Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:46, курсовая работа
Целью курсового проекта является проведение маркетингового исследования потребительского рынка для ОАО «Сбербанк».
Задачи курсовой работы сводятся к следующему:
- изложить теоретические аспекты организации и проведения маркетинговых исследований;
- провести маркетинговое исследование потребительского рынка для ОАО «Сбербанк»;
Введение
1 Теоретические основы изучения потребительского рынка при помощи маркетинговых исследований
1.1 Сущность, задачи, направления маркетинговых исследований
1.2 Характеристика методов маркетинговых исследований
1.3 Этапы проведения маркетинговых исследований
2 Характеристика деятельности Краснодарского филиала
Сбербанка России
2.1 Общие сведения о банке
2.2 Организационная структура управления
2.3 Описание услуг, предоставляемых физическим лицам
2.4 Динамика основных экономических показателей
деятельности Банка за период 2009–2011 гг
3 Маркетинговое исследование потребительского рынка для ОАО «Сбербанк»
3.1 Концептуальная часть маркетингового исследования
потребительского рынка
3.2 Результаты исследования потребительского рынка
4 Разработка рекомендаций по результатам исследования для ОАО «Сбербанк»
4.1 Описание и обоснование предложений
4.2 Оценка затрат на предложенные мероприятия
4.3 Оценка экономической эффективности
Заключение
Список использованных источников
Переход от одной стадии жизненного цикла к другой, равно как и некоторые важные события в жизни клиента банка создают возможности для предложения ему новых видов банковских продуктов. Эти события называют «переломными точками». К их числу относятся: окончание школы ,женитьба, получение капитала, уход на пенсию и т. д.
В каждом конкретном случае возникают потребности, связанные с определёнными финансовыми операциями.
Несмотря на активную деятельность Сбербанка, жизнь меняется и, в связи с развитием других банковских учреждений в регионе, существует огромная конкуренция на рынке банковских услуг. По этой причине было проведено данное маркетинговое исследование, целью которого было решение проблемы, с которой столкнулось отделение – увеличение рыночной доли, повышение конкурентоспособности предлагаемых банковских продукций на потребительском рынке Хакасии, а также банка в целом.
Исходя из этого, были определены задачи исследования:
Характер целей предопределил выбор типа исследования – описательный. Используется один из широко известных методов проведения маркетингового исследования - опрос потребителей, который ориентирован на массовых респондентов различной квалификации и компетенции. Исследование протекает в одном направлении – необходимо определить отношение клиентов к спектру банковских услуг.
Главным инструментом реализации опроса в данной работе является анкета. С помощью вопросника получена первичная информация, необходимая для определения недостатков в организации предоставления банковских услуг, охвата исследуемой проблемы. Тип вопросов – закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – дихотомические и многовариантные, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода полученных данных. Сбор первичной информации заключался в опросе респондентов различной квалификации и компетенции. Количество опрашиваемых – 50 человек. Первичные данные были собраны в течение нескольких дней. Подход к сбору данных – самостоятельный. Были получены ответы респондентов практически на все вопросы анкет.
Анализ анкет клиентов показал, что респонденты является клиентами долгое время (рисунок 3.2), продолжительный срок обслуживания – 18лет.
Рисунок 3.2 - Продолжительность обслуживания в банке
Анализ исследования показал, что Сбербанк имеет достаточное количество клиентов, обслуживающихся продолжительное время. Востребована такая услуга, как операции с банковскими картами. Отрадно - это новая, популярная услуга банка. Снижена востребованность в таких продуктах, как выдача справок по вкладам, получение пенсий, операции с ценными бумагами, операции с драгоценными металлами (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Спрос на банковские услуги
Анализ показал, что большинство клиентов пользовались услугами других банков до того, как стать клиентами Сбербанка. Число пользовавшихся услугами других банков – 78%, не пользовавшихся – 22% (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 - Услуги банков
Динамика перехода на обслуживание в Сбербанк показывает, что на выбор его как банка влияет в первую очередь такой параметр, как надежность, ведь в общей сложности показатели Сбербанка можно считать рекордными. По сравнению с предыдущим годом собственные средства банка возросли, а чистые активы превысили 1 трлн. рублей. Более низкую оценку получили – реклама, профессионализм сотрудников, отношение к клиентам, неудовлетворенность контактами с другими банками (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 - Динамика перехода на обслуживание в Сбербанк
Анализ следующих пунктов показал уровень качества обслуживания в Сбербанке. Наивысший бал профессионализма сотрудников - оценка «хорошо».
