирования литературных родов. И обрядовый хор был одним из них.

Одним из основоположников русского литературоведения был  В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот  или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько  о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу  и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование)  
 
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)  
 
изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)  
 
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.


Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и  жанры, относящиеся к различным  родам искусства слова:

Роды, виды и жанры  художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Миф  
Поэма (эпос):  
  Героическая  
  Строговоинская  
  Сказочно-  
  легендарная  
  Историческая...  
Сказка  
Былина  
Дума  
Легенда  
Предание  
Баллада  
Притча  
Малые жанры:  
  пословицы  
  поговорки  
  загадки  
  потешки...

ЭпопеяРоман:  
  Историческ.  
  Фантастич.  
  Авантюрный  
  Психологич.  
  Р.-притча  
  Утопический  
  Социальный...  
Малые жанры:  
  Повесть  
  Рассказ  
  Новелла  
  Басня  
  Притча  
  Баллада  
  Лит. сказка...

Игра  
Обряд  
Народная драма  
Раек  
Вертеп...

Трагедия  
Комедия:  
  положений,  
  характеров,  
  масок...  
Драма:  
  философская  
  социальная  
  историческая  
  соц.-филос.  
Водевиль  
Фарс  
Трагифарс...

Песня

Ода  
Гимн  
Элегия  
Сонет  
Послание  
Мадригал  
Романс  
Рондо  
Эпиграмма...


Современное литературоведение  выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

 

                               22. Общая характеристика эпического рода литературы

В эпическом роде литературы (др. -гр. epos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно (вспомним Аристотеля: поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя») ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую форму прошедшего времени. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы.

Слово «повествование» в применении к  литературе используется по-разному. В  узком смысле — это развернутое  обозначение словами того, что  произошло однажды и имело  временную протяженность. В более  широком значении повествование  включает в себя также описания, т.е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющегося. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут», — говорится, например, об Онегине в первой главе пушкинского романа. Подобным же образом в повествовательную ткань входят авторские рассуждения, играющие немалую роль у Л. Н. Толстого, А. Франса, Т. Манна.

В эпических произведениях повествование  подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц —  их диалоги и монологи, в том  числе внутренние, с ними активно  взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной  речи и высказываний персонажей.

Произведения  эпического рода сполна используют арсенал  художественных средств, доступных  литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени  и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (средневековая  и возрожденческая новеллистика; юмористика О’Генри и раннего А.П. Чехова), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Таковы индийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл.

Эпическое произведение может «вобрать» в  себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам  литературы, ни какому-нибудь иному  виду искусства. При этом повествовательная  форма способствует глубочайшему проникновению  во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные  и противоречивые, находящиеся в  движении, становлении, развитии.

Эти возможности эпического рода литературы используются далеко не во всех произведениях. Но со словом «эпос» прочно связано  представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о  масштабности и монументальности творческого  акта. Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп  художественных произведений, которые  бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого  сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи.

В эпических произведениях глубоко  значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том) когда, где и при  каких обстоятельствах ведет  он свой рассказ, об его мыслях и  чувствах. Дух повествования, по словам Т. Манна, часто бывает «невесом, бесплотен и вездесущ»; и «нет для него разделения между «здесь» и «там»1. А вместе с тем речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпическом произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Понятие это прочно вошло в обиход литературоведения благодаря Б. М. Эйхенбауму, В.В. Виноградову, М.М. Бахтину (работы 1920-х годов). Суммируя суждения этих ученых, Г.А. Гуковский в 1940-е годы писал: «Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображенном, но и об изображающем, носителе изложения <...> Повествователь — это не только более или менее конкретный образ <„.> но и некая образная идея, принцип и облик носителя речи, или иначе — непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как невозможно описывать ниоткуда и не может быть описания без описателя»2.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"