Организация закупочной деятельности предприятия оптовой торговли на товарном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что на сегодняшний день мерчандайзинг следует рассматривать как философию или самостоятельную науку, которая использует ряд психологических приемов влияния на покупателя, что способствует увеличению объема проданного товара. Для компании важно проводить такие действия наряду с проведением рекламных акций, созданием и поддержанием собственного имиджа и т.д.

Содержание

Введение 3
1 Организация процесса продажи товаров на предприятиях розничной торговли
с использованием мерчандайзинга 5
1.1 Понятие мерчандайзинга и его роль в розничной торговле 5
1.2Сущность процесса продажи товаров в розничных торговых предприятиях
с использованием мерчандайзинга 11
1.3 Современные методы продажи товаров на основе принципов и
технологий мерчандайзинга 17
1.4 Особенности влияния мерчандайзинга на организацию продаж товаров в
розничных магазинах торгующих спортивными товарами 29
2 Особенности организации процесса продаж товаров ООО «Спортмастер» и
пути его дальнейшего совершенствования с применением мерчандайзинга 39
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности компании
ООО «Спортмастер» 39
2.2 Анализ окружающей среды предприятия 48
2.3 Место мерчандайзинга в организации продаж товаров в ООО
«Спортмастер» 55
2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации продаж
товаров в ООО «Спортмастер» с использованием мерчандайзинга 70
Заключение 80
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 850.50 Кб (Скачать файл)

Важным признаком (фактором) группировки товаров в  торговом зале должен служить уровень  вовлеченности - степень ощущаемой покупателем личной значимости, сопутствующая выбору марки.

Если покупка  характеризуется высоким уровнем  вовлеченности, то потребитель будет более тщательно подходить к ее оценке. Так как такие покупки, как правило, характеризуются необходимостью высоких расходов, наличием личного риска и когнитивным диссонансом и т.д. При невысоком уровне вовлеченности покупатели могут ограничиваться несложной системой оценки приобретения и склонны применять простую тактику выбора, чтобы уменьшить время и усилия, необходимые на покупку, а не добиваться от нее максимальных результатов.

При низком уровне вовлеченности покупателя в процесс  покупки нет необходимости привлекать всю информацию, поскольку для этой ситуации характерны повторяющиеся покупки. Предсказание поведения посетителя в данном случае основывается на том, что поведение покупателей относительно таких товаров становится привычным и характеризуется незначительным уровнем

осознания или  формирования отношения, предшествующего  самому поступку.

 

С требованиями этой модели хорошо согласуется формирование групп необходимых товаров в зоне покупки, зоне импульсивных покупок и зоне возвращения.

Поэтому секции рекомендуется формировать на основе объединения товаров в следующие три группы:

  1. товары     повседневного     спроса    (товары     первой     необходимости, 
    товары     призыва,     товары-зазывалы,     программные     товары,     привычные 
    покупки);
  2. товары    предварительного    выбора    (товары,    приобретаемые    после 
    обдумывания, покупки с высоким уровнем вовлеченности);
  3. товары, покупаемые под влиянием импульсов (товары импульсивного 
    спроса, покупки без выраженной степени вовлеченности).

Товары повседневного  спроса - потребительские товары, которые покупатель приобретает относительно часто, не раздумывая, с минимальными затратами сил и времени. К ним относятся некоторые фрукты, овощи, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и колбасные изделия и другие продукты, которые не являются экзотическими или нетрадиционными для рынка (как, например, икра осетровых рыб, плоды тропические и субтропические). Их можно определить как товары, ради которых потребитель часто посещает торговые предприятия. Покупатель заранее выбирает самую доступную торговую точку, следовательно, для их успешной продажи особое значение приобретает месторасположение магазина и его статус для покупателя.

Товары предварительного выбора - это товары, в отношении  которых у потребителя до возникновения конкретной потребности не имеется полной карты предпочтений, что означает необходимость дополнения ее (т.е. осуществления поиска) перед покупкой [4]. Товары, приобретаемые после обдумывания, отличаются исключительностью покупки, которая выражается в том, что:

- их приобретают редко;

- в  них  преобладают  гедонические  (субъективные  и  эмоциональные)

выгоды;

 

  • это товары длительного пользования;
  • с их приобретением связан когнитивный диссонанс.

