Опыт обеспечения конкурентоспособности продукции(на примере ресторана "Пекинскя утка")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы:
Изучить менеджмент на предприятиях общественного питания, исследовать организационно-экономическую деятельность ресторана «Пекинская утка» и разработать конкретные предложения по совершенствованию его деятельности
Задачи:
1) Исследовать современное положение рынка ресторанных услуг;
2) Проанализировать организационно-экономическую структуру и эффективность деятельности ресторана «Пекинская утка»;
3) Разработать предложения по повышению эффективности менеджмента в ресторане «Пекинская утка»;

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт обеспечения конкурентоспособности продукции(на примере рест.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

- Растущее изобилие, или рост доходов населения, - один из важнейших факторов, детерминирующих  параметры и структуру развития  сферы услуг, именно поэтому  хорошо развитая сфера услуг  - атрибут богатого общества. Механизм этой взаимосвязи реализуется через поведение потребителя, рассматривающего свой доход как средство приобретения тех или иных благ.

- Качество жизни  - сложное синтезирующее явление,  под которым понимается удовлетворенность  населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. В обыденном понимании качество жизни можно трактовать как комфортность жизни. И вполне очевидно, что каждый человек имеет свою оценку качества жизни. Понятие «качество жизни» сопряжено с понятием «уровень жизни», нередко они вообще употребляются как синонимы. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается смещение акцентов от измерительно-оценочного подхода к оценочно-сопоставительному. Несмотря на это, «качество жизни» выступает как более широкое понятие по сравнению с понятием «уровня жизни», которое имеет большую количественную конкретизацию, выражаемую системой количественных показателей.

- Определенным  фактором, побуждающим сферу услуг  к развитию и качественному  совершенствованию, послужило увеличение свободного времени. Это обстоятельство обусловливает необходимость постоянного и ускоряющегося развития различных услугооказывающих видов деятельности. Все большее количество людей ориентируется на приоритеты духовного роста и физического самосовершенствования, поэтому возрастает роль и масштабы образовательных, развлекательных и других видов услуг.

- В ХХ веке  стал происходить стремительный  процесс урбанизации, который,  несомненно, оказал существенное  влияние на количественное и качественное состояние сферы услуг. Современные города являются центрами торговли, образовательными, культурными, научными, финансовыми, транспортными, туристскими центрами. В них сосредоточены учреждения здравоохранения, коммунальные службы, размещаются фирмы, которые оказывают широкий спектр бизнес - услуг: банки, страховые, издательские и другие компании.

- Демографические  изменения также играют определенную  роль в развитии сферы услуг.  С одной стороны, они объективно  определяют масштабы сферы услуг уже в силу роста (уменьшения) численности населения, с другой - детерминируют структуру этой сферы, поскольку увеличение, например, числа пожилых людей, предъявляет растущий спрос на медицинские и рекреационные услуги. В странах же, где велика доля детей и молодежи, больше развиваются услуговые виды деятельности, предназначенные для таких возрастных категорий населения со всеми их специфическими запросами, в значительной степени определяемыми погоней за модой.

- Усложняется  покупательский спрос, что ведет к расширению набора требуемых услуг. Постиндустриальное общество характеризуется отчетливо выраженной индивидуализацией потребительского спроса. Это касается и услуг, спрос на которые становиться чрезвычайно разнообразным, можно даже сказать изощренным, определяя тенденцию к быстрому расширению современного спектра услуг (как потребительского, так и производственного назначения) и повышению качества обслуживания.

- Технологические  изменения - один из важнейших  факторов, вызывающих ускоренное  развитие услуговых видов деятельности и их усложнение, обуславливая возможность появления все новых услуг, а также определяя качественные изменения технологий традиционных услуг, в том числе, например, бытовых (сложные виды чистки одежды) и медицинских (комплексная диагностика с помощью томографии) [13, с. 78].

В современных  условиях роль сферы услуг проявляется  в том, что она:

- выступает  важным сектором национального  и мирового хозяйства;

- играет огромную  роль в развитии человеческого  капитала;

- способствует  увеличению свободного времени;

- оказывает  все возрастающее влияние на  функционирование и развитие  материального производства;

- создает возможности  для более полного удовлетворения  и развития потребности людей  и общества;

- выступает  важнейшим элементом формирования современного качества жизни;

- обеспечивает  современное качество экономического  роста и повышение конкурентоспособности  страны [14, с. 211].

 

 

 

 

1.2 Основные принципы  регулирования на рынке услуг

 

 

Систему государственного регулирования потребительского рынка следует понимать как совокупность отношений между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия.

Главной целью  государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей.

Решение задач  регулирования потребительского рынка  направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества.

Системный характер любого явления или процесса подразумевает наличие определенных принципов его протекания. В буквальном значении принцип (от лат.) – руководящая идея, основное правило деятельности или же основа устройства, действия какого-либо механизма.

Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей. Эти принципы должны учитывать особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и духовных потребностей населения и т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих особенностей.

