Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью курсового проекта является исследование основных направлений планирования маркетинга в организации.
Цель курсового проекта поставила перед собой выполнение следующих задач:
1) содержание маркетинговой деятельности;
2) эволюция маркетинговых структур и структур управления предприятием;
3) организационные структуры служб маркетинга;
4) общая характеристика ОАО ЧАЗ «Элара» и службы маркетинга на предприятии;
Введение ……………………………………………………………………..
Глава I. Маркетинг как системообразующая функция управления...
1.1. Содержание маркетинговой деятельности……………………………….
1.2. Эволюция маркетинговых структур и структур управления предприятием…………………………………………………………………….
1.3. Организационные структуры служб маркетинга…………………………
Глава II. Оценка планирования в организации (на примере ОАО ЧПЗ «ЭЛАРА») …………………………………………………………………
2.1. Общая характеристика ОАО ЧАЗ «Элара» и службы маркетинга на предприятии………………………………………………………………………
2.2.Анализ деятельности службы маркетинга и других организационных структур предприятия……………………………………………………………
ГЛАВА III. Совершенствование направлений планирования маркетинга в организации ОАО ЧПЗ "Элара"…………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………
На втором этапе эволюции маркетинга началось формирование так называемого маркетинга потребителя. Исходным тезисом этого направления развития маркетинга служило представление о том, что потребители неизбежно отдают предпочтение товарам с более высокими показателями качества, но при этом стремятся приобрести не столько сам товар как вещь, сколько ту потребительскую полезность, которая в нем воплощена. Отсюда главным в обосновании решений о производстве того или иного товара становится глубокое, всестороннее изучение прежде всего потребителя, его нужд и запросов, а также условий и факторов, под воздействием которых они формируются и развиваются.
Новый качественный поворот произошел в 50—60-е годы, когда, преодолев послевоенные трудности, экономически развитые страны вступили в новый этап развития. Маркетинг стал рассматриваться как процесс более широкий, чем внутрифирменное планирование и даже чем стратегия и тактика экономического поведения предприятия. Именно в этот период его начали воспринимать как "философию бизнеса" и в основных чертах была сформирована современная концепция маркетинга. Маркетинг был признан крупными корпорациями, что привело к серьезным изменениям в структуре внутрифирменного управления. Главное из них — это создание специальных маркетинговых служб и передача функций управления сбытом руководителю отдела маркетинга.
В методологическом отношении
главным достижением этого
На этом же этапе начал формироваться международный маркетинг, который называют также глобальным маркетингом. Он получил особенно широкое распространение в 80-е годы в связи с активизацией международной торговли, развитием туризма и других форм сотрудничества между различными странами.
В это же время развитие
теории маркетинга шло по линии применения
системного подхода к организации маркетинговой
деятельности. В терминах системного анализа
маркетинг рассматривается в двух аспектах:
как подсистема управления внутри предприятия, функционирование которой
обеспечивает связь между производителем
и потребителем, — микромаркетинг, и как подсистема внутри общества, посредством
которой достигается управление рынком
с целью удовлетворения потребностей
конечных потребителей, — макромаркетинг
Смысл социального маркетинга — значительное расширение сферы маркетинговой деятельности. Ее предметом становится не только рынок, но и общественно-политическая деятельность. Цель социального маркетинга - создание, осуществление и контроль над программами, направленными на усиление притягательности какой-либо социальной идеи (маркетинг идей), воспитание определенных норм и навыков поведения (например, кампания против курения) и т.п. Социальный маркетинг — это использование техники маркетинга в некоммерческих целях.
Консьюмеризм имеет своей целью создание и проведение в жизнь системы защиты прав потребителей.
Бихевиоризм — направление маркетинга, специализирующееся на изучении психологических аспектов поведения потребителей в процессе выбора и приобретения товаров, выявлении их мотиваций и предпочтений. С развитием бихевиоризма связана разработка одного из важнейших инструментов маркетинга — сегментации рынка, о котором более подробно будет сказано в дальнейшем.
Совокупность всех этих
направлений составляет основу современной
концепции маркетинга, являющейся методологической
основой практического маркетин
Третий этап эволюции маркетинга превратил его, по существу, в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство коммуникаций между фирмой и окружающей ее средой, в комплексную системную деятельность.
В этот период маркетинг стали рассматривать с позиций системного анализа на основе общей теории управления. Маркетинг постепенно становится одним из главных элементов корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на ее адаптацию к внешней экономической и политической средам. Маркетинговая деятельность превращается из односторонней связи предприятия с рынками сбыта в замкнутый цикл, в диалог фирмы с покупателем.
В середине 80-х годов
ситуация на рынке складывалась таким
образом, что условия процветания
отдельных предприятий или
Философский аспект означает приоритетное удовлетворение запросов покупателя или клиента, ориентацию на постоянное новаторство, приоритет долгосрочных целей деятельности над краткосрочными.
Поведенческий аспект заключается в постоянной заботе об образе фирмы и ее продукции, стимулировании чувственного, а не рационального восприятия продукта.
Информационный аспект предусматривает ориентацию на исследование рынка, формирование рынка на основе его значимости разработку стратегии и тактики маркетингового поведения исключительно на основе результатов проведенных маркетинговых исследований.
Аспект принципа действия означает применение комплексного системного маркетинга вместо одностороннего использования его отдельных функций.
Аспект дифференциации основыва
Организационный аспект предусматривает децентрализацию и гибкость управления.
