Определение организационно-технических и экономических процессов при перемещении товара от производителя к потребителю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении организационно-технических и экономических процессов при перемещении товара от производителя к потребителю, которая в значительной степени определяет характер отношений продавца и покупателя, т.е. характер рыночных трансакций.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить задачи.
1.Определить роль и основные функции оптовой торговли в процессе товародвижения: значение системы оптовой торговли с позиций маркетинга, функции оптовой торговли, отличительные черты оптовой торговли от розничной.
2.Выявить формы организации оптовой торговли.
3.Установить виды предприятий оптовой торговли: характеристика коммерческих организаций, брокеров, агентов, сбытовых контор производителей.
4.Раскрыть маркетинговые решения, принимаемые в оптовом звене :о целевом рынке ,о ценах, о товарном ассортименте ,о методах стимулирования.
5.Показать оптовые рынки, как наиболее приоритетное направление оптовой торговли :задачи оптового рынка, виды оптовых рынков, преимущества и перспективы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 126.21 Кб (Скачать файл)

 

Оптовые рынки представляют собой  самостоятельные хозяйственные  структуры, осуществляющие организацию  операций по купле-продаже оптовых партий товаров в определённом месте и по установленным правилам. Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей.  Цель их создания – повышение эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами, стимулирование производства и сбыта товаров отечественных производителей, оптовых продавцов и потребителей, установление прямых хозяйственных связей, регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения покупательского спроса. В пользу создания этих рынков,  представляющих собой одно из наиболее эффективных средств  совершенствования  каналов распределения продовольствия,  свидетельствуют данные мировой торговой практики.     Оптовые рынки   в   максимальной  степени  отвечают  потребностям текущего  периода.  Например, задача оптовых продуктовых рынков состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания. В отличие от городского сельский оптовый рынок кроме сельскохозяйственной продукции включает торговлю специализированными средствами производства и услуги для сельских товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности. В отличие от оптовых ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Предпочтение оптовым рынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются на перепродаже товаров небольшими партиями. Оптовые рынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за плату торговое место на рынке оптовым организациям. Правила торговли на оптовом продовольственном рынке разрабатываются и утверждаются его администрацией. В них устанавливаются права и обязанности участников торгов, порядок заключения сделок, режим работы рынка и т.д. Администрация рынка обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль над качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения торгов, предоставляет участникам рынка в аренду необходимые площади в торговом зале, на имеющихся складах, за специальную рыночную пошлину, обеспечивает своевременную уборку территории рынка, санитарные условия и технику пожарной безопасности. За нарушение правил торговли или невыполнение своих обязательств администрация несет полную ответственность, предусмотренную договорными обязательствами перед пользователями её услугами.

Правовое регулирование деятельности оптовых рынков на законодательном  уровне отсутствует. Имеются лишь ведомственные  акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Министерства сельского  хозяйства и продовольствия РФ и  Комитетом РФ по торговле от 01.12.1994 г. № 292/95. Данные правила определяют методы проведения оптовых торгов, товарные секции оптового рынка, принципы регулирования  взаимоотношений между продавцом  и покупателем на оптовом рынке, правила продажи отдельных видов  продовольственных товаров и  другие вопросы. 

Для обеспечения деятельности оптовых  рынков при них создаются специализированные службы (рис.8).

                    расчетно-финансовые                           транспортные


 

 


юридические                                                                                        информационные



            

       общественного  питания                                            гостиничного хозяйства

 

Рис.8 Специализированные службы при  оптовых рынках

 Для привлечения, как продавцов,  так и покупателей администрация  рынка осуществляет рекламу, как  самого рынка, так и конкретных  условий, товаров и производителей, которые существуют на этом  рынке.

 Распад государственной централизованной  оптовой торговли продовольственными  товарами, приватизация оптовых  и розничных предприятий, ликвидация  централизованной системы распределения  сельскохозяйственной продукции  и продовольствия способствовали  разрушению сложившейся системы  продвижения продовольственных  товаров потребителям. Многие продовольственные  и плодоовощные базы стали  заниматься распродажей промышленных  товаров, сельскохозяйственные производители  столкнулись с проблемой сбыта  своей продукции. При отсутствии  государственного регулирования  торговли продовольственными товарами  усилился локальный монополизм  перерабатывающей промышленности  и розничной торговли, что привело  к росту розничных цен на  потребительские продовольственные  товары, резкому сокращению потребления  важнейших продуктов питания  на душу населения. 

Отсутствие новой, соответствующем  условиям рыночной экономики, системы  распределения, современного маркетинга продовольствия способствовали формированию нецивилизованной рыночной среды в  виде бессистемной деятельности маклеров, брокеров, комиссионеров, уличных торговцев  и привели к негативным последствиям в организации торговли и товародвижения продовольственных товаров. Проблема продовольственного обеспечения страны потребовала нахождения новых подходов к организации оптовой торговли и товародвижения продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для снабжения населения.

Оптимальной формой такой организации  был определен оптовый продовольственный  рынок. Оптовые продовольственные  рынки – самостоятельные организационные  элементы, которые позволяют реализовать  интересы всех участников товародвижения. Они необходимы для обеспечения свободного выхода на рынок всем поставщикам продовольствия и сельхозпродукции. Во многих странах с рыночной экономикой (Франция, Япония, Португалия и др.) важную роль играют оптовые рынки, занимающие срединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством.

