Основные направления планирования маркетинга в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является исследование основных направлений планирования маркетинга в организации.
Цель курсового проекта поставила перед собой выполнение следующих задач:
1) содержание маркетинговой деятельности;
2) эволюция маркетинговых структур и структур управления предприятием;
3) организационные структуры служб маркетинга;
4) общая характеристика ОАО ЧАЗ «Элара» и службы маркетинга на предприятии;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава I. Маркетинг как системообразующая функция управления...
1.1. Содержание маркетинговой деятельности……………………………….
1.2. Эволюция маркетинговых структур и структур управления предприятием…………………………………………………………………….
1.3. Организационные структуры служб маркетинга…………………………
Глава II. Оценка планирования в организации (на примере ОАО ЧПЗ «ЭЛАРА») …………………………………………………………………
2.1. Общая характеристика ОАО ЧАЗ «Элара» и службы маркетинга на предприятии………………………………………………………………………
2.2.Анализ деятельности службы маркетинга и других организационных структур предприятия……………………………………………………………
ГЛАВА III. Совершенствование направлений планирования маркетинга в организации ОАО ЧПЗ "Элара"…………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по планированию.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому более логичным кажется кооперационный метод построения данной деятельности по организации  производства новых товаров, когда  собственно производство нового товара происходит или в кооперации с  организацией - разработчиком, или в виде лицензионного производства конкурентоспособной и пользующейся спросом на российском рынке продукции. ТНП следует рекомендовать для лицензионного производства, а гражданскую продукцию - разрабатывать и производить сначала в кооперации, а затем - самостоятельно - силами предприятия.

Относительно коньюнктурно-экономических  исследований на ОАО "ЧПЗ "Элара" можно констатировать, что несмотря на начало в 90-е годы на предприятии  процесса конверсии и осуществленную попытку диверсификации производства (которая, как можно судить по анализу сбыта, была не слишком удачной), эффект этих мероприятий был незначительным ввиду неразвитости служб по проработке возможностей производства новой продукции. Например, был разработан малогабаритный телевизор "Элара", выпущена опытная партия, однако на этапе сбыта и дальнейшего развития возникли проблемы, связанные с недостаточной конъюнктурно-экономической проработкой (телевизор был слишком перегружен сервисными функциями, слишком дорог, то есть не соответствовал своему целевому рынку, возникли сложности и с доставкой комплектации).

Созданы новые службы коньюнктурно-экономических исследований: по поиску информации в печатных изданиях - кабинетных исследований, по изучению рынка электронных приборов и  комплектации. Изменена по товарно-рыночному принципу структура маркетинговых подразделений и центров ответственности.

Таким образом, на предприятии  существуют возможности для совершенствования  системы коньюнктурно-экономических  и научно-технических исследований, активизируется использование и поиск этих возможностей для цели трансформации деятельности ОАО "ЧПЗ "Элара" к концепции маркетинга.

Особенностью ОАО "ЧПЗ "Элара" является неоптимальная  для продаж невоенной техники  система сбыта. Здесь есть влияние  как общероссийских особенностей, в том числе - законодательства, так и руководства предприятия, потому что концепция маркетинга действительно является частью концепции управления и оптимизация на предприятии отдельно маркетинга, следовательно, невозможна без оптимизации структуры и концепции менеджмента. Для системы сбыта ОАО "ЧПЗ "Элара" характерны следующее основные особенности:

1. Объем реализации  гражданской продукции и товаров  народного потребления традиционно  небольшой и производится в  основном через розничные магазины  "Элара" и через коммерческий отдел;

2. Сбытовые структуры  на настоящий момент не приспособлены  к реализации крупных партий  продукции по причине ее небольшого  ассортимента и объема (отсутствует  соответствующий опыт), при этом  имеется опыт личных продаж продукции производственно-технического назначения (например, предприятие осуществило поставку комплекса "Квинт" для автоматизации технологических процессов на московскую электростанцию);

3. Отсутствуют долгосрочные  связи с крупными торгово-посредническими организациями; реализация в основном происходит через торговых агентов, а также - по взаимным поставкам;

4. Реализация гражданской  продукции и товаров народного  потребления не приносит "живых  денег", даже если рассматривать  их относительную долю в структуре общих поступлений от реализации продукции этих товарных групп;

5. На предприятии не  созданы условия для поддержания  системы стимулирования сбыта  - нет стабильной ценовой политики, практически нет опыта гибких  цен и организации системы  скидок, реклама в СМИ производится эпизодически (хотя попытки создания фирменного стиля продолжаются); таким образом. ОАО "ЧПЗ"Элара" не предпринимает активных попыток влияния на среду своего функционирования, то есть концепция маркетинга на фирме еще не действует в полную силу (кроме того, для активного влияния явно недостаточно денежных средств);

6. Часть гражданской  продукции и товаров народного  потребления (очень небольшая)  реализуется самими структурными  подразделениями, что способствует  поддержанию нездоровой конкуренции между службами предприятия, результат которой не превышает затраты (эта конкуренция мешает слаженной работе подразделений).

