Маркетинг на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
-рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
-рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………….…………….7
1.1 Понятие и значение службы маркетинга………………………………….7
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии ………..15
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»………...……..22
2.1 Краткая характеристика ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура» и его продукция…………………………………………………...……………………22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия…………….……….24
2.3 Анализ основных показателей работы предприятия………………..…..36
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ « МК «Шатура»……………………………………………………………………...…44
3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура»……………………..……………..44
3.2 Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»……………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………..75

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.81 Мб (Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Установление цен на товары, каналы их распределения и       стимулирование сбыта в зависимости от назначения товара

Группы товаров

Цены

Каналы распределения

Стимулирование сбыта

Потребительские товары

Товары повседневного спроса:

основные

поддержание стабильных цен со средней  рентабельностью

создание собственной сети реализации товара максимально приближенной к  покупателям

адресная реклама

периодической покупки

реализация товаров со скидкой

использование существующей сети сбыта  других товаров

лотереи, конкурсы

товары предварительного выбора

дифференциация цен в рамках предлагаемого товарного ассортимента

создание специализированных магазинов  и салонов

расширение ассортимента, реализация по каталогам, скидки для постоянных клиентов

товары особого спроса

установление цен в зависимости  от спроса и поведения конкурентов

создание магазинов и секций с консультационно-гарантийным обслуживанием

реклама, расширение системы личных продаж

Товары промышленного назначения

Сырье

дифференциация скидок и пени по срокам оплаты

торговые представительства

товарные кредиты посредникам

Полуфабрикаты и детали

учет цен конкурентов

посредническая сеть

стимулирование посредников

Основное оборудование

учет платежеспособного спроса

Техника индивидуальной продажи с  организацией послепродажного обслуживания и ремонта

Пропаганда обновления производства

Вспомогательное оборудование

Цена со средней рентабельностью

Сеть собственных магазинов

Реклама, стимулирование продаж


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Примерный перечень специальных  функций управления в подсистеме «Маркетинг»

Функциональная подсистема

Специальная функция управления

1

2

Перспективное и текущее технико-экономическое  и социальное планирование

разработка краткосрочных и  долгосрочных прогнозов развития рынка, его емкости, участия в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках.

Организация работ по стандартизации

сбор и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции.

Управление технической подготовкой  производства

Организация производства

Управление технологическими процессами

разработка эффективной системы  взаимодействия и взаимосвязей планирующих  и производящих подразделений, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке  и изменений требований потребителей к качеству продукции.

Оперативное управление производством

корректировка планов с учетом реализации продукции имеющихся заказов.

Технический контроль и испытания

совершение системы контроля и  испытаний на основе информации о  качестве продукции, поступающей от потребителя.

Управление кадрами

обучение кадров принципам и  методам маркетинга.

Управление МТС

определение поставщиков с учетом анализа качества их продукции, своевременности  выполнения договоров на поставку.

Управление сбытом продукции

организация системы товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка). организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в кредит, мероприятий в  области поставок, льготных сделок, скидок и т.д.

Управление гарантийным обслуживанием

анализ претензий покупателей  к качеству продукции и обслуживания.

Управление капитальным строительством

разработка предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов  спроса на продукцию.

Управление финансовой деятельностью

обоснование необходимости капиталовложений в развитие производства с учетом изменения технической политики.

Учет и отчетность

оперативный сбор сведений о каналах  сбыта, оптовой и розничной торговле, специализированных магазинах.

Экономический анализ

анализ положения продукции  на рынке, изменяющихся условий в  инфраструктуре, соотношении цен, объема сбыта, заказов.


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

PEST-анализ

 

Политико–правовые факторы

Экономические факторы

- изменения в налоговом законодательстве;

- правовое регулирование найма,  увольнения, оплаты труда;

- патентное законодательство;

- контроль над ценами и заработной  платой.

-природные ресурсы;

-кредитно – денежная политика;

-производительность труда;

-располагаемый личный доход;

- уровень процентной ставки;

- инфляция;

- ставки налогов;

Социокультурные факторы

Технологические факторы

-отношение к новым продуктам,  стиль жизни, значимость карьеры,  активность потребителей;

-представления об условиях труда;

- социальное благосостояние;

- уровень образования.