Функционирование  потребительского рынка – сложный  механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское  видение совокупности принципов  государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Группа  целевых принципов государственного регулирования потребительского рынка

Целевые принципы включают:

1. Принцип согласованности  государственных интересов с интересами других участников рынка. Его несоблюдение ведет к противоречиям между субъектом и объектами в механизме регулирования, снижению мотивации участников рынка;

2. Принцип приоритетности  социальной составляющей в системе  целей и задач регулирования рынка, означающий, прежде всего первичность спроса перед товарным предложением. В условиях эффективной системы формирования и регулирования спроса он должен определять предложение. Потребности, интересы и запросы потребителя на рынке даже в условиях переходной экономики должны быть приоритетными;

3. Принцип подчинения  локальных интересов общим, означающий  соответствие системы целей каждого  участника рынка стратегическим  и текущим целям государства,  а также каждого отдельного  элемента любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;

4. Принцип необходимости  и достаточности. Он предполагает, что достижение целей предыдущего  уровня в системе целей развития  потребительского рынка должно  быть необходимым и достаточным  условием для достижения целей  следующего уровня. Скажем, для обеспечения приемлемой для получателя цены товара необходимо использование сырья приемлемой цены, что в свою очередь предполагает приемлемую цену его добычи, транспортировки; высокого уровня спроса на рынке нельзя достичь без соответствующего роста доходов населения и т.д.;

5. Принцип приоритетности  целей (выделения ведущего звена), не приемлющий распыления усилий  на решение сиюминутных, неглавных  задач. Соблюдение этого принципа  означает определение устойчивых  приоритетов с высокой степенью настоятельности, их всестороннее обоснование и следование им. По сути, реализация названного принципа сопряжена с построением системы ориентиров в виде «дерева целей»;

6. Принцип соизмеримости  цели и средств ее достижения, необходимый как одно из условий эффективности регулирования рынка. Важно, чтобы финансовые, материальные и кадровые усилия не превышали возможный результат. Скажем, решение задачи насыщения рынка необходимыми товарами может осуществляться на убыточной основе для конкретных товаропроизводителей, и дотационные выплаты для поддержания такого производства могут в несколько раз превышать полученный эффект от насыщения рынка данными товарами. В этом случае необходим кардинально новый механизм стимулирования производства, учитывающий как интересы потребителей, так и интересы товаропроизводителей.

Группа  профессионально-процессуальных принципов

В группу функционально-процессуальных принципов государственного регулирования  потребительского рынка входят:

1. Принцип оптимизации,  означающий выбор и поддержание наиболее эффективных в данных условиях путей развития рынка, которые приводили бы к минимальным социально-экономическим и политическим издержкам в обществе. Оптимальный рынок – это лучший из возможных на данный момент вариантов. Оптимизация рынка означает не столько количественно-стоимостную сбалансированность спроса и предложения товаров, сколько минимизацию негативных проявлений во взаимодействии этих элементов;

2. Принцип равноправного  партнерства, предполагающий реальное  равноправие партнеров – участников рынка (производителей, продавцов, покупателей). Преобладание интересов и воли одного из них неизбежно ведет к перекосам в рыночных отношениях, подавлению экономической и социальной инициативы партнеров. Такая ситуация может заключаться в диктате товаропроизводителей, которые определяют правила взаимоотношений независимо от реальных интересов потребителей и рыночной инфраструктуры;

3. Принцип дифференциации  и фиксирования регулирующих  функций для исключения

их дублирования разными уровнями и звеньями управления. Дублирование управленческой деятельности ведет к значительным издержкам времени, финансовых и кадровых ресурсов. Этот принцип, по сути, означает реализацию в конкретной ситуации всеобщего принципа управления – разделения труда;

4. Принцип соответствия  функциональных полномочий и  ресурсов. Он требует, чтобы делегированные  тому или иному органу управления  функциональные полномочия были  в необходимой мере обеспечены  временными и другими ресурсами.  Его несоблюдение ведет к «пробуксовыванию» и снижению коэффициента полезной деятельности, механизма регулирования и в конечном итоге к неэффективности;

5. Принцип внутреннего  соответствия власти и ответственности.  На всех уровнях и во всех  органах государственного регулирования  он направлен на недопущение административно-правовых перекосов в процессе управления отношениями на потребительском рынке.

6. Принцип функционально-целевого  единства, означающий, что количество  и содержание функций в механизме  регулирования должно сочетаться  с системой целевых установок для данного органа регулирования, т.е. осуществляемые виды деятельности должны направляться на достижение конкретных целей, обозначенных для данной функциональной подсистемы;

7. Принцип преемственности,  означающий объективную, научно-обоснованную селекцию отечественного и зарубежного опыта управления рыночными процессами и его адаптацию к реальным условиям. Практика показала, что, например, методы централизованного регулирования не только возможны в условиях провозглашенной социально-ориентированной рыночной экономики, но и по многим причинам необходимы.

Группа  структурно-организационных принципов  государственного регулирования потребительского рынка

Группа структурно-организационных  принципов государственного регулирования  потребительского рынка включает:

1. Принцип системности  и комплексности в управлении  потребительским рынком. Это, во-первых, рассмотрение рынка как системы,  состоящей из отдельных подсистем  равнозначного содержания. Рынок  в этой связи представляется  полисистемой многомерного характера. В качестве подсистем должны рассматриваться названные выше элементы рынка: спрос, предложение, инфраструктура и т.д. Во-вторых, управление рынком должно осуществляться комплексно на основе всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления. Комплексность управления рынком в свою очередь предполагает надежное информационное обеспечение процесса управления;

2. Принцип сочетания  централизации и децентрализации  в управлении рынком. Он означает  наилучшее распределение прав  и ответственности в реализации рыночной политики между уровнями управления, в первую очередь между органами государственного управления республиканского и местного уровней. Реализация принципа предполагает оптимальное сочетание вертикальных связей подчинения и горизонтальных связей координации-согласования;

Информация о работе Опыт обеспечения конкурентоспособности продукции(на примере ресторана "Пекинскя утка")