Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций
Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.
Или, может, этот тот самый день, когда я защитил кандидатскую диссертацию по маркетингу – одну из первых в стране? И стал самым молодым преподавателем ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), где студенты были старше меня лет на 5 – 10?..
Или тот день, когда кто-то из студентов
Московского института
Или тот день, когда я встретил свою будущую жену? (Правильно говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая его сделала таким.)
Или…
В общем, есть о чем подумать…
Спасибо, E-xecutive.
Я подумал.
Я многое вспомнил.
И выбрал день, когда я – в свои тринадцать лет – стал чемпионом Автозаводского района г. Тольятти по борьбе самбо. Почему такой выбор?
Вот моя история.
Я родился в Одессе, но мой папа, военный, буквально через полгода получил новое назначение, потом еще одно… В общем, когда я первый раз пошел в первый класс, это был Тольятти. Мой папа был человеком очень спортивным. Мастер спорта по нескольким видам, он мечтал, чтобы я в этом походил на него.
Говорят, яблоко от яблони недалеко падает… Но я был исключением.
Меня отчисляли то из одной секции, то из другой… Гимнастика, лыжи, футбол, хоккей, бокс… У меня не получалось ничего.
И тут открывается новая секция – самбо. Брали туда только двенадцатилетних, мне было десять. Но по блату (попробуй отказать четырежды мастеру спорта!) мой отец устроил меня туда. Там я узнал, что такое «мальчик для битья». На мне отрабатывали приемы, я таскал маты из одного угла зала в другой…
Прошло некоторое время, и я стал участвовать в соревнованиях. Голливудской сказки о превращении гадкого утенка в суперлебедя не получилось… Соревнования проходили примерно раз в два-три месяца, я раз за разом принимал участие в них, но никогда не выиграл ни одной схватки… На каждом турнире я выходил на ковер, проигрывал две схватки и выбывал (таковы правила турниров – проигравший дважды выбывает).
В спорте я был неудачником. Отличник в школе, я с трудом получал «пятерки» по физкультуре и продувал турнир за турниром.
До тех пор, пока мой отец не взялся за меня. Он заставил меня вести спортивный дневник, я должен был отжиматься сто раз каждый день, делать сто приседаний, качать пресс и бегать не меньше получаса.
В результате я стал более выносливым и сильным (мог подтянуться тридцать раз и отжаться сто раз подряд), но по-прежнему проигрывал соревнования…
Дело было не в спортивной форме. И мой папа дал мне прочитать книгу «Мартин Иден» Джека Лондона. Тот, кто читал, помнит, как главный герой в детстве постоянно подвергался унижениям и избиениям некого отрицательного персонажа – Масляной Рожи. Но прошли годы, и в драке с Масляной Рожей он, сломав руку, все-таки одержал победу (перечитал это и понял, что пишу много хуже Джека Лондона, факт – читайте оригинал). Мартин Иден победил себя и побил Масляную Рожу.
Я проникся.
Но опять турнир, и опять я проиграл.
И снова – отжимания, бег, приседания, упражнения на пресс, тренировки и «Мартин Иден». И снова турнир, и снова два поражения.
И вот очередной турнир.
Это был тот самый день.
Утром, помогая маме на кухне, я обжег руку. Ура! Отмазка. Можно было не идти на соревнования: ожог вполне приличный. Но папа сказал, что я должен идти, несмотря ни на что. И вот, с перевязанной рукой, я поплелся во Дворец спорта, зная, что события уже запрограммированы: схватка – проигрыш, схватка – проигрыш, домой.
Взвешивание, начало соревнований, первые схватки. Я жду вызова… И слышу: «На ковер вызываются Игорь Манн и Петр Сидоров (точное имя я уже, конечно, не помню)». Я обреченно выхожу на ковер: рука перевязана, итог схватки предрешен (я и с невредимой-то рукой ни разу не выигрывал).
Опа! Соперника не видно. Его вызывают второй раз, третий… Его нет. И мне присуждают победу ввиду неявки противника на ковер!
Невероятно! Я победил!
Первый раз в жизни меня назвали победителем, пусть и ввиду неявки противника.
Второй круг. Идет разбивка по парам, и мне в этом круге не достается соперника! Это было фантастично, я никогда в жизни не заходил так далеко в турнире! В третий круг!
