Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации [24].
ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшее предприятие российского автомобилестроения по объему реализации продукции. Производство автомобилей, сборочных комплектов и запасных частей являются преобладающими видами деятельности ОАО «АВТОВАЗ» и имеют приоритетное значение.
ОАО «АВТОВАЗ» успешно прошло аттестацию системы менеджмента качества, сертифицированную в соответствии с международными стандартами ИСО-9001:2008. Этот стандарт качества внедряется в практику работы заводов-поставщиков ОАО «АВТОВАЗ». Он стал единственным критерием при отборе предприятий, с которыми сотрудничает ОАО «АВТОВАЗ». В поставке комплектующих и материалов на ОАО «АВТОВАЗ» задействовано около 1000 предприятий по всей России [2].
ОАО «АВТОВАЗ» - один из крупнейших участников
внешнеэкономической
Основу комплекса Волжского автозавода составляют ряд основных производств:
ОАО «АВТОВАЗ» владеет
Основные рынки сбыта
Итоги 2010 года наглядно демонстрируют постепенное восстановление рынка легковых автомобилей и рост уровня потребительской уверенности. Результатом активации потребительского спроса, в большей степени обусловленной государственными программами утилизации автомобилей и льготного автокредитования, стал значительный рост российского автомобильного рынка – 29,6% по сравнению с предыдущим годом.
Миссия ОАО «АВТОВАЗ»: Создавать для своих клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль акционерам, улучшая благосостояние сотрудников и повышая ценность бизнеса во благо Отечества.
Стратегические цели предприятия:
Численность персонала ОАО АВТОВАЗ по состоянию на 31.12.2011г составляет более 60 тысяч сотрудников.
ОАО "АВТОВАЗ"
имеет ряд подсистем
Таблица 6 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение (+,-), 2010/2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от продажи, млн. руб. |
84 183 |
137 935 |
+ 53 752 |
2.
Себестоимость проданных |
88 921 |
128 265 |
+ 39 344 |
3. Управленческие и коммерческие расходы, млн. руб. |
4 744 |
5 507 |
+ 763 |
4. Прибыль от продажи, млн. руб. |
убыток |
9 670 |
+ 4 163 |
5.
Прибыль до налогообложения, |
убыток |
1 934 |
+ 1 607 |
6. Чистая прибыль, млн. руб. |
Убыток |
7 736 |
+ 2 106 |
7.
Стоимость основных средств, |
51 899 |
49 197 |
- 2 702 |
8. Стоимость активов, млн. руб. |
119 635 |
126 781 |
+ 7 146 |
9. Собственный капитал, млн. руб. |
9 815 |
11 921 |
+ 2 106 |
10. Заемный капитал, млн. руб. |
109 820 |
114 860 |
+ 5 040 |
11. Численность ППП, чел. |
86 521 |
75 447 |
- 11 074 |
12.Производительность труда, |
0,97 |
1,83 |
+ 0,86 |
13. Фондоотдача, руб. |
1,62 |
2,8 |
+ 1,18 |
14. Оборачиваемость активов, раз |
0,703 |
1,088 |
+ 0,385 |
15. Рентабельность собственного |
убыток |
64,8 |
+ 64,8 |
16. Рентабельность продаж, % |
убыток |
7,01 |
+ 7,01 |
17. Рентабельность капитала по |
убыток |
7,6 |
+ 7,6 |
18. Затраты на рубль выручки от продажи, |
105,6 |
92,9 |
- 12,7 |
Таблица 7 – Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 годы
Единица измерения |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |
(2010 к 2009) | ||||
Реализация: |
шт. |
345 079 |
549 650 |
204 571 |
На рынке Российской Федерации |
шт. |
311 985 |
505 811 |
193 826 |
На экспортных рынках |
шт. |
33 094 |
43 839 |
10 745 |
Произведено автомобилей |
шт. |
294 737 |
545 450 |
250 713 |
В 2010 году было произведено 545450 автомобилей, что на 85% или 250697шт. больше чем в 2009 г., но на 31,5% или 250814 шт. меньше чем в 2008 г. Все автомобили сертифицированы и удовлетворяют требованиям по нормам токсичности для внутреннего и внешнего рынков.
При утверждении плана экспорта автомобилей на 2009 год в объеме 34 448 шт. отгружено на экспорт 34 756 шт. Среднечасовой темп сборки автомобилей на главных конвейерах в 2009 году составил 139,17 авт./час, при 163,3 авт./час в 2008 году. В 2009 году Обществом произведено запасных частей в действующих ценах на сумму 3 944,3 млн. руб., что на 2,99% больше плана. План производства технологического оборудования в целом по ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 году выполнен на 362,7 млн. руб. Для подготовки производства автомобилей изготовлено 189 единиц оборудования на сумму 157,1 млн. руб., в том числе для автомобилей семейства LADA Kalina – 34 ед. на сумму 30,7 млн. руб. и автомобилей семейства LADA Priora – 40 ед. на сумму 60,9 млн. руб. Для технического перевооружения действующего производства изготовлено 116 ед. на сумму 207,2 млн. руб.
