Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:41, курсовая работа
Перемены в экономической жизни России затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ РЫНКА УСЛУГ…………………. 5
1.1. Понятие рынка услуг………………………………………………………………..5
1.2. Экономическая сущность рынка услуг…………………………………………….7
1.3. Характеристика образовательной услуги как товара……………………………10
2. АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ……………………………….16
2.1. Анализ зарубежного рынка образовательных услуг…………………………….16
2.2. Характеристика рынка образовательных услуг Калининградской области…...43
2.3. Конкурентные преимущества рынка образовательных услуг
Калининградской области……………………………………………………………...52
3. ВЫБОР ТОВАРА ДЛЯ ЭКСПОРТА НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ……………………………………………………….58
3.1. Характеристика товара для экспорта……………………………………………..58
3.2. Предложения по выведению товара на зарубежный рынок…………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, – один из старейших вузов Республики Беларусь и первый университет западно-белорусского региона, существует уже 62 года. Сегодня Гродненский государственный университет имени Янки Купалы – ведущий научно-образовательный центр региона, признанный на международном уровне университет классического типа. Он размещается в 8-ми корпусах, материально-техническая база университета включает в себя вычислительный центр, телецентр, несколько видеозалов, лингафонные кабинеты, производственные мастерские, актовые залы, более 50 лабораторий, 307 персональных компьютеров и 10 компьютерных классов. Существенным звеном в организации учебно-воспитательной работы и научных исследований в университете является библиотека. Фонды её насчитывают около 600 тысяч томов книг, периодических изданий и брошюр.
Информация о специальностях, по которым осуществляют подготовку кадров ВУЗы Белоруссии, а также о числе студентов, обучающихся в ВУЗах, в том числе по экономическим специальностям, представлена в таблице 2.
Таблица 2. Специальности и число обучающихся в ВУЗах Белоруссии, осуществляющих подготовку кадров экономического профиля
ВУЗ |
Специальности и специализации |
Число студентов по специаль- ностям на 2005 год |
Общее число студентов в ВУЗе |
Минский институт управления |
Менеджмент, специализация Информационный менеджмент |
2000 студентов |
11000 студентов |
Маркетинг, специализация * Маркетинг в электронной торговле |
1325 студентов | ||
Белорусский государственный экономический университет |
Маркетинг |
2800 студентов |
29750 студентов |
Коммерческая деятельность |
1305 студентов | ||
Академия управления |
Государственное управление и экономика, специализация менеджер-экономист |
350 студентов |
2000 студентов |
Институт управления и предпринимательства |
Менеджмент |
180 студентов |
2000 студентов |
Белорусский Государственный аграрный технический университет |
Менеджмент |
235 студентов |
8783 студентов |
Белорусский государственный технологический университет |
Маркетинг |
225 студентов |
9000 студентов |
Менеджмент |
1280 студентов | ||
Белорусский государственный университет |
Маркетинг |
160 студентов |
24000 студентов |
Менеджмент |
1265 студентов | ||
Белорусский национальный технический университет |
Маркетинг (специализации «Коммуникационный дизайн в сфере производства и услуг», «Маркетинг в Интернете») |
400 студентов |
3900 студентов |
Менеджмент |
600 студентов | ||
Брестский государственный технический университет |
Маркетинг, специализация: Маркетинг предприятий промышленности |
315 студентов |
6770 студентов |
Коммерческая деятельность |
295 студентов | ||
Витебский государственный технологический университет |
Маркетинг, специализация Промышленный маркетинг |
250 студентов |
8000 студентов |
Менеджмент, специализация Производственный менеджмент |
300 студентов | ||
Коммерческая деятельность, специализации Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления, Коммерческая деятельность на внешнем рынке |
312 студентов | ||
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины |
Коммерческая деятельность |
365 студентов |
11209 студентов |
Белорусский государственный университет транспорта |
Коммерческая деятельность |
430 студентов |
5905 студентов |
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы |
Экономика |
1185 студентов |
11000 студентов |
По данным таблицы можно говорить о том, что наиболее крупными ВУЗами Белоруссии, осуществляющими подготовку кадров экономического профиля, являются Минский институт управления, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет. Большее число студентов по специальности «Маркетинг» обучается в Минском институте управления, Белорусском государственном экономическом университете, Белорусском национальном техническом университете. В общей сложности на 1 января 2005 года специальности «Маркетинг» в представленных ВУЗах обучается около 5475 студентов, а общее число студентов по республике Белоруссии на 1 января 2005 года составляет 320 тысяч студентов [33], то есть 1,72% от общего числа студентов обучается по специальности «Маркетинг», это значительный процент, если учитывать тот факт, что специальность относительно молодая. По специальности «Менеджмент» обучается около 6505 студентов, что составляет 2% от общего числа студентов, по специальности «Коммерческая деятельность» 2707 студентов, что составляет 0,8% от общего числа студентов. Данные специальности также появились относительно недавно, что позволяет объяснить такой процент студентов от общего числа студентов, обучающихся по данным специальностям.
