Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:41, курсовая работа
Перемены в экономической жизни России затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ РЫНКА УСЛУГ…………………. 5
1.1. Понятие рынка услуг………………………………………………………………..5
1.2. Экономическая сущность рынка услуг…………………………………………….7
1.3. Характеристика образовательной услуги как товара……………………………10
2. АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ……………………………….16
2.1. Анализ зарубежного рынка образовательных услуг…………………………….16
2.2. Характеристика рынка образовательных услуг Калининградской области…...43
2.3. Конкурентные преимущества рынка образовательных услуг
Калининградской области……………………………………………………………...52
3. ВЫБОР ТОВАРА ДЛЯ ЭКСПОРТА НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ……………………………………………………….58
3.1. Характеристика товара для экспорта……………………………………………..58
3.2. Предложения по выведению товара на зарубежный рынок…………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Теперь необходимо определиться, какие ВУЗы Калининградской области готовят по этим специальностям. Сразу по этим двум специальностям «Маркетинг» и «Коммерческая деятельность» осуществляет подготовку кадров только БГА РФ.
Тем более по результатам последней проверки калининградских ВУЗов, эксперты Государственной аттестационной проверки пришли к выводу, что качество подготовки кадров по этим двум специальностям расценивается как высокое и не имеет претензий.
Таким образом, определен товар для экспорта – оказание образовательных услуг по специальностям «Маркетинг» и «Коммерческая деятельность» БГА РФ. Теперь определим основные его характеристики:
Во-первых, это программа высшего профессионального образования подготовки кадров по специальностям «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», три формы обучения - заочная (6 лет), очная (5 лет), очно – заочная.
Специальность 061500 «Маркетинг», специализация «Маркетинг в торговле» (квалификация: маркетолог) готовит выпускников для работы на предприятиях всех форм собственности, в коммерческих структурах в качестве маркетологов – специалистов в области изучения рынка, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг и сбыта продукции. Специальные дисциплины: управление маркетингом, маркетинговые исследования, поведение потребителей, маркетинговые коммуникации, международный маркетинг, маркетинг в отраслях и сферах деятельности, рекламная деятельность, стратегический маркетинг, маркетинг услуг.
Специальность 351300 «Коммерция (торговое дело)» (квалификация:
специалист коммерции). Профессиональная
деятельность специалиста коммерции осуществляется
в сфере товарного обращения, как материальных,
так и нематериальных благ и услуг, подлежащих
купле-продаже и обмену. Выпускники готовятся
для работы в качестве коммерческих директоров
и руководителей коммерческих подразделений
на предприятиях всех организационно-правовых
форм собственности. Специальные дисциплины:
организация коммерческой деятельности
предприятий, транспортное обеспечение
коммерческой деятельности, коммерческая
логистика, таможенное дело, рекламная
деятельность, коммерческая деятельность
в инфраструктуре рынка, мировые рынки
товаров и услуг и др.
Во - вторых, согласно программе профессиональной
подготовки, студенты должны пройти в
течение всего периода учебы 14 недельную
практику. Выпускающим кафедрам и факультету
удалось наладить тесные связи с целым
рядом коммерческих структур и некоммерческих
организаций по вопросам прохождения
студентами практик и дальнейшего трудоустройства,
что подтверждается заключенными долгосрочными
договорами. В частности, ОАО «Балткран»,
группа компаний «Вестер», ОАО «Сберегательный
банк РФ», сеть магазинов «Maximus» и многие
другие.
В – третьих, только в БГА РФ студенты, обучающиеся на специальности «Маркетинг» или «Коммерческая деятельность», имеют возможность также обучаться на факультете военного обучения, и получить дополнительную специальность военного финансиста и звание офицера запаса.
В – четвертых, активно осуществляется научная деятельность. Ежегодно на факультете проводится «День науки», а лучшие работы принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и семинарах. За последние три года 4 студента Академии стали победителями Всероссийской олимпиады развития народного хозяйства России, проводимой Вольным экономическим обществом в различных номинациях. 2006 год отмечен победой представительницы Академии на 3-й Международной олимпиаде по экономическим дисциплинам».