Рисунок 3.6 - Профессионализм сотрудников
Далее дана оценка отношению работников банка к клиенту (рисунок 3.7). Наивысший бал – 4. Однако многие респонденты оценили отношение к клиентам банка оценкой «удовлетворительно».
Рисунок 3.7 - Отношение к клиентам
Удалось выяснить, на сколько баллов (рисунок 3.8) прослеживается оперативность в обслуживании клиентов банка. Анализ выявил, что отличной данную работу не назовёшь, наивысший бал здесь – оценка 3.
Рисунок 3.8 - Оперативность обслуживания
Аккуратность и внешний вид сотрудников были оценены, в основном, хорошим баллом (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 - Внешний вид сотрудников
В плане поступления информации о банковских продуктах (рисунок 3.10). Здесь – 80% положительной оценки. Коэффициент высок, но недостаточен.
Рисунок 3.10 - Поступление информации о банковских услугах
Выбор форм прямого маркетинга выявил наилучший способ получения информации респондентами – средства массовой информации. Их активно используют потребители банковских сегментов. Анализируя способы поступления клиентам информации о банковских услугах (рисунок 3.11), выяснено: 76% респондентов уверены, что лучший способ получения информации – через средства массовой информации, 12% отдают предпочтение консультациям специалистов банка, 6% - размещению на информационных стендах, 4% - рекламным письмам, 2% - другим способам.
Рисунок 3.11 - Способы получения информации об услугах
Последним вопросом, касающимся качества обслуживания клиентов являлся вопрос о решении проблемной ситуации. Оказалось, что 52% респондентов уверены, что работники Сбербанка стремятся оказать помощь в разрешении возникших проблем, 36% указали на то, что проблемных ситуаций не возникало, 8% - затруднились дать ответ, и 4% ответили “нет”.
4 Разработка рекомендаций по результатам исследования для ОАО «Сбербанк»
4.1 Описание и обоснование предложений
Так для ОАО «Сбербанк» предлагается:
1.Развитие инфраструктуры по обслуживанию банковских карт и перевод социальных выплат и пособий с применением пластиковых карт.
2.Расширение филиальной сети банка, автоматизация банковских операций позволит продолжить работу по привлечению на обслуживание в структурные подразделения Сбербанка пенсионеров и экономически активного населения и будет способствовать развитию услуг по выплате их доходов через счета по вкладам и пластиковым картам.
3.Поскольку слабой стороной при оказании данной услуги является наличие очередей, то необходимо расширить сеть банкоматов, терминалов и пунктов выдачи наличных, обслуживающих эмитированные пластиковые карты, что позволит значительно разгрузить операционно-кассовые окна в филиалах Банка, что позволит исключить жалобы на большие очереди и практиковать индивидуальную работу с каждым клиентом. А это в свою очередь повысит имидж Сбербанка России в глазах респектабельных клиентов как физических так и юридических лиц.
4. В целях повышения качества обслуживания клиентов банку необходимо провести дальнейшую работу по созданию общедоступных круглосуточных банкоматов, не привязанных к режиму работы филиала.
Работу с клиентами – физическими лицами необходимо строить на следующих принципах:
Выплата пенсий и социальных пособий на счета банковских карт, с учетом емкости данного рынка, значительно увеличит объемы эмиссии банковских карт, выпуск и обслуживание которых невозможно без создания собственного Процессингового центра.
5. В рамках расширения спектра услуг для клиентов, а также внедрения новых банковских продуктов и технологий необходимо:
- организация приема
коммунальных платежей
Для этого необходима большая разъяснительная работа по преимуществам использования пластиковых карт с населением. Чтобы ее провести нужно в день социальных выплат в операционном зале провести презентацию пластиковых карт для клиентов. Это позволит установить контакт лично с каждым, кто заинтересован в получении своих доходов с помощью пластиковых карт. Для проведения презентации необходимо рассылать приглашения и готовить рекламные материалы.
6. Также для индивидуального подхода, ощущения клиентом значимым для банка, необходимо провести адресную рассылку наиболее активным вкладчикам по преимуществам социальных выплат посредством пластиковых карт.
