Исследование упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

В глубокой древности у человека появилась потребность в таре для перемещения и хранения товаров. Различные материалы и способы упаковки имеют разную историю своего развития: глина, дерево, стекло, металл. В восемнадцатом веке в Европе была изобретена упаковочная бумага голубовато-зеленого цвета для упаковки сладостей. В середине девятнадцатого века в Европе и США стали массово использовать различные бумажные пакеты и мешки. В 1880 году появились картонные коробки с художественным оформлением.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты упаковки как фактора сохранности и конкурентоспособности потребительских товаров.

1.1 Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе

1.2 Классификация упаковки

1.3 Некоторые направления развития рынка упаковочных материалов

1.4 Требование к упаковке

1.5 Маркировка и требования к ней

1.6 Внешние данные и дизайн упаковки

1.7 Анализ цветовых решений упаковки

2. Практическая часть. Упаковка как фактор сохранности и конкурентоспособности молочных товаров Кировского молочного комбината

2.1 История Кировского молочного комбината и его производство

2.2 Упаковка молочной продукции Кировского молочного комбината и требования к ней

2.3 Маркировка

2.4 Цветовое решение и дизайн упаковки

3. Выводы и предложения

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

5 курсач.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

 

Для авангардистов, излишне  увлекающихся вольным обращением с  законами дизайна, существует опасность  быть непонятыми и отвергнутыми покупателями. Для консерваторов, ортодоксально  следующих всем правилам дизайна, - упустить людей, стремящихся к оригинальности и разнообразию.

 

Возможность внесения изменений  должна существовать всегда, а не только на стадии разработки товара. Очень  важно зарезервировать время  для рассмотрения необходимости  внесения улучшений и изменений  после поступления продукта в  продажу. Такая же необходимость  возникает и после активных ответных действий конкурентов. Поэтому уже  на стадии создания упаковки требуется  оценить, возможны ли изменения с  технической точки зрения, велики ли будут дополнительные затраты  и насколько быстро можно будет  исправить недостатки или произвести усовершенствования [6].

1.7 Анализ цветовых решений  упаковки 

 

Цвета и форма.

 

Светлые объекты кажутся  ближе и крупнее, чем темные. Объекты  теплых цветов воспринимаются ближе, чем  такие же объекты холодных цветов. Эти особенности следует учитывать  при разработке цветовых решений  рельефных элементов и расположении этикеток на поверхности формы. Также  необходимо осознавать, что светотень  в большей степени заметна  на светлом объекте, а темные тона приглушают нюансы светотени. Поэтому  для лучшей "читаемости" деталей  формы рекомендуется использовать светлые тона, причем ближние грани  должны быть теплыми по цвету. Недаром  украшающая фасады лепнина делается, как правило, из гипса, светлого камня  и крашеного дерева. Для тех  частей формы, которые находятся  на заднем плане (или которые мы хотим  визуально отдалить от зрителя), рационально  будет выбрать тёмные тона и холодную гамму [4].

 

Цветовым и тональным  решением можно как усилить, так  и ослабить восприятие формы покупателем. Неудачное колористическое решение  может свести на нет старания разработчиков  сложной, интересной формы. И очень  жаль - произвести упаковку нетрадиционной формы технически непросто, да и затраты на это достаточно высоки.

 

Характер воздействия  цветовых сочетаний цветов:

 

·  красный с желтым - агрессивность, экспансия, символ энергии  и жизненной силы, инициатива;

 

·  красный (розовый) с  синим - задушевность, ласковость, выражение  глубины взаимоотношений, оптимизм;

 

·  красный с зеленым - самолюбие, авторитетность, солидность, остроумие, бодрость;

 

·  красный с черным - взволнованность, опасность, энергичность, твердость, суровость;

 

·  синий с зеленым - пассивность, холод;

 

·  синий с желтым - олицетворение  надежд, связанных с будущим, далей, пространства, легкости;

 

·  лиловый с желтым - серьезность, стойкость;

 

·  лиловый с зеленым - вызывает депрессию.

 

Соотношение цветов и степень  заполнения ими поверхности упаковки играют определенную роль, но на их восприятие существенное влияние оказывает  цветовая символика в зависимости  от национальной принадлежности, обычаев, духовного развития общества и господствующих в нем религиозных представлений  и прежде всего, как отмечалось выше, исторических, природных и экономических  факторов [5].

