Маркетинговые исследования и анализ рынков сбыта "Птицефабрика Оршанская"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ рынка сбыта продукции предприятия и на основании этого предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии.
Задачи работы:
- раскрыть методологические основы управления маркетингом;
- провести анализ рынков сбыта объекта исследования;
- предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1 Методологические основы управления маркетингом.........................................5
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия...........5
1.2 Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия............8
2 Анализ рынков сбыта ОАО «Птицефабрика Оршанская».................................13
2.1 Анализ организационной структуры управления предприятием...............13
2.2 Анализ маркетинговых результатов деятельности предприятия................16
2.3 Выявление рыночных возможностей предприятия.....................................21
2.4 Анализ конкурентных преимуществ фирмы...............................................24
3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности
предприятия........................................................................................................ 30
Заключение..............................................................................................................33
Список использованных источников......................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

КсР Маркетинговые исследования и анализ рынков сбыта Оршанская птицефабрика.docx

— 184.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Вместе с тем, по причине роста расходов по инвестиционной и финансовой деятельности, а также расходов по прочей текущей деятельности на предприятии сумма чистой прибыли уменьшилась на 819 млн р. до 1 млн р. Несмотря на снижение численности работающих на 14 чел. до 452 чел. производительность труда работников снизилась на 16,0 %. при этом среднемесячная зарплата работников за 2013 г. выросла на 160,0 %. Таким образом, на предприятии не обеспечено эффективное использование средств на оплату труда персонала.

Финансовое состояние предприятия неустойчивое, об этом свидетельствует снижение коэффициента текущей ликвидности до 1,03 при нормативе 1,3 и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами до 0,03 при нормативе 0,2.

В общем, следует отметить, что на предприятии обеспечен рост эффективности основной деятельности, рост суммы прибыли от реализации продукции, работ, услуг. При этом, снижены объемы производства продукции и производительность труда работников, финансовое состояние предприятия неустойчивое.

 

2.2  Анализ  маркетинговых результатов деятельности предприятия

 

В настоящее время функции маркетинга на предприятии выполняет отдел маркетинга, который подчиняется зам. директора по коммерческим вопросам.

В отделе маркетинга на предприятии работает 4 чел., в т.ч. с высшим образованием – 4 чел.: начальник отдела, 2 специалиста 1 категории и 1 специалиста 2 категории. Следует отметить, что профильное образование из них имеют только 2 чел.

Основными задачами отдела маркетинга являются:

1) разработка  маркетинговой стратегии;

2) анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

3) выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения;

4) исследование  существующих сетей сбыта и  систем снабжения;

5) анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями;

6) организация рекламы и стимулирование сбыта.

Товарная политика предприятия.

ОАО «Птицефабрика Оршанская» осуществляет выпуск следующих видов продукции:

- мясо куриное;

- мясные полуфабрикаты (котлеты, купаты, мясной фарш, разделка и т.д.);

- яичный порошок;

- яйца куриные, в т.ч. обогащенные  селеном;

- меланж.

Структура производства продукции отражена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Производство продукции предприятия

Виды продукции

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г.

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

Зерно

786

1,36

3519

2,29

1878

1,5

1092

0,14

Другая продукция растениеводства

260

0,45

261

0,17

0

0

-260

-0,45 

Итого по растениеводству

1052

1,82

3781

2,46

1878

1,5

826

-0,32

КРС (в ж.м.) на мясо

283

0,49

246

0,16

689

0,55

406

0,06

Молоко

1330

2,3

2951

1,92

2391

1,91

1061

-0,39

Яйца кур

50238

86,9

136014

88,5

112041

89,5

61803

2,6

Другая продукция животноводства

4914

8,5

10758

7

8262

6,6

3348

-1,9

Итого по животноводству

56759

98,18

149907

97,54

123308

98,5

66549

0,32

Всего по сельскому хозяйству

57811

100

153688

100

125186

100

67375

0


 

 

Данные таблицы 2 подтверждают, что хозяйство специализируется на производстве яиц кур. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции в 2013 году занимает производство яиц кур - 89,5% ,молока – 1,91%,производства зерновых – 1,5 %. В динамике последних трех лет специализация хозяйства не колеблется. Увеличился  удельный вес яиц с 86,9 % в 2011 году до 89,5% в 2013 году, также увеличился удельный вес реализации зерна с 1.36%  до 1.5 %. В то же время уменьшается удельный вес молока с 2,3 % до 1,91 %.

В 2012 году  были сертифицированы и имеют свои сертификаты: яйцо куриное пищевое, яичный порошок, и мясо куриное. С 1 июля 2013 года сертифицированы остальные виды продукции.

Сбытовая политика предприятия.

