Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике" по специальности – юриспруденция
2 этап. Логически выведенные из допущения следствия сопоставляют с положениями, истинность которых установлена ранее. В случае совместимости отказываются от этих следствий. В случае несовместимости следствий с этими данными приоритет остается за истинными положениями, а логические выведенные из допущения следствия расцениваются как ложные.
3 этап. Из ложности
следствия логически заключают
о ложности допущения. В итоге
из ложности допущения
«из ложности высказывания о том, что данный поступок является неправомерным, следует, что он правомерный»
Апагогический вид косвенного
обоснования применяется лишь в
том случае, если тезис и антитезис
находятся в отношении
2. разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других членов дизъюнкции. Обоснование в этом случае строится методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность других членов дизъюнкции, кроме одного. Разделительное обоснование состоятельно лишь в том случае, если дизъюнктивное суждение является полным, закрытым. Если же рассматриваютсяне все варианты, заключение проблематичное, следует с большей или меньшей степенью вероятности. (проверка версий относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления)
А) определенность тезиса – тезис должен быть сформулирован ясно и четко.
Важное значение имеет количественная характеристика, модальность суждения, требуется анализ дополнительный логических связок, требование определенности и ясности предполагает расчленение сложных связок – это позволяет поэтапно обсуждать тезис.
Б) неизменность тезиса – запрещение видоизменять или отступать от первоначально сформулированного тезиса. Об этом нужно ставить в известность аудиторию и оппонента. Запрещается лишь негласное отступление.
1-я ошибка – потеря тезиса.
Сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанным с первым. Затем ко 2, 3, 4 и в конце концов забывает исходную мысль.
2-я ошибка – подмена тезиса.
Подмена тезиса бывает полной и частичной.
Полная подмена тезиса проявляется в том, что выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой. Возникает когда пропонент четко не формулирует свою основную мысль, а уточняет ее на протяжении дискуссии, а также когда вместо четкого ответа на поставленный вопрос выступающий ходит вокруг да около, прямо не отвечая на него.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «аргумент к личности» - когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «логическая диверсия» - чуствуя невозможность доказать выдвинутое положение, человек пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с первоначальным суждением. Вопрос об истинности тезиса остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.
Частичная подмена тезиса выражается в том,что в ходе выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис, сужая или расширяя первоначально слишком широкое либое узкое утверждение. (большинство из них --- все из них)
А) достоверность аргументов – то есть истинности и доказанности аргументов.
Доводы выполняют роль фундамента, на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения кладут непроверенные или сомнительные факты, то ставится под угрозу весь ход аргументации.
Принятие за истину ложного аргумента – основное заблуждение – использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места.(ложные показания – наказание невиновного)
Предвосхищение основания – в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения – ссылаются на слухи, на мнения высказанные кем-то. В действительности же доброкачественность этих доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Б) автономное обоснование аргументов – прежде чем доказать тезис, нужно доказать доводы, не обращаясь при этом находят обоснования не обращаясь к тезису. Если такое происходит, то возникает ошибка «круг в демонстрации» - недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы.
В) требование непротиворечивости аргументов – из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. (к обоснованию приговора прибегают к противоречивым показаниям свидетелей и обвиняемых)
Г) требование достаточности аргументов – в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис. Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а в смысле их весомости. Должны использоваться доводы, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.
Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис – обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным»
Увеличивая кол-во аргументов можно совершить логическую ошибку – «чрезмерного доказательства» (недостаточное док-во)
Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения. (статьи)
Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшой посылке. (точное описание события помогает отыскать среди теоретических положений нужное обобщение и правильно применить его к конкретному случаю. Несоблюдение этого правила нередко приводит к тому, что лишь приблизительно выбирают соответствующее общее положение) «наиболее опасной ошибкой является применение верного для сугубо конкретного случая положения как бузусловного и действующего при любых условиях»
Соблюдение структурных правил этой формы вывода. (термины, кол-во, качество, связки)
Аналогия состоятельна только тогда, когда 2 явления сходны между собой не в любых, а только в существенных признаках.
При уподоблении 2 явлений или событий следует учитывать различия между ними. (если 2 явления существенно различаются друг от друга, то несмотря на наличие сходных признаков их нельзя уподоблять)
Ошибки:
Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом – ошибка мнимого следования.
Логически не связанные
с обсуждаемым тезисом
Критика – логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.
Критика может быть явной и неявной.
Неявная – скептическая оценка позиции оппонента без конкретного указания недостатков и точного указания на слабые места.
Явная критика – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента. Критика явная может быть конструктивной, деструктивной и смешанной. Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утвержения пропонента. В случае конструктивного подхода оппонент не занимается деталями – отдельными аргументами пропонента, слабыми местами и неточностями. Пропонент должен честко и развернуто представить тезис своего выступления. Показать, что этот тезис не просто отличается от тезиса пропонента, а противоречит ему как альтернативный. Сосредоточить усилия по подборе аргументов в пользу своего тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию. Такой подход отличается объективность и корректностью в отношениях между субъектами аргументации.
Смешанная – критика
сочетающая в себе конструктивный и
деструктивный подходы. Является самым
основательным. В зависимости от
того, какой подход будет применяться
первым различают конструктивно-
Деструктивная – критика, направленная на разрушение аргументации путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.
Для создания видимой логической связи выступающие используют следующие языковые уловки: «со всей определенностью можно сказать что … факты убедительно демонстрируют что..»
Правдоподобные рассуждения – рассуждения, в которых истинность или ложность суждений точно не установлена, заключение следует с большей или меньшей степенью вероятности. Так например в следствии строятся гипотезы, версии об обстоятельствах исследемых дел.
Вероятность – степень обоснованности суждения.
Р(р) = 1/3 – маловероятно
Р(р) = ½ - равновероятно
Р(р) > ½ - более вероятно, чем нет
P(p) < 2/3 – весьма вероятно