Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Слово в современном  фольклорном тексте характеризуется  семантической мобильностью. Оно, с  одной стороны, превращается в обессмысленный знак в связи с частичной утратой традиционной фольклорной символизации, а с другой — приобретает определенную семиотическую нагруженность посредством наслоения новых смыслов на часто неосознанные традиционные устойчивые архетипические представления.

Динамика изменений  фольклора обусловлена средой его  бытования. «Среда как своеобразная «биосфера» со свойственным ей модусом  мышления вырабатывает свои установки  на определенные виды, жанры творчества, типы исполнительства, определяет выбор средств выразительности на синтаксическом, морфологическом уровнях» [2]. Если в сельской среде в связи с особым контингентом населения, территориальной удаленностью и относительной обособленностью от городской еще сохраняются пережитки прошлого, то городская среда как открытая система коммуникаций — сфера прогрессивных тенденций модификации традиционного фольклора. «В последнее время он все больше концентрируется в непривычных для его развития условиях урбанизованной среды» [2].

 

 

58.  Древняя русская литература и фольклор.

 

Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной  христианской культуре и высокоразвитых формах устного поэтического творчества. Наибольшую роль играет в ее формировании народный эпос1: исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах. Княжеские дружины в Древней Руси совершали многочисленные воинские походы, имели своих певцов, которые слагали и пели песни-славы в честь победителей, величали князя и воинов его дружины. Фольклор для древней литературы был основным источником, который давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в нее художественные поэтические средства народной поэзии, а также народное понимание окружающего мира.

Фольклорные жанры входили в состав литературы во все периоды ее развития. Письменность обращалась к таким жанрам народного творчества, как предания, пословицы, славы и плачи. И в письменности, и в фольклоре, особенно в летописании, использовались старые традиционные образные выражения, символы, иносказания. Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них используются, как и в народном эпосе, поэтические образы врагов-великанов, страшных чудовищ, в поединок с которыми вступают герои, образы мудрых женщин. Даже в исторических жанрах призывы, прославления, плачи близки к народной поэзии. Характерна для литературно-фольклорных связей и близость к героическому эпосу. Образ Бояна, пение славы князьям, песенность и ритмичность строя, использование повторов, гипербол, родство образов героев с былинными богатырями, широкое использование народно-поэтической символики (представление о битве как о посеве, молотьбе, о свадебном пире) характерно для древнерусской литературы. К символическим образам близки сравнения героев с кукушкой, горностаем, Буй-Туром. Природа в древней литературе, как и в народной поэзии, печалится, радуется, помогает героям. Характерен мотив превращения героев, как в сказках, в животных и птиц. Используются одинаковые выразительно-изобразительные средства: параллелизмы2 («солнце светит на небесах — Игорь князь в русской земле»), тавтология3 («трубы трубят», «мосты мостить»), постоянные эпитеты («борзый конь», «черная земля», «зелена трава»). Иносказательна речь героев, символичны картины видений. Наличие художественных средств в отдельных произведениях говорит об их близости к народно-поэтической системе. Связь с фольклором ощутима почти в каждом произведении древней литературы, где-то они более заметны, где-то менее. Некоторые жанры близки к песенным лирическим жанрам народной поэзии — это славы и плачи, в них народный язык, народные образы и интонация («о, светло светлая и красно украшенная»).

 

 

59. Взаимоотношения русской литературы и фольклора.

 

современный фольклор коренится  не столько в Киевской, сколько в Московской Руси. Там сложились, скорее всего, былины, в эту эпоху возникли и многие знакомые нам в поздних записях лирические песни. Что же касается сказок, то представления об их древности сильно преувеличены. По крайней мере сказки волшебные оформились у нас под сильным литературным влиянием и вошли в обиход едва ли ранее XVII—XVIII вв.

Детальная картина древнерусского фольклора никогда не будет для  нас ясна. Однако от нескольких заведомо предвзятых представлений о его  сущности мы можем отказаться. И прежде всего от явно устаревшей концепции о том, что фольклор был художественной системой, враждебной литературе, и лишь изредка давал о себе знать, «прорываясь» сквозь идеологически чуждую народу систему литературную. Едва ли продуктивно говорить о двух резко противопоставленных одна другой системах. Была одна система, и древнерусский человек не был раздираем противоречиями. И правильнее говорить не о влиянии фольклора на литературу (что хорошо) и литературы на фольклор (а это хуже), но и об известной их общности.

