Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100

Вложенные файлы: 1 файл

Гадалина.docx

— 429.56 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 3 видно, что в нашем случае угрозы попадают в поля «ВК», «СР», «НР», «НК» и «НТ». Угрозы 1, 2, 3 требуют немедленного и обязательного реагирования. Угроза 7 должна быть в постоянном поле зрения руководства и устранена в первостепенном порядке, 4 угроза требует внимательного и ответственного подхода к ее устранению, 5 и 6 угрозы могут быть оставлены без внимания.

2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии

Взаимодействие  и ответственность подразделений  при оценке поставщиков, порядок  расчета балльных оценок, основные формы документирования и порядок  применения результатов оценки на ОАО  «АВТОВАЗ»  устанавливает стандарт  предприятия СТП  37.101.9763 – 2000 «Система качества. Автомобили. Оценка работы поставщиков  по обеспечению качества поставок комплектующих  изделий и материалов».

Для выработки  корректирующих и предупреждающих  действий в отношении поставщика; определения лучших поставщиков  и выявления поставщиков, не способных  соответствовать требованиям ОАО  «АВТОВАЗ»; для оказания экономического  воздействия на поставщика с целью  улучшения качества поставок; определения  эффективности мероприятий по качеству, выполненных поставщиком; определения  степени доверия к поставщику и управления планами входного контроля на ОАО «АВТОВАЗ» и выходного  контроля у поставщика используются бальные оценки.

Регистрация необходимых данных осуществляется в информационной системе «Балльная  оценка поставщиков» службами ОАО «АВТОВАЗ». Расчет оценок поставщиков осуществляет служба качества поставок Дирекция по качеству (ДпК).

Общая (интегральная) оценка В работы поставщика в области качества складывается из четырех частных оценок: оценки совокупного уровня качества поставок В1S, оценки уровня организации поставок В2, оценки лояльности поставщика В3 и оценки перспективности поставщика В4.

 

B = K1×B1S + K2×B2 + K3×B3 + K4×B4 ,                                 (1)

 

где K1, K2, K3, K4 - коэффициенты относительной значимости частных оценок.

Согласно  СТП  37.101.9763 – 20, устанавливаются следующие величины коэффициентов относительной значимости: К1 = 0,5; К2 = 0,25; К3 = 0,15; К4 = 0,1.

 

К1 + К2 + К3 + К4 =1,                                              (2)

 

При изменении  требований к качеству поставок и  политики ОАО «АВТОВАЗ» по качеству, величины коэффициентов относительной  значимости могут изменяться по мере отработки системы оценки поставщиков  и набора данных, но не чаще одного раза в год.

В свою очередь, каждая из частных оценок В1S, В2, В3, В4 определяется по совокупности оценочных показателей. Схема формирования оценок предприятия-поставщика приведена на рисунке 16.

Все частные  оценки (В1S, В2, В3, В4) и интегральная оценка поставщика В рассчитываются по итогам каждого месяца. В течение месяца, следующем за расчетным, данные уточняются. Результаты оценки в конце месяца, следующего за расчетным являются окончательными. Квартальная оценка формируется через месяц по истечении квартала, но не позднее 45 дней после истечения квартала.

 


Рисунок 16 – Схема формирования оценок предприятия-поставщика

Оценка уровня качества поставленной продукции В1S зависит от пяти оценочных показателей: b11 – уровень качества продукции в состоянии поставки, переработке и испытаниях; b12 – степень выполнения принятых обязательств при 0-км пробеге; b13 – уровень отказов в гарантийный период эксплуатации; b14 – повтор претензий в состоянии поставки и оперативность реакции на выявленные несоответствия; b15 – выявление критических дефектов в состоянии поставки, переработке и гарантии.

Значения  оценочных показателей b1i рассчитываются автоматически по формулам или определяются по графикам, приведенным в приложениях СТП 37.101.9763-2000.

Установлено шесть групп значимости комплектующих  изделий, металлов и неметаллических  материалов, которые формируются  согласно схемам классификации (рисунок 17, 18, 19). В одну группу включается однородная номенклатура продукции с близкими признаками значимости, для которой можно устанавливать единую норму качества поставок и давать единую оценку уровня качества.

Группы значимости определяются персоналом службы качества поставок ДпК и хранятся в ИС «Балльная оценка поставщиков» как постоянные атрибуты данных поставщиков.

Чем выше группа значимости продукции, тем больше удельный вес ее оценки в совокупной оценке качества нескольких групп, поставленных одним поставщиком. В таблице 15 приведены коэффициенты значимости каждой из шести групп продукции, сформированных по схеме классификации.

