Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100

Вложенные файлы: 1 файл

Гадалина.docx

— 429.56 Кб (Скачать файл)

Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации [24].

 

2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Особенности  функционирования ОАО «АВТОВАЗ»

ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшее предприятие российского автомобилестроения по объему реализации продукции. Производство автомобилей, сборочных комплектов и запасных частей являются преобладающими видами деятельности ОАО «АВТОВАЗ» и имеют приоритетное значение.

ОАО «АВТОВАЗ» успешно прошло аттестацию системы менеджмента качества, сертифицированную в соответствии с международными стандартами ИСО-9001:2008. Этот стандарт качества внедряется в практику работы заводов-поставщиков ОАО «АВТОВАЗ». Он стал единственным критерием при отборе предприятий, с которыми сотрудничает ОАО «АВТОВАЗ». В поставке комплектующих и материалов на ОАО «АВТОВАЗ» задействовано около 1000 предприятий по всей России [2].

ОАО «АВТОВАЗ» - один из крупнейших участников внешнеэкономической деятельности в России. Уже через год после начала работы предприятие стало поставлять свои автомобили за рубеж. Сегодня автомобили LADA продаются в нескольких десятках стран мира.

Основу комплекса  Волжского автозавода составляют ряд  основных производств:

  • металлургическое производство;
  • прессовое производство;
  • механосборочное производство;
  • сборочно - кузовное производство;
  • производство пластмассовых изделий;
  • производство ремонта и обслуживания оборудования;
  • энергетическое производство;
  • инструментальное производство;
  • производство  технологического оборудования;
  • производство  пресс-форм и штампов;
  • производство  по переработке промышленных отходов [51].

ОАО «АВТОВАЗ» владеет разветвленной  дилерской сетью. Более 400 дилеров  продают и обслуживают автомобили LADA. За рубежом торговая марка LADA известна более чем в 60 странах. Параллельно со строительством автозавода создавались сотни предприятий - поставщиков материалов и комплектующих изделий.

Основные рынки сбыта продукции  ОАО «АВТОВАЗ» в России: Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа. Основная часть экспортных поставок продукции ОАО «АВТОВАЗ» осуществляется в Украину, Азербайджан, Казахстан, Беларусь, Молдову, Узбекистан, Армению, Египет, Уругвай, Венесуэлу. Рынок стран СНГ является важнейшим стратегическим рынком после России. Доля поставок ОАО «АВТОВАЗ» в этот регион в последние годы росла, но в 2009 году под влиянием негативных экономических факторов доля экспорта автомобилей и СКD снизилась до 66% против 89% в 2008 году. В 2010 году ситуация изменилась и поставки автомобилей и машинокомплектов в страны СНГ начали расти. По итогам года рост объемов экспорта автомобилей LADA в страны СНГ составил 43%. Стабильный спрос на бюджетные автомобили «классического» семейства и Samara в странах СНГ обеспечивается относительно низким уровнем дохода населения [51].

Итоги 2010 года наглядно демонстрируют  постепенное восстановление рынка  легковых автомобилей и рост уровня потребительской уверенности. Результатом активации потребительского спроса, в большей степени обусловленной государственными программами утилизации автомобилей и льготного автокредитования, стал значительный рост российского автомобильного рынка – 29,6% по сравнению с предыдущим годом.

Миссия ОАО  «АВТОВАЗ»: Создавать для своих клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль акционерам, улучшая благосостояние сотрудников и повышая ценность бизнеса во благо Отечества.

Стратегические  цели предприятия:

  1. Лидерство.  Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке. Активная интеграция в мировое автомобилестроение. Достижение передового уровня квалификации персонала.
  2. Эффективность.  Эффективное управление ресурсами и затратами. Постоянное улучшение качества. Развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.
  3. Гибкость. Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей. Оперативное реагирование компании на требования рынка. Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии [51].

Численность персонала ОАО АВТОВАЗ по состоянию на 31.12.2011г составляет более 60 тысяч сотрудников.

ОАО "АВТОВАЗ" имеет ряд подсистем организации  бизнесов, управление которыми в комплексе  составляет корпоративное управление. К ним относятся: стратегическое планирование и организационное  развитие, управление финансами, управление производством и технологией, управление логистическими цепочками, управление качеством, управление персоналом, управление инновационной деятельностью и  техническим развитием, управление информационными технологиями. Все  эти подсистемы объединены, едиными  целями и задачами. Основные технико-экономические показатели ОАО «АВТОВАЗ» представлены в таблице 6, 7.