По итогам 2010 года объем продаж автомобилей LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» вырос на 48,0% и составил 517 147 автомобилей против 349 490 автомобилей в 2009 году.
Рисунок 8 – Структура продаж легковых автомобилей в 2009 и 2010 году
Общий объем реализации автомобилей марки LADA (включая продажи автомобилей LADA производства ОАО «ИжАвто») в 2010 году составил 519 413 автомобилей, что на 46,6% выше показателя 2009 года. Доля автомобилей LADA (с учетом сборки на ОАО «ИжАвто») на российском рынке по итогам 2010 года составила 29,1% (рисунок 8). Основная причина роста продаж – оживление покупательской активности, спровоцированное двумя государственными программами: утилизацией старых автомобилей и льготным автокредитованием, а также общее улучшение макроэкономической ситуации в стране, повлекшее за собой рост потребительской уверенности [51].
Для обеспечения производства материалами и комплектующими изделиями требуемого качества и в необходимых объемах ОАО «АВТОВАЗ» использует систему закупок, базирующуюся на следующих принципах:
Закупки материалов и комплектующих изделий, которые непосредственно предназначены для изготовления автомобилей, осуществляют дирекция по закупкам.
Службу закупок на ОАО «АВТОВАЗ» возглавляет вице-президент. Основными задачами службы по закупкам являются закупки материалов, компонентов, оборудования и инструмента, а также работ и услуг, постоянная оптимизация затрат и осуществление эффективного межфункционального взаимодействия со службами завода. Организационная схема службы вице-президента по закупкам приведена на рисунке 9 [30].
Система закупок,
регламентированная требованиями СТП
(стандартами производства), а также требованиями
конструкторской, технической и организационно-
Рисунок 9 – Организационная структура службы вице-президента по закупкам
Рисунок 10 – Система поставок товарно-материальных ценностей на ОАО «АВТОВАЗ»
При планировании поставок материалов
и комплектующих для
К внешним факторам можно отнести:
Среди внутренних факторов можно выделить:
Рисунок 11 – Диаграмма Исикавы
Рассчитаем ПЧР каждой мелкой кости диаграммы и выберем максимальное, которое будет являться значением ПЧР для крупной кости (таблица 8).
Таблица 8 – Расчет ПЧР для факторов, влияющих на закупочную деятельность ОАО «АВТОВАЗ»
№ п/п |
Потенциальный отказ |
Виды отказов |
S |
O |
D |
ПЧР |
ПЧРmax |
ПЧРmax, % |
1 |
Персонал |
Опыт работы |
6 |
4 |
2 |
48 |
72 |
8 |
Образование |
7 |
4 |
1 |
28 | ||||
Физические характеристики |
6 |
4 |
3 |
72 | ||||
Персональные характеристики |
6 |
5 |
2 |
60 | ||||
2 |
Поставщики |
Месторасположение |
8 |
8 |
1 |
64 |
324 |
36 |
Качество материалов и комплектующих |
9 |
9 |
4 |
324 | ||||
Цена материалов и комплектующих |
8 |
8 |
2 |
128 | ||||
Надежность поставок |
8 |
9 |
4 |
288 | ||||
Условия поставок |
8 |
8 |
3 |
192 | ||||
Условия транспортировки |
7 |
8 |
4 |
224 | ||||
3 |
Внешняя среда |
Законодательство по регулированию
предпринимательской |
7 |
6 |
1 |
42 |
96 |
11 |
Колебания курсов иностранных валют |
6 |
6 |
1 |
36 | ||||
Система налогообложения и кредитования |
7 |
5 |
1 |
35 | ||||
Рыночные условия |
6 |
4 |
3 |
72 | ||||
Состояние экономики |
6 |
4 |
4 |
96 | ||||
4 |
Организация закупочной деятельности |
Частота закупок |
7 |
8 |
3 |
168 |
405 |
45 |
Форма организации закупок |
9 |
9 |
5 |
405 | ||||
Тип закупок |
7 |
8 |
3 |
168 | ||||
Соответствие процесса ИСО/ТУ 16949 |
7 |
8 |
4 |
224 | ||||
Метод закупок |
9 |
8 |
4 |
288 | ||||
Методы стимулирования поставщиков |
8 |
8 |
4 |
256 | ||||
Информационное обеспечение |
8 |
8 |
5 |
320 | ||||
Методы оценки поставщиков |
7 |
7 |
4 |
196 | ||||
|
897 |
100 |