Курсовая по маркетинговому исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

КЗ – глобальная диверсифицированная компания. Специализация – машиностроение, энергетика и металлургия. КЗ – основоположник на территории СССР тракторного машиностроения.
КЗ обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, хорошей транспортной доступностью и удобной логистикой. ЗАО «Петербургский тракторный завод» является дочерней компанией ОАО «Кировский завод», которая ведет свою историю с Путиловского завода, основанного в столице Российской Империи в 1801 году. Стаж завода по производству тракторов отсчитывается с 1924 года, когда был выпущен первый трактор "Фордзон-Путиловец", и составляет более 80 лет.

Содержание

Глава 1. Описание объекта исследования…………………………………………….………4
Описание предприятия……………………………………………………………4
Краткая история ЗАО «ПТЗ»……………………………………………………...4
Виды производимой продукции……………………………………….…………5
Организационная структура………………………………………………………6
Рынки сбыта………………………………………………………………………..8
Производственные мощности…………………………………………………….8
Система контроля качества…………………………………………………….….9
Персонал…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание товара……………………………………………………………………..12
2.1.Классификация товара…………………………………………………………..….12
2.2 Основные потребительские характеристики продукции ЗАО «ПТЗ»…………..13
2.3 Выводы……………………………………………………………………………...17
Глава 3. Анализ внешней среды………………………………………………………………19
3.1 Анализ социально-экономического положения России……………………...…19
3.2 Анализ социально-экономического положения региона……………………......26
3.3 Выводы………………………………………………………………………….......38
Глава 4. Анализ рынка…………………………………………………………………………43
4.1 Мировой рынок…………………………………………………………………….43
4.2 Российский рынок и рынки регионов…………………………………………….48
4.3 Конкурентный анализ рынка………………………………………………………38
4.4 Выводы……………………………………………………………………………...43
Глава 5. Особенности потребительского поведения и сегментация рынка………………...62
5.1 Особенности потребительского поведения…………………………………….….62
5.2 Сегментация рынка……………………………………………………………….…64
5.2.1 Основные параметры сегментации конечных потребителей…………….…64
5.2.2 Сегментация промежуточных потребителей………………………………...65
5.3 Выводы……………………………………………………………………………....66
Глава 6. План маркетинга……………………………………………………………………...67
6.1 Цели и миссия компании…………..……………………………………………...67
6.2 Сегментация и позиционирование………………………………………………..68
6.3 Товарная политика…………………………………………………………………69
6.4 Ценовая политика…………………………………………………………………..72
6.5 Сбытовая политика…………………………………………………………………76
6.6 СВОТ- анализ ЗАО «ПТЗ»…………………………………………………….…..77
Выводы…………………………………………………………………………………………78
Литература……………………………………………………………………………………...80

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Lavrentyevoy_Anastasii_R181.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

- в нефте- и газодобывающем  комплексе (энергетическая стратегия РФ на период до 2020 г.). Добыча нефти к 2010 г. составит примерно 450-520 млн. т / год, газа – примерно 680-730 млрд. м3 / год);

- в строительном комплексе  (ипотека, национальный проект строительства доступного жилья и т.п.). Годовой прирост – примерно 14%;

- в прочих инфраструктурных  проектах (АПК, связь, лесная отрасль, наука, спорт, отдых и т.д.).

Все эти факторы способствуют росту спроса на промышленные машины и обновлению существующего парка техники32.

 

 

4.3 Конкурентный анализ  рынка

Угроза появления  новых конкурентов незначительна. Конкуренция со стороны отечественных  производителей в сегменте сельскохозяйственных тракторов более 250 л.с. (как с шарнирно-сочлененной рамой, так и гусеничных) отсутствует. В перспективе – конкуренция в сегменте калориферов спирально-катанных с расширением ниши до 220-350 л.с. со стороны производителей России и СНГ. Усилилась конкуренция в сегменте кормоуборочных комбайнов.

Степень влияния поставщиков возросла. Увеличились доли импортных покупных изделий (с 40% до 60%) при переходе на новый модельный ряд. Усилилась концентрация, укрупнение, объединение поставщиков – изменились условия поставки продукции.

Увеличилась степень влияния покупателей. Цена сохраняется как решающий фактор при выборе техники. Наблюдались консервативность, низкий процент переключения на технику других производителей, растущие требования к качеству, потребительским свойствам и ГСО. В виду увеличения внедрения ресурсосберегающих технологий усилилась тенденция к закупкам тракторов в составе «агротехнологий».

Действует угроза со стороны товаров-заменителей. Энергосредства высокого тягового класса более 500 л.с. показывают, что угроза существенна в перспективе 5-10лет. В сегменте самоходных кормоуборочных комбайнов малой мощности существует угроза замещения отечественными прицепными кормоуборочными комбайнами.

