Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике" по специальности – юриспруденция
Единичные суждения по этой
классификации в отдельную
Термин считается
Суждение А (все студенты нашей группы сдали экзамены – субъект этого суждения – студенты нашей группы – распределен, он взят в полном объеме: речь идет о всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть сдававших экзамены. Не все сдавшие экзамен – студенты нашей группы.
В общеутвердительных суждениях S распределен, а P не распределен.
Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект но и предикат. К таким суждениям относятся определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.
Суждение Е – ни один студент нашей группы не является неуспевающим. И субъект и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы.
В общеотрицательных и S и P распределены.
Суждение I – некоторые студенты нашей группы – отличники.
Субъект этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть студентом нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката: тольк некоторые студенты нашей группы относятся к числу отличников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники – студенты нашей группы.
В частноутвердительных суждениях ни S ни P не распределен.
Исключение составляют частновыделяющие суждения, предикат которых полностью входит в объем субъекта (некоторые города и только города являются столицами – здесь понятие столица полностью входит в понятие города – субъект такого суждения не распределен, предикат распределен)
Суждение О – некоторые студенты нашей группы не отличники. Субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть студентов нашей группы), предикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте.
В частноотрицательном суждении S не распределен, P распределен.
Суждения делятся на сравнимые и несравнимые.
Несравнимыми являются суждения- имеющие разные субъекты или предикаты ( некоторые студенты – первокурсники, некоторые студенты – второкурсники)
Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся связкой или кванторами. ( все птицы умеют летать, некоторые птицы не умеют летать)
Отношения устанавливаются только между сравнимыми суждениями.
Среди сравнимых различают совместимые и несовместимые суждения.
К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают 3 вида совместимости: (стр 75)
В то же время если одно из частных суждений является истинным, другое может быть как истинным, так и ложным.
При истинности общего суждения частное всегда будет истинным. (все рыбы плавают – некоторые рыбы плавают)
При ложности частного суждения общее суждение также будет ложным. (некоторые люди воруют, все люди воруют)
Отношение несовместимости.
Несовместимыми являются суждения A и E, A и O, E и I, которые одновременно не могут быть истинными. Различают 2 вида несовместимости: противоположность и противоречие.
Все птицы улетают в теплые края (ложно) – ни одна птица не улетает зимой в теплые края (ложно)
Ни один судья не является юристом (ложно) – все судьи юристы (истинно)
Если истинно «все птицы летают», то ложное «некоторые птицы не летают»
Несовместимые единичные суждения могут находиться лишь в отношении противоречия и не могут находиться в отношении противоположности. (иванов подозреваемый, иванов не подозреваемый – если первое истинно, то признается ложность второго)
Вопрос – выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания.
Вопрос выполняет
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
Вопросы разделяются на группы с учетом 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры
По существу – вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию.
Не по существу – вопрос не по существу темы не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Такие вопросы чисто внешне связаны с поставленной на обсуждение проблемой. Такие вопросы задают с целью увести дискуссию в сторону, затянуть ее.
Правильные (корректные) – считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
Неправильные (некорректные) – считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. (какой вид энергии используется на НЛО?)
Существуют также
Уточняющие или Ли-вопросы – вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем знания. (верно ли, что Колумб открыл Америку) это закрытый, альтернативный вопрос, который подразумевает ответ да или нет. Грамматический признак данного вопроса частица – ли. Обозначается ?(р), где ?-оператор вопроса, а р- суждение, истинность которого выясняется.
Восполняющие или Что-вопросы – вопрос, направленный на выяснение новых свойств исследуемых явлений (кто открыл Америку?)
Грамматический признак этого вопроса – вопросительные местоимения что?где?когда?как?
Обозначается ?Q(p), где ?-оператор вопроса, Q-переменная для вопросительного слова, р-исходная, нуждающаяся в дополнении исходная информация.
Это окрытый вопрос. Область поиска ответов представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом. Ответ дополняет неопределенное базисное знание дополнительной информацией.
Простые – вопрос, не включающий в качестве составных частей другие вопросы. В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение. В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении вопросу.
Сложные – вопросы, включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками
(верно ли р и верно ли q? верно ли, что к обвиняемому могут быть применены ссылка и лишение имущества? где и когда имело место р? Где имело место р и q? Где и когда имело место p и q? Где и когда это произошло?)
(верно р или верно q? верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство? Где или когда имело место р? Q отночится к q или к р? Q1 или Q2 относится к q или к р?)
(Содержит ли это деяние состав преступления и каким уголовным законом оно предусмотрено?)
В процессе познания мы приобретаем новые знания. Некоторые непосредственно, в результате воздействия предметов на органы чувств, но большую часть знаний путем выведения новых знаний из уже имеющихся. Такое полученное знание называется выводным. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылки – исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключение – новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Вывод – логический переход от посылок к заключению.
Преступление наказуемо.
Мошенничество – преступление.
Мошенничество наказуемо.
Заключение будет истинным, если посылки истинны и если союлюдаются правила вывода, которые обуславливают логическую правильность умозаключения.
Виды умозаключений:
демонстративные (необходимые) – заключение с необходимостью следует из посылок, то есть логическое следование представляет собой логический закон.
Недемонстративные (правдоподобные) – правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
дедуктивные – от общего знания к частному
индуктивные – от частного знания к общему
умозаключение по аналогии – от частному к частному.