Далее рассмотрим систему
высшего образования на Украине. Система
образования на Украине представлена
4 уровнями: первый уровень – училища,
техникумы, второй уровень – колледжи,
третий и четвертый уровни – институт,
университет, академия, консерватория.
Третий и четвертый уровни представляют
собой высшее образование. На Украине
готовят специалистов по 500 специальностям,
на 10 тыс. жителей приходится 392 студента.
Расходы на образование из государственного
бюджета составляют примерно 5 млн. гривны.
Спрос на высшее образование в Украине
очень высок. За последнее десятилетие
количество студентов в украинских университетах
увеличилось почти в два с половиной раза
— теперь это два миллиона человек. Украинских
студентов готовят 113 негосударственных
вузов с платной формой обучения и 232 государственных,
предлагающих как бюджетную, так и контрактную
формы обучения [33].
Однако, несмотря на большое количество
высших учебных заведений, украинское
высшее образование не выполняет главную
из своих функций: оно постоянно отстает
от запросов отечественного рынка труда,
штампуя специалистов, которые были нужны
ему несколько лет назад. По сути, высшее
образование стало необходимым, скорее,
для подтверждения или повышения своего
социального статуса, чем для получения
перспективы нормальной зарплаты и возможности
карьерного роста. По мнению некоторых
специалистов, виновато в сложившемся
дисбалансе именно платное образование.
"Соотношение потребностей рынка труда
и количества выпускников нарушается
как раз из-за обучения на платной основе",
— утверждает директор департамента высшего
образования Министерства образования
и науки Украины Ярослав Болюбаш. К примеру,
сейчас в Украине шестьдесят тысяч безработных
с высшим экономическим образованием,
однако восемь из десяти студентов-экономистов
учатся в вузах именно на контрактной
основе. Кроме того, частные университеты
почти не готовят востребованных на рынке
технических специалистов, поскольку
не могут состязаться с наработанной годами
материальной, научной и преподавательской
базой государственных грандов-политехов
[33].
Подготовку специалистов по экономическим специальностям осуществляют следующие ВУЗы:
Киевский национальный экономический университет, был создан в 1906 году. Уровень аккредитации – 4. В настоящее время число студентов 30 тыс. Преподавательский состав включает 3 академика Украины, 6 профессоров, 95 докторов наук, 390 доцентов и кандидатов наук. Обучение осуществляется по трем формам: дневная, заочная, вечерняя. Стоимость обучения: для дневной формы – 1050 - 1108 $; для вечерней - 460 $; для заочной – 436 $. Готовит по специальностям «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Финансы», «Экономика предприятия», «Экономическая статистика» и другим.
Европейский университет, г. Киев, до
09.06.1999 г. Украинско-финансовый институт
менеджмента и бизнеса. Готовит по специальностям «Маркетинг»,
«Менеджмент организации» (политический
менеджмент, менеджмент организации),
«Менеджмент внешнеэкономической деятельности».