В - пятых, после окончания ВУЗа для желающих впоследствии заняться научной работой успешно действует аспирантура по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».
В - шестых, у студентов, обучающихся в БГА РФ, есть все условия для реализации своего потенциала в социально-культурной сфере (студенческий клуб, танцевальная группа, команда КВН, спортивные секции и др.). Также на факультете действует ассоциация делового сотрудничества AIESEC, реализующая программы по обмену иностранных студентов.
В – седьмых, обучение для иностранных студентов платное и составляет на дневной форме 28800 руб.(1108 долларов).
В – восьмых, по окончанию ВУЗа специалисты получают диплом государственного образца.
3.2. Предложения по выведению товара на зарубежный рынок
В настоящее время четко выделяются два вида экспорта образовательных услуг, которые можно условно назвать «активный» и «пассивный». Пассивный экспорт связан с обучением иностранных студентов в своей стране. Активный экспорт появился сравнительно недавно и связан с зарубежной экспансией ВУЗов, созданием в других странах филиалов по модели транснациональных корпораций. Для российских вузов активный экспорт является новым видом деятельности. Успешное освоение активного экспорта требует не только создания экспортного потенциала, но и разработки собственной стратегии выхода на внешние рынки с использованием имеющегося мирового опыта.
Теперь необходимо определить, какой из видов экспорта образовательных услуг разумнее осуществлять в Литву и Украину. Начнем с Украины, по последним данным в этой стране очень большой процент безработицы, число безработных с высшим экономическим образованием составляет около 60 тысяч человек по стране. Из этого следует, что нет смысла осуществлять в эту страну активный экспорт образовательных услуг. Но возможно осуществить пассивный экспорт, то есть привлечь иностранных студентов в БГА РФ. Кроме того, стоимость обучения в БГА РФ ниже, чем в экономических ВУЗах Украины. С одной стороны, это выход для абитуриентов, желающих получить высшее образование по специальностям «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», и в дальнейшем получить работу по специальности, но в то же время минусы данного вида экспорта заключаются в том, что помимо затрат на обучение, студенты должны будут оплатить затраты на жильё, питание, транспорт и т.д. Помимо этого, может возникнуть сложность с трудоустройством, возвращаться в свою страну с целью получения работы нет смысла, поскольку там очень высокий процент безработицы, у нас в области могут тоже возникнуть трудности, не все работодатели желают брать на работу иностранцев, поскольку он должен будет выплачивать налоги в размере 30% от размера заработной платы иностранца. То есть, здесь получается неоднозначная ситуация, для принятия окончательного решения об осуществлении пассивного экспорта образовательной услуги, необходимо провести тщательное исследование потребностей абитуриентов Украины, а также возможностей калининградского рынка труда.
В Литве же ситуация аналогичная, процент безработицы доходит до 15%, то есть в настоящий момент не рационально осуществлять активный экспорт образовательных услуг. Разница в стоимости обучения в калининградских и литовских ВУЗах очень значительная, как минимум 450 $. Уже сегодня достаточно большой процент абитуриентов уезжает учиться в калининградские ВУЗы. Поэтому необходимо задуматься о реализации пассивного экспорта в Литву. Но тут тоже может возникнуть проблема с трудоустройством. Поскольку работодатели не всегда желают нанимать на работу иностранцев в связи с большими налогами. Выходом из этого, может служить договоренность БГА РФ с местными фирмами и предприятиями о решении вопроса трудоустройства иностранцев.
Для привлечения иностранцев в БГА РФ необходимо осуществлять определенные маркетинговые мероприятия, к которым могут относиться:
Во - первых, размещение информации о БГА РФ и учебных процессах, реализуемых в ВУЗе, в международном справочнике ЮНЕСКО по высшему образованию «Обучение для иностранных студентов за рубежом»; международном справочнике ЮНЕСКО «Высшие учебные заведения мира».
