- Растущее изобилие,
или рост доходов населения, -
один из важнейших факторов, детерминирующих
параметры и структуру развития
сферы услуг, именно поэтому
хорошо развитая сфера услуг
- атрибут богатого общества. Механизм
этой взаимосвязи реализуется через поведение
потребителя, рассматривающего свой доход
как средство приобретения тех или иных
благ.
- Качество жизни
- сложное синтезирующее явление,
под которым понимается удовлетворенность
населения своей жизнью с точки
зрения различных потребностей и интересов.
В обыденном понимании качество жизни
можно трактовать как комфортность жизни.
И вполне очевидно, что каждый человек
имеет свою оценку качества жизни. Понятие
«качество жизни» сопряжено с понятием
«уровень жизни», нередко они вообще употребляются
как синонимы. Во многом это обусловлено
тем, что в настоящее время наблюдается
смещение акцентов от измерительно-оценочного
подхода к оценочно-сопоставительному.
Несмотря на это, «качество жизни» выступает
как более широкое понятие по сравнению
с понятием «уровня жизни», которое имеет
большую количественную конкретизацию,
выражаемую системой количественных показателей.
- Определенным
фактором, побуждающим сферу услуг
к развитию и качественному
совершенствованию, послужило увеличение
свободного времени. Это обстоятельство
обусловливает необходимость постоянного
и ускоряющегося развития различных услугооказывающих
видов деятельности. Все большее количество
людей ориентируется на приоритеты духовного
роста и физического самосовершенствования,
поэтому возрастает роль и масштабы образовательных,
развлекательных и других видов услуг.
- В ХХ веке
стал происходить стремительный
процесс урбанизации, который,
несомненно, оказал существенное
влияние на количественное и качественное состояние
сферы услуг. Современные города являются
центрами торговли, образовательными,
культурными, научными, финансовыми, транспортными,
туристскими центрами. В них сосредоточены
учреждения здравоохранения, коммунальные
службы, размещаются фирмы, которые оказывают
широкий спектр бизнес - услуг: банки, страховые,
издательские и другие компании.
- Демографические
изменения также играют определенную
роль в развитии сферы услуг.
С одной стороны, они объективно
определяют масштабы сферы услуг уже в силу роста (уменьшения)
численности населения, с другой - детерминируют
структуру этой сферы, поскольку увеличение,
например, числа пожилых людей, предъявляет
растущий спрос на медицинские и рекреационные
услуги. В странах же, где велика доля детей
и молодежи, больше развиваются услуговые
виды деятельности, предназначенные для
таких возрастных категорий населения
со всеми их специфическими запросами,
в значительной степени определяемыми
погоней за модой.
- Усложняется
покупательский спрос, что ведет к расширению набора требуемых
услуг. Постиндустриальное общество характеризуется
отчетливо выраженной индивидуализацией
потребительского спроса. Это касается
и услуг, спрос на которые становиться
чрезвычайно разнообразным, можно даже
сказать изощренным, определяя тенденцию
к быстрому расширению современного спектра
услуг (как потребительского, так и производственного
назначения) и повышению качества обслуживания.
- Технологические
изменения - один из важнейших
факторов, вызывающих ускоренное
развитие услуговых видов деятельности
и их усложнение, обуславливая возможность
появления все новых услуг, а также определяя
качественные изменения технологий традиционных
услуг, в том числе, например, бытовых (сложные
виды чистки одежды) и медицинских (комплексная
диагностика с помощью томографии) [13,
с. 78].
В современных
условиях роль сферы услуг проявляется
в том, что она:
- выступает
важным сектором национального
и мирового хозяйства;
- играет огромную
роль в развитии человеческого
капитала;
- способствует
увеличению свободного времени;
- оказывает
все возрастающее влияние на
функционирование и развитие
материального производства;
- создает возможности
для более полного удовлетворения
и развития потребности людей
и общества;
- выступает
важнейшим элементом формирования современного качества
жизни;
- обеспечивает
современное качество экономического
роста и повышение конкурентоспособности
страны [14, с. 211].