В маркетинге под когнитивным диссонансом  понимают сомнения относительно правильности сделанного выбора, как правило, дорогих и эмоционально значимых товаров. Если потенциальный покупатель хорошо информирован, то он покупает нужный товар после предварительного изучения и сравнения цен, качества и других характеристик, и поэтому ему не требуется много усилий для обнаружения таких товаров в торговом зале или иных местах их продажи.

Товары импульсивного  спроса, или товары, покупаемые под  влиянием импульсов (незапланированные покупки). Такие товары характеризуются невысокими ценами, поэтому их приобретение не связано с финансовым риском. К ним относятся жевательная резинка, скотч, мороженое и т.п. Решение о приобретении этих товаров принимается очень быстро, т.е. импульсивно. Различают следующие виды импульсивных покупок (рисунок 6).

 


 

Рисунок 6 - Виды импульсивных покупок

 

Состав импульсивных покупок может зависеть от структуры и состава необходимых товаров и товаров предварительного выбора в тех случаях, когда они связаны с ними сопутствующими импульсами. Иначе говоря, происходит перераспределение функций товаров в мерчандайзинговом процессе.

Необходимость мерчандайзингового подхода к формированию ассортимента обусловлена еще и тем, что увеличивается число сегментов и возрастает потребность индивидуального взаимодействия с потенциальными потребителями. Повысить эффективность такого взаимодействия возможно в результате прямого «общения» товара и самого покупателя без посредников в лице традиционных продавцов и консультантов.

Метод импульсивных покупок опирается на импульсивность самого субъекта (покупателя).

Метод импульсивных покупок основан на выделении мало посещаемых и не охваченных активным вниманием покупателей зон торгового зала, размещении в них «обдуманных» товаров, использовании привлекательных зон и необходимых покупок для регулирования движения покупателей, целенаправленного распределения их в пространстве торгового зала и увеличения количества импульсивных покупок как источника дополнительной прибыли.

Для внедрения метода импульсивных покупок необходимо:

  1. классифицировать товары в зависимости от поведения покупателя в 
    магазине   и   объединить   их   в   группы   «товары   необходимые»,   «товары 
    обдуманные», «товары импульсивные»;
  2. разделить    площадь    торгового    зала    на    зоны    в    зависимости 
    от психологического состояния посетителя на отдельных этапах маршрута 
    его движения;
  3. распределить товары, по соответствующим зонам исходя из совместимости поведения посетителя с характеристиками товаров:

- товары обдуманные (предварительного выбора, покупки  с высоким

уровнем вовлеченности) → зона адаптации;

 

- товары  необходимые  (повседневного   спроса,   привычные  покупки, 
покупки с низким уровнем вовлечения) → зона покупки;

- товары импульсивного спроса (покупки без выраженной вовлеченности) 
→ зона возвращения.

Мерчандайзинг требует  от маркетологов не только умения правильно идентифицировать отдельные потребности и сегментировать рынок, но и формировать сочетания товарных групп, видов и марок так, чтобы они:

- составляли   наиболее   совместимые   комбинации   с   точки   зрения 
покупателей, желающих удовлетворять комплекс своих потребностей;

- сочетались с интересами продавца, который стремится использовать 
эффект     взаимосвязанных     покупок    для     привлечения     дополнительных 
покупательских потоков и увеличения прибыли. [20]

При классификации товаров  и их размещении в торговом зале адекватно поведению покупателей, вероятно, необходимо исходить из того, что одни и те же товары (марки) в разных магазинах могут восприниматься посетителями по-разному, иметь разный статус и выполнять совершенно другие функции в торгово-технологическом процессе. Это обусловлено множеством факторов, среди которых на первое место выступают:

  • товарная специализация и торговая политика;
  • ассортиментная политика;
  • месторасположение магазина;
  • потребительские традиции и характер спроса;

- ценовые   стратегии   производителей   товарных   марок   и   ценовая 
политика торговой фирмы;

- уровень доходов населения, платежеспособность покупателей. 
Классификационную     группу     товара     необходимо     определять     в

зависимости от данного конкретного случая. Для  этого можно использовать метод исследования «до и после», сущность которого заключается в следующем.

