Курсовая по маркетинговому исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

КЗ – глобальная диверсифицированная компания. Специализация – машиностроение, энергетика и металлургия. КЗ – основоположник на территории СССР тракторного машиностроения.
КЗ обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, хорошей транспортной доступностью и удобной логистикой. ЗАО «Петербургский тракторный завод» является дочерней компанией ОАО «Кировский завод», которая ведет свою историю с Путиловского завода, основанного в столице Российской Империи в 1801 году. Стаж завода по производству тракторов отсчитывается с 1924 года, когда был выпущен первый трактор "Фордзон-Путиловец", и составляет более 80 лет.

Содержание

Глава 1. Описание объекта исследования…………………………………………….………4
Описание предприятия……………………………………………………………4
Краткая история ЗАО «ПТЗ»……………………………………………………...4
Виды производимой продукции……………………………………….…………5
Организационная структура………………………………………………………6
Рынки сбыта………………………………………………………………………..8
Производственные мощности…………………………………………………….8
Система контроля качества…………………………………………………….….9
Персонал…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание товара……………………………………………………………………..12
2.1.Классификация товара…………………………………………………………..….12
2.2 Основные потребительские характеристики продукции ЗАО «ПТЗ»…………..13
2.3 Выводы……………………………………………………………………………...17
Глава 3. Анализ внешней среды………………………………………………………………19
3.1 Анализ социально-экономического положения России……………………...…19
3.2 Анализ социально-экономического положения региона……………………......26
3.3 Выводы………………………………………………………………………….......38
Глава 4. Анализ рынка…………………………………………………………………………43
4.1 Мировой рынок…………………………………………………………………….43
4.2 Российский рынок и рынки регионов…………………………………………….48
4.3 Конкурентный анализ рынка………………………………………………………38
4.4 Выводы……………………………………………………………………………...43
Глава 5. Особенности потребительского поведения и сегментация рынка………………...62
5.1 Особенности потребительского поведения…………………………………….….62
5.2 Сегментация рынка……………………………………………………………….…64
5.2.1 Основные параметры сегментации конечных потребителей…………….…64
5.2.2 Сегментация промежуточных потребителей………………………………...65
5.3 Выводы……………………………………………………………………………....66
Глава 6. План маркетинга……………………………………………………………………...67
6.1 Цели и миссия компании…………..……………………………………………...67
6.2 Сегментация и позиционирование………………………………………………..68
6.3 Товарная политика…………………………………………………………………69
6.4 Ценовая политика…………………………………………………………………..72
6.5 Сбытовая политика…………………………………………………………………76
6.6 СВОТ- анализ ЗАО «ПТЗ»…………………………………………………….…..77
Выводы…………………………………………………………………………………………78
Литература……………………………………………………………………………………...80

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Lavrentyevoy_Anastasii_R181.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Товары длительного пользования – материальные изделия, которые выдерживают обычно многократное использование8.

ЗАО «ПТЗ» производит различную  продукцию, 71% которой составляют сельскохозяйственные тракторы, 6% – комбайны, 8% – строительно-дорожные машины, 9% – специальные машины, 5% – запасные части, принадлежности и комплектующие, 1% – сельскохозяйственное оборудование и прочие заказы9.

Продукция «ПТЗ» - это товары производственного назначения, так как они предназначены для продажи (юридическим лицам и индивидуальным предприятиям) с целью их использования в хозяйственной деятельности или перепродажи.

Предприятия и организации закупают огромное количество разнообразных товаров и услуг. Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров: материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги.

Материалы и детали –  товары, полностью используемые в изделии производителя.

Капитальное имущество – товары, постепенно используемые в производстве. Капитальное имущество можно подразделить на стационарные сооружения и оборудование, а также вспомогательное оборудование10.

Стационарные сооружения представляют собой строения и сооружения – заводы, административные здания, стационарное оборудование – это генераторы, станки, суперкомпьютеры, подъемники и т.п.

Вспомогательное оборудование включает в себя движимое заводское оборудование, ручной инструмент, автопогрузчики, конторский инвентарь и оборудование – письменные столы, персональные компьютеры.

Вспомогательные материалы  и услуги не используются непосредственно в производстве продукции. Это рабочие материалы – смазочные масла, писчая бумага, карандаши и материалы для технического обслуживания и ремонта, краски, гвозди, щетки11.

 

2.2 Основные потребительские  характеристики продукции 

ЗАО «Петербургский тракторный завод»

Выделяют следующие потребительские  свойства непродовольственных товаров:

Социальные свойства товара – это соответствие товара потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления12.

Основой философии социальной ответственности  ОАО «Кировский завод» является сама суть крупного бизнеса в промышленной сфере: предприятие вносит вклад  в развитие экономического потенциала страны, города и региона и повышение жизненного уровня потребителей его продукции. В рамках данной философии ОАО «Кировский завод» добивается долгосрочного и устойчивого развития своих дочерних предприятий, высоких производственных и финансовых результатов, которые создают основу рентабельного развития, а следовательно, роста занятости и выполнения экономических и социальных обязательств перед государством. В отношениях с партнерами и потребителями компания придерживается принципов справедливого ценообразования, добросовестной конкуренции и рекламы, соблюдения этических норм ведения бизнеса, рассматривая это в качестве важной составляющей социальной стабильности общества13.