1.2 Основные принципы
регулирования на рынке услуг
Систему государственного
регулирования потребительского рынка следует понимать
как совокупность отношений между субъектом
и объектом управления, которые в свою
очередь подразумевают наличие целей,
задач, принципов, функций и методов осуществления
управленческого воздействия.
Главной целью
государственного регулирования потребительского
рынка является оптимизация потребностей,
интересов и целей всех его участников,
объединенных для необходимого достижения
общественно значимых и приемлемых целей.
Решение задач
регулирования потребительского рынка
направлено на обеспечение условий для
гармоничного развития индивидуальных,
коллективных и общественных потребностей
в товарах и услугах, что можно рассматривать
как гарантию устойчивого развития общества.
Системный характер
любого явления или процесса подразумевает наличие определенных принципов
его протекания. В буквальном значении
принцип (от лат.) – руководящая идея, основное
правило деятельности или же основа устройства,
действия какого-либо механизма.
Механизм государственного
регулирования рынка потребительских товаров также основан на
определенных принципах, соблюдение которых
позволяет эффективно достигать обозначенных
целей. Эти принципы должны учитывать
особенности текущего периода социально-экономического
развития: состояние экономики, роль государственных
институтов управления рынком, шкалу общественных
приоритетов, уровень развития материальных
и духовных потребностей населения и т.д.
Вместе с тем они должны включать и универсальные
правила управленческой деятельности,
независимо от текущих особенностей.
Функционирование
потребительского рынка – сложный
механизм взаимодействия социальных,
экономических, правовых, административных,
политических и других элементов. Авторское
видение совокупности принципов
государственного регулирования потребительского
рынка сводится к выделению трех
их групп: целевые, функционально-процессуальные
и структурно-организационные.
Группа
целевых принципов государственного
регулирования потребительского рынка
Целевые принципы
включают:
1. Принцип согласованности
государственных интересов с интересами других
участников рынка. Его несоблюдение ведет
к противоречиям между субъектом и объектами
в механизме регулирования, снижению мотивации
участников рынка;
2. Принцип приоритетности
социальной составляющей в системе
целей и задач регулирования рынка, означающий,
прежде всего первичность спроса перед
товарным предложением. В условиях эффективной
системы формирования и регулирования
спроса он должен определять предложение.
Потребности, интересы и запросы потребителя
на рынке даже в условиях переходной экономики
должны быть приоритетными;
3. Принцип подчинения
локальных интересов общим, означающий
соответствие системы целей каждого
участника рынка стратегическим
и текущим целям государства,
а также каждого отдельного
элемента любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;
4. Принцип необходимости
и достаточности. Он предполагает,
что достижение целей предыдущего
уровня в системе целей развития
потребительского рынка должно
быть необходимым и достаточным
условием для достижения целей
следующего уровня. Скажем, для обеспечения
приемлемой для получателя цены товара
необходимо использование сырья приемлемой
цены, что в свою очередь предполагает
приемлемую цену его добычи, транспортировки;
высокого уровня спроса на рынке нельзя
достичь без соответствующего роста доходов
населения и т.д.;
5. Принцип приоритетности
целей (выделения ведущего звена),
не приемлющий распыления усилий
на решение сиюминутных, неглавных
задач. Соблюдение этого принципа
означает определение устойчивых
приоритетов с высокой степенью настоятельности,
их всестороннее обоснование и следование
им. По сути, реализация названного принципа
сопряжена с построением системы ориентиров
в виде «дерева целей»;
6. Принцип соизмеримости
цели и средств ее достижения,
необходимый как одно из условий эффективности регулирования
рынка. Важно, чтобы финансовые, материальные
и кадровые усилия не превышали возможный
результат. Скажем, решение задачи насыщения
рынка необходимыми товарами может осуществляться
на убыточной основе для конкретных товаропроизводителей,
и дотационные выплаты для поддержания
такого производства могут в несколько
раз превышать полученный эффект от насыщения
рынка данными товарами. В этом случае
необходим кардинально новый механизм
стимулирования производства, учитывающий
как интересы потребителей, так и интересы
товаропроизводителей.