 

 

 

 

Таблица 6 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение (+,-), 2010/2009

1

2

3

4

1.   Выручка от продажи, млн. руб.

84 183

137 935

+ 53 752

2.   Себестоимость проданных товаров,  млн. руб.

88 921

128 265

+ 39 344

3.  Управленческие и коммерческие  расходы, млн. руб.

4 744

5 507

+ 763

4.   Прибыль от продажи, млн. руб.

убыток

9 670

+ 4 163

5.   Прибыль до налогообложения, млн.  руб.

убыток

1 934

+ 1 607

6.   Чистая прибыль, млн. руб.

Убыток

7 736

+ 2 106

7.   Стоимость основных средств, млн.  руб.

51 899

49 197

- 2 702

8.   Стоимость активов, млн. руб.

119 635

126 781

+ 7 146

9.   Собственный капитал, млн. руб.

9 815

11 921

+ 2 106

10.   Заемный капитал, млн. руб.

109 820

114 860

+ 5 040

11. Численность ППП, чел.

86 521

75 447

- 11 074

12.Производительность труда, млн.  руб. 

0,97

1,83

+ 0,86

13. Фондоотдача, руб. 

1,62

2,8

+ 1,18

14. Оборачиваемость активов, раз 

0,703

1,088

+ 0,385

15. Рентабельность собственного капитала  по чистой прибыли, %

убыток

64,8

+ 64,8

16. Рентабельность продаж, %

убыток

7,01

+ 7,01

17. Рентабельность капитала по прибыли  до налогообложения,  %

убыток

7,6

+ 7,6

18. Затраты на рубль выручки от  продажи, 

105,6

92,9

- 12,7


 

 

 

 

 

Таблица 7 – Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 годы

 

Единица измерения

2009 г.

2010 г.

Отклонение

(2010 к 2009)

Реализация:

шт.

345 079

549 650

204 571

На  рынке Российской Федерации

шт.

311 985

505 811

193 826

На  экспортных рынках

шт.

33 094

43 839

10 745

Произведено автомобилей

шт.

294 737

545 450

250 713


 

В 2010 году было произведено 545450 автомобилей, что на 85% или 250697шт. больше чем в 2009 г., но на 31,5% или 250814 шт. меньше чем в 2008 г. Все автомобили сертифицированы и удовлетворяют требованиям по нормам токсичности для внутреннего и внешнего рынков.

При утверждении  плана экспорта автомобилей на 2009 год в объеме 34 448 шт. отгружено на экспорт 34 756 шт. Среднечасовой темп сборки автомобилей на главных конвейерах в 2009 году составил 139,17 авт./час, при 163,3 авт./час в 2008 году. В 2009 году Обществом произведено запасных частей в действующих ценах на сумму 3 944,3 млн. руб., что на 2,99% больше плана. План производства технологического оборудования в целом по ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 году выполнен на 362,7 млн. руб. Для подготовки производства автомобилей изготовлено 189 единиц оборудования на сумму 157,1 млн. руб., в том числе для автомобилей семейства LADA Kalina – 34 ед. на сумму 30,7 млн. руб. и автомобилей семейства LADA Priora – 40 ед. на сумму 60,9 млн. руб. Для технического перевооружения действующего производства изготовлено 116 ед. на сумму 207,2 млн. руб.

По итогам 2010 года объем продаж автомобилей LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» вырос на 48,0% и составил 517 147 автомобилей против 349 490 автомобилей в 2009 году.

 

Рисунок 8 – Структура продаж легковых автомобилей в 2009 и 2010 году

Общий объем  реализации автомобилей марки LADA (включая продажи автомобилей LADA производства ОАО «ИжАвто») в 2010 году составил 519 413 автомобилей, что на 46,6% выше показателя 2009 года. Доля автомобилей LADA (с учетом сборки на ОАО «ИжАвто») на российском рынке по итогам 2010 года составила 29,1% (рисунок 8). Основная причина роста продаж – оживление покупательской активности, спровоцированное двумя государственными программами: утилизацией старых автомобилей и льготным автокредитованием, а также общее улучшение макроэкономической ситуации в стране, повлекшее за собой рост потребительской уверенности [51].