Согласно статистическим данным один гражданин РБ в год потребляет около 12,4 кг яиц или 191 штук. В результате, чтобы обеспечить всю потребность населения республики необходимо производить около 1,8 штук яиц  год. За 2013 год произведено около 2,1 млрд. штук, что превысило потребность на 16,6%. Поэтому ОАО «Птицефабрика Оршанская» работает не только на рынках РБ, но и на рынках РФ. Основным преимуществом Оршанской птицефабрики по экспорту продукции в РФ перед своими конкурентами является близость границы с этим государством.

Реализация продукции производится на основании заявок потребителей. Расчеты за продукцию осуществляются платежными поручениями и по предоплате.

Основные рынки сбыта яйца внутри республики: промышленные предприятия промпереработки (хлебозаводы, мясокомбинаты, молочные комбинаты и др.); предприятия  БелКопСоюза (общепиты, райпо,коопторги, горпищеторги и др.); прочие торговые предприятия (крупные и мелкие торговые сети, Евроторги, коммерческие структуры и пр.); бюджетные организации (больницы, школы, детсады, исправительные колонии, оздоровительные учреждения и т.д.); снабженческие организации.

Динамику структуры реализованной продукции предприятия представим в таблице 3.

 

Таблица 3 – Динамика структуры реализованной продукции по ее видам

                     за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Изменение уд. веса, п.п.

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

за 2012-2011 гг.

за 2013-2012 гг.

Яйцо

52712

89,5

88873

89,7

113922

90,4

0,2

0,7

Мясо птицы

2877

4,9

4579

4,6

5176

4,1

-0,3

-0,5

Молоко

911

1,5

1842

1,9

2259

1,8

0,3

-0,1

Зерновые

798

1,4

1749

1,8

2098

1,7

0,4

-0,1

Прочая продукция

1598

2,7

2035

2,0

2553

2,0

-0,7

0,0

Всего

58896

100,0

99078

100,0

126008

100,0

0,0

0,0


 

 

Основным видом продукции птицефабрики является яйцо пищевое, объём продаж которого составляет около 90% от всего объема продаж, спрос данный вид продукции не устойчив и колеблется в зависимости от времени года.

Динамику продаж продукции по рынкам сбыта отразим в таблице 4.

Данные таблицы 4 показали, что основная часть продукции предприятия реализуется в Витебской области. Прирост продаж в этот регион составил от 43488 млн. руб. в 2011 г. до 89850 млн. руб. в 2013 г. Темп роста за два года – 206,6 %.

Тем не менее, отмечается рост продаж продукции и в другие области республики, а также на экспорт.

 

Таблица 4 – Динамика продаж продукции по рынкам сбыта за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

2013 г. к 2011 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Витебская область

43488

73,8

71159

71,8

89850

71,3

46362

-2,5

Могилевская область

3882

6,6

7568

7,6

10687

8,5

6805

1,9

Минская область

5511

9,4

10036

10,1

12349

9,8

6838

0,4

Экспорт

6015

10,2

10315

10,4

13122

10,4

7107

0,2

Всего

58896

100

99078

100

126008

100

67112

0


 

 

Величина экспорта продукции в 2013 г. составила 13122 млн. руб. или больше уровня 2011 г. на 218,2 %. Наиболее быстрыми темпами росли продажи в Могилевскую область – на 275,3 %.

Как видно, рост продаж продукции во многом связан с опережающим ростом реализации продукции, как на экспорт, так и в другие регионы страны.

Динамику продаж продукции через различные каналы сбыта отразим в таблице 5.

 

Таблица 5 – Реализация продукции  по каналам сбыта, млн. руб.

Показатель

2011

2012

2013

Изменения 2013 г. в процентах к  2011 г.

Фирменная и выездная торговля

1922

3478

4244

220,8

Розничная торговля

10255

18952

22428

218,7

Оптовые предприятия

44704

73959

96382

215,6

Предприятия и организации-потребители

2015

2689

2955

146,6

Всего

58896

99078

126008

214,0


 

 

Данные таблицы 5 показали, что основными покупателями продукции предприятия являются оптовые посредники, посредством которых реализовано продукции в 2013 г. на сумму 96382 млн. руб. Организациям розничной торговли отгружено продукции на 22428 млн. руб. Предприятиям и организациям – конечным потребителям отгружено 2955 млн. руб.

Таким образом, основным каналом сбыта продукции является оптовая торговля.

В 2011-2013 гг. продукция организации реализовывалась не только на внутреннем рынке Республики Беларусь, но и в Российскую Федерацию. На перспективу планируется увеличить объем экспортных поставок продукции в Российскую Федерацию, Казахстан.

Внутри республики планируется расширение рынков сбыта за счет заключения договоров с новыми покупателями, а также расширением собственной фирменной торговли.

Информация о работе Маркетинговые исследования и анализ рынков сбыта "Птицефабрика Оршанская"