Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
В зависимости от полученной интегральной оценки каждому поставщику присваивается одна из следующих четырех категорий (таблица 19):
Категория присваивается поставщику по итогам работы за месяц, квартал и за год.
Категория поставщиков |
Граничные значения интегральной оценки в | |
А |
Отличные |
В ³ 90 |
В |
Надежные |
80 £ В < 90 |
С |
Ненадежные |
50 £ В < 80 |
D |
Неудовлетворительные |
В < 50 |
Для руководителей, ответственных за обеспечение качества поставок, по окончании квартала и года формируются сводные ведомости и диаграммы оценок неудовлетворительных, ненадежных, надежных и отличных поставщиков.
Такие ведомости формируются также выборочно по запросу результатов оценки любого поставщика или группы поставщиков с изображением диаграмм частных оценок и графиков их изменения за определенный период. Наблюдая за динамикой изменения оценок после принятия поставщиком мер, можно судить об эффективности этих мер.
С течением времени поставщик может, изменяя показатели своей работы, переходить из одной категории в другую. Категория поставщика может также измениться в связи с изменением требований ОАО «АВТОВАЗ» к показателям работы поставщиков по качеству.
В соответствии с политикой ОАО
«АВТОВАЗ» по качеству к поставщикам
комплектующих изделий и
Эта политика реализуется с помощью системы мер (таблица 20), предусматривающей поощрение отличных и надежных поставщиков и оказания воздействия на неудовлетворительных и ненадежных поставщиков, вплоть до отказа от поставщика.
Таблица 20 - Установленные меры воздействия на поставщиков
Категория поставщика |
Действия в отношении |
A |
|
В, С |
|
В, С, D |
|
C, D |
|
D |
|
По результатам оценки поставщиков за квартал служба качества поставок ДпК совместно с Дирекцией по закупкам (ДпЗ) готовит в соответствии предложения по корректирующим и предупреждающим действиям в отношении поставщиков и передает их на рассмотрение руководству ДпК.
Руководство ДпК совместно с руководством ДпЗ и Дирекцией по техническому развитию (ДТР) принимает окончательное решение по мерам воздействия на поставщиков и осуществляет контроль за реализацией принятых мер [51].
Решение об уменьшении объемов поставки или полном отказе от поставщика принимается на конъюнктурном комитете ОАО «АВТОВАЗ».
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.
Рассмотрим
главные слагаемые
Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 - 50%).
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
Сокращение
запасов при использовании
Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Как показывает мировая практика в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от двух до пяти процентов (рисунок 20).
Рисунок 20 – Соотношение времени на собственно производство товара (t1) и времени на доведение изготовленного товара до потребителя (t2)
Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта [7].
Логистический
подход, как уже отмечалось, предполагает
высокую степень
Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость [26].
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности [7].
Успех работы предприятия в большой степени зависит от обеспечения производства необходимыми сырьевыми ресурсами, по соответствующим необходимым показателям качества, количества и времени. В связи с этим многие авторы уделяют пристальное внимание выбору поставщиков комплектующих и материалов.
Методика определения индекса качества поставок позволяет получить интегральную оценку поставщика, которая определяется по следующим показателям:
Далее представлен алгоритм методики определения индекса качества поставок
,
где - показатель качества продукции;
– показание уровня цены;
- показатель своевременности поставок;
- показатель обслуживания.
Расчет показателя производится по следующей формуле:
.
,
где - цена самой дешевой на рынке оферты (минимальная цена по каталогам);
- цена поставщика.
Таблица 21 – Выбор показателя своевременности поставок
Отклонение от согласованного срока поставок (дней) |
Запаздывание, |
Опережение, |
0-7 |
0,16 |
0,16 |
8-14 |
0,14 |
0,15 |
15-21 |
0,12 |
0,14 |
22-35 |
0,10 |
0,13 |
36-42 |
0,08 |
0,12 |
43-49 |
0,06 |
0,11 |
50-56 |
0,04 |
0,10 |
57-63 |
0,02 |
0,09 |
Свыше 63 |
0 |
0,08 |
После того, как определен индекс качества поставок для всех поставщиков, проводится статистический анализ качества закупаемой продукции и оценка работы поставщиков путем построения диаграмм Парето для всех поставщиков:
На основании анализа этих диаграмм определяются поставщики с высоким уровнем несоответствия продукции с целью пересмотра с ними условий договора о поставках или принятия решения об отказе от их услуг.