Третий круг – и я выхожу на ковер с невероятным ощущением. Позади победа (и не важно, что ввиду неявки – а может, противник меня испугался?!), а впереди полуфинал, если я выиграю. И я выиграл. Я стоял как скала – по правде говоря, больше смахивал на булыжник, – а мой противник изо всех сил старался уронить меня (хотя бы «перевести в партер»), но у него ничего не получалось. Я выстоял. Никто не заработал ни одного очка, при этом у моего противника были предупреждения за агрессивность, а у меня – за пассивность. Но он получил два, а я одно – и я выхожу в полуфинал!
Полуфинал случился очень скоро – я и дух не успел перевести. Мой тренер, слегка ошарашенный происходящим, едва успел дать мне совет: «Стой насмерть».
И снова: я стараюсь устоять на ногах, мой соперник старается меня уронить. И так всю схватку. По очкам ноль-ноль. Судьи уходят совещаться… И я уже не знаю, что повлияло на их решение. Может быть, то, что я боролся с перевязанной рукой, может быть, то, что меня, вечного неудачника, они увидели в полуфинале, а может, им что-то нашептал мой тренер… И судейская коллегия – под аплодисменты зала – присудила победу мне.
Финал.
Я знал этого парня. Он был на год старше и уже несколько раз становился чемпионом района.
Но тот день был моим днем. И я выиграл.
Когда я пришел домой, родители уже
начинали волноваться: в дни соревнований
я обычно приходил намного раньше.
Я с гордостью
Я стал другим в этот день. Я тогда понял, что у каждого есть своя Масляная Рожа и ее можно победить.
Прошел год. После этого турнира я проиграл лишь однажды. И стал многократным чемпионом района, двукратным чемпионом города, серебряным призером области.
Прошло время.
Я окончил школу с золотой медалью (первым за десять лет ее существования); поступил в институт (я не прошел в МИФИ, но был принят в МИУ); был призван со второго курса в армию (где самбо и умение подтягиваться и отжиматься очень даже пригодились). Потом преподавал в институте, затем была карьера от менеджера по маркетинговым коммуникациям до регионального директора по маркетингу.
И везде были свои Масляные Рожи.
Но я уже знал, что пусть не сразу, но я все равно смогу победить.
И наверное, мы с Мартином Иденом не одиноки: каждый может победить, главное – не сдаваться.
Не опускать руки и не сдаваться.
Иметь хороших наставников.
И чуть-чуть надеяться на везение.
P. S. О побочном эффекте того
дня: я в ладах с физкультурой
до сих пор. Меня часто
В отличие от отца я не стал мастером спорта четыре раза (я кандидат в мастера спорта по самбо), зато я написал три книги, а он – одну.
Надо написать еще одну – и счет будет 4:4.[42]
Самым сложным вопросом признан вопрос Галины Никулиной из Биробиджана.
Игорь Манн признается, что так и не смог на него хорошо ответить (но попробовал – см. ответ ниже).
Поздравляем вас, Галина! Вы получите экземпляр книги с подписью автора, а также приятный сюрприз от издательства.
Галина, пожалуй, это лучший вопрос из тех, что я получил. И самый сложный.
Давайте я попробую на него ответить (мне кажется, что на этот вопрос ответил Филип Котлер в своей книге «Маркетинг в вопросах и ответах» – посмотрите потом и на его ответ).
Я вместо слова «маркетолог» использую «маркетер».
Маркетер – это практик
Это было просто, да?
Гораздо сложнее ответить на вопрос, что такое маркетинг.
Очень приблизительно маркетинг можно разделить на креативную часть и аналитическую. Креативная часть маркетинга – это реклама, продвижение, PR, нейминг, копирайтинг, креатив и «зажигалово». Аналитическая – это ценообразование, аналитика, расчеты, статистика и математика…
Но есть и работа на стыке: менеджеры по продажам, бренд-менеджеры, директора по маркетингу…
Поэтому самое главное – это понять, что вам интересно. (Подсказка: какой работой вам интереснее заниматься – аналитической или креативной?)
Увы, дать полный перечень необходимого, чтобы стать маркетером, можно – но это напрасный труд: слишком большим будет список.
Хороший маркетер (как и любой хороший специалист) – это уникальное сочетание самых разных качеств, навыков, знаний и умений. Уникальными будут и требования к нему.