В ВУЗе обучается 17,5 тыс. студентов. Обучение
осуществляется по трем формам: дневная,
вечерняя, заочная. При ВУЗе создана магистратура,
аспирантура, докторантура. Университет
предоставляет льготы малообеспеченным,
студентам предоставляется возможность
обучения в кредит, причем кредит выдается
беспроцентный, но студент обязан его
вернуть по окончании ВУЗа. Выпускникам
выдается диплом государственного образца
и диплом Европейского университета (международного
образца). Обучение платное, дневная форма
- от 500 до 920 $ за год; вечерняя – 560 $ за год;
заочная — 340 $ за год.
Кировоградский институт коммерции, г. Кировоград, осуществляет деятельность с 25.10.2001г. Уровень аккредитации – 3. Дневная и заочная форма обучения. Специальности: финансы; учет и аудит; экономика предприятия; маркетинг (с углубленным изучением английского языка).
Бердянский институт предпринимательства, г. Бердянск, был создан в 1992 г. Уровень аккредитации – 3. Число студентов - 2 тыс. человек, преподавательский состав: академик - 1, профессоров - 8, докторов наук - 4;доцентов, кандидатов наук - 28. Готовит по специальностям: маркетинг, менеджмент организации, менеджмент внешнеэкономической деятельности, экономика предприятия. Формы обучения - дневная и заочная. Международная деятельность ведется с ВУЗами Польши, Болгарии и Германии. На высоком уровне организован досуг студентов, имеется студенческий клуб, спортивный клуб, тренажерный зал, 3 читальных зала, кафе и молодежный центр.
Донецкий институт рынка и социальной политики, г. Донецк, создан в 1996 году. Уровень аккредитации – 3. В институте учится 500 студентов, преподавательскую деятельность осуществляют 6 профессоров и докторов наук, 32 доцента и кандидата наук, 52 преподавателя. ВУЗ осуществляет подготовку по специальности «Менеджмент организации». Формы обучения - дневная и очно-заочная. Институт имеет два компьютерных зала, интернет зал, библиотеку и дистанционный центр. ВУЗ сотрудничает с ВУЗами Польши, России, принимает участие в реализации международных экономических и социальных программ.
Донецкий институт предпринимательства, г. Донецк, год создания – 1991, уровень аккредитации – 3. Преподавательскую деятельность осуществляют 60 преподавателей и 26 профессоров, докторов наук. По окончанию ВУЗа выдается диплом государственного и международного образца. Формы обучения – дневная, заочная, заочная ускоренная (2 года, на базе первого высшего образования). Для абитуриентов организованы подготовительные курсы. ВУЗ осуществляет подготовку по специальностям «Менеджмент организации», «Финансы».
Донецкая национальная академия управления, г. Донецк, год создания – 1992, уровень аккредитации – 4. Обучаются 5300 студентов, профессорско-преподавательский состав: 272 преподавателя, 39 профессоров и докторов наук, 135 доцентов, кандидатов наук. Специальности: маркетинг, административный менеджмент, менеджмент внешнеэкономической деятельности, менеджмент организации, финансы, экономика предприятия. При ВУЗе работает школа юного менеджера, подготовительные курсы для поступающих, а также создана аспирантура.
Никопольский экономический университет, г. Никополь, был создан в 1992 году, уровень аккредитации – 3. ВУЗ является лауреатом Международного открытого рейтинга популярности «Золотая фортуна», членом Международной Кадровой Академии. Число студентов университета 800 человек, профессорско-преподавательский состав: 61 преподавателей, 6 профессоров и докторов наук, 17 доцентов, кандидатов наук. ВУЗ осуществляет подготовку по специальностям: «Маркетинг», «Менеджмент организации». Формы обучения: дневная, вечерняя, дистанционная. Обучение ведется и на русском, и на украинском языках. Для учебы студентов созданы все условия: общежитие, библиотека, компьютерные классы, спортзал. Диплом выдается государственного образца и оформляется с учетом требований Конвенции Европы/ Юнеско.
