Коммерческая деятельность по формированию ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Объектом исследования является Кировское райпо.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………….

2. Экономико-организационная характеристика Кировского райпо и района его деятельности…………………………………………………..

3. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли………………………………………..

4. Методы формирования торгового ассортимента. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность……………

5. Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая коммерция.doc

— 692.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………

    1. Сущность и содержание коммерческой  деятельности по формированию  ассортимента в современных условиях……………….

    2. Экономико-организационная характеристика  Кировского райпо и района  его деятельности…………………………………………………..

    3. Факторы, определяющие построение  ассортимента товаров организации   розничной торговли………………………………………..

    4. Методы формирования торгового  ассортимента. Контроль за состоянием  торгового ассортимента и его  результативность……………

    5. Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента………………………………………………..

    Заключение……………………………………………………………….

    Список  использованных источников…………………………………….

    Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Ассортимент - это один из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы).

     В условиях рыночной экономики, когда  предложение превышает спрос, значительно  повышается значение процесса формирования ассортимента. Увеличение массы продаваемых  товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе  которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское  население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка их формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности.

    Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента.

    В условиях рыночной экономики нет  четкого мнения, каков должен быть ассортимент товара, чтобы наилучшим  образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие имеет  свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конкурентных условий. Поэтому  коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу.

    Помимо  наличия высокой конкуренции, внутри жизненного цикла товара происходит постоянное замещение одних товаров  другими. Поэтому работа  по поддержанию и формированию торгового ассортимента является постоянной. Правильно сформированный ассортимент товара позволит снизить издержки на всех этапах работы с товаром, что становиться все более актуально.

    Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.

    Выделим следующие задачи:

  • сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях;
  • экономико-организационная характеристика торгового предприятия и района его деятельности;
  • факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли;
  • методы формирования торгового ассортимента и контроль за состоянием торгового ассортимента  и его результативность.

  Предметом исследования является формирование ассортимента организации розничной торговли в современных условиях (на материалах Кировского райпо) за 2005-2006 года.

     Объектом  исследования является Кировское райпо.

     При изучении вопросов курсовой работы применялись следующие методы исследований: статистические, экономические, наблюдения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения.

     Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили ведомственные  документы, научные труды отечественных  и зарубежных авторов, материалы периодической печати.

Информационной  базой являются материалы, характеризующие  хозяйственно-финансовую деятельность Кировского райпо: бухгалтерские балансы, отчеты об издержках обращения, отчеты о прибылях и убытках и другие.

     Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Полный объем работы составляет 57 страниц и включает 14 таблиц и 2 схемы.

1. Сущность и значение  формирования ассортимента в современных условиях 

    В современных условиях на рынке товаров народного потребления обращается множество разновидностей различного рода товаров, отличающихся разнообразными характеристиками и удовлетворяющих определенного рода потребности. Для упорядочения этого разнообразия существует категория- ассортимент товаров.

    Изучение  сути различных определений понятия  «ассортимент товаров» позволяет выделить несколько отличающихся подходов: товароведный, экономический и социально-экономический.

Общее определение сторонников товароведного  подхода к понятию «ассортимент товаров» следующее: ассортимент - это совокупность (перечень) товаров определенных видов, сортов, объединенных или сочетающихся по какому-либо признаку.

    Приверженцы экономического подхода рассматривают  ассортимент товаров как экономическую категорию, способную отражать внутри- и межотраслевые пропорции в составе товарного предложения.

Мы придерживаемся социально-экономического подхода  к трактовке ассортимента товаров, которая состоит в том, что  ассортимент не только является совокупностью (перечнем) товаров определенных видов, сортов, но и формируется для наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса населения как в целом, так и для отдельных его групп в конкретном временим интервале и характеризует степень сбалансированности спроса и предложения с позиций потребительских требований.[3, с.11]

    В.Е.Летов  под ассортиментом товаров понимает представление массы предметов  потребления как упорядоченного по разнообразию множества. Рассматривая ассортимент товаров как исходную категорию, он выделяет две противоположные стороны ассортимента - упорядочение и разнообразие,- между которыми существует диалектическое единство, ибо они взаимопредпологают друг друга, а неразрывная связь их образует противоречие. [9,с.28]

  Я считаю, что наиболее полного определения к понятию «ассортимент товаров» придерживаются приверженцы социально-экономического подхода, т.к. ассортимент является не только совокупностью товаров, но и в свою очередь формируется для удовлетворения потребностей и спроса населения.

    С понятием ассортимент товаров тесно  связано понятие «формирование  ассортимента». Формирование ассортимента в розничной торговле- это подбор групп, видов и разновидностей товаров  для реализации в магазине в соответствии с дифференцированным спросом населения, направленный на наиболее полное его удовлетворение и обеспечение прибыльной работы торгового предприятия.

    Процесс формирования ассортимента товаров  в розничной торговой сети можно  условно разделить на три этапа.

     На  первом этапе устанавливается укрупненный ассортимент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т. д.

    Второй  этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных  групп товаров в магазине, т. е. рассчитывается структура укрупненного ассортимента.

    На  третьем этапе определяется развернутый  ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров  каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого  ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров на каждом конкретном розничном предприятии.[6, с.166]

В основу построения ассортимента в розничной  торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

  • Объема товарооборота магазина;
  • Размера торговой площади;
  • Технической оснащенности;
  • Условий товароснабжения.

    При формировании ассортимента следует  также учитывать:

  • Численность обслуживаемого населения;
  • Наличие между населенными пунктами транспортных связей;

    Место расположения магазина по отношению  к другим торговым предприятиям (при  этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).[11, с.43]

При формировании торгового ассортимента розничного торгового предприятия могут быть использованы различные принципы:

  1. функциональный: офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары;
  2. потребительский: детские, военные товары;
  3. сбытовой: товары, продающиеся в универмагах, универсамах, на мелкооптовом рынке;
  4. ценовой: дешевые, дорогие товары, товары по умеренным ценам, товары класса «люкс» и др.[13, с.92.]

Рациональность  ассортимента товаров характеризуется  следующими единичными показателями:

    • полнота ассортимента;
    • широта ассортимента;
    • устойчивость ассортимента;
    • новизна ассортимента;
    • структура ассортимента.

    Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности. Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы Пд (фактическое количество товаров, разновидностей и наименований товаров однородной группы) и базовой Пб (регламентируемое или планируемое количество товаров)

                                        Кп = Пд/Пб

    Широта  ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных товаров. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной Шд (фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии) и базовой Шб (широта, принятая за основу для сравнения, регламентированная нормативами или техническими документами, или максимально возможная) широтой, а также коэффициентом широты.

                                         Кш = Шд/Шб

    Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн) , которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров ( или действительной широте).

                                       Кн = Н/Шд

    Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента (С) могут  иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (А) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).[7, с. 94].

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию ассортимента