 

 

Рисунок 17 – Схема классификации комплектующих изделий

 

Рисунок 18 – Схема классификации металлов

 

Рисунок 19 – Схема классификации неметаллических материалов

 

Таблица 15 – Коэффициенты значимости групп продукции

Шифр группы значимости комплектующих  изделий, металлов и неметаллических  материалов

11А

11Б

22А

22Б

33А

33Б

Коэффициент значимости К

10

8

7

5

4

2


 

Расчет оценки уровня качества поставок продукции одной группы осуществляется по формуле:

 

         ,                                                  (3)

 

Расчет оценки совокупного уровня качества поставок нескольких групп осуществляется по формуле:

 

 

        ,                                                    (4)

где B1j - оценка уровня качества группы j;

Kj - коэффициент значимости группы j, определяемый по таблице 15.

Оценка уровня организации поставок B2 зависит от пяти оценочных показателей: b21 – соблюдения дисциплины организации поставок; b22 – экономический критерий; b23 – остановка конвейера и некомплектная сборка по вине поставщика (критический показатель); b24 - возмещения средств за брак, выявленный в состоянии поставки, переработке и эксплуатации; b25 -  наличие консигнационного склада.

Балльные значения оценочных  показателей b2i определяются по таблице 16.

Расчет оценки уровня организации поставок осуществляется по формуле:

 

,                                   (5)

 

Оценка лояльности поставщика B3 зависит от пяти показателей: b31 - полноты включения в контракт требований ОАО «АВТОВАЗ» по качеству и выполнения требований контракта; b32 – информационное взаимодействие через технологический портал ОАО «АВТОВАЗ»; b33 – выполнения анализа и устранения причин дефектов, предоставление в ДпК документов, подтверждающих проведение анализа и разработанных мероприятий по качеству; b34 – оперативности реакции поставщика на письма, требования ОАО «АВТОВАЗ», запросы по мероприятиям по качеству, вызовы представителей для решения оперативных вопросов и возврата брака (критический показатель); b35 – результатов периодических испытаний на ОАО «АВТОВАЗ» и доступности информации об испытаниях по техническим условиям и принимаемых мерах у поставщика (критический показатель).

Балльные  значения оценочных показателей  лояльности поставщика определяются по таблице 17.

Расчет оценки лояльности поставщика осуществляется по формуле:

 

,                             (6)

 

Таблица 16 - Определение баллов оценочных показателей уровня организации поставок

По-каза-тель

Содержание

Единица измерения

Шкала баллов

b21

Дисциплина организации поставок

Баллы

Нет замечаний

Допущены      отклонения    от графика          поставок

Допущены

недопоставка или перепоставка

0

10

20

b22

Экономический критерий

Баллы

Экспертная оценка УЗРП, УВК, УСМт, УСМм

0-40

b23

Остановка конвейера и некомплектная  сборка по вине поставщика

Баллы

Допущена некомплектная сборка автомобилей по вине поставщика

Допущен простой конвейера по вине поставщика

     

100

150

b24

Возмещение средств за брак в  состоянии поставки, переработке  и эксплуатации

%

Возмещено свыше 95%

Возмещено 80 – 95%

Возмещено менее 80%

0

10

20

b25

Наличие консигнационного склада –  для иногородних поставщиков

Экспертная оценка УЗРПИ, УВК, УСМт, УСМм.

В контракте на поставку предусмотрено  наличие консигнационного склада, склад  создан, функционирует, на нем поддерживается оговоренный контрактом запас ТМЦ

В контракте на поставку предусмотрено  наличие консигнационного склада, склад  создан, функционирует, но имеет отклонения (замечания) по организации работы и  запасу ТМЦ

В контракте на поставку предусмотрено  наличие консигнационного склада, склад        отсутствует

0

10

20


 

Таблица 17 - Определение баллов оценочных показателей лояльности поставщика

Показатель

Содержание

Единица измерения

Шкала баллов

b31

Полнота включения в контракт требований АО «АВТОВАЗ» по качеству и выполнение требований контракта

Наличие установленных АО «АВТОВАЗ»  требований по качеству в условиях контракта

Полностью включены и выполняются

Не принято или не выполняется  одно требование

Не принято или не выполняется  более одного требования

0

10

25

b32

Информационное взаимодействие через  технологический портал АО «АВТОВАЗ»

Показатель формируется автоматически  по факту поставки, как отношение  количества зарегистрированных документов у поставщика к общему количеству документов

От 100% до 95%

От 95% до 50 %

Менее  50%

0

15

30


 

 

 

Продолжение таблицы 2.7

b33

Выполнение анализа и устранение причин дефектов, эффективность принятых мер

Повторение претензий по устранению причин дефектов в течение 12 месяцев

Не повторяются

Повторяются

0

15

Показатель

Содержание

Единица измерения

Шкала баллов

b35

Результаты периодических испытаний  на АО «АВТОВАЗ»и доступность информации о выходных испытаниях по техническим условиям и принимаемых мерах у поставщика