-приоритетные направления затрат  на НИОКР;

-патентная защита;

-интенсивность внедрения новых  продуктов;

-автоматизация;

-роботизация.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ  4

  SWOT-анализ

Возможности

Угрозы

  1. Выход на новые рынки;
  2. Расширение ассортимента продукции;
  3. Увеличение взаимовыгодных торгово-экономических связей;
  4. Совершенствование менеджмента;
  5. Улучшение уровня жизни населения;
  6. Изменение моды;
  7. Появление новых поставщиков.
  1. Возможность появления новых конкурентов;
  2. Неблагоприятная политика правительства;
  3. Неблагоприятные демографические изменения;
  4. Снижение уровня доходов населения;
  5. Замедление роста рынка;

Изменение покупательских предпочтений.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Высокая квалификация работников;
  2. Хорошая репутация покупателей;
  3. Возможность получения экономии от роста объема производства «эффект масштаба»;
  4. Большие производственные возможности;
  5. Подходящие технологии;
  6. Высокий контроль качества;
  7. Широкий ассортимент и номенклатура продукции;
  8. Демонстрационная торговля.

1. Недостаточная гибкость;

2. Недостаточный контроль за  исполнением приказов и распоряжений;

3. Неполная загрузка производственных  мощностей;

4. Не участие персонала в принятии  управленческих решений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Положение об отделе маркетинга и сбыта ПК ЕМК филиал « МК «ШАТУРА»

I. Общие положения

      1.1. Настоящее Положение устанавливает в общем виде цель и задачи отдела маркетинга и сбыта (далее по тексту “Отдел”), состав, обязанности, права и ответственность его сотрудников.

      1.2. Отдел - структурное подразделение службы маркетинга предприятия, возглавляемое начальником отдела и тремя маркетологами.

      1.3. В своей деятельности Отдел руководствуется официальными документами РФ, действующим законодательством РФ, приказами по предприятию, а также настоящим Положением.

II. Цели и задачи отдела 

Служба маркетинга является самостоятельным  структурным подразделением предприятия, подчиняется непосредственно генеральному директору и руководствуется  в своей деятельности действующим  законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.

Работа службы ориентирована на гибкое приспособление всей хозяйственной  деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации в России, учета требований Потребителей и  сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера.

Основные задачи, стоящие перед  службой маркетинга.

Фактический анализ реализации продукции  предприятия и его основных конкурентов  в групповом и развернутом  ассортименте, включая:

- анализ уровня и тенденций  спроса, % обеспеченности потребителей  в данной области бизнеса;

- анализ ценовой, сбытовой, рекламной  стратегий и методов стимулирования  сбыта, используемых основными  конкурентами;

- анализ, выявление и прогнозирование  тенденций принципиального характера в данной области бизнеса;

- определение сегментов рынка  для основных групп продукции,  их доли и позиций на каждом  сегменте рынка;

- анализ эффективности операций  по взаимозачетам и поиск путей  оптимизации этих цепочек;

- анализ причин неудовлетворенного  спроса на товары и услуги  предприятия и разработка предложений  по снижению его размеров;

- создание и оперативное ведение  баз данных “Потребители” и  “Конкуренты”;

-определение точек насыщения  сбыта по группам продукции  и/или отдельным ее видам;

- разработка и формирование  кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов  по сбыту продукции по отраслям  и регионам и/или сегментам  рынка и кварталам;

- разработка предложений по  освоению новых рынков/сегментов  рынка;

- разработка предложений по  освоению новых видов продукции,  снятию с производства или  использованию их в новых сферах, отвечающих запросам новых Потребителей  и требованиям вновь открывающихся  рынков;

- выбор наиболее перспективных  регионов с целью создания  в них дилерских центров, участие  в разработке порядка взаимоотношений  с дилерами и в их создании (участие в разработке типового  Договора, определяющего порядок  взаимоотношений с ними);