Все вышеперечисленное влияет на внутриотраслевое соперничество. Происходит укрупнение, консолидация производителей – концентрация ресурсов, выход в новые сегменты рынка посредством слияния или покупки готовых западных брендов, стремление к фуллайнерству, модернизация мощностей, ускорение сроков обновления, расширение линейки моделей техники, соперничество за кредитные ресурсы и кадры, неравноправные условия конкуренции с зарубежными производителями (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), агрессивная рекламно-сбытовая политика, усиление борьбы за традиционные ниши сбыта.

Возможность появления новых конкурентов незначительна, так как:

  • происходит экономия за счет масштабов деятельности. В отрасли сельскохозяйственного машиностроения крупные компании обладают преимуществами, поскольку издержки на производство единицы продукции снижаются по мере роста абсолютного объема производства. Следовательно, затраты нового конкурента, связанные с вхождением на рынок будут высоки;
  • происходит дифференциация продуктов. Фирмы, уже закрепившиеся на рынке, имеют известные торговые марки и пользуются сформировавшейся с течением времени лояльностью потребителей. Новому конкуренту придется затратить большие ресурсы, чтобы его марка превзошла уже известные торговые марки и он смог завоевать своих постоянных клиентов.
  • действует потребность в капиталовложениях. Высокий финансовый барьер на начальном этапе. Прямые инвестиции (например, затраты на НИОКР или на рекламу) рискованны или их нельзя возместить.
  • влияют издержки переключения. Препятствие на пути к вхождению в бизнес возникает и в том случае, когда потребителям придется существенно пострадать при переключении с одного товара на другой.

- действует доступ к каналам распределения. Формирование схемы продвижения – процесс длительный и затратный.

В сегменте самоходных кормоуборочных комбайнов малой мощности существует угроза замещения прицепными кормоуборочными комбайнами, стоимость которых значительно ниже.

 

 

 

 

 

Основные конкуренты ЗАО «ПТЗ»  представлены в таблице 8.

Таблица 8

Игроки

Тракторы высокого тягового класса

Полная мощностная линейка  тракторов

Прицепные орудия

Кормоуборочные комбайны

Нишевые

John Deere

John Deere

John Deere

John Deere

CNH

CNH

CNH

CNH

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

Claas

   

Claas

Buhler

   

Ростсельмаш

     

Гомсельмаш

Мультисегментные (Full-Liner)

John Deere

John Deere

John Deere

John Deere

CNH

CNH

CNH

CNH

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

AGCO (CAT)

Claas

Claas

 

Claas

Потенциальные конкуренты

МТЗ и Ростсельмаш

 

МТЗ (плуги)

Ростсельмаш

Концерн ТЗ

   

Концерн ТЗ

АТМ

     

Рисунок 13. По данным «Союзагромаш»33

КСК - "комбайн самоходный кормоуборочный", ШСР - шарнирно-сочлененная  рама

Доля ЗАО «ПТЗ» в продажах колесных сельскохозяйственных тракторов  мощностью 300-600 л.с. в 2004 г. составила 84%, в 2005 г. – 72%, в 2006 г. – 51%, в 2007 г. – 46%, в 2008 г. предположительно составила 53%, в 2009 г. – 56%, в 2010 г. – 59%, в 2011 г. – 60%. Доля предприятия в продажах кормоуборочных комбайнов в сегменте 200-300 л.с. в 2004 г. составила 15%, в 2005 г. – 12%, в 2006 г. – 51%, в 2007 г. – 10%, в 2008 г. предположительно составила 10%, в 2009 г. – 8%, в 2010 г. – 14%, в 2011 г. – 17%.

Наиболее быстрорастущими сегментами являются 290-340 л.с. (с калорифером спирально-катанным) и 400-600 л.с. (с шарнирно-сочлененной рамой), участие ЗАО «ПТЗ» в которых стратегически целесообразно. Мощностный сегмент предприятия в области сельхозтехники – 200-400 л.с., в области промышленных машин – 230-400 л.с.

Преимущества ЗАО «ПТЗ» перед  зарубежными конкурентами – в  цене (разница – 47%) и в уровне государственного стандартного образца, который включает наличие и цены на запасные части, ремонтопригодность, количество сервисных центров и неприхотливость к российским горюче-смазочным материалам.

В сравнительном анализе годовая стоимость эксплуатации тракторов «Кировец» ниже импортных аналогов на 14-17%.

