Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике" по специальности – юриспруденция

Вложенные файлы: 1 файл

OTVET логика.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

2 этап. Логически выведенные из допущения следствия сопоставляют с положениями, истинность которых установлена ранее. В случае совместимости отказываются от этих следствий. В случае несовместимости следствий с этими данными приоритет остается за истинными положениями, а логические выведенные из допущения следствия расцениваются как ложные.

3 этап. Из ложности  следствия логически заключают  о ложности допущения. В итоге  из ложности допущения заключают  на основе закона двойного  отрицания об истинности тезиса.

«из ложности высказывания о том, что данный поступок является неправомерным, следует, что он правомерный»

Апагогический вид косвенного обоснования применяется лишь в  том случае, если тезис и антитезис  находятся в отношении противоречия.

2. разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других членов дизъюнкции. Обоснование в этом случае строится методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность других членов дизъюнкции, кроме одного. Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, закрытым. Если же рассматриваютсяне все варианты, заключение проблематичное, следует с большей или меньшей степенью вероятности. (проверка версий относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления)

  1. Опишите правила и возможные ошибки доказательства.
  2. правила и ошибки по отношению к тезису.

А) определенность тезиса – тезис должен быть сформулирован  ясно и четко.

Важное значение имеет  количественная характеристика, модальность суждения, требуется анализ дополнительный логических связок, требование определенности и ясности предполагает расчленение сложных связок – это позволяет поэтапно обсуждать тезис.

Б) неизменность тезиса – запрещение видоизменять или отступать от первоначально сформулированного тезиса. Об этом нужно ставить в известность аудиторию и оппонента. Запрещается лишь негласное отступление.

1-я ошибка  – потеря тезиса.

Сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанным с первым. Затем ко 2, 3, 4 и в конце концов забывает исходную мысль.

2-я ошибка  – подмена тезиса.

Подмена тезиса бывает полной и частичной.

Полная подмена  тезиса проявляется в том, что выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.  Возникает когда пропонент четко не формулирует свою основную мысль, а уточняет ее на протяжении дискуссии, а также когда вместо четкого ответа на поставленный вопрос выступающий ходит вокруг да около, прямо не отвечая на него.

Разновидностью подмены  тезиса является ошибка «аргумент к личности» - когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.

Разновидностью подмены  тезиса является ошибка «логическая диверсия» - чуствуя невозможность доказать выдвинутое положение, человек пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с первоначальным суждением. Вопрос об истинности тезиса остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.

Частичная подмена  тезиса выражается в том,что в ходе выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис, сужая или расширяя первоначально слишком широкое либое узкое утверждение. (большинство из них --- все из них)

  1. правила и ошибки по отношению к аргументам

А) достоверность аргументов – то есть истинности и доказанности аргументов.

Доводы выполняют роль фундамента, на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения  кладут непроверенные или сомнительные факты, то ставится под угрозу весь ход аргументации.

Принятие за истину ложного аргумента – основное заблуждение – использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места.(ложные показания – наказание невиновного)

Предвосхищение  основания – в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения – ссылаются на слухи, на мнения высказанные кем-то. В действительности же доброкачественность этих доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.

Б) автономное обоснование  аргументов – прежде чем доказать тезис, нужно доказать доводы, не обращаясь  при этом находят обоснования  не обращаясь к тезису. Если такое  происходит, то возникает ошибка «круг в демонстрации» - недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы.

В) требование непротиворечивости аргументов – из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. (к обоснованию приговора прибегают к противоречивым показаниям свидетелей и обвиняемых)

Г) требование достаточности  аргументов – в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости  следовал доказываемый тезис. Достаточность  аргументов следует расценивать  не в смысле их количества, а в смысле их весомости. Должны использоваться доводы, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.

Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис – обобщение  в этом случае будет «слишком широким или поспешным»

Увеличивая кол-во аргументов можно совершить логическую ошибку – «чрезмерного доказательства» (недостаточное док-во)

  1. правила и ошибки в демонстрации
  2. дедуктивный способ аргументации.

Точное определение  или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения.  (статьи)

Точное и достоверное  описание конкретного события, которое  дано в меньшой посылке. (точное описание события помогает отыскать среди теоретических положений нужное обобщение и правильно применить его к конкретному случаю. Несоблюдение этого правила нередко приводит к тому, что лишь приблизительно выбирают соответствующее общее положение) «наиболее опасной ошибкой является применение верного для сугубо конкретного случая положения как бузусловного и действующего при любых условиях»

Соблюдение структурных  правил этой формы вывода. (термины, кол-во, качество, связки)

  1. индуктивный способ аргументации – применяется как правило в случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные. Чем больше наблюдается число благоприятных случаев и чем разнообразнее условия их выбора, тем основательнее индуктивная аргументация. Приводит к проблематичным заключениям, так как свойственное отдельным предметам не всегда присуще группе явлений.
  2. Аргументация в форме аналогии – применяется в случае уподобления единичных событий и явлений.