2.2 Анализ закупочной  деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

Для обеспечения  производства материалами и комплектующими изделиями требуемого качества и  в необходимых объемах ОАО  «АВТОВАЗ» использует систему закупок, базирующуюся на следующих принципах:

  • заказывается только то, к чему заранее определены, документированы и утверждены требования по качеству;
  • привлечение поставщиков, способных удовлетворить установленным требованиям;
  • необходимое количество и поставка точно в срок;
  • контроль закупленного до использования в производстве;
  • сохранность и оперативное управление всей закупленной продукцией.

Закупки материалов и комплектующих изделий, которые  непосредственно предназначены  для изготовления автомобилей, осуществляют дирекция по закупкам.

Службу закупок  на ОАО «АВТОВАЗ» возглавляет  вице-президент. Основными задачами службы по закупкам являются закупки материалов, компонентов, оборудования и инструмента, а также работ и услуг, постоянная оптимизация затрат и осуществление эффективного межфункционального взаимодействия со службами завода. Организационная схема службы вице-президента по закупкам приведена на рисунке 9 [30].

Система закупок, регламентированная требованиями СТП (стандартами производства), а также требованиями конструкторской, технической и организационно-распорядительной документации, позволяет осуществлять все виды деятельности, связанные с закупками, в управляемых условиях с целью обеспечения требуемого уровня качества. На рисунке 10 схематично представлена система поставок товарно-материальных ценностей на ОАО «АВТОВАЗ».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Организационная структура службы вице-президента по закупкам

Рисунок 10 – Система поставок товарно-материальных ценностей на ОАО «АВТОВАЗ»

 

При планировании поставок материалов и комплектующих для обеспечения  основного технологического процесса основным исходным документом является производственная программа. Исходя из планируемой структуры продукции  и нормативов расходования сырья, материалов и комплектующих производится расчет потребности по полной номенклатуре. Исходными данными для составления  плана материально-технического обеспечения  являются: планируемые объемы производства продукции; спецификации и нормы  расхода сырья, материалов, комплектующих  изделий; нормативы переходящих  запасов на начало и конец планируемого периода; данные об остатках материалов на складах на начало планируемого периода и т.д. При этом на исполнение планов в процессе работы снабженческие  подразделения автосборочного завода влияют как внешние, так и внутренние факторы (рисунок 11) [51].

 

 

 

К внешним факторам можно отнести:

  • характерные условия работы с конкретными поставщиками (месторасположение, надежность поставок, качество поставляемых материалов и комплектующих и т.д.);
  • воздействие внешней среды (состояние экономики, колебание курсов иностранных валют, рыночные условия и т.д.).

Среди внутренних факторов можно выделить:

  • методы организации закупочной деятельности (информационное обеспечение, метод закупок, методы стимулирования поставщиков и т.д.);
  • персонал (физические и персональные характеристики, опыт работы, образование и т.д.).

 

 

 

 

Рисунок 11 – Диаграмма Исикавы

 

Рассчитаем  ПЧР каждой мелкой кости диаграммы  и выберем максимальное, которое  будет являться значением ПЧР для крупной кости (таблица 8).

Таблица 8 – Расчет ПЧР для факторов, влияющих на закупочную деятельность ОАО «АВТОВАЗ»

№ п/п

Потенциальный отказ

Виды отказов

S

O

D

ПЧР

ПЧРmax

ПЧРmax, %

1

Персонал

Опыт работы

6

4

2

48

72

8

Образование

7

4

1

28

Физические характеристики

6

4

3

72

Персональные характеристики

6

5

2

60

2

Поставщики

Месторасположение

8

8

1

64

324

36

Качество материалов и комплектующих

9

9

4

324

Цена материалов и комплектующих

8

8

2

128

Надежность поставок

8

9

4

288

Условия поставок

8

8

3

192

Условия транспортировки

7

8

4

224

3

Внешняя среда

Законодательство по регулированию  предпринимательской деятельности

7

6

1

42

96

11

Колебания курсов иностранных валют

6

6

1

36

Система налогообложения и кредитования

7

5

1

35

Рыночные условия 

6

4

3

72

Состояние экономики

6

4

4

96

4

Организация закупочной деятельности

Частота закупок

7

8

3

168

405

45

Форма организации закупок

9

9

5

405

Тип закупок

7

8

3

168

Соответствие процесса ИСО/ТУ 16949

7

8

4

224

Метод закупок

9

8

4

288

Методы стимулирования поставщиков

8

8

4

256

Информационное обеспечение

8

8

5

320

Методы оценки поставщиков

7

7

4

196

 

 

897

100

Информация о работе Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)