Коммерческая деятельность по формированию ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Объектом исследования является Кировское райпо.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………….

2. Экономико-организационная характеристика Кировского райпо и района его деятельности…………………………………………………..

3. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли………………………………………..

4. Методы формирования торгового ассортимента. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность……………

5. Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая коммерция.doc

— 692.00 Кб (Скачать файл)

Классификация ассортимента товаров представлена в таблице 1. 1 

Таблица 1.1 - Классификация ассортимента товаров

Признак классификации Определение
1.По местонахождению товаров
1 Промышленный  ассортимент Набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей
2 Торговый ассортимент Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической  базы
3 Ассортимент услуг Набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации  он, также как и ассортимент  товаров, разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой
2.По ширине охвата товаров
4 Простой ассортимент Набор товаров, представленный небольшим количеством  групп, видов и наименований, которые  удовлетворяют ограниченное число  потребностей (например, ассортимент хлебобулочного или молочного магазина)
5 Сложный ассортимент Набор товаров, представленный значительным количеством  групп, видов и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий разнообразные человеческие потребности (ассортимент универсамов и универмагов)
6 Развернутый ассортимент Набор товаров, значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (ассортимент специализированного магазина)
7 Смешанный ассортимент  Набор товаров,  разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (ассортимент непродовольственных товаров и продовольственных товаров)
3.По степени удовлетворения потребносей
8 Рациональный  ассортимент Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии
9 Оптимальный ассортимент Набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных  затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя
4.По состоянию в конкретный момент времени
10 Реальный ассортимент Действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца
11 Прогнозируемый  ассортимент Набор товаров, который должен будет удовлетворить  предлагаемые потребности
По характеру удовлетворяемых потребностей
12 Основной ассортимент Набор товаров, ориентированных на обычные потребности  основных групп потребителей
13 Сопутствующий ассортимент Набор товаров, которые выполняют вспомогательные  функции и не относятся к основным для данной организации ( предметы ухода за обувью в обувном магазине)
5. По структуре ассортимента
14 Групповой ассортимент  товаров Включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья, из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу производства
15 Групповой ассортимент  услуг Включает перечень отдельных крупноагрегированных видов  услуг: образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, услуги дошкольных учреждений, транспорта, связи, бытовые услуги и т. д.
16 Внутригрупповой ассортимент Набор однородных товаров, объединенных общностью признаков  и удовлетворяющих аналогичные  потребност. Представляет собой детализацию  группового ассортимента ( например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валеной и резиновой обуви)
17 Видовой ассортимент  товаров Набор товаров  различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности ( например, подгуппа кожаной обуви  делится на виды: сапоги женские, мужские  и детские)
18 Видовой ассортимент  услуг Представляет  собой детализацию крупноагрегированных видов услуг. Например, группа бытовых  услуг делится более чем на 20 видов, в числе которых выделяются ремонт и пошив одежды, обуви, трикотажных  изделий, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и т. д.
19 Внутривидовой ассортимент товаров Ассортимент товаров, который включает разновидности  товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т. д. Примером внутривидового ассортимента являются конкретные виды марок телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д.
20 Внутривидовой ассортимент услуг Включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного вида услуг

[16, с.21].

     В современной литературе выделяется матричный подход к формированию ассортимента.

Матрицы «Конкурентоспособность – стадия жизненного цикла» имеет размерность 4×3 и позволяет выполнить следующее:

  • позиционировать существующие товары;
  • оценивать сбалансированность товарного портфеля:
  • определить приемлемый набор товаров, учитывая их конкурентоспособность;
  • выбрать конкретные стратегии для балансировки товарного портфеля с учетом регулирования потоков денежной наличности.

     Структура данной матрицы, т.е. «Жизненный цикл товара» представлен и таблице 1.2 

 Таблица.1.2 – матрица  «Жизненный цикл товара» 

 
 
Высокая средняя низкая
Выход на рынок 1.

Стратегия выхода

 на  рынок

2.

Стратегия выхода

 на  рынок

3.

Стратегия сбора 

урожая  и ухода 

с рынка

Рост 4.

Стратегия роста

 закупок  товара

5.

Стратегия

 ограниченного

роста закупок товара

6.

Стратегия

стимулирования

продаж  или

сбора урожая

Зрелость 7.

Стратегия

стимулирования 

продаж

8.

Стратегия

стимулирования

продаж  или 

сбора урожая

9.

Стратегия

сбора урожая

и ухода  с рынка

Старение 10.

Стратегия

стимулирования 

продаж  и 

сбора урожая

11.

Стратегия

сбора урожая и 

ухода с рынка

12.

Стратегия

ухода с рынка


 

      Квадраты 1,2 включают товары, которые находятся на стадии выхода на рынок и имеют высокую и среднюю конкурентоспособность.

     В квадрате 3 расположены товары, которые  находятся на стадии выхода на рынок, но не являются конкурентоспособными.

     Квадрат 4 включает товары, которые находятся в стадии роста и имеют высокую конкурентоспособность.