Я бы не взялся сводить это к фиксированному списку.
Маркетинг – это немного магия. А в магии всегда есть место секретам, тайнам и неизведанному.
И все-таки, как узнать?
Задайте себе вопрос: нравится ли вам что-то больше, чем маркетинг? Может, бухгалтерский учет? Может, управление персоналом? Логистика или закупки?..
И если вам нравится именно маркетинг (не важно почему), идите и учитесь маркетингу, потом идите и работайте в маркетинге.
В маркетинге всегда есть место любви и с первого, и со второго взгляда.
Здесь возможны и любовь, и расчет.
Вы должны (сразу или чуть позже) полюбить маркетинг. Не имеет смысла заниматься тем, что вам не нравится.
И обязательно должны быть ответные чувства (уважение и признание, удовлетворение от работы и хорошие доходы).
Иначе, наверное, позже вы поймете, что маркетинг – это не ваше…
I. Спасибо семье за терпение. Не видеть меня пять дней в неделю, а по выходным созерцать мою спину за компьютером – то еще удовольствие!
II. Я благодарю Сергея Сухова
и Анастасию Гамеза. Если бы
не их настойчивость и
III. Моя искренняя благодарность
всем журналистам и маркетерам,
задававшим мне вопросы,
IV. Выражаю глубокую
V. Сердечное спасибо моим
Насте Савальской («Фавор»);
Артему Степанову и Алене Маковой («Манн, Иванов и Фербер»);
Саше Соколовой, Лене Шугалей, Ире Карвелистовой, Сандро Скияки и Кристине Александропуло (Lucent/ Avaya);
Тео Вичерс, Инне Черниенко и Жанне Игнатьевой (Alcatel);
Тане Золотовой, Олегу Сластихину, Яне Харитоновой, Илье Андрианову и всем-всем региональным маркетерам «Арктел», с которыми я работал.
Именно вы помогли мне сформировать свое мнение о маркетинге и собственную позицию (это и называют «маннкетинг»!). Многие из вас наступают мне на пятки или где-то уже превзошли меня – это лучшая похвала для меня!
Буду рад, если вы когда-нибудь тоже напишете книгу – о своем маркетинге. Я ее с удовольствием издам.
Ваш Игорь
См. главу «Марке?тинг или ма?ркетинг?» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Маи ашипки» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Будущее маркетинга. Будь готов» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Забудьте все, чему вас учили» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Умрет ли маркетинг?» книги «Маркетинг на 100 % ремикс».
См. книгу «Связи решают все».
См. главу «„Приемчики“ маркетинга» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Будущее маркетинга. Будь готов!» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
За отзывами можно обратиться к Алене Маковой (makova@mann-ivanov-ferber ru).
См. главу «Будущее маркетинга. Будь готов!» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
Лучше прочитать пятое издание книги «Тайм-драйв», чем двадцатое. Чем раньше вы научитесь использовать время, тем лучше.
См. раздел «Бюджетирование и
См. раздел «Твои спутники» книги «Маркетинговая машина».
См. главу «Объясни всем вокруг, что такое маркетинг» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
Подробности см. в разделе «Ставки на поставки» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Горячая десятка» и раздел «Смертельное оружие» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс», а также раздел «Инструменты» книги «Маркетинговая машина». массовые издания, а об ошибке на рынке b2b – только специализированные.
См. Приложение 11 книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
Книга вышла в феврале 2007 года. Рецензентам были отправлены наборы иголок. Прим. ред.
См. главу «Цепочка планирования» и раздел «Идейная работа» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Есть контакт!» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс» и главу «Изюминка» книги «Маркетинговая машина».
См. главу «Знай свой товар (услугу) поверхностно» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. книгу Антона Попова «Блоги. Новая сфера влияния».
См. главу «Ваша задача – заставить их говорить» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «Маркетинг с нулевым бюджетом – это не нулевой маркетинг» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».
См. главу «О маркетинговых консультантах» книги «Маркетинговая машина».
См. главу «Как найти хорошего директора по маркетингу? (краткое руководство для руководителя компании)» книги «Маркетинговая машина».
См. главу «Эволюция маркетинга в компании не по Котлеру» книги «Маркетинг на 100 %: ремикс».