 

Многие специалисты по упаковке считают, что в настоящее  время человек из-за множества  имеющихся в магазине упаковок не в состоянии сам осуществить  свой выбор и избирает упаковку, которая поразила его воображение. Необходимо поэтому производить  упаковки, обладающие большой силой  воздействия. Домохозяйка затрачивает  в среднем 20 секунд на осмотр конкретного  товара. Следовательно, хорошая упаковка должна внезапно остановить ее взгляд. При выборе товара один или два цвета, например красный и желтый, действуют как "магнит" при выборе товара. Это подтверждают и другие психологи, которые считают, что внимание женщин быстрее привлекает упаковка красного цвета, внимание мужчин - синего. Один из специалистов по проектированию упаковки объяснил это явление неожиданно: большинство женщин оставляют очки дома или не носят их в общественных местах, и упаковка должна преодолеть барьер расплывчатости в их глазах.

 

Тональный разбор

 

Очень важно четко разбить  упаковку по тону. Если он отсутствует, то только цветовыми средствами трудно добиться хорошего восприятия упаковки. Для определения тонального решения  изделия необходимо разбить изображение  на три основные группы тонов:

 

А - самые светлые тона;

 

Б - средние (и/или основные) тона;

 

В - самые темные тона.

 

Тональную композицию можно  определить, обрисовав (на кальке или  в компьютерной программе) места  расположения этих трех групп тонов. При анализе следует помнить, что сближенные тона без тональных  акцентов либо наличие многочисленных тональных акцентов в равной степени  работают против заметности упаковки в магазине.

 

Наиболее существенной является изучение расположения изобразительных  элементов самых светлых и  самых темных тонов. Расположение тональных  групп по горизонтали придает  изделию ощущение стабильности и  уверенности, надежности и солидности, по вертикали - возвышенности, изящества  и превосходства, духовной силы и  великолепия, по диагонали - динамики движения, напора, активной энергии и скорости. Расположение тональных групп должно быть четко структурировано. Например, основная масса светлых пятен  должна находиться в районе композиционного  центра и активно участвовать  в его функции по привлечению  внимания. Общее развитие композиции тональных пятен должно иметь  выраженное направление: горизонталь, вертикаль или диагональ [6].

 

Отсутствие выраженного  композиционного центра, соподчиненности, четко просматриваемой структуры  и осмысленного развития динамики тональных  пятен безошибочно указывает  на слабый дизайн. Бывают, правда, случаи, когда вышеуказанные требования специально нарушаются и, тем самым, игнорируют логику восприятия. Но и  задача при этом ставится иная - отвлечь  внимание от объекта или зрительно "уничтожить" его форму и  целостность. Защитная маскировочная  окраска способна спрятать от глаз заинтересованного наблюдателя  даже такие массивные объекты, как  танк или бронетранспортёр. Что уж тут говорить о покупателе, выбирающем товар в магазине?!

 

Характер линий

 

Изменяющаяся толщина  линий может придать им выразительный  и энергичный характер. Такие линии  подобны напряженным мышцам человеческого  тела, их применение на упаковке оказывает  тонизирующее влияние на покупателя. Плавные линии ассоциируются  с удовольствием от потребления  продукта, а также с женским  началом. Прямые линии и штрихи символизируют  строгость, аккуратность, дисциплинированность. Угловатые и ломаные линии - энергичность, неожиданность, взрывной характер, поэтому  их целесообразно использовать для  передачи информации о добавлении "лишнего" веса, снижении цен, "взрыве вкуса". Беспорядочные и хаотичные линии  передают душевное смятение, безалаберность, слабость, неопределенность, развал. Такой  стиль на упаковке может нести  закодированную информацию типа "Распродаем все по дешевке с целью выйти  из бизнеса". Пожалуй, проблематично  найти возможность для сознательного  применения этого стиля, кроме разве  что нацеленности на весьма узкий  сегмент расхлябанных "по жизни" покупателей [5].

 

2. Практическая часть.  Упаковка как фактор сохранности  и конкурентоспособности молочных  товаров Кировского молочного  комбината 

 

 

2.1 История Кировского  молочного комбината и его  производство 

 

Вятский молочный завод был  учрежден 29 сентября 1933 года приказом №93 Горьковской краевой конторы "Союзмолоко". На предприятии наладили производство молока, простокваши, кефира, сметаны, мороженого и киселя из сыворотки. В первое время Кировский городской молочный завод (предприятие изменило свое название в 1934 году, так как город Вятку переименовали в Киров) перерабатывал около 1 тысячи тонн молока в год. С развитием собственной производственной базы завод поэтапно стал наращивать объемы выпуска продукции, а также ее ассортимент (Приложение 1).