     В квадрате 5 расположены товары, которые  находятся на стадии роста. Однако конкурентоспособность  их низкая.

     В квадрате 6 расположены товары, которые  находятся на стадии роста, однако конкурентоспособность их низкая.

     Товары, расположенные в квадрате 7, имеют  высокую конкурентоспособность  в стадии зрелость.

     Для товаров, расположенных в сегментах  матрицы 9 и 11, находящиеся в стадии старения, необходимо использовать стратегию  сбора урожая и ухода с рынка.

     В квадрате 10 позиционированы товары, находящиеся на стадии старения, однако являющиеся конкурентоспособными.

     Квадрат 12 включает конкурентоспособные и  находящиеся в стадии старения товары, для которых рекомендуется использовать стратегию ухода с рынка.

     Оценить сбалансированность торгового портфеля предприятия можно в 2 этапа:

  1. Определить вклад каждой ячейки матрицы в объем продаж предприятия и результат отметить в соответствующих ячейках матрицы по формуле

    Сумма продаж от реализации  товаров в ячейке

--------------------------------------------------------------------- Х 100

Сумма продаж от реализации всех товаров  портфеля 

  1. Подсчитать  суммарное значение конкурентоспособности  по столбцам матрицы и суммарное  значение для различных стадий жизненного цикла товаров по строкам матрицы, результаты отметить на ее полях.

     О сбалансированности торгового портфеля модно судить по поученным результатам  по оси жизненного цикла товара.

     Как свидетельствует практика развитых стран, основная группа товаров, которая  обеспечивает наибольшую долю оборота, должна находиться в стадии роста и составлять 70-85% всех товаров в ассортименте торговой единицы. [2, с.84]

     Для формирования оптимальной ассортиментной модели модно использовать широко применяемый  в рыночной экономике метод АВС – анализа.

     Данный  метод позволяет определить оптимальное  соотношение групп и видов  товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента несколькими критериями на три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории «С» - около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу – 35%, а в третью – 50%.

     В качестве критериев оценки выбирают прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

     Решение товарного ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определение категорий «А», «В», «С» в соответствии с условиями АВС – анализа.

     Такой подход должен быть одним из факторов, влияющим на формирование оптимального ассортимента.

     Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем  продаж не минует так называемую «точку безубыточности». АВС – анализ проводится на основании статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вышеперечисленных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС – анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально. [8, с.109]

Таким образом, формирование ассортимента - это сложный и непрерывный  процесс,  основная цель которого заключается  в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Формирование ассортимента товаров должно быть в первую очередь починено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должны быть обеспечены достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, и комплексность их предложения. Кроме того, правильно сформулированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационно-экономическая  характеристика Кировского  райпо. 

     Кировское районное потребительское общество создано как районный потребительский союз 12 февраля 1935 года и преобразовано Кировское районное потребительское общество 24 апреля 1997г.   Занимает площадь 1300 км2, что составляет 4,5% общей площади Могилевской области.

     Граничит  с Бобруйским, Быховским и Рогачевским районами. Район разделен на 9 сельских Советов. На его территории находится 11 сельских предприятий, 17 фермерских хозяйств,  3 промышленных предприятия:

  • Льнозавод
  • Консервный завод
  • Комбинат кооперативной промышленности.

В районе имеется 13 средних школ, 23 детских дошкольных учреждения, 3 школы искусств, 1 сельская музыкальная школа, 1 спортивная школа, дом творчества, сельскохозяйственный колледж, 25 библиотек, СПТУ, также имеется 8 предприятий бытового обслуживания, 23 ФАПа.

Председатель Кировского райпо – Демидович Елена Васильевна.

Потребительская кооперация района обслуживает 24,6 тыс. жителей, проживающие в 123 населенных пунктах.

С сентября 1999 года структурные подразделения  райпо осуществляли свою деятельность как унитарные предприятия. С 2004 года  на баланс райпо  приняты унитарные предприятия «Комбинат общественного питания», «Коопзаготпром». С 2004 года на баланс райпо принято автотранспортное предприятие «Автобаза». Сохранило свою деятельность унитарное предприятие «Комбинат кооперативной промышленности».

Торговлю  в районе осуществляют 77 магазинов  с торговой площадью 8,6 тыс. м² . Действующую торговую сеть представляют 20 магазинов по продаже продовольственных товаров с торговой площадью 2,1 тыс. м², 10 магазинов по продаже непродовольственных товаров с торговой площадью 2,7 тыс. м² и 47 магазинов «ТПС» с площадью 3,8тыс. м².

Общественное  питание представлено 34 предприятиями  с общим количеством посадочных мест – 577.

Типы  предприятий общественного питания:

  • Ресторан                                             1
  • Кафе                                                    7
  • Мини-кафе                                          1
  • Столовые общедоступные                 1
  • Столовые СПТУ-220                          1
  • Бар                                                        1
  • Мини-бар                                             1
  • Буфеты                                                 8
  • Закусочные                                          2
  • Бутербродные                                     11   

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию ассортимента