Социальный аспект заключается в ориентации деятельности фирмы на охрану здоровья потребителей и окружающей среды, т.е. обеспечение соответствующих мер безопасности.
В связи с тем, что маркетинг является динамической системой, он не может остановиться в своем развитии. Это обусловлено тем, что маркетинг развивался и будет развиваться под влиянием происходящих изменений условий воспроизводства, реализации общественного продукта и функционирования капитала. Существуют следующие возможные, направления развития маркетинга в ближайшие годы.
Сверхмаркетинг. Его сущность состоит в том, что происходит концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению одной потребности.
Мультимаркетинг предусматривае
Турбомаркетинг заключается в сокращении времени на создание нового товара, т.е. представляет собой ответную реакцию на выявленный спрос.
Таргетинг (от англ. target — мишень) — переход к узкоцелевым маркетинговым программам, предусматривающим возможность оперативного реагирования с помощью комплекса маркетинговых мероприятий на сигналы рыночной среды при реализации сбытовых задач производителя.
Индивидуализированный маркетинг — деятельность, основанная на точном, детальном сегментировании рынка, нацеленная на удовлетворение потребностей узкого круга людей или даже конкретного человека.
Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что индивидуализированный маркетинг, или максимаркетинг, по сути, представляет четвертый этап эволюции маркетинга.
Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. — настоящее время)
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что 50-е и 60-е годы были временем расцвета массового маркетинга. В 70-е годы происходила сегментация и линейное расширение. В начале 80-х годов осуществлялся интенсивный маркетинг ниш, который разделил рынки на мелкие группы потребителей, каждая из которых обладает специфическими нуждами и запросами, требующими удовлетворения.
К концу 80-х годов маркетинг стал приобретать новые черты. Новый вид маркетинга имеет различные названия: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, составной маркетинг, многоплановый маркетинг, взаимосвязанный маркетинг, маркетинг на основе баз данных, маркетинг "один на один" и т.д. Но, по нашему мнению, ни одна из приведенных формулировок не описывает и не охватывает все, что происходит или должно произойти с таким явлением как маркетинг.
В настоящее время мировое сообщество осуществляет
процесс перехода от продажи практически
всем покупателям одной и той же вещи,
как было в предшествующие периоды, к удовлетворению
индивидуальных потребностей и вкусов
потребителей, снабжению их продуктами
и услугами, ориентированными на конкретного
человека.
В идеале маркетинг — это теория и практика оптимизации взаимоотношений в достаточной мере экономически и идеологически независимых людей и их общественных производственных объединений (формаций) в трудовой, общественной деятельности и в быту.
Маркетинг как наука
и реалии его использования для
развития экономики, благодаря усилиям
множества людей за многие годы его
осознанного и интуитивного использования,
вполне достиг философии ориентированной
1.3. Организационные структуры службы маркетинга.
Экономический смысл использования маркетинга состоит в ускорении отдачи от производственных фондов предприятий, повышении мобильности производства, уровня конкурентоспособности создаваемых технологий и товаров, обеспечении продвижения на рынки, и, особенно, на те из них, где может быть достигнут максимальный коммерческий успех.
То есть, маркетинг призван способствовать созданию и поддержке запаса конкурентной устойчивости предприятия.
Сердцевиной всей деятельности предприятия является товар. Если он не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то маркетинг не сможет улучшить его позиции на рынке.
Каждый товар пребывает на рынке ограниченное время. Жизненный цикл товара характеризуется несколькими стадиями: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. На этой объективной истине базируется маркетинговая деятельность. Самое важное - своевременно уловить стадию насыщения и в особенности – спада, поскольку сохранять в товарном ассортименте "больной" товар не только убыточно, но и вредно престижа фирмы.
Очевидно, что уже в обозримом будущем, они столкнутся с необходимостью переориентации со сбытовой деятельности на маркетинговую. При этом на первый план выдвинутся такие проблемы, как оценка производственно-ресурсных и сбытовых возможностей предприятия; анализ его финансово-экономического положения; развитие товарного ассортимента; диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала.
Служба маркетинга должна иметь статус координирующего, планирующего и контролирующего органа, а ее деятельность - удовлетворять следующим основным требованиям: компетентность, инициатива, мобильность, контактность, адаптивность, относительная простота, соответствие масштабам реализации и ассортименту, числу и характеру рынков сбыта. Эта служба должна решать, когда следует модернизировать изделия, чтобы не нести возросшие расходы по рекламе и реализации устаревшего товара и не снижать цену на него (т.е. определять оптимальную "рыночную новизну" товара); планировать товародвижение, в т.ч. сбытовых операций, и постоянно наблюдать за состоянием и перспективами развития рынка в области интересов своего предприятия, а также управлять соотношением "спрос-предложение" на товарных рынках
Для успешной деятельности службе маркетинга должны быть делегированы в рамках ее компетенции определенные права (полномочия):
· составлять проект программы деятельности предприятия;
· координировать и корректировать производственно-сбытовую деятельность и систему товародвижения, исходя из требований рынка;
· требовать согласования со службой маркетинга всех решений, Которые могут привести к изменению положения предприятия на рынке, поколебать его престиж или изменить имидж;
· контролировать выполнение маркетинговых мероприятий.
Организация маркетинговой деятельности или маркетинга включает:
· построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
Информация о работе Основные направления планирования маркетинга в организации