Прежде чем толковать  об этой общности, нужно отказаться еще от одного, явно романтического предрассудка. Фольклор объявляется  культурным наследием национального  прошлого. Но в историческом развитии каждый народ вступает в культурные контакты с соседями, что предполагает культурный взаимообмен. В результате этого образуется сложный конгломерат «своего» и «чужого», и возводить все в фольклоре к национальной архаике нет никаких оснований. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует фольклорный материал в «Повести временных лет»: летописец одинаково охотно использует мотивы и славянские, и тех народов, с которыми славяне контактировали. Давно найдены скандинавские параллели к преданию о смерти Олега от своего коня6 и скифские к рассказу о смерти Святослава и чаше, сделанной из его черепа. Едва ли можно сомневаться в иранском происхождении дива, засевшего на дереве в «Слове о полку Игореве»,7 побуждающего вспомнить о другом чудовище, обитающем на дереве, — Соловье Разбойнике.

Связь литературы и фольклора Древней Руси не сводится к обмену отдельными образами и темами: она обусловлена и фольклорно-мифоло-гическим сознанием древнерусского книжника. Этот книжник, «разглядевший» дива, засевшего на дереве и страшащего своим криком, не позаимствовал его из какого-то произведения — такой див был для него мифологической реальностью.

Современная фольклористика все чаще пользуется понятием «мифологическое  сознание», не ограничиваясь привычным  понятием «фольклор». В традиционном понимании фольклор — это совокупность конкретных произведений, передающихся, как правило, устным путем.

 

60. Песни литературного происхождения и революционные рабочие песни.

 

Такое название дано песням, написанным конкретными авторами - поэтами и композиторами - и широко исполняются наряду с народными. Итак, к фольклору они вошли благодаря популярности и устном распространению среди людей.

Если бытования и  исполнения этих песен удостоверяющих их близость к народному творчеству, то некоторые другие черты позволяют  выделить их в отдельную группу песен литературного происхождения. Это более индивидуализирована мелодия, преимущественно лирическая, и наличие инструментального сопровождения, хотя в народе они поются и без аккомпанемента. Авторами песен были известные поэты, композиторы и вообще образованные и интеллигентные люди. Среди них - Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Кирилл Стеценко и другие.

Первые образцы песен  литературного происхождения появились  еще в конце XVI в. В последующие  века их становилось все больше и  больше. В XVIII и XIX вв. их влияние на фольклор стал особенно большим.

Может возникнуть вопрос: что нужно для того, чтобы авторская  песня стала народной? Видимо, авторская  песня должна быть профессиональной, ярко образной, красивой и глубокой по содержанию и, конечно, близкой к фольклору. Возьмем для примера отрывки из поэмы Т. Шевченко «Причинная» - «Ревет и стонет Днепр широкий» и «Такова ее судьба» (40).

Если первой песне  присуща широта распева, эпичность  музыкально-поэтического образа, то для  второй характерен мягкий лиризм. Музыку песни «Ревет и стонет Днепр широкий» написал Дмитрий Крыжановский, а «Такова ее судьба» - Владислав Заремба. Обе песни появились во второй половине прошлого века.

На стихи Т. Шевченко написано много музыкальных произведений, в том числе и песен. К названным добавим «Думы мои, думы», «Плавай, плавай, лебедонько», «Лета орел, летит сизый», «Летит галка через балку», «Вишневый садик возле хаты» и многие другие. И эти, и многие другие музыкальных произведений на слова Шевченко стали народными. Вернемся к первым этапам развития этого жанра.

С XVII в. назовем несколько  песен, которые прочно вошли в  народный быт. Это «Чайка», авторство  которой приписывается Богдану  Хмельницкому (кстати, он часто пел  ее в сопровождении бандуры), «Ой, под вишней» и «Ой не стой под окном», возникших в студенческой среде Киевской академии (41).

С XVIII в. очень популярны  песни Семена Климовского и Григория Сковороды. Песню «Ехал казак  за Дунай» было написано в 30-е годы; ее популярность перешла даже границы  нашей страны. Широко пелись песни Сковороды - «Ой ты, птичка жовтобоко», «Стоит явор над горой», «Всякому городу нрав и права» (42).

В этой песне ощутимая опора на тонико-доминантой гармонии, является переход в параллельную тональность - все это черты уже  поздней эпохи, созвучна европейской музыке гомофонно-гармонического склада.

XIX век очень богат  на песенное творчество, что стала  народной. Она связана с именами  Ивана Котляревского, Григория  Квитки-Основьяненко, Виктора Забилы, Николая Петренко, Марка Кропивницкого,  Михаила Глинки, Ивана Франко, Владимира Александрова и др.. Это, например, песни «веют ветры», «Сонце низенько» и т.п

Устное поэтическое  рабочее творчество показывает, как  формировалось у рабочих классовое  сознание, распространялась революционная  идеология.

