Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:26, курс лекций
Общепринятого официального понятия маркетинговой деятельности не существует, а все определения, существующие в литературе по маркетингу можно условно определить в 2 большие группы - классические определения и современные. В классическом понимании маркетинг представляет собой предпринимательскую деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителя к потребителю. Классические определения маркетинга узко трактуют эту деятельность по следующим причинам:
В них преувеличивается роль каналов товароснабжения и сбыта;
В них игнорируется то обстоятельство, что маркетинговой деятельностью часто занимаются государственные структуры, некоммерческие организации, общественные движения и партии
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ
ТЕМА 1: ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА
Общепринятого официального
понятия маркетинговой
В связи с вышеперечисленными обстоятельствами в 80х годах 20 века было сформулировано современное понимание маркетинговой деятельности, данное американской ассоциацией маркетологов. В нем маркетинг представляет собой процесс планирование и реализации идеи создания товара или услуги, их продвижение на рынке и продажу посредством обмена на рынке, с целью удовлетворения потребностей лиц и получение прибыли организациями и фирмами. Роль маркетинговой деятельности возросла с 60-70х годов 20 века, потому что источником прибавочной стоимости, начиная с того времени является управленческий труд, а так же информация которой владеет фирма.
ТЕМА 2: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МОДЕЛИ.
В настоящем известны следующие основные виды маркетинга:
1) маркетинг, ориентированный
на продукт (изделие или
2) маркетинг, ориентированный на потребителя;
3) интегрированный маркетинг.
Первый вид маркетинга
используется, если крупное предприятие
или фирма не просто разрабатывают
новое изделие, а создают новую
отрасль или направление
При использовании второго
вида фирма должна знать запросы
каждого конкретного
Интегрированный маркетинг представляет собой объединение первого и второго вида. Маркетинговая деятельность развивается как по направлению совершенствования товаров, так и по направлению взаимодействия с покупателем.
В зависимости от сферы и объекта применения выделяются следующие модели маркетинга:
1. Маркетинг потребительски товаров. Для данной модели характерна разработка маркетинговых действий, который бы подходил максимально возможному количеству покупателей. Таким образом, в сфере потребительских товаров используется массовый маркетинг.
2. Маркетинг средств производства. Особенность данной модели заключается в том, что маркетинговая стратегия направлена, на поиск новых технологических решений в целях снижения издержек производства и повышения производительности труда, а так же на создание системы услуг.
3. Маркетинг объектов капитального строительства. Предусматривает особые методы сбыта, приспособление их качественных характеристик к потребностям рынка, особое проведение маркетинговых исследований.
4. Маркетинг высокотехнологичной продукции. Для этой продукции характерно начало проведения рекламной стратегии, обеспечение максимального сбыта на 1 стадиях жизненного цикла.
5. Маркетинг услуг. Услуги имеют 4 характеристики, которые отличают их от товаров и которые необходимо учитывать при работе маркетинговых программ: неосязаемость, неодолимость от источника, непостоянство качества, неспособность к хранению.
В связи с вышеперечисленным, маркетинг услуг предполагает ряд особых аспектов, прежде всего фирмы должны контролировать время спроса и предложения и избегать излишних мощностей, а так же лучше контролировать качество оказанной услуги.
6. Некоммерческий маркетинг. Используется в деятельности организациями и отдельными лицами, которые выступают в общественных интересах, не преследует своей основной целью получение прибыли.
7. Маркетинг научно-технической продукции. Связан с спецификой продаж результатов научно-технической деятельности.
8.Внутренний маркетинг. Связан с вопросами реализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен ее национальными границами.
9.Импортный маркетинг. Касается продвижения товаров и услуг , произведенных в других странах, и ввозимый на территорию данной страны для продажи. Он предполагает особую форму проведения маркетинговых исследований потребителя и рынка.
10.Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится организация.
ТЕМА 3: УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТНОШЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Управление маркетингом – это процесс, который связан с принятием управленческих решений в сфере товарообменных операций фирмы на рынке для достижения следующих целей: получение прибыли, росто объемов сбыта, увеличение доли рынка.