Цель данной работы: разгрузит банк от социальных выплат. Привлечь в банк наиболее респектабельных клиентов, организовать индивидуальных подход к каждому, разгрузить атмосферу, создать благоприятный имидж для VIP-клиентов.
Ожидаемый результат: Повышение комиссионных доходов за счет эмиссии пластиковых карт, за счет платы за годовое обслуживание. Преобразование имиджа банка «для населения, для пенсионеров» в имидж «персонифицированного» банка, банка-лидера.
После разгрузки Банка необходимо совершенствование технологи продажи в следующих направлениях:
1. Reception. Установка стойки администратора-консультанта (reception) позволит устранить коммуникативные сложности, возникающие у клиента, а также информировать клиента о предоставляемых услугах, организовать взаимодействие клиента с операционистом.
Преимущества наличия администраторов в том, что именно они берут удар на себя и формируют первое впечатление клиента о банке, а также «разогревают» клиента, чем существенно облегчают работу операционисту.
В своих ответах об предлагаемых услугах администраторы, операционисты и прочие сотрудники должны использовать стандартизированные ответы, разработанные отделом маркетинга и руководством банка. Желательно чтобы эти ответы были выучены сотрудниками наизусть.
Использование заранее сформулированных ответов на типовые вопросы клиентов позволит более точно информировать их об услугах, сформировать респектабельный имидж банка, а также облегчит процесс общения с клиентом.
2. Прайс-лист
В Сбербанке информации расположено очень много на стендах, но нет ее систематизации, что трудно для восприятия и отвлекает клиента от поиска нужной информации, это приводит к неосведомленности клиента о предлагаемых услугах – следствие – потеря клиента!
Задача прайс-листа
информировать клиента о
Разместив на страницах
прайс-листа изображения
Изменение дизайна прайс-листа раз в год позволит освежать ощущения клиента от его изучения. Также презентация нового дизайна является хорошим поводом для упоминания банка в новостях.
4.2 Оценка затрат на предложенные мероприятия
Первое, что нужно принять
во внимание при выборе
Таким образом, используя описанные выше способы продвижения, составляется годовой план программы по продвижению банковских услуг физическим и юридическим лицам (см. таблицу 4.1)
Таблица 4.1 - План программы по управлению продвижением банковских
услуг физическим и
Инструмент продвижения |
Мероприятия по продвижению |
Ожидаемый эффект |
Предпола-гаемые затраты за год, руб |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение должности консультанта |
Позитивно влияет на процесс принятия решения клиентом |
1067339,1 | |
Расширение сети банкоматов |
Необходимо поставить по городу еще около 10 банкоматов. Один банкомат стоит 570 тыс. руб |
Позволит значительно разгрузить операционно-кассовые окна в филиалах Банка, в результате исключаться жалобы на большие очереди. А это в свою очередь повысит имидж Сбербанка России в глазах респектабельных клиентов как физических так и юридических лиц. |
5 700 000 |
Внедрение и работа по преимуществам использования пластиковых карт населением |
Позволит установить контакт лично с каждым, кто заинтересован в получении своих доходов с помощью пластиковых карт. |
39320 | |
Адресная рассылка наиболее активным вкладчикам по преимуществам социальных выплат посредством пластиковых карт. |
Привлечь в банк наиболее респектабельных клиентов, организовать индивидуальных подход к каждому, разгрузить атмосферу, создать благоприятный имидж для VIP-клиентов. |
Повышение комиссионных доходов за счет эмиссии пластиковых карт, за счет платы за годовое обслуживание. Преобразование имиджа банка «для населения, для пенсионеров» в имидж «персонифицированного» банка, банка-лидера. |
5600 |
Установка стойки администратора-консультанта |
Они берут удар на себя и формируют первое впечатление клиента о банке, а также «разогревают» клиента, чем существенно облегчают работу операционисту. |
Позволит устранить коммуникативные сложности, возникающие у клиента, а также информировать клиента о предоставляемых услугах, организовать взаимодействие клиента с операционистом. |
15600 |
Создание прайс-листа |
Информировать клиента о предлагаемых услугах за короткое время (от 30 сек до 5 мин). |
Разместив на страницах
прайс-листа изображения счастл Изменение дизайна прайс-листа раз в год позволит освежать ощущения клиента от его изучения. Также презентация нового дизайна является хорошим поводом для упоминания банка в новостях. |
4500 |
ИТОГО |
6818919,1 |
Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка на примере ОАО «Сбербанк»