Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
Построим диаграмму Парето для наглядного представления о факторах, влияющих на закупочную деятельность ОАО «АВТОВАЗ».
Рисунок 12 – Диаграмма Парето
В 2010 году количество номенклатурных позиций составило около 35 тыс. номенклатурных единиц (с учетом инструмента и оборудования) с общим объемом поставок более чем на 104 млрд. рублей. Доля импорта в закупках 2010 года несколько снизилась и составила около 5% от общего объема поставок (в 2009 году объем поставок по внешнему рынку составлял 5,9%).
Для обеспечения потребностей производств завода в 2010 году службой вице-президента по закупкам заключен 1 171 договор с 984 поставщиками. При этом 46% от общего объема поставок в 2010 году осуществлялось поставщиками Самарской области [51].
Таблица 9 – Количество поставщиков и объем поставок в 2008-2010 гг.
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
Общее количество поставщиков |
984 |
886 |
984 |
Количество поставщиков |
319 |
223 |
453 |
Доля поставщиков Самарской |
32,4 |
25,16 |
46,03 |
Доля импорта в общем объеме поставок, % |
5,12 |
5,96 |
5 |
Объем поставок (млрд. руб.) |
144,120 |
50,93 |
104,54 |
Анализ показывает, что на ОАО «АВТОВАЗ» поступает около 35 тысяч номенклатурных единиц от 984 предприятий. Такое разнообразие влечет за собой появления ряда проблем практически на всех ступенях логистической цепочки, связанной с поставками комплектующих, среди них:
В 2010 году на ОАО «АВТОВАЗ» отмечено увеличение количества простоев конвейеров завода и некомплектной сборки автомобилей по причине неритмичной поставки комплектующих изделий. В условиях значительного увеличения программы производства относительно предыдущего периода не все поставщики смогли обеспечить ритмичность и надежность поставок комплектующих изделий по причине нехватки оборотных средств [32].
В свою очередь, несвоевременные поставки влекут за собой некомплектную сборку, которая так же приводит к отсутствию товарных автомобилей.
Статистика
некомплектной сборки автомобилей
ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 гг. свидетельствует
об отрицательной динамике и росте
некомплектной сборки автомобилей.
Во многом данный факт объясняется
меньшим объемом выпуска
Таблица 10 – Некомплектная сборка автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»
Подразделение |
Количество некомплектных автомобилей, шт. |
Причина | |
2009 год |
2010 год | ||
ДТР |
197 |
105 |
несвоевременная поставка |
СКП |
0 |
79 |
несвоевременная поставка |
ПРОО |
0 |
184 |
несвоевременная поставка |
УВК |
14291 |
6 |
несвоевременная поставка |
УЛП |
7364 |
51835 |
несвоевременная поставка |
ДпЗ |
264 |
2262 |
несвоевременная поставка |
Итого: |
22116 |
54471 |
Рисунок 13 – Одноуровневая система поставок на ОАО «АВТОВАЗ»
Рисунок 14 – Причины отказов
Хотя уровень дефектности постепенно снижается, но он еще довольно высок по сравнению с иностранными конкурентами, у которых данный показатель равен «0» (рисунок 15). Российские предприятия-поставщики не делают то, что обязательно для зарубежных компаний. Они не вкладывают достаточно средств в улучшение качества, меньше проводят испытаний и измерений [43].
Рисунок 15 - Уровень дефектности металлов, материалов и комплектующих изделий в состоянии поставки, %
Зачастую это объясняется тем, что ОАО «АВТОВАЗ» не имеет альтернативного выбора партнеров. Смежники, занимающие монопольное положение, имеют возможность бесконтрольно повышать цены на комплектующие. Поэтому цена на некоторые комплектующие изделия российских поставщиков превосходят сопоставимые цены западноевропейских производителей [43].
В таблице 11 представлено изменение цен на закупку товарно-материальных ценностей.
Таблица 11 – Изменение цен на закупку товарно-материальных ценностей
Рост цен (без НДС), млн. руб. |
Снижение цен (без НДС), млн. руб. |
Увеличение стоимости закупки ТМЦ (без НДС), млн. руб. | |
2010 год |
4200 |
2804 |
1396 |
2009 год |
2203 |
2001 |
202 |
2008 год |
9491 |
1154,1 |
8336,9 |
Для определения условий функционирования закупочной деятельности предприятия необходимо знать сильные и слабые стороны и отдельных его составляющих, а также уметь прогнозировать новые возможности и трудности в будущем. Для этих целей необходимо провести SWOT-анализ. SWOT-анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» представлен в таблице 12.
Таблица 12 – SWOT-анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Методология SWOT-анализ не только выявляет угрозы и возможности, но позволяет учесть их в стратегии поведения организации с помощью применения метода позиционирования по матрице возможностей (таблица 13) и матрице угроз (таблица 14).
Таблица 13 – Матрица возможностей закупочной деятельности предприятия
Влияние возможностей на организацию | ||||
Сильное |
Умеренное |
Малое | ||
Вероятность использования возможностей |
Высокая |
1, 2, 3 |
6 |
|
Средняя |
4, 5,7 |
|||
Низкая |
Возможности, выпадающие на «ВС», «ВУ» и «СС» имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать. Возможность «СМ», «НУ» и «НМ» практически не заслуживает внимания. Возможности «НС», «СУ», «ВМ» используются в том случае, если у организации имеется достаточно ресурсов. Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что необходимо использовать в первую очередь 1,2 и 3 возможности – улучшение взаимоотношений между партнерами в логистической системе, развитие концепции «точно в срок» (обеспечивающей снижение уровня производственных запасов и издержек) и внедрение элементов многоуровневой системы гибких поставок.
Таблица 14 – Матрица угроз закупочной деятельности предприятия
Влияние угроз на организацию | |||||
Вероятность использования возможностей |
Разрушающее |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
Легкие ушибы | |
Высокая |
1, 2 |
||||
Средняя |
3 |
||||
Низкая |
7 |
4 |
5,6 |
Поля «ВР», «ВК», «СР» представляют большую угрозу для предприятия и требуют немедленного и обязательного реагирования. И устранение угроз. Поля «ВТ», «СК», «НР» должны быть в постоянном поле зрения руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Поля «НК», «СТ», «ВЛ» - требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению. Поля «НТ», «СЛ», «НЛ» могут быть оставлены без внимания.