Рост объемов сбыта – это цель, которая должна учитывать точку насыщения, таким образом, управляющий по маркетингу – это специалист, который должен принимать решения в рамках общей стратегии деятельности фирмы и сложившейся на рынке ситуации. В любой момент времени уровень спроса может соответствовать предложению, превышать его или быть ниже.
В мировой практике наиболее распространены восемь методов маркетинга, соответствующих определенным ситуациям:
1) Спрос
на данный товар негативен,
необходимо его создать. В
2) Спрос отсутствует,
его необходимо создать. В
3) Имеется потенциальный
(скрытый) спрос, его надо
4) Спрос колеблется, т.е. он нерегулярный. Применяется синхромаркетинг. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Задача синхромаркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
5) Бывший некогда
спрос снижается (падающий
спрос), его необходимо
восстановить. В этом случае используется рем
6) Спрос на товар полноценный,
необходимо его
7) Спрос чрезмерен, его необходимо понизить. Организация постоянно должна заботится о качестве обслуживания покупателя. Используется демаркетинг. Задача демаркетинга - снижения стимулирующего сбыта. При выборе демаркетинга пытаются сохранить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг.
8) Спрос нерациональный,
необходимо свести его к нулю.
В этом случае применяется прот
ТЕМА 4: КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
Концепция маркетинга – это философия, склад или направленность делового мышления, в то время как маркетинг – это процесс или направленность действий в сфере бизнеса.
Существует пять основных подходов к осуществлению маркетинговой деятельности. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории американской экономики.
1) Концепция совершенствования производства. Это самый старый подход, возникший в начале 20 в. во время революционных преобразований в промышленном производстве. Основа: низкая цена, высокая доступность за счет снижения издержек. Ее применяют в следующих ситуациях:
2) Концепция совершенствования товара, улучшение качества товара, его характеристик. Однако, эта концепция приводит к «маркетинговой близорукости» т.к. продавец так влюбляется в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.
3) Концепция интенсификации коммерческой или сбытовой деятельности. Данная концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если организация не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования
4) Концепция маркетинга. Она утверждает, что залогом достижения целей организации являются обеспечение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами.
5) Концепция социально-этичного маркетинга - Данная концепция представляет собой утверждение концепция маркетинга + одновременно и сохранение благополучия потребителя и общества в целом.
Существует так же концепция 4р
ТЕМА 5: ПОНЯТИЕ
И ВИДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ
Выделяют внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду предприятия. Внешнюю среду называют макросредой, внутреннюю микросредой. Внешняя среда – это факторы, которые не поддаются контролю со стороны предприятия и предприятие вынуждено приспосабливаться к ним. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.
Внешнюю среду можно разделить на следующие уровни: мезосреда (непосредственное окружение предприятия, т.е. поставщики, посредники, потребители, конкуренты, кредитные учреждения), макросреда (косвенное окружение), мегасреда (среда отражающая глобальные мировые процессы и тенденции).
Анализ внешней среды происходит по следующей схеме:
1) выявление основных групп факторов;
2) определение факторов внутри группы
3)определение параметров
факторов и тенденций их
4) характер и степень
выявления факторов на
5) определение ответной
реакции предприятия на
6) прогноз развития факторов внешней среды и все сначала
Основные группы факторов внешней среды:
Экономическая среда: объем ВНП и ВВП за последние 5 лет, в т.ч. на душу населения по регионам за 5 лет; производство продукции по отраслям; розничный и оптовый товарооборот; индексы цен торгового и розничного товарооборота, внутреннее потребление товаров по параметрам на душу населения, уровень затрат, доходы и расходы населения; распределения национального дохода между потреблением и накоплением; объем инвестиций, в т.ч. иностранных.
Политическая среда: основные программные направления политики, соотношение сил на политической арене страны в целом; перечень законов; перекрестное влияние законодательных актов, государственные стандарты на рынке услуг, правовое регулирование различных рыночных процессов
Природная среда: природно-климатические изменения, состояние экологии страны в целом и по регионам, основные законодательные и правовые акты по вопросам экологии, степень влияния экономического влияния на состояние природной среды.