Функциональные свойства – это свойства товара, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению14.

Продукция ЗАО «ПТЗ» многофункциональна. Сельскохозяйственные тракторы, сельскохозяйственные орудия, комбайны могут  использоваться не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях. Так, например, тракторы «Кировец» успешно используются для прокладки и расчистки путей сообщения, транспортировки грузов в условиях бездорожья. Дорожно-строительные  (землеройные) машины необходимы для работ различной сложности. Машины специального назначения (тракторные модули, оснащенные гидрокрюком, тягово-сцепным устройством, седельно-сцепным устройством, бульдозерным оборудованием и гидрокрюком, бульдозерным оборудованием и ТСУ, сварочным оборудованием, снегоочистительным оборудованием) также необходимы при любой деятельности.

Отличительными чертами этих машин  являются высокая производительность и тяговая мощность, прекрасные ходовые  качества и превосходная проходимость, надежность, приспособленность к  работе в экстремальных климатических условиях, ремонтопригодность и неприхотливость в обслуживании.

Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе "человек - товар - среда". Группы показателей эргономических свойств15:

  1. Гигиенические - влияние товара на человека в процессе эксплуатации: освещённость, запылённость, температура, влажность, гигроскопичность, шум, вибрация, возможность содержания товара в чистоте.
  2. Антропометрические - соответствие товара и его элементов форме и массе человеческого тела: размер, вес.
  3. Физиологические и психофизические - соответствие товара силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, вкусовым, звуковым, вкусовым и обонятельным возможностям человека.
  4. Психологические - соответствие товара имеющимся и формирующимся навыкам человека, т.е. его восприятию, мышлению и памяти.

Многофункциональные машины, производимые на «Петербургском тракторном заводе»  оснащены системами спутниковой  навигации, точного земледелия, компьютерной диагностики, продвинутой гидравликой  и предлагающие в высшей степени комфортные условия труда для оператора.

Надежность товара в потреблении – это способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надёжности16:

  1. Безотказность - способность непрерывно сохранять работоспособность в течение срока службы или наработки;
  2. Показатели долговечности - срок службы и ресурс;
  3. Ремонтопригодность - приспособленность изделия к обнаружению и ликвидации возможных повреждений и отказов. Во многом зависит от унификации применяемых компонентов.
  4. Сохраняемость - способность сохранять работоспособность после хранения или транспортировки (в днях и т.п.). Важна для определения срока гарантии.

Вся техника ЗАО «ПТЗ» сертифицирована, срок гарантии - 18 месяцев17. Для предприятия стадия сервисного обслуживания и ремонта – не менее важная, чем стадия производства и последующих продаж. Специалисты Петербургского тракторного завод обучают сервисные службы дилера и владельцев «Кировцев». Например, проводят практические семинары, посвященные особенностям эксплуатации модернизированной линейки тракторов и других видов машин.

Безопасность товара должна обеспечивать безвредность потребления или эксплуатации. ЗАО «ПТЗ» предлагает безопасные и комфортные условия труда для оператора и при этом гарантирует владельцу низкие затраты на эксплуатацию и на 1 га обрабатываемой площади.

Эстетические свойства- способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершенства в воспринимаемых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.

Техника «ПТЗ» отличается от других представителей рынка сельхозмашин оригинальным дизайном, эргономичностью  и эстетичностью. Новый визуальный стиль подчеркивает высокое качество производства наряду с наукоемкостью конструкций всего модельного ряда, обеспечивающие бесперебойную работу техники в любых условиях, независимо от климатического пояса и рельефных особенностей местности18

Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.

Учитывая расположение такого крупного промышленного предприятия, каким  является Кировский завод, фактически в центре мегаполиса, обеспечение  защиты окружающей среды является жизненной необходимостью и делом принципиально важного социального значения. На протяжении многих лет Кировский завод имеет устойчивую репутацию одного из самых экологически чистых предприятий города и области. По оценке контрольно-надзорных органов, природоохранная деятельность на заводе ведется цивилизованно и профессионально.

Создано специальное подразделение - Управление по экологическому контролю. Непосредственно задачи по планированию, организации и проведению комплекса  мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха и почв от загрязнения, обезвреживанию и утилизации производственных и бытовых отходов решают существующая на заводе с 1982 года служба охраны окружающей среды и ответственные лица в структурных подразделениях19.

 

2.3 Выводы

Рассмотрение ассортимента товаров  и услуг позволяет выявить  особенность производства, реализации и потребления товаров и услуг  данной продуктовой категории и  в дальнейшем сопоставит ассортимент  компании с ассортиментом конкурентов и выявить направления усовершенствования товарной политики компании.