Оптовые продовольственные рынки  создаются:

-для обеспечения круглогодичного снабжения населения свежими и качественными продуктами питания;

-для сокращения потерь сельскохозяйственной продукции;

-для предоставления поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности выхода на конкурентный рынок;

-для ускорения товародвижения, взаиморасчетов и платежей; обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

- для формирования объективной коммерческой информации о товаре, о спросе и предложении;

-предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный (немонополизированный) рынок;

-обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных и отдельных регионах страны;

создание новых рабочих мест, уменьшение оттока расселения из сельской местности.

Реализация указанных функций  позволяет создать необходимые  условия производителям, покупателям  и посредникам для совершения оптовых операций на основе конкуренции  и сокращения издержек обращения, оптимизировать систему товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения. Это также позволяет упорядочить деятельность посредников и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Структура оптовых продовольственных  рынков включает рынки, сформированные по территориальному признаку (межрегиональные, региональные, городские, районные, сельские (поселковые), специализированные оптовые  продовольственные рынки (плодоовощные, мясные, рыбные, рынки скота и  т.п.); универсальные, реализующие до 10 видов различной продукции (районные мелкооптовые продовольственные рынки  и поселковые).

К участникам торгов на оптовом рынке  относятся:

- собственники товаров (производители- с/х предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и т.д., оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право проведения торговых операций на рынке (продавцы);

- розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей, предприятия общественного питания,  другие потребители, регулярно закупающие товары (дошкольные и учебные заведения, лечебные заведения)

- персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.

 

Наиболее часто на таких рынках применяется павильонно-секционная организация торгового процесса, при которой каждому оптовому продавцу администрацией рынка сдаётся или товарная секция специального торгового зала, или отдельный павильон или киоск. Кроме того, продавцу предоставляется помещение для хранения товаров. Это помещение должно быть обеспечено оборудованием, соответствующим требованиям, предъявляемым к хранению отдельных видов товаров. Торговая организация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптового рынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или поденным.

Продавец, осуществляющий торговлю на рынке, несёт ответственность за качество реализуемых им товаров. Оно  должно соответствовать требованиям  действующих стандартов, технических  условий и подтверждаться сертификатами. На оптовых рынках могут создаваться  специализированные подразделения  для проверки качества поступающих  для продажи товаров.

 

Как уже отмечалось, ряд предприятий  осуществляет оптовую торговлю на оптовых  рынках. Рассмотрим преимущества этой формы:

1). В одном месте сосредоточены  товары одного вида. Предприятия-покупатели  предпочитают делать закупки  товара в одном месте. Наличие  одного вида товара на определенном  оптовом рынке является определяющим  фактором для совершения стабилизированных  закупок товаров. Это позволяет  упростить и ускорить процесс  продвижения товаров. 

2). Оптовые продавцы обеспечиваются  торговым местом в соответствии  с современными технологиями  торговли. Предприятию нет необходимости  оборудовать собственные торговые  и демонстрационные залы –  торговые склады уже подготовлены  для эксплуатации и оснащены  необходимым оборудованием, остается  заключить с администрацией договор  аренды и вовремя вносить арендную  плату.

 Аренда торгового места может  быть долгосрочной либо краткосрочной.

 На оптовых рынках есть  возможность и разового участия  с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплаченной с оборота. Такая форма является привлекательной для предприятий, реализующих сезонный товар; предприятий, которые хотят реализовать небольшие партии товара.

3). Оптовым продавцам предоставляется  возможность временного хранения  товаров. Как правило, продавцу  в аренду передается торговое  место со складским помещением закрытого типа, для продавцов сезонной продукции предоставляются временные складские помещения. Это избавляет предприятие от постоянного вывоза непроданных партий товара.

 В настоящие время оптовые  рынки «обрастают» хранилищами,  работающими в непосредственной  близости к территории рынка.  Более того, строительство новых осуществляется с учетом доступа к терминальным комплексам. Использование складов общего пользования позволяет снизить торговые издержки по доставке товаров.

4). На территории оптового рынка  функционируют вспомогательные  службы. Это означает, что вопросы  подвоза и выгрузки товаров  в пределах рынков, тепло-, энерго- и водоснабжения, охраны общей территории, вывоза мусора и отходов, обеспечения весоизмерительными приборами, связи не решаются продавцом. Эти услуги оказывает администрация оптового рынка и общесистемные службы.

5). Продавцы и покупатели обеспечиваются  информацией о конъюнктуре рынка  и спросе, как на данном оптовом  рынке, так и на других рынках.

 Сбор, хранение и передачу рыночной информации (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т.д.) осуществляет информационная служба оптового рынка.

6). Экспертиза  качества и сертификации  товаров на месте.

 Высокое место в деятельности  оптового рынка отводится системе  сертификации и контроля качества  продукции. К продаже на оптовом  рынке допускаются  товары  прошедшие проверку их качества, а такую проверку предоставляет  специализированная служба оптового  рынка.

 Для системы контроля качества  разработаны следующие режимы:

режим  «прямой реализации» –  проводится экспертиза сопроводительных документов с определением их соответствия устоявшимся требованиям, допустимость права на реализацию, и идентификация  продукции устанавливается в  сопроводительных документах;

Информация о работе Определение организационно-технических и экономических процессов при перемещении товара от производителя к потребителю