Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:43, научная работа
Маркетинг как комплексная, равносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка обеспечивает решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным в конкретной ситуации путем.
Введение5
1. Понятие и сущность маркетинга7
1.1. Объективная необходимость, функции, цели, принципы, составные элементы и потенциал современного маркетинга7
1.2. Банки – стимуляторы рыночных преобразований в России9
2. Организация банковского маркетинга12
2.1. Стратегия продаж банковских продуктов корпоративным клиентам12
2.2. Деление частных лиц на целевые клиентские группы, совместное предложение услуг со страховой компанией15
2.3. Система взаимодействия с клиентами и контроль качества банковского обслуживания17
3. Внедрение в деятельность банка ЗАО «Банк Русский Стандарт» принципов интегрированного маркетинга21
3.1. Деятельность банка «Русский Стандарт»21
3.2. Маркетинговые стратегии управления банком «Русский Стандарт»23
3.3. Внедрение в банк «Русский Стандарт» принципов интегрированного маркетинга37
Заключение49
Список использованной литературы51
Стратегией
«Русского Стандарта» предусмотрено
поступательное развитие каждого из
направлений: от относительно небольших
краткосрочных займов в потребительском
кредитовании до выдачи в дальнейшем,
после наработки кредитной
На мой
взгляд, банк «Русский Стандарт» намерен
поддерживать и укреплять свои позиции
на рынке кредитования физических лиц.
Для этих целей банком разработана
стратегия вывода новых банковских
продуктов и направлений
«Русский
Стандарт» работает над развитием
и расширением продуктовой
К примеру, БРС предусматривает в скором времени внедрение специальных дисконтных программ при оплате кредитными картами покупок в спортивных, детских магазинах, проживания в отелях, аренде автотранспорта и прочее.
Кроме того,
Банк предполагает ввести в продуктовый
ряд специальные кредиты на обучение,
туристические поездки и
3.2. Маркетинговые стратегии
Задача стратегического планирования маркетинга заключается в создании предпосылок, способствующих изменению условий работы внутри банковского филиала, то есть в приведении их в соответствие с требованиями рынка. Стратегия деятельности должна показывать, что и как необходимо делать на уровне филиала для достижения целей, поставленных высшим руководством банка. Главным субъектом, осуществляющим планирование маркетинга на уровне филиала, является его управляющий. Рассмотрим важнейшие стратегии, вырабатываемые им в отношении основных элементов маркетинга: территория (где работать), продукты, клиенты, конкуренты и филиал («что мы из себя представляем»).
Ниже
приводится разработанная нами схема
выработки маркетинговых
Рис. 3. Схема
выработки маркетинговых
Территория
В результате
проведения анализа рынка, на котором
функционирует филиал, можно определить
степень привлекательности
Таблица
3. Определение степени
Наименование продукта |
Оценка привлекательности по каждому району | |||
ДО «Беляево» |
ДО «Комсомольский» |
ДО «Сокол» |
ДО «Уральский» | |
Продукт «Банк в кармане» |
4 |
4 |
5 |
3 |
Депозиты |
5 |
3 |
5 |
2 |
Подарочная карта |
2 |
2 |
3 |
5 |
Потребит. кредиты |
4 |
2 |
5 |
4 |
Данная
таблица позволяет выбрать
Продуктовая стратегия
Прежде всего следует подчеркнуть, что специфика банковского продукта заключается в том, что его нельзя рассматривать изолированно. Он должен увязываться с сегментом клиентуры, которому предназначается данный продукт. Для реализации экономических целей руководитель любого хозяйственного субъекта обращает непосредственное внимание на предмет продажи. Поскольку количественные цели вытекают из объема продаж и прибыли, каждый коммерческий директор пытается реализовать ту гамму продуктов, которая ему позволяет достичь намеченных целей. Руководство офиса не может действовать таким образом по следующим причинам:
Таким образом, офису необходимо уделять больше внимания не тому, что продавать, а как продавать. На то, как осуществлять продажу, влияют, на наш взгляд, три фактора: время, обслуживание и сегмент.
Время: некоторые банковские продукты имеют сезонный характер, то есть за ними клиентура обращается в определенное время года (например, налоговые платежи, выплата заработной платы, аграрные ссуды); в то же время есть и такие продукты, которые не носят сезонного характера (например, открытие и ведение счетов, обменные операции). Все это говорит о том, что необходимо выработать такие стратегии, которые бы, с одной стороны, позволяли своевременно предлагать сезонные продукты и, с другой стороны, направлять средства и ресурсы для удовлетворения разнообразных потребностей, которые диктует рынок. Например, в случае с периодом уплаты налогов можно предложить их авансированный платеж, тем самым может быть улучшен имидж банка в глазах клиентуры.
Обслуживание: в данном случае имеются в виду адекватные действия филиала для разрешения проблем клиентуры. Речь идет о тесной увязке ожиданий клиентов и предложений филиала.