 

При входе  в магазин посетителю задают вопрос: «Что вы собираетесь купить в нашем магазине?». Полученный ответ регистрируется в специальном журнале, а покупателю указывают отдельную, специально отведенную для этой цели кассу. Для стимулирования сотрудничества клиентов с представителями фирмы им называют (показывают) подарок (или обещают иную форму вознаграждения), который они получат после расчета за товар. Собрав, таким образом информацию, приступают к обработке и анализу полученных результатов. Сравнивают то, что было запланировано покупателем, и какие товары приобретены помимо названых при входе в торговый зал. Долю импульсивно купленных товаров IВ можно определить по формуле (1):

Iв = (N-N3):N0 (1)

где   Nо - общее количество наименований товаров, купленных опрошенными

покупателями;

N3 - количество наименований товаров, купленных опрошенными покупателями как запланированные.

Практика  маркетинга показывает, что импульсивно приобретенные товары составляют свыше 45% в общем объеме продаж и являются более устойчивым источником прибыли розничного торгового предприятия.

Определить  коэффициент импульсивности марки  товара (1М) можно по формуле (2).

IМ = nI/NO (2)

где     ni - количество случаев импульсивного приобретения i-го товара (марки);

NO - генеральная совокупность (общее количество покупок).

Кроме того, интерес  может представлять сила импульса и  другие характеристики товаров, отражающие степень участия каждой марки в формировании общего фактора импульсивных продаж предприятия. На основе их анализа можно установить рейтинг, который можно использовать для уточнения функций данной марки среди всех товаров импульсивного спроса. Силу    импульса    (IВМ)    можно    определить    как    отношение    количества

 

импульсивных   покупок   данного   товара   (марки)   к   общему   числу   всех импульсивных покупок (формула 3):

IBM = nI/nH (3)

где ni; - количество случаев импульсивного приобретения данной марки;

nH - количество наименований всех импульсивных покупок.

Чем ближе IВМ (сила импульса) к единице, тем выше импульсивность покупки и статус товара в зоне возвращения.

Проблема размещения товаров по принципу их покупательной  совместимости представляет интерес в связи с тем, что особое место в мерчандайзинговом подходе отводится самим товарам как продавцам, поэтому важно правильно определить соответствующее соседство товара-продавца и самого товара. Для определения совместимого соседства можно использовать метод взаимосвязанных покупок. [20]

Используя методы и приемы мерчандайзинга, розничный  торговец может управлять восприятием посетителей, позиционировать те или иные товары, изменять структуру оборота в пользу более прибыльных (доходных, стратегически важных) марок и т. д. Мерчандайзинг не только способствует увеличению прибыли и объема продаж, но и позволяет создавать новые комбинации и сочетания товаров и товарных групп, обладающих большей потребительской ценностью в глазах покупателей. С этой точки зрения мерчандайзинг можно рассматривать как науку и искусство продаж, а предметом этой науки считать совершенствование предложения товаров в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершения покупки. [26]

Идея метода АВС анализа  строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80».

Данный метод анализа  получил большое развитие, благодаря  своей универсальности   и   эффективности.   Результатом   АВС   анализа   является

группировка объектов по степени влияния на общий результат. [5]

 

Метод АВС  основан на определении роли и  места каждой товарной группы в торгово-технологическом процессе магазина, учете их специфических особенностей и степени важности для потребителей. В отличие от метода импульсивных покупок, где прочие группы товаров, поведение посетителей и другие факторы ориентированы на увеличение продаж товаров импульсивного спроса, этот метод предполагает создание ситуации, при которой потенциал товаров-продавцов и поведение посетителей используются для продажи товаров пассивного спроса, дополняющих изделий, сопутствующих товаров и осуществления взаимосвязанных покупок [3].

Сущность  метода заключается в том, что товары объединяют в три группы в зависимости от отношения к ним потребителей, маркетинговых характеристик, места в формировании прибыли и организации торгово-технологического процесса торгового предприятия и других признаков. Их размещают в торговом зале таким образом, чтобы товары-продавцы в сочетании с поведением посетителей и другими факторами способствовали увеличению продаж тех товаров, которые нуждаются в поддержке и самостоятельно не могут быть проданы, но имеют значение для успешного функционирования предприятия. [12]

Информация о работе Организация закупочной деятельности предприятия оптовой торговли на товарном рынке