Группа
профессионально-процессуальных принципов
В группу функционально-процессуальных
принципов государственного регулирования
потребительского рынка входят:
1. Принцип оптимизации,
означающий выбор и поддержание наиболее
эффективных в данных условиях путей развития
рынка, которые приводили бы к минимальным
социально-экономическим и политическим
издержкам в обществе. Оптимальный рынок
– это лучший из возможных на данный момент
вариантов. Оптимизация рынка означает
не столько количественно-стоимостную
сбалансированность спроса и предложения
товаров, сколько минимизацию негативных
проявлений во взаимодействии этих элементов;
2. Принцип равноправного
партнерства, предполагающий реальное
равноправие партнеров – участников рынка
(производителей, продавцов, покупателей).
Преобладание интересов и воли одного
из них неизбежно ведет к перекосам в рыночных
отношениях, подавлению экономической
и социальной инициативы партнеров. Такая
ситуация может заключаться в диктате
товаропроизводителей, которые определяют
правила взаимоотношений независимо от
реальных интересов потребителей и рыночной
инфраструктуры;
3. Принцип дифференциации
и фиксирования регулирующих
функций для исключения
их дублирования
разными уровнями и звеньями управления.
Дублирование управленческой деятельности
ведет к значительным издержкам времени,
финансовых и кадровых ресурсов. Этот
принцип, по сути, означает реализацию
в конкретной ситуации всеобщего принципа
управления – разделения труда;
4. Принцип соответствия
функциональных полномочий и
ресурсов. Он требует, чтобы делегированные
тому или иному органу управления
функциональные полномочия были
в необходимой мере обеспечены
временными и другими ресурсами.
Его несоблюдение ведет к «пробуксовыванию» и снижению коэффициента
полезной деятельности, механизма регулирования
и в конечном итоге к неэффективности;
5. Принцип внутреннего
соответствия власти и ответственности.
На всех уровнях и во всех
органах государственного регулирования
он направлен на недопущение административно-правовых
перекосов в процессе управления отношениями
на потребительском рынке.
6. Принцип функционально-целевого
единства, означающий, что количество
и содержание функций в механизме
регулирования должно сочетаться
с системой целевых установок для данного
органа регулирования, т.е. осуществляемые
виды деятельности должны направляться
на достижение конкретных целей, обозначенных
для данной функциональной подсистемы;
7. Принцип преемственности,
означающий объективную, научно-обоснованную селекцию отечественного
и зарубежного опыта управления рыночными
процессами и его адаптацию к реальным
условиям. Практика показала, что, например,
методы централизованного регулирования
не только возможны в условиях провозглашенной
социально-ориентированной рыночной экономики,
но и по многим причинам необходимы.
Группа
структурно-организационных принципов
государственного регулирования потребительского
рынка
Группа структурно-организационных
принципов государственного регулирования
потребительского рынка включает:
1. Принцип системности
и комплексности в управлении
потребительским рынком. Это, во-первых,
рассмотрение рынка как системы,
состоящей из отдельных подсистем
равнозначного содержания. Рынок
в этой связи представляется
полисистемой многомерного характера. В качестве
подсистем должны рассматриваться названные
выше элементы рынка: спрос, предложение,
инфраструктура и т.д. Во-вторых, управление
рынком должно осуществляться комплексно
на основе всестороннего учета всех факторов,
воздействующих на объект управления.
Комплексность управления рынком в свою
очередь предполагает надежное информационное
обеспечение процесса управления;
2. Принцип сочетания
централизации и децентрализации
в управлении рынком. Он означает
наилучшее распределение прав
и ответственности в реализации
рыночной политики между уровнями управления,
в первую очередь между органами государственного
управления республиканского и местного
уровней. Реализация принципа предполагает
оптимальное сочетание вертикальных связей
подчинения и горизонтальных связей координации-согласования;