Специфику машиностроительного рынка  обуславливают следующие факторы:

  1. назначение продукции (производственное назначение) – использование в разных отраслях (сельскохозяйственная, строительная и т.д);
  2. постоянное изменение конъюнктуры, что определяется систематическим обновлением машиностроительной продукции и выпуском более совершенной техники взамен морально устаревшей
  3. спрос зависит от:
    1. модернизацией аграрного сектора;
    2. урожая;
    3. цен на сельхозпродукцию;
    4. участия государства в финансировании агропромышленного комплекса (АПК);
    5. внедрения новых ресурсосберегающих технологий, исключающих использование устаревшей техники;
    6. сокращения посевных площадей под зерновые в ЕС и Америке, переориентации части из них на биоэнергетические культуры (рапс) – расширение экспортных возможностей России;
  4. продукция долговечная (>8 лет)

 

Глава 3. Анализ внешней среды

 

3.1 Анализ социально-экономического  положения России

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (см. табл. 1)20

По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в сентябре 2012 г. по отношению к соответствующему месяцу прошлого года составил 2,5% (2,8% в августе соответственно).

По данным Росстата, объем произведенного ВВП России за II квартал 2012 г., составил в текущих ценах 14571,1 млрд. рублей и превысил соответствующий период прошлого года на 4,0 процента. Росстат опубликовал первую оценку использованного валового внутреннего продукта во II квартале 2012 года. По сравнению со II кварталом предыдущего года расходы на конечное потребление выросли на 4,8% (домашних хозяйств – на 6,6%), валовое накопление – на 7,0%, в том числе валовое накопление основного капитала -  на 7,9 процента. При этом экспорт товаров и услуг снизился на 1,4%, тогда как импорт товаров и услуг вырос на 2,9% к соответствующему кварталу предыдущего года.

Рост ВВП продолжают обеспечивать отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Так, валовая добавленная  стоимость оптовой и розничной  торговли по итогам II квартала 2012 г. выросла на 6,9%, операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг – на 7,9% к соответствующему кварталу предыдущего года.

По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в III квартале составил 2,8% к соответствующему кварталу 2011 года. На замедление динамики ВВП в III квартале текущего года основное влияние оказали отрицательные темпы в строительстве (-2,7% к III кварталу 2011 г.) и в сельском хозяйстве (-5,4 процента).

 В 2012 году отмечается замедление  квартальной динамики оборота розничной торговли до 4,6% в III квартале к соответствующему периоду прошлого года против 7,6% и 7,0% в I и II кварталах соответственно. Значительно замедлился инвестиционный спрос - динамика инвестиций в основной капитал в III квартале составила 1,4% против 16,6% и 8,5% в I и II кварталах соответственно.

В III квартале текущего года продолжился рост промышленного производства, составивший 2,5% к III кварталу 2011 года. Стабильный рост сохраняется в обрабатывающих производствах – прирост в III квартале составил 4,5% к соответствующему периоду прошлого года (в I квартале – 4,4%, во II квартале -4,4% соответственно).

В целом за девять месяцев текущего года, по оценке Минэкономразвития  России, прирост ВВП составил 3,8% к соответствующему периоду прошлого года.

В сентябре рост промышленного производства незначительно замедлился и составил 2,0% к сентябрю 2011 г. против 2,1% в августе соответственно.

Наибольший вклад в общий  рост промышленного производства в  сентябре внесли «Обрабатывающие производства», при  росте производства  3,3% вклад составил  86,8 процента. Из производств данного вида деятельности 36,9% общего роста обеспечило «Металлургическое производства и производство готовых металлических изделий» (4,5%), 27,3% - «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (3,6%), 22,3%  - «Производство кокса, нефтепродуктов» (2,6%), 23,3% - «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (9,5 процента).

Прирост добычи полезных ископаемых составил за сентябрь 1,8%, вклад в общий рост производства 16,3 процента.

Производство сферы деятельности «Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды» в  сентябре снизилось на 0,9% к сентябрю прошлого года.

В сентябре, по оценке Росстата, динамика инвестиций к уровню соответствующего месяца прошлого года после трех месяцев замедления (прирост в мае составил 11,1%, в июне – 6,3%, в июле – 3,8%, в августе – 2,3%) перешла в отрицательную область: сокращение составило 1,3 процента.

В сентябре объем работ по виду деятельности «Строительство» сократился на 5,6% к уровню соответствующего месяца прошлого года. В целом за III квартал текущего года объем строительных работ сократился на 2,7% после роста на 5,4% во II квартале и на 5,2% в I квартале. За девять месяцев текущего года объем работ по виду деятельности «Строительство» на 1,9% превысил уровень соответствующего периода прошлого года.

По предварительным данным Росстата, в сентябре второй месяц подряд ускоряется рост грузооборота транспорта: прирост к уровню соответствующего месяца прошлого года составил 4,2% против 2,8% в августе и 0,5% в июле. Прирост в основном был обеспечен опережающим ростом грузооборота железнодорожного транспорта (на 6,8 процента). Также увеличился грузооборот трубопроводного (на 3,4%) и автомобильного (на 1,7%) видов транспорта. При этом грузооборот морского, воздушного и внутреннего водного видов транспорта сократился на 23,2%, 2,4% и 1,6% соответственно.

Информация о работе Курсовая по маркетинговому исследованию