СВОТ- анализ для ‘’ John Deere’’

Сильные стороны

  • Высокое качество продукции
  • Задействованы самые современные технологии
  • 7 подразделений:
  • производство оборудования для строительных и лесных хозяйств
  • производство коммерческого оборудования для парков и газонов
  • кредитование
  • запасные части
  • моторостроение
  • производство сельскохозяйственного оборудования

Слабые стороны

  • сборочное производство (только склад запчастей, а не полноценное производство)
  • высокая цена в сравнении с отечественными производителями

 

Возможности

  • Модернизация и оптимизация производственных мощностей и процессов

 

  • Диверсификация продуктов, расширение модельных рядов 

 

  • Расширение дилерской сети

 

  • Рост доли рынка 

Угрозы

  • Стагнация неблагоприятной экономической ситуации

 

  • Появление прямых отечественных и мультисегментных конкурентов

 

СВОТ- анализ для ‘’ CNH’’

Сильные стороны

  • Высокое качество продукции
  • занимается продажей своей техники через 12 000 дилеров и дистрибьюторов в 160 странах мира
  • Задействованы самые современные технологии
  • Высокое качество обслуживания

Постоянно расширяющийся  ассортимент продукции, основанный на изучении спроса, вкусов и предпочтений покупателей

  • СNH (Кэйс Нью Холланд) является владельцем 31 завода в 16 странах мира. В ведении компании 26 научно-исследовательских центра в 12 странах мира.

Слабые стороны

  • сборочное производство (только склад запчастей, а не полноценное производство) на территории РФ
  • высокая цена в сравнении с отечественными производителями
  • пересечение дилерских сетей с ПТЗ, РСМ

Возможности

  • Модернизация и оптимизация производственных мощностей и процессов

 

  • Диверсификация продуктов, расширение модельных рядов 

 

  • Расширение дилерской сети

 

  • Рост доли рынка 

Угрозы

  • Стагнация неблагоприятной экономической ситуации

 

  • Появление прямых отечественных и мультисегментных конкурентов

 

СВОТ- анализ для ‘’ AGCO’’

Сильные стороны

  • Высокое качество продукции
  • Задействованы самые современные технологии
  • высокоразвитая дилерская сеть
  • Постоянно расширяющийся ассортимент продукции, основанный на изучении спроса, вкусов и предпочтений покупателей
  • обладает такими известными и зарекомендовавшими себя марками в бизнесе сельскохозяйственного оборудования

Слабые стороны

  • высокая цена в сравнении с отечественными производителями
  • маленькое количество заводов на территории РФ

 

Возможности

  • Модернизация и оптимизация производственных мощностей и процессов

 

  • Диверсификация продуктов, расширение модельных рядов 

 

  • Расширение дилерской сети

 

  • Рост доли рынка 

Угрозы

  • Стагнация неблагоприятной экономической ситуации

 

  • Развитие прямых отечественных и мультисегментных конкурентов

 

Выводы:

1) Корпорация AGCO занимает третье место в мире по производству и продажам с.-х. оборудования и продает его более чем в 140 стран мира с использованием широкой распределительной сети из почти 3900 независимых дилеров. 

2) ОАО «Кировский завод» (в т.ч. ЗАО «ПТЗ») является лидером отечественного рынка, так как иностранные фирмы пока не могут конкурировать с нами по цене.

3) Компании «John Deere» для улучшения показателей по цене необходимо строительство собственного производства всех комплектующих.

4) В Западной Европе самыми покупаемыми тракторами являются тракторы CNH, за ними с небольшим отрывом следуют тракторы John Deere, AGCO. Это зависит от специфики спроса в Европе. John Deere крупнейший производитель сельхозтехники в Западной Европе, в частности в Германии.

 

4.4 Выводы

 

К началу 2012 года экономика полностью  восстановилась после кризиса.

Темп роста ВВП в 2007 г. составлял 8,5%, в 2008 г. – 5,2%, в 2009 г. – -7,8%, в 2010 г. – 4,0%, в 2011 г. – 4,3%. Темп роста тракторостроения составлял 40,6%, 36,4%, 33%, 31% и 29,3% соответственно. Положительный вклад в рост ВВП внесли промышленное производство, розничная торговля, сельское хозяйство, отрицательную динамику показало строительство, со стороны спроса произошло снижение инвестиций.

По результатам изучения конъюнктуры рынка сельскохозяйственной техники видно, что она характеризуется устойчиво высоким спросом на сельскохозяйственную технику (темпы до 20%), обусловленным:

- модернизацией аграрного сектора – продолжающейся концентрацией пахотных земель у крупных хозяйств и агрохолдингов, имеющих финансовые ресурсы на техническое переоснащение парка, возвратом в севооборот «брошенных» земель;

- неплохим урожаем, собираемым в 2011-2012 гг., дающим возможность экспорт зерна при сложившемся внутреннем потреблении до 12 млн. т.

- продолжающимся ростом цен на основную сельхозпродукцию (зерновые, масленичные и кормовые культуры), спада не ожидается;

- продолжающимся ростом участия государства в финансировании агропромышленного комплекса (АПК);

- ростом внедрения новых ресурсосберегающих технологий, исключающих использование устаревшей техники;

- продолжающимся процессом сокращения парка сельскохозяйственной техники с ростом доли мощных энергонасыщенных тракторов (на 2007 г. уже 85% парка морально и физически изношено);

- сокращением посевных площадей под зерновые в ЕС и Америке, переориентация части из них на биоэнергетические культуры (рапс) – расширение экспортных возможностей России.

Информация о работе Курсовая по маркетинговому исследованию