Днепропетровская академия управления, бизнеса и права (с 1993 г.), г. Днепропетровск, уровень аккредитации – 3. В ВУЗе обучается 3000 студентов, их подготовку осуществляют 20 профессоров, докторов наук, 57 кандидатов наук. Имеется две формы обучения – дневная и заочная. Академия осуществляет подготовку по следующим экономическим специальностям: маркетинг, менеджмент организации, финансы, экономика предприятия, товароведение и коммерческая деятельность, международная экономика. При ВУЗе создан центр довузовской подготовки, Институт переподготовки кадров и повышения квалификации, аспирантура. В академии созданы все условия для успешного обучения студентов, имеется три учебных корпуса, общежитие, спортивный комплекс, высокое информационно-техническое обеспечение, библиотека с фондом 60000 книг, киноконцертный зал. Международное сотрудничество: налажена программа академического и научного сотрудничества с рядом европейских ВУЗов и ВУЗами США, у студентов имеется возможность стажировки за рубежом, предусмотрен также обмен студентами.
Виницкий институт региональной экономики и управления, уровень аккредитации – 3, готовит по специальностям финансы, менеджмент организации. При ВУЗе организованы 3-х месячные курсы для поступающих, закончив которые, абитуриент имеет право поступить в ВУЗ по результатам собеседования. По окончанию института выдается диплом государственного образца и международный сертификат ЮНЕСКО.
Волинский институт экономики и менеджмента, создан был в 19996 году, уровень аккредитации -3. В ВУЗе обучается 1000 студентов по специальностям: «менеджмент организации», «бух. учет и аудит». Предусмотрены две формы обучения – дневная и заочная. Волинский институт экономики и менеджмента входит в двадцатку лучших государственных ВУЗов Украины.
Также обучение студентов по специальности «Менеджмент организации» осуществляют Таврийский национальный университет имени Вернадского, г. Симферополь, и Севастопольский национальный технический университет, г. Севастополь, уровень аккредитации – 4.
Таблица 3. Высшие учебные заведения Польши, осуществляющие подготовку кадров по специальностям экономического профиля
ВУЗ |
Специальности и специализации |
Стоимость обучения, за год |
Дополнительная информация |
Высшая школа торговли и международных отношений, г. Варшава |
«Международный маркетинг», «Маркетинговое управление» |
на дневной форме 1516 $ |
По окончанию ВУЗа выдается 2 диплома: один - польский, второй - Erazmus University Rotterdam. |
Высшая школа управления и права, г. Варшава |
«Международный маркетинг», «Маркетинговое управление» |
на дневной форме 1634 $ |
Лучшие студенты имеют право выезжать на семинары в Италию, Францию, Португалию. |
Варшавский университет, г. Варшава |
«Менеджмент организации» |
В настоящее время в ВУЗЕ обучается рекорд-ное количество студентов среди ВУЗов страны - 52,5 тыс. человек. | |
Высшая школа управления, г. Варшава, г. Краков |
«Маркетинг», «Управление предприятием» |
на дневной форме 1440 $ |
По рейтингу ВШУ занимает первое место в Польше. По окончанию ВУЗа выдается два диплома: Польский и диплом Британский, выданный Oxford Brookes University. |
Высшая школа торговли и права им. Лазарского, г. Варшава |
«Международный маркетинг», «Маркетинговое управление» |
на дневной форме 1595 $ |
По окончанию ВУЗа выдается 2 диплома: один - польский, второй - английский диплом University of Wales. |
Высшая школа «КОЛЕГИУМ ЦИВИТАС», г. Варшава |
«Политический маркетинг и культура», «Управления финансами», «Логистика» |
на дневной форме 2100 $ |
|
Высшая школа предпринимательства и управления им. Кузьминс-кого, г. Варшава |
«Маркетинг», «Управление предприятием», «Управления финансами» |
на дневной форме 1960-2484 $ |