- разработка предложений по  концепции ценовой стратегии,  включая: систему скидок в рамках  программ по стимулированию сбыта;

- разработка предложений по  основному и альтернативному  плану сбыта (на случай непредвиденных  обстоятельств, например, сезонных  изменения конъюнктуры рынка  и др.);

- разработка предложений по  концепции стратегии достижений  целей сбыта и организационных  мер по ее осуществлению. Подробная  тактика действий и составление графика кто?, что?, когда?, где? делает и за что? несет персональную ответственность;

- разработка предложений по  созданию/корректировке элементов  фирменного стиля, их правильному  использованию в оформлении внутренних  и внешних помещений предприятия,  на выставках и ярмарках, а  также во всех используемых  средствах рекламы;

- разработка плана мероприятий  по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных  средств рекламы, оперативный  анализ эффективности их проведения  и, при необходимости, корректировка;

- разработка предложений по  формированию/корректировке положительного  имиджа предприятия в сознании  Потребителей и единой корпоративной  культуры, непосредственное участие  в их практическом осуществлении  с использованием и средств  рекламы; 

- поиск исполнителей/соисполнителей  для проведения работ по маркетингу  и рекламе среди сторонних  организаций, постановка перед  ними задач, оперативный контроль  и анализ выполненных ими работ;

- разработка предложений о порядке  информационного взаимодействия, между  службой маркетинга и другими  структурными подразделениями предприятия;

- разработка предложений по  формированию плана маркетинга  на текущий период;

- разработка предложений по  проектированиюорганизационной структуры  предприятия с целью эффективного  решения задач в соответствии  с принятым планом маркетинга;

-систематизация, анализ и контроль  плана маркетинга.

III.Структура группы маркетинга

Маркетологи - 2 человека.

Маркетологи ведут конкретные отрасли и поставщиков, включая  решение вопросов от поиска новых  потребителей и поставщиков до создания дилерских и дистрибьюторских центров.

За маркетологами закреплены следующие обязательства:

Маркетолог 1 – ответственный  за рынок, исследование рынка, а именно:

  • работа с поставщиками продукции,
  • реализация товара,
  • исследование работы фирм – конкурентов,
  • анализ рентабельности реализуемой продукции;

Маркетолог 2 – ответственный  за рекламу. В его обязанности  входит:

  • распространение рекламы в прессе, в аудио-визуальных средствах, на рекламных щитах, плакатах.
  • контроль за наличием в организации рекламной продукции, для раздачи клиентам и посетителям, а именно буклетов, каталогов, календариков с эмблемой организации.
  • анализ эффективности своей деятельности при помощи анкетирования клиентов организации.

Основные функции начальника отдела маркетинга и сбыта по маркетингу:

  1. Утверждение планов и программ разработки осваивания новых видов товаров и услуг
  2. Изъятие нерентабельных видов товаров
  3. Выделение соответствующих финансовых средств на маркетинговые исследования
  4. Анализ, контроль за эффективностью работы отдела маркетинга
  5. % от эффективности деятельности каждого маркетолога
  6. Материальное стимулирование (поощрение или лишение премии) работников отдела маркетинга

IV. Права

Сотрудники отдела имеют право:

- получать необходимую им информацию  во всех подразделениях предприятия;

- знакомиться и вносить корректировки  в планы закупа реализации  продукции, в зависимости от  конъюнктуры рынка;

- требовать соблюдения фирменного  стиля; 

- представлять предприятие в  других организациях в пределах  своей компетенции. 

V. Ответственность

Сотрудники отдела маркетинга несут  ответственность:

  • за своевременную подачу достоверной маркетинговой информации руководству и подразделениям предприятия по принадлежности;
  • за научно-экономическую обоснованность рекомендаций по выбору рынков сбыта и осваиванию новых видов услуг и товаров;
  • за обоснованный выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, эффективность их использования;
  • за обучение сотрудников предприятия принципам и методам маркетинга;
  • за своевременное и качественное выполнение работ, предусмотренных настоящим Положением, а также выполнение оперативных заданий начальника;
  • за соблюдение финансовой и производственной дисциплины.

Информация о работе Маркетинг на предприятии