Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
Далее рассмотрим расчет эффективности от внедрения многоуровневой системы поставок.
Сокращение производственного цикла, % – формула 11:
, (11)
где – время производственного цикла до внедрения мероприятия;
– время производственного
цикла после внедрения
.
Сокращение численности персонала, % - формула 12:
,
где – численность персонала до внедрения мероприятия;
– численность персонала после внедрения мероприятия.
.
Производительность труда рассчитывается по формуле 13:
,
где – выручка до (после) внедрения мероприятия;
– численность персонала до (после) внедрения мероприятия.
,
Рост производительности труда, % – формула 14:
,
где – производительность труда до внедрения мероприятия,
– производительность
труда после внедрения
.
Рост прибыли от продаж, % – формула 15:
,
где – прибыль от продаж до внедрения мероприятия;
– прибыль от продаж после внедрения мероприятия.
.
Снижение себестоимости проданных товаров, % – формула 16:
,
где – себестоимость проданных товаров до внедрения мероприятия;
– себестоимость
проданных товаров после
.
Далее в таблицах 25, 26 представлены показатели эффективности, описывающие ситуацию на предприятии до и после предполагаемого внедрения многоуровневой системы поставок.
Таблица 25 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» до и после совершенствования системы «поставщик-заказчик»
Показатели |
до |
после |
Изменение (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от продажи, млн.руб. |
137 935 |
140 425 |
+ 3 490 |
2. Себестоимость проданных |
128 265 |
126 382 |
- 1 883 |
3. Управленческие и коммерческие расходы, млн. руб. |
5 507 |
5 934 |
+ 427 |
4. Прибыль от продажи, млн. руб. |
9 670 |
14 043 |
+ 5 373 |
5. Прибыль до налогообложения, |
1 934 |
3 008 |
+ 1 074 |
6. Чистая прибыль, млн. руб. |
7 736 |
12 035 |
+ 4 299 |
7. Стоимость основных средств, |
49 197 |
46 354 |
- 2 843 |
8. Стоимость активов, млн. руб. |
126 781 |
131 053 |
+ 4 272 |
9. Собственный капитал, млн. руб. |
11 921 |
10 547 |
- 1 374 |
10. Заемный капитал, млн. руб. |
114 860 |
107 523 |
- 7 337 |
11. Численность ППП, чел. |
75 447 |
20 258 |
- 55 189 |
12.Производительность труда, |
1,83 |
6,98 |
+ 5,15 |
13. Фондоотдача, руб. (1/7) |
2,8 |
3,05 |
+ 0,25 |
14. Оборачиваемость активов, раз (1/8) |
1,088 |
1,08 |
- 0,008 |
15. Рентабельность собственного |
64,8 % |
114,1 % |
+ 49,3 |
16. Рентабельность продаж, % (4/1*100%) |
7,01 % |
10,6 % |
+ 3,59 |
17. Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10) |
7,6 % |
12,7 % |
+ 5,1 |
18. Затраты на рубль выручки от продажи, (2/1*100 коп.) |
92,9 |
89,4 |
- 3,5 |
Таблица 26 – Экономический эффект от внедрения мероприятия
Показатель |
До |
После |
Выручка, млн. руб. |
137 935 |
140 425 |
Себестоимость, млн. руб.:
|
128 265
14 944 92 352 20 969 |
126 382
5 724 108 587 12 071 |
Прибыль, млн. руб. |
9 670 |
14 043 |
Численность, чел. |
75 447 |
20 258 |
Производительность труда, млн. руб. |
1,83 |
6,98 |
Из таблицы 25 видно, что прибыль увеличилась на 45,2%, себестоимость снизилась на 1,46%, производительность труда выросла на 281%, рентабельность продаж увеличилась на 3,59 %.
В таблице 27 представлены затраты, необходимые на внедрение многоуровневой системы поставок на ОАО «АВТОВАЗ».
Таблица 27 – Затраты на внедрение многоуровневой системы поставок на ОАО «АВТОВАЗ»
Наименование |
Вид затрат |
Ед. |
Количество |
Затраты, руб. |
Сумма, руб. |
Проект |
Разовые |
чел. |
40 |
60 000 |
2 400 000 |
Подготовка персонала |
Разовые |
чел. |
2 250 |
15 000 |
33 750 000 |
Внесение изменений в производственный процесс, документацию |
Разовые |
- |
- |
- |
560 000 000 |
Программное обеспечение |
Разовые |
шт. |
3 |
500 000 |
1 500 000 |
Прочие расходы |
Разовые |
- |
- |
- |
2 400 000 |
Итого |
600 050 000 |
Рассчитаем экономическую эффективность и срок окупаемости многоуровневой системы поставок по формулам 17, 18 соответственно:
,
где – результативность внедрения мероприятия;
– затраты на внедрение мероприятия.