Рабочий фольклор не сразу  приобрел свои характерные идейно-художественные особенности. Первые рабочие — крепостные и государственные крестьяне, приписанные  к заводам, сосланные «навечно в  работу» или отпущенные на оброк, сохраняли крестьянское мировоззрение, пели песни и рассказывали сказки, принесенные из деревни, и лишь вносили в эти произведения черты нового заводского быта или создавали новые произведения, используя традиционную поэтику. Постепенно рабочие выработали 'Свой поэтический стиль. Рабочий фольклор отличается точностью и детальностью описаний производства и быта, более простым лаконичным языком, в него входит производственная терминология. С самого начала устное народное поэтическое творчество рабочих было связано с письменной литературой, и в дальнейшем его развитии эта связь все усиливалась.

Основные жанры рабочего фольклора — песни и прозаические сказы, а со второй половины XIX в.—  частушки.

К сожалению, большинство  дореволюционных фольклористов  не обращало внимания на рабочий фольклор. Запись его — заслуга советских фольклористов. Их работы дают возможность наметить линию развития рабочего фольклора, его основную проблематику, темы и образы.

 

Творчеству рабочих XVIII — первой половины XIX в. свойственны  два мотива — гордость рабочего человека своим мастерством и проклятие подневольному, каторжному труду. Последний мотив звучит особенно сильно. Образы рабочих-мастеров есть уже в фольклоре XVIII в. «Фабричные ребята — люди мудреные»,— поется в песне; ярославский «фабричный молодец — ковры ткать мастерок, ковры точет — вытыкает и наборы набирает»; ткачи — «ткут платки — салфетки на разные клетки». Чудесные образы народных умельцев, делавших прекрасные вещи из уральских самоцветов и металла, созданы в сказах уральских горнозаводских рабочих. В этих сказах показано также, в каких ужасающих условиях жили и творили народные таланты, как гибли они от нужды и хозяйского произвола.

 

 

61.  Советская литература и фольклор.

 

Маркс и Энгельс очень  интересовались Ф. Их переписка указывает, что они по большей части в подлинниках читали и перечитывали произведения немецкого, датского, норвежского, шотландского, испанского, сербского и русского Ф. О высокой оценке Марксом и Энгельсом Ф. древней Греции, Запада и Востока говорит многократное использование его в научных и полемических работах. Основоположники марксизма не раз отмечали большое значение фольклора как художественного творчества (см. напр. письмо Энгельса Марксу о стародатских балладах от 20 июня 1860). О непосредственной любви Маркса и Энгельса к произведениям устной словесности говорят воспоминания Лафарга, В. Либкнехта и др. Высказывания Маркса и Энгельса о фольклоре тематически чрезвычайно разнообразны.

Огромное значение для  понимания явлений Ф. и его  развития имело известное высказывание Маркса (во введении к «К критике политической экономии») о греческом эпосе, об его мифологической основе, о связи его с определенной стадией социального развития и о причинах доставляемого им художественного наслаждения до настоящего времени.

В лит-ом наследии Маркса и Энгельса есть немало высказываний по конкретным историческим и историко-литературным вопросам, связанным с Ф. Их интересовало и выяснение источников определенных фольклорных произведений, и проблема исторической и географической локализации основных образов Ф., использование Ф. писателями и значение Ф. как исторического и историко-бытового документа. Они всегда указывали на огромную политическую роль фольклора, на необходимость использования его как орудия 

агитации и пропаганды, приветствуя всякий раз публикацию того или другого текста, если этот текст представлял интерес в плане борьбы с существовавшим строем. Не раз они говорили о революционном Ф., о политической его функции в прошлом и настоящем, о классовых переработках и искажениях его на протяжении веков и десятилетий.

Историческое значение Ф., в частности народных песен, многократно  и настойчиво подчеркивал Поль Лафарг. Лафарг посвятил даже целый трактат  Ф., статью «Свадебные песни и обычаи» (на русском языке в сборнике статей Лафарга: «Очерки по истории культуры», М. — Л., 1926).

Близко к вопросам Ф. подошел Г. В. Плеханов в своих  «Письмах без адреса» [«Научное обозрение», 1899, № 11, и 1900, №№ 3 и 6; перепеч. в «Сочинениях» Плеханова, т. XIV, М. (1925)]. Одна из главных  интересовавших его проблем — проблема происхождения искусства. Из других марксистов отдельные высказывания по Ф. имеются у Воровского, Луначарского и др.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"