 

Участок розлива молока и  кисломолочных напитков осуществляет расфасовку готовой продукции в  потребительскую упаковку из комбинированного материала типа "Тетра Рекс" и полиэтиленовые пакеты ёмкостью 1,0л  и 0,5л. В сутки участком розлива  выпускается до 180 тонн фасованной продукции. В целях повышения сервисного обслуживания покупателей, кроме возвратных полиэтиленовых ящиков в качестве транспортной тары применяется упаковка продукции  в термоусадочную плёнку, которая  выполняется на автоматизированной линии.

 

Сметано-творожный участок  производит сметану, творожные изделия  и йогурты с фруктами.

 

Сметана "Кировская" - гордость комбината и пользуется большой  популярностью у потребителей. Расфасовка сметаны производиться на высокотехнологичном  оборудовании, покупатели имеют возможность  приобрести сметану фасованную в  удобной современной упаковке.

 

На данном участке производится любимое лакомство детей - йогурт молочный с кусочками натуральных  фруктов и ягод: персика, клубники, черники, абрикоса, ананаса в удобном  стаканчике.

 

Выпускаемый комбинатом йогурт - исключительно натуральный, "живой" продукт, не содержащий в составе  модифицированных компонентов и  консервантов [11].

 

На участке по фасовке  творога установлены новые современные  автоматы по упаковке творога в плёнку "эколин", которая изготавливается  из экологически безопасного материала  и позволяет дольше сохранять  качество и вкусовые свойства продукта.

 

Участок по производству масла  в 2006 году переведён во вновь отстроенное  с применением современных строительных материалов помещение, полностью модернизирован и оснащён современным оборудованием. Методом преобразования высокожирных сливок с использованием только натурального молока здесь выпускается масло сливочное шести наименований как весовое, так и фасованное в кашированную фольгу. Качество вырабатываемого сливочного масла, профессионализм кировских маслоделов высоко оценены на профессиональных дегустационных конкурсах федерального уровня.

 

Производственная лаборатория  комбината включает в себя физико-химическую и лицензированную (Лицензия от 28.12.2006г) микробиологическую лаборатории. Этой службой осуществляется строгий  контроль качества за поступающим на комбинат сырьем, материалами, добавками, упаковкой, за условиями их хранения на комбинате.

 

Осуществляемый аттестованной  производственной лабораторией контроль технологических процессов производства продукции, качества тары и упаковки, пищевых добавок, соблюдения санитарно-гигиенических  норм обеспечивает выпуск качественной готовой продукции, соответствующей  ГОСТ и ТУ.

 

Также производство продукции  осуществляется на двух районных отделениях общества, расположенных на территории Кировской области:

 

Орловское отделение специализируется на производстве сычужных сыров и  сливочного масла. Здесь реконструированы и оснащены современным холодильным  оборудованием камеры для созревания и хранения сыров, хранения масла  при низкотемпературных режимах (минус 18°С).

 

Орловским отделением вырабатываются сыр "Обской Премиум" 30% и 45% жирности, "Голландский" 45% жирности, "Радонежский" 30% и 45% жирности, "Фаворит" 50% жирности, "Гауда Премиум" 40% жирности, масло  сливочное "Крестьянское" весовое  жирностью 72,5%. С 2004 года в ассортименте нарезка сыров по 200-250г в удобной  упаковке, быстро получившая признание  потребителей.

 

Зуевское отделение перерабатывает молоко и производит цельномолочную продукцию: молоко пастеризованное, кефир, сметану, творог и творожную массу, масло сливочное. Производственные и вспомогательные помещения  Зуевского отделения были полностью  модернизированы к 2004 году, заменено все оборудование на новое, что позволило перейти на расфасовку продукции в современную упаковку и значительно увеличить выпуск продукции [11].

2.2 Упаковка молочной продукции  Кировского молочного комбината  и требования к ней 

 

К упаковке молочных товаров  Кировского молочного комбината  предъявляются следующие требования: безопасность; надежность; совместимость; экономическая эффективность.

 

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные  для организма вещества не могут  перейти в товар, непосредственно  соприкасающийся с упаковкой. В  этом случае безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий. Обеспечение безопасности упаковки достигается путем подбором таких ее видов, которые совместимы с упакованным товаром и разрешены  Минсоцздравом России. Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, применяются красители, разрешенные  для этих целей органами Минсоцздрава России [11].

 

Надежность упаковки - способность  упаковки сохранять механические свойства и/или герметичность в течение  длительного времени. Благодаря  этому свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров.

 

Совместимость упаковки - способность  упаковки не изменять потребительские  свойства упакованных товаров. Для  этого используется чистая, сухая, без  признаков плесени и посторонних  запахов упаковка.

Информация о работе Исследование упаковки