.
Рассчитаем срок окупаемости многоуровневой системы поставок по формуле 18:
,
где – капиталовложение в мероприятие;
– прибыль от внедрения мероприятия.
.
Таким образом, после проведения экономических расчетов стало ясно, что предлагаемые мероприятия имеют небольшой срок окупаемости и высокую эффективность. Это говорит о том, что предложенные мероприятия целесообразны.
Инженер по закупкам
на ОАО «АВТОВАЗ» выполняет
Рисунок 26 – Схема рабочего места инженера по закупкам
1 — компьютер; 2 — стул; 3 — рабочий стол; 4 — доска для чертежей, схем, расчетов; 5 — книжный шкаф.
Таблица 28 – Описание оборудования, используемого в процессе труда
№ на схеме |
Оборудование |
Выполняемая операция |
1 |
Рабочий стол |
Рабочее место |
2 |
Стул |
Рабочее место |
3 |
Компьютер |
Поиск, обработка, хранение и передача информации |
4 |
Доска для чертежей, схем, расчетов |
Визуализация информации |
5 |
Книжный шкаф |
Хранение информации на бумажном носителе |
Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья (ГОСТ 12.1.007-76).
Все опасные и вредные
Таблица 29 – Идентификация ОВПФ на рабочем месте
Наименование опасного и вредного производственного фактора |
Виды работ, оборудование, технологические операции при которых встречается данный производственный фактор |
Последствия воздействия ОВПФ |
Мероприятия по разработке безопасных условий труда |
Повышенный уровень электромагнитных излучений |
Работа на компьютере |
Дерматит кожи, головная боль, рези в глазах. |
Рациональное размещение оборудования в рабочем помещении, экранирование рабочего места и источника излучения, подбор рациональных режимов работы оборудования и режима труда персонала. |
Повышенный уровень статического электричества |
Работа на компьютере |
Происходит электризация пыли и мелких частиц, которые притягивается к экрану. Собравшаяся на экране электризованная пыль ухудшает видимость, а при повышении подвижности воздуха, попадает на лицо и в легкие человека, вызывает заболевания кожи и дыхательных путей. |
Механизация уборки производственных помещений, установка новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем с целью выполнения нормативных требований по микроклимату и чистоте воздушной среды на рабочем месте. |
Повышенный уровень шума на рабочем месте |
Работа на компьютере |
Головная боль, глухота, утомляемость. |
Устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике, аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. |
Продолжение таблицы | |||
Недостаточная освещённость рабочей зоны. |
Общее естественное и искусственное освещение |
Снижение остроты зрения. |
Установка осветительной арматуры, искусственного освещения и перепланировка световых проемов (окон, фрамуг; световых фонарей) естественного освещения с целью улучшения выполнения нормативных требований по освещению на рабочем месте. |
Умственное перенапряжение |
Работа на компьютере |
Утомление Нервные нагрузки |
Рациональная организация |
Статические физические перегрузки |
В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.
Оценки по фактору травмобезопасности рабочего места инженера по закупкам
Используемые нормативные
Таблица 30 – Результаты оценки
№ п/п |
Нормативные требования безопасности к рабочему месту |
Фактическое их выполнение |
Необходимые мероприятия | |
Наличие |
Соответствие нормативным | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего и документа должна быть 300-500 лк |
+ |
соответствует |
||
Рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал с боку преимущественно слева. |
+ |
соответствует |
||
Схемы размещения рабочих мест должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м. расстояние между боковыми поверхностями видеомонитора не менее 1,2м. |
+ |
соответствует |
||
Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680 - 760 мм. |
+ |
соответствует |
||
Размер экрана должен быть не менее 31 см (14 дюймов) по диагонали, при этом расстояние от глаз до экрана должно быть в пределах 40 - 80 см. |
+ |
соответствует |
||
Уровень шума в помещении с вычислительными машинами не должен превышать 50 дБ |
+ |
соответствует |
||
Объем и площадь производственного помещения, которые должны приходиться на каждого работающего по санитарным нормам, должны быть не менее 15 куб.м. и 4.5 КВ.М, соответственно. |
+ |
соответствует |
||
Вводный инструктаж по безопасности
труда проводят со всеми вновь
принимаемыми на работу независимо от
их образования, стажа работы по данной
профессии или должности, с временными
работниками, командированными, учащимися
и студентами, прибывшими на производственное
обучение или практику, а также
с учащимися в учебных |
+ |
соответствует |
||
Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие |
+ |
соответствует |
||
Инструктажи на рабочем месте завершаются
проверкой знаний устным опросом
или с помощью технических
средств обучения, а также проверкой
приобретенных навыков |
+ |
соответствует |
||
Инструкция по охране труда для
работника разрабатывается |
+ |
соответствует |