Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Объектом исследования является Кировское райпо.
Введение…………………………………………………………………
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………….
2. Экономико-организационная характеристика Кировского райпо и района его деятельности…………………………………………………..
3. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли………………………………………..
4. Методы формирования торгового ассортимента. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность……………
5. Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………….
Классификация
ассортимента товаров представлена
в таблице 1. 1
Таблица 1.1 - Классификация ассортимента товаров
№ | Признак классификации | Определение |
1.По местонахождению товаров | ||
1 | Промышленный ассортимент | Набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей |
2 | Торговый ассортимент | Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы |
3 | Ассортимент услуг | Набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации он, также как и ассортимент товаров, разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой |
2.По ширине охвата товаров | ||
4 | Простой ассортимент | Набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей (например, ассортимент хлебобулочного или молочного магазина) |
5 | Сложный ассортимент | Набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий разнообразные человеческие потребности (ассортимент универсамов и универмагов) |
6 | Развернутый ассортимент | Набор товаров, значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (ассортимент специализированного магазина) |
7 | Смешанный ассортимент | Набор товаров,
разных групп, видов, |
3.По степени удовлетворения потребносей | ||
8 | Рациональный ассортимент | Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии |
9 | Оптимальный ассортимент | Набор товаров,
удовлетворяющий реальные потребности
с максимально полезным эффектом
для потребителя при |
4.По состоянию в конкретный момент времени | ||
10 | Реальный ассортимент | Действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца |
11 | Прогнозируемый ассортимент | Набор товаров, который должен будет удовлетворить предлагаемые потребности |
По характеру удовлетворяемых потребностей | ||
12 | Основной ассортимент | Набор товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей |
13 | Сопутствующий ассортимент | Набор товаров,
которые выполняют |
5. По структуре ассортимента | ||
14 | Групповой ассортимент товаров | Включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья, из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу производства |
15 | Групповой ассортимент услуг | Включает перечень
отдельных крупноагрегированных видов
услуг: образования, здравоохранения,
жилищно-коммунального |
16 | Внутригрупповой ассортимент | Набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребност. Представляет собой детализацию группового ассортимента ( например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валеной и резиновой обуви) |
17 | Видовой ассортимент товаров | Набор товаров
различных видов и |
18 | Видовой ассортимент услуг | Представляет
собой детализацию |
19 | Внутривидовой ассортимент товаров | Ассортимент товаров, который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т. д. Примером внутривидового ассортимента являются конкретные виды марок телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д. |
20 | Внутривидовой ассортимент услуг | Включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного вида услуг |
[16, с.21].
В современной литературе выделяется матричный подход к формированию ассортимента.
Матрицы «Конкурентоспособность – стадия жизненного цикла» имеет размерность 4×3 и позволяет выполнить следующее:
Структура
данной матрицы, т.е. «Жизненный цикл товара»
представлен и таблице 1.2
Таблица.1.2
– матрица «Жизненный
цикл товара»
|
Высокая | средняя | низкая |
Выход на рынок | 1.
Стратегия выхода на рынок |
2.
Стратегия выхода на рынок |
3.
Стратегия сбора урожая и ухода с рынка |
Рост | 4.
Стратегия роста закупок товара |
5.
Стратегия ограниченного роста закупок товара |
6.
Стратегия стимулирования продаж или сбора урожая |
Зрелость | 7.
Стратегия стимулирования продаж |
8.
Стратегия стимулирования продаж или сбора урожая |
9.
Стратегия сбора урожая и ухода с рынка |
Старение | 10.
Стратегия стимулирования продаж и сбора урожая |
11.
Стратегия сбора урожая и ухода с рынка |
12.
Стратегия ухода с рынка |
Квадраты 1,2 включают товары, которые находятся на стадии выхода на рынок и имеют высокую и среднюю конкурентоспособность.
В квадрате 3 расположены товары, которые находятся на стадии выхода на рынок, но не являются конкурентоспособными.
Квадрат 4 включает товары, которые находятся в стадии роста и имеют высокую конкурентоспособность.
В квадрате 5 расположены товары, которые находятся на стадии роста. Однако конкурентоспособность их низкая.