Аналогия состоятельна только тогда, когда 2 явления сходны между собой не в любых, а только в существенных признаках.

При уподоблении 2 явлений  или событий следует учитывать различия между ними. (если 2 явления существенно различаются друг от друга, то несмотря на наличие сходных признаков их нельзя уподоблять)

Ошибки:

Отсутствие логической связи между аргументами и  тезисом – ошибка мнимого следования.

  • Логический переход от узкой области к более широкой. (в аргуметах говорится о свойствах некоторого вида явлений, а в тезисе говорится о свойствах всего рода явлений)
  • Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.
  • Переход от сказанного в определенном отношении ксказанному безотносительно( опираясь на проблематичные аргументы пытаются доказать достоверный тезис)

Логически не связанные  с обсуждаемым тезисом аргументы:

  • Аргумент к силе – (физическое или иное другое воздействие)
  • Аргумент к невежеству – использование неосведомленности оппонента и навязывание ему мнений, которые противоречат науке
  • Арумент к выгоде – вместо логического обоснования тезиса прибегают к агитации за его принятии, потому что это будет выгодно в каком-либо отношении
  • Аргумент к здравому смыслу – используется как призыв к обыденному сознанию, а не логическое обосновывание тезиса
  • Аргумент к состраданию – вместо реальной оценки конкретного случая взывают к жалости, состраданию. (возможное осуждение)
  • Аргумент к верности – склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения
  • Аргумент к авторитету – ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет

 

  1. Какой логический процесс называется опровержением? Опишите способы опровержения тезиса, аргументов, демонстрации.

Критика – логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

Критика может быть явной  и неявной.

Неявная – скептическая оценка позиции оппонента без конкретного указания недостатков и точного указания на слабые места.

Явная критика – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента. Критика явная может быть конструктивной, деструктивной и смешанной. Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утвержения пропонента. В случае конструктивного подхода оппонент не занимается деталями – отдельными аргументами пропонента, слабыми местами и неточностями. Пропонент должен честко и развернуто представить тезис своего выступления. Показать, что этот тезис не просто отличается от тезиса пропонента, а противоречит ему как альтернативный. Сосредоточить усилия по подборе аргументов в пользу своего тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию. Такой подход отличается объективность и корректностью в отношениях между субъектами аргументации.

Смешанная – критика  сочетающая в себе конструктивный и  деструктивный подходы. Является самым  основательным. В зависимости от того, какой подход будет применяться  первым различают конструктивно-деструктивную  композицию и дкд.

Деструктивная – критика, направленная на разрушение аргументации путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

  1. Критика тезиса – критика показывающая несостоятельность тезиса. Называется опровержением тезиса, которое строится по форме, получившей название «сведение к абсурду»
  2. Критика аргументов – при аргументации следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнения. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, он тем самым показывает несостоятельность и необоснованность тезиса. Такая критика может выражаться в том, что указывется на неточное изложение фактов, выражает сомнение в авторитете эксперта, установившего заключение и др. сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который следует из доводов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом подтверждении.
  3. Критика демонстрации – в этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов он считается необоснованным. Успешная критика демонстрации предполагает знание о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции и аналогии.

Для создания видимой логической связи выступающие используют следующие языковые уловки: «со всей определенностью можно сказать что … факты убедительно демонстрируют что..»

  1. Дайте характеристику процесса аргументации и его структурных элементов.
  2. Сформулируйте правила и приведите примеры корректной аргументации.
  3. Какие рассуждения называют правдоподобными?

Правдоподобные рассуждения  – рассуждения, в которых истинность или ложность суждений точно не установлена, заключение следует с большей или меньшей степенью вероятности. Так например в следствии строятся гипотезы, версии об обстоятельствах исследемых дел.

  1. Охарактеризуйте понятие вероятности и ее виды.

Вероятность – степень  обоснованности суждения.

Р(р) = 1/3 – маловероятно

Р(р) = ½ - равновероятно

Р(р) > ½ - более вероятно, чем нет

P(p) < 2/3 – весьма вероятно

  1. Дайте характеристику видов и продемонстрируйте отличия полных и неполных индуктивных рассуждений.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"