баллы

Нет замечаний

Результаты испытаний на АО «АВТОВАЗ»  положительные. Не предоставлена информация об испытаниях по техническим условиям за отчетный период, не предоставлены  результаты периодических испытаний  изделий у поставщика по запросу  ДпК

Результаты испытаний на АО «АВТОВАЗ»  отрицатель ные

Результаты повторных испытаний  на АО «АВТОВАЗ» отрицательные

0

10

50

100

b35

Результаты периодических испытаний  на АО «АВТОВАЗ»и доступность информации о выходных испытаниях по техническим условиям и принимаемых мерах у поставщика

баллы

Нет замечаний

Результаты испытаний на АО «АВТОВАЗ»  положительные. Не предоставлена информация об испытаниях по техническим условиям за отчетный период, не предоставлены  результаты периодических испытаний  изделий у поставщика по запросу  ДпК

Результаты испытаний на АО «АВТОВАЗ»  отрицатель ные

Результаты повторных испытаний  на АО «АВТОВАЗ» отрицательные

0

10

50

100


 

Оценка перспективности  поставщика B4 зависит от пяти показателей: b41 - использование одобренной АО «АВТОВАЗ» системы качества; b42 - выполнение требований сертифицированной системы качества, технологического процесса и реакция на несоответствия, выявленные в ходе аудитов; b43 – Внедрение процедур статистического управления процессами SPC, MSA; b44 - способность быть эффективным партнером в разработке продукции и технологии; b45 - уровень подготовки и обучения персонала.

Балльные  значения оценочных показателей определяются по таблице 18.

Расчет оценки перспективности поставщика осуществляется по формуле:

 

,                                                (7)

 

По полученным данным инженеры службы качества поставок ДпК определяют балльные значения показателей и заносят их в карту учета. Балльные значения показателей уровня качества продукции поставщика определяются и заносятся в карту учета отдельно по каждой группе продукции; в случае получения балльных значений дробной величины дробное число округляется до целого (применяя общепринятое правило округления), в случае получения нулевого результата в карту заносится «ноль». При отсутствии регистрации, данные по показателям автоматически переносятся из предыдущего месяца, при отсутствии данных предыдущего месяца в карту заносится «ноль». В случае отсутствия поставок по группе, данные в карту не заносятся, расчет по такой группе не производится. 

Показатели  b15, b23, b34, b35 - критические, могут снижать соответствующие частные оценки до отрицательного значения. Методика расчета интегральной оценки, в этом случае, не изменяется. Частная оценка В1S и интегральная оценка поставщика В округляются до второго знака после запятой.

 

Таблица 18 - Определение баллов оценочных показателей перспективности поставщика

Показатель

Содержание

Единица измерения

Шкала баллов

b41

Использование одобренной АО          «АВТОВАЗ» системы качества

Наличие сертификата или положительной  оценки подготовки к сертификации

есть сертификат серии

ГОСТ Р 51814.1 (ИСО/ТУ 16949)

есть сертификат серии ГОСТ Р ИСО 9001

СМК предприятия не сертифицирована

ведется подготовка к сертификации ГОСТ Р 51814.1 (ИСО/ТУ 16949) в контрактные сроки

ведется подготовка к сертификации в сроки, превышающие контрактные

подготовка не ведется или сроки  подготовки к сертификации сорваны

0

5

15

25

35

b42

Выполнение требований сертифицированной  системы качества, технологического процесса и реакция на несоответствия, выявленные в ходе аудитов

Экспертная оценка ДпЗ

СМК и условия производства соответствуют  требованиям АО «АВТОВАЗ»

СМК и условия производства условно  соответствуют требованиям АО «АВТОВАЗ»

СМК и условия производства не соответствуют  требованиям АО «АВТОВАЗ»

0-9

10-25

26-40

b43

Внедрение процедур SPC, MSA

Экспертная оценка ДпК

На предприятии созданы, и применяются  процедуры SPC, MSA  ведется анализ, отчеты регулярно предоставляются в ДпК АО «АВТОВАЗ»

Процедуры SPC, MSA созданы, но не применяются или применяются формально. Отчеты о применении стат. методов не предоставляются в ДпК

Процедуры SPC, MSA отсутствуют и не применяются

0

5

10

b44

Способность быть эффективным партнером  в разработке продукции и технологии

Экспертная оценка ДТР

Есть достаточный потенциал

Есть, но недостаточный

Нет

0

5

10

b45

Уровень подготовки и обучения персонала

Количество учебных часов в  год на работника.

свыше 2

до 2

0

5

Информация о работе Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)