Таким образом, предложение становится необходимым условием для удовлетворения запросов клиентов. В стратегию офиса входит не только обеспечение эффективности продуктов, но и поддержание, а где необходимо — улучшение, отношений с клиентурой. Концепция высокого уровня обслуживания предполагает соответствующий профессиональный уровень компетенции (классификация продуктов, умение представлять предлагаемые продукты, помощь в их использовании), навыки общения (внимание, вежливость, учтивость, умение расположить к себе), способность поддерживать длительное общение (для некоторых клиентов и видов приобретаемых услуг период общения более длителен, чем для других), соблюдать место и иерархический уровень общения (для некоторых клиентов требуется участие управляющего, предоставление более комфортной обстановки), применение необходимых нормативов (то есть умение гибко применять внутренние правила и инструкции филиала). Речь идет о постоянном улучшении имиджа и представления продуктов с целью улучшения качества решения, предлагаемого клиенту.
Сегмент: важным моментом каждого маркетингового действия является и остается процесс сегментации рынка. Сегмент в случае необходимости сужается до персонализации продукта для одного клиента. Такой подход дает возможность воспринимать потребителю продукт как предложение, предназначенное исключительно для него одного.
Наиболее
важной на сегодняшний день, на наш
взгляд, является стратегия предложения
комплексного пакета банковских продуктов.
Данная стратегия является выигрышной,
поскольку она совпадает с
целями маркетинга и банковского
предприятия в целом. Она предполагает
рассмотрение имеющихся в наличии
продуктов как отдельных
Стратегии в отношении клиентов
Стратегический подход к клиентуре применительно к продуктам можно наглядно представить в виде следующей матрицы (рис. 4).
Рис. 4. Матрица «продукты/клиенты»
Сущность этих стратегий состоит в следующем:
1 — «Более
глубокое проникновение на
2 — «Расширение
границ рынка»: применяется стратегия
роста, то есть привлекаются
новые сегменты клиентуры для
потребления существующих
3 — «Разработка
продукта»: применяется
4 — «Диверсификация»:
используется стратегия
Из каждого
квадранта матрицы можно
Таким образом, с помощью этой матрицы оцениваются те возможности, которые предоставляются рынком. Анализ ее также позволяет выявить и опасности, негативные тенденции на рынке.
Из полученных результатов видно, в каком положении находится тот или иной филиал. Наглядно это можно показать на примере двух филиалов-конкурентов, при этом первый уже работает определенный период времени на рынке, а второй — только приступил к работе (рис. 5).
ДО «Беляево» ДО «Профсоюзный»
Рис.5. Пример матрицы «продукты/клиенты»
Из примера следует, что удельный вес новых продуктов для ДО «Профсоюзный» составляет 40%, в то время как для ДО «Беляево» — только 5%. Можно сделать вывод, что ДО «Беляево» уже закрепился на рынке и на данный момент ему достаточно работать на освоенном сегменте с определенной гаммой продуктов; для ДО «Профсоюзный» с целью завоевания прочного места на рынке требуется заниматься внедрением новых банковских продуктов. Каковы же должны быть действия рассматриваемого филиала? Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Определившись, где находится рассматриваемый нами филиал по отношению к конкурентам, следует решить, куда направлять свои усилия. Для наглядности приведем пример по ДО «Беляево» (табл. 4), при этом в качестве рыночных сегментов возьмем частных (индивидуальных) предпринимателей, лиц свободных профессий и частных лиц — пенсионеров.
Таблица 4. Расчет индекса проникновения и коэффициента доверия
Сегменты клиентуры |
Оценка | ||||
Количество потенциальных |
Количество привлеченных клиентов, чел. |
Количество предложенных продуктов |
Индекс проникновения, % |
Коэффициент доверия, % | |
Коммерсанты (торговцы) |
250 |
50 |
115 |
20 |
2,03 |
Лица свободных профессий |
400 |
100 |
110 |
25 |
1,10 |
Пенсионеры и домохозяйки |
800 |
400 |
470 |
50 |
1,175 |
Примечание:
Исходя из приведенных данных рассмотрим, какие стратегии должен реализовывать рассматриваемый нами филиал:
а) квадрант «новые продукты — новые клиенты» — упор необходимо сделать на коммерсантов; поскольку ДО «Беляево» привлек только 20% лиц этой категории, нужно рассмотреть, какие новые продукты следует им предложить, и определить затем стратегию «нападения»;
б) квадрант «новые продукты — существующие клиенты» представляет наиболее острую проблему, поскольку клиенты настроены на удовлетворение своих потребностей в продуктах других банков или небанковских учреждений. В данном случае следует рассмотреть как лиц свободных профессий, так и пенсионеров и домохозяек, поскольку они меньше всего потребляют предлагаемые ДО «Беляево» продукты (это хорошо показывает так называемый коэффициент доверия). Таким образом, стратегия нашего офиса состоит в определении новых продуктов, наиболее подходящих для «атаки»; в данном случае речь идет о внутренней стратегии, поскольку она направлена на развитие филиала.