Имеется возможность обучения на английском языке. По окончанию ВУЗа выдается два диплома: Польский и английский Bradford University. После двух лет обучения лучшие студенты обучаются один семестр в Америке или в любой стране ЕС. |
Высшая школа финансов и управления, г. Белосток |
«Управление предприятием», «международная торговля» |
на дневной форме 1570 $ |
Обучение проходит на английском и польском языках. Совместно с немецким университетом (Fachhochschule Osnabruk) имеется возможность получить MBA (Master of Business Administration), созданы программы обмена студентов. |
Высшая школа Европейской интеграции, г. Щецин |
«Маркетинг и менеджмент в глобальном масштабе» |
дневная форма – 1307 $, заочная форма – 1000 $ |
Практика студентов осуществляется в администрации Германии, известных фирмах Европы (Mercedes). |
Академия Полонийная, г. Ченстохова |
«Торговля и маркетинг», «Управление малым бизнесом» |
дневная форма – 1307 – 1922 $, заочная форма – 1216 – 1700 $ |
У студентов имеется возможность получения ВВА Мичиганского Университета (2 года в Польше обучение, 2 года – в Америке). |
Познанский университет им. Адама Мицкевича, г. Познань |
«Менеджмент» |
Здесь обучаются 35 тысяч студентов. Библиотека университета – одна из лучших в стране, здесь находится более 4 миллионов томов. Университет является участником Европейской программы по обмену студентами и персоналом SOCRATES/ERASMUS program. | |
Высшая школа гуманитарных наук и журналистики, г. Познань |
«Маркетинг и политическая культура», «Управление предприятием» |
дневная форма – 1570 $ в год, заочная – 1242 $ |
Студенты активно участ-вуют в международных конференциях, широко развита программа обмена студентов со странами Евросоюза. |
Высшая школа управления и банков-ского дела, г. Познань |
«Маркетинг и реклама», «Логистика», «Управление предприятием» |
на дневной форме - 1570 $ |
Лучшие студенты прохо-дят практику за границей. Имеется возможность обучения через Интернет. |
Общественная высшая школа предпринимательст ва и управления, г. Лодзь |
«Промоушен и реклама», «Маркетинг», «Управление предприятием» |
дневная форма 1570 $ |
|
Горношленская высшая торговая школа им. В.Корфан-тего, г. Катовице |
«Маркетинговое управление в предприниматель-стве», «Международная торговля» |
на дневной форме - 1098 $ |
|
Высшая школа маркетин-гового управления и иностран-ных языков, г. Катовице |
«Реклама», «Управление малой фирмой», «Финансы» |
на дневной форме - 1046 $ |
|
Высшая школа управления, г. Гданьск |
«Маркетинг», «Управления финансами» |
на дневной форме 1373 $ |
|
Высшая торговая школа, г. Вроцлав |
«Маркетинг», «Менеджмент» |
на дневной форме 1222 $ |
У студентов имеется возможность один семестр учиться в Финляндии, Германии, Испании, Голландии. |
Высшая школа управления и финансов, г. Вроцлав |
«Реклама и маркетинг», «Управления финансами», «Логистика» |
на дневной форме 1282 $ |
|
Высшая гуманитарная школа им. А. Шубарловского, г. Люблин |
«Политический маркетинг» |
на дневной форме 1438 $ |
У студентов имеется возможность проходить практику в посольствах и консульствах стран Евросоюза. |
Высшая школа управления и банковской деятельности, г. Краков |
«Маркетинг и реклама», «Логистика», «Управление финансами» |
на дневной форме - 1438 $ |
ВУЗ участвует в программе по обмену студентов. |
Краковский (Ягеллон-ский) университет, г. Краков |
«Менеджмент», «Связи с общественностью» |
Студентами Краковскаго университета являются 36 тыс. человек. В числе его наиболее знаменитых выпускников Николай Коперник (1491-95) и Папа Римский Иоанн Павел II . | |
Польский университет «ВАРМЯ И МАЗУРЫ», г. Ольштын |
«Менеджмент организации» |
В университете обучается 34 тысячи студентов, педагогический состав – 3 тысячи человек. |