В квадрате 6 расположены товары, которые находятся на стадии роста, однако конкурентоспособность их низкая.
Товары, расположенные в квадрате 7, имеют высокую конкурентоспособность в стадии зрелость.
Для товаров, расположенных в сегментах матрицы 9 и 11, находящиеся в стадии старения, необходимо использовать стратегию сбора урожая и ухода с рынка.
В квадрате 10 позиционированы товары, находящиеся на стадии старения, однако являющиеся конкурентоспособными.
Квадрат
12 включает конкурентоспособные и
находящиеся в стадии старения товары,
для которых рекомендуется
Оценить сбалансированность торгового портфеля предприятия можно в 2 этапа:
Сумма продаж от реализации товаров в ячейке
------------------------------
Сумма
продаж от реализации всех товаров
портфеля
О сбалансированности торгового портфеля модно судить по поученным результатам по оси жизненного цикла товара.
Как свидетельствует практика развитых стран, основная группа товаров, которая обеспечивает наибольшую долю оборота, должна находиться в стадии роста и составлять 70-85% всех товаров в ассортименте торговой единицы. [2, с.84]
Для формирования оптимальной ассортиментной модели модно использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС – анализа.
Данный
метод позволяет определить оптимальное
соотношение групп и видов
товаров в розничном торговом
предприятии с учетом основных требований
для достижения поставленной цели.
Метод предусматривает
В качестве критериев оценки выбирают прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.
Решение товарного ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определение категорий «А», «В», «С» в соответствии с условиями АВС – анализа.
Такой подход должен быть одним из факторов, влияющим на формирование оптимального ассортимента.
Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую «точку безубыточности». АВС – анализ проводится на основании статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вышеперечисленных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС – анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально. [8, с.109]
Таким
образом, формирование ассортимента -
это сложный и непрерывный
процесс, основная цель которого заключается
в наиболее полном удовлетворении потребностей
населения в товарах. Формирование
ассортимента товаров должно быть в первую
очередь починено интересам наиболее
полного удовлетворения спроса населения,
т. е. должны быть обеспечены достаточная
полнота ассортимента товаров, хорошо
известных населению, и комплексность
их предложения. Кроме того, правильно
сформулированный ассортимент позволяет
обеспечить прибыльную работу торгового
предприятия.
2.
Организационно-экономическая
характеристика Кировского
райпо.
Кировское районное потребительское общество создано как районный потребительский союз 12 февраля 1935 года и преобразовано Кировское районное потребительское общество 24 апреля 1997г. Занимает площадь 1300 км2, что составляет 4,5% общей площади Могилевской области.
Граничит с Бобруйским, Быховским и Рогачевским районами. Район разделен на 9 сельских Советов. На его территории находится 11 сельских предприятий, 17 фермерских хозяйств, 3 промышленных предприятия:
В районе имеется 13 средних школ, 23 детских дошкольных учреждения, 3 школы искусств, 1 сельская музыкальная школа, 1 спортивная школа, дом творчества, сельскохозяйственный колледж, 25 библиотек, СПТУ, также имеется 8 предприятий бытового обслуживания, 23 ФАПа.
Председатель Кировского райпо – Демидович Елена Васильевна.
Потребительская кооперация района обслуживает 24,6 тыс. жителей, проживающие в 123 населенных пунктах.
С сентября 1999 года структурные подразделения райпо осуществляли свою деятельность как унитарные предприятия. С 2004 года на баланс райпо приняты унитарные предприятия «Комбинат общественного питания», «Коопзаготпром». С 2004 года на баланс райпо принято автотранспортное предприятие «Автобаза». Сохранило свою деятельность унитарное предприятие «Комбинат кооперативной промышленности».
Торговлю в районе осуществляют 77 магазинов с торговой площадью 8,6 тыс. м² . Действующую торговую сеть представляют 20 магазинов по продаже продовольственных товаров с торговой площадью 2,1 тыс. м², 10 магазинов по продаже непродовольственных товаров с торговой площадью 2,7 тыс. м² и 47 магазинов «ТПС» с площадью 3,8тыс. м².
Общественное питание представлено 34 предприятиями с общим количеством посадочных мест – 577.
Типы
предприятий общественного
Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию ассортимента