Во - вторых, участие ВУЗа в ежегодных выставках, которые предоставляют информацию абитуриентам о высших учебных заведениях в регионе.
В - третьих, налаживание контактов с директорами школ, лицеев, организация встреч в школах, направленных на знакомство абитуриентов с учебными программами по специальностям «Маркетинг», «Коммерческая деятельность» БГА РФ.
В - четвертых, открытие представительств ВУЗа в зарубежных странах, сотрудники которого могли бы ответить на все вопросы абитуриентов и предоставить всю необходимую информацию.
В - пятых, приглашать выпускников литовских и украинских школ в БГА РФ, чтобы они оценили техническую оснащенность ВУЗа, оценили организацию учебного процесса и т.д., и т.п.
В – шестых, организация международного сотрудничества с ВУЗами Литвы и Украины, проведение международных встреч и организация международного сотрудничества.
Помимо всех этих мероприятий, безусловно, необходимо постоянно проводить маркетинговые исследования по выявлению потребностей и запросов иностранных абитуриентов, анализ зарубежного рынка образовательных услуг, а также маркетинговые исследования по определению потенциала, как калининградского рынка труда, так и рынков труда Литвы и Украины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме определения наиболее оптимального метода выхода на внешний рынок для высшего учебного заведения. В первой части работы рассмотрены теоретические основы понятия «рынка услуг», в том числе охарактеризованы ведущие четыре характеристики услуг, приведены наиболее распространенные классификации услуг, охарактеризована экономическая сущность образовательной услуги. В этой части также освящены главные проблемы высшего учебного образования в Российской Федерации, а также специфические особенности образовательных услуг в отличие от других видов услуг.
Вторая глава работы показывает, каким образом осуществляется образовательная деятельность в ВУЗах Польши, Германии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины. Здесь также раскрываются особенности системы высшего учебного образования в зарубежных странах, представлена информация о ВУЗах, осуществляющих подготовку кадров экономического профиля. Далее рассмотрены высшие учебные заведения города Калининграда, которые также осуществляют подготовку студентов по экономическим специальностям. К таким ВУЗам относятся государственные высшие учебные заведения: БГА РФ, КГТУ, РГУ им. И.Канта, а также большое число частных ВУЗов - БИЭФ, ГУУ, КВШУ, СПИВЭСП, СГА, РМАТ, ААМБ и другие. В работе исследована стоимость обучения в этих ВУЗах, оснащенность необходимыми технологиями, представленные специальности, оснащенность ВУЗа всеми необходимыми удобствами для студентов, то есть общежитием, библиотекой, столовой и т.д. В окончании главы представлен сравнительный анализ ВУЗов Калининграда и зарубежных стран, выявлены преимущества калининградских ВУЗов перед ВУЗами других стран. Исходя из числа этих преимуществ определено, что наиболее целесообразно осуществлять экспорт образовательных услуг в Литву и Украину.
Третья глава посвящена вопросу определения товара для экспорта, которым стали две программы высшего учебного образования по специальностям «Маркетинг», специализация «Маркетинг в торговле», и «Коммерческая деятельность», обучение по которым осуществляет Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота. Также в этой части определены основные характеристики услуги для экспорта, проанализированы возможные методы для выхода на зарубежный рынок. В результате анализа выявлено, что целесообразнее осуществлять пассивный экспорт образовательной услуги, то есть привлекать иностранных студентов в БГА РФ, этого можно добиться, применяя различные маркетинговые мероприятия. К таким мероприятиям можно отнести – размещение информации о ВУЗах в международных справочниках, участие в выставках, налаживание отношений с руководством школ зарубежных государств и проведение там лекций, предоставляющих всю необходимую информацию о ВУЗе и другие. Использование вышеперечисленных мер будет способствовать увеличению притока иностранных студентов из Литвы, Украины в калининградские ВУЗы, в частности БГА РФ, на сегодняшний день это реализуемо, поскольку достаточно тяжелая ситуация в данных странах с трудоустройством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