Для целей масштабной диверсификации производства на ОАО "ЧПЗ "Элара" в условиях падения  уровня государственных заказов  на военную продукцию   необходимо совершенствовать систему сбыта товаров, предназначенных для потребительского рынка. Особенно это касается сбыта товаров народного потребления.

Основой для перехода предприятия к современной концепции  маркетинга является оптимизация структуры управления, частью которого является маркетинг, в его современной трактовке. Как уже было сказано ранее, наиболее современной является концепция стратегического управления предприятием. Однако, несмотря на это, на ОАО "ЧПЗ "Элара" в настоящее время применяются методы бюджетного контроля и долгосрочного планирования, которые на современных западных предприятиях являются вчерашним днем, а для большинства российских - желательным будущим.

Основой для эффективного маркетинга является контроль результатов маркетинговой деятельности и конкретных маркетинговых мероприятий.

На предприятии в  настоящий момент существуют маркетинговые  службы, занимающиеся оценкой собственных  возможностей фирмы, изучением рынка, проведением мероприятий презентационного характера, формированием имиджа и  др.. При этом управление маркетингом, по сути, не централизовано, поэтому контроль за эффективностью маркетинга не централизован также и ведется субъективно, то есть основные критерии эффективности не сформированы и зависят от текущей ситуации. Поэтому маркетинговые мероприятия осуществляются зачастую не централизованно и не комплексно.

Практические рекомендации для решения текущих проблем.

Суммируя изложенное в данной  работе, можно выделить следующие текущие проблемы, стоящие перед представителем большой группы предприятий - производителей ВПК - ОАО "ЧПЗ"Элара":

1.    Изменение структур товарной продукции в сторону увеличения невоенных товаров, предназначенных для потребительского рынка.

1. 1. Снижение рентабельности предприятия.

1. 2. Изменение структуры себестоимости - рост доли сырья, материалов, комплектующих и других прямых материальных затрат в себестоимости товарной продукции.

1. 3. Снижение общей наукоемкости продукции и изменение требований к качеству, динамичности системы сбыта и сервиса.

1. 4. Необходимы изменения системы ценообразования (в том числе ценового контроля и общей ценовой политики) для невоенной продукции, доля которой растет.

2. Отставание научно-технической базы, необходимой для инновационного предпринимательства.

3.    Отсутствие соответственно развитой системы контроля и ответственности.

4.    Недостаточный порядок с организацией системы маркетинга на предприятии.

На решение этих проблем  могут оказать влияние маркетинговые  службы ОАО "ЧПЗ"Элара", сейчас находящиеся в стадии развития, наработки  опыта и нормативной базы.

Предоставленные полномочия директору по маркетингу, развитию производства и сбыту обеспечивают оптимальное взаимодействие схемы: разработка- производство -сбыт. Все возникающие проблемы и разногласия решаются в рамках одной системы- во главе с директором по маркетингу, производству и сбыту. Это требует прохождения меньшего числа инстанций и процедур согласования.

C практической точки  зрения предлагаю следующие рекомендации  для решения текущих проблем:         

 Организовать силами  планово-экономического отдела, информационно-вычислительного центра и главного бухгалтера разделение затрат по группировкам условно-переменных и условно-постоянных расходов.         

 Обеспечить маркетинговым  службам (ОВЭД и ОМиР) регулярный  доступ к отчетной и плановой  информации по затратам на товарную продукцию, а так же - к плану денежных выплат и поступлений.          

 Провести с участием  специалистов по маркетингу ревизию  фондов предприятия и рассмотреть  вопрос о реализации не использующихся  и не находящихся на обязательной (для военных целей) консервации.         

 Организовать из  числа имеющихся на предприятии  компетентных служащих группу, которая  могла бы стать основой для  отдела, централизовано занимающегося  проблемой эффективного использования  временно свободных денежных  средств, в том числе на производственные цели, на обеспечение финансирования разработки и постановки на производство новых товаров.          

 Принять за основу  среднесрочной стратегии ориентацию  на производство и продажу  гражданской продукции для платежеспособных потребителей (конкурентоспособные предприятия - производители; региональные и муниципальные власти, которые имеют денежные средства для реализации целевых программ; организации связи, энергетики, конкурентоспособные автомобилестроители).          

 Реорганизовать и включить в состав основного предприятия ранее самостоятельные фирмы концерна, которые производят продукцию, потребляющуюся в качестве полуфабриката только на головном предприятии.         

 Включить в перечень  функций маркетинговых служб  организацию и обеспечение сравнительной эффективности закупок необходимой комплектации, сырья и материалов.         

 Обучить всех сотрудников  маркетинговых служб основам  стратегии предприятия в краткосрочном  и долгосрочном периоде.         

 Организовать контролируемый поиск поставщиков готовых к промышленному внедрению конкурентоспособных разработок.          

 Для целей активизации  коньюнктурно-экономических исследований  приказом закрепить за маркетинговыми  службами обязанность концентрации  имеющейся и поступающей на предприятие информации. Обязать другие подразделения предприятия способствовать маркетинговым службам в достижении этой цели.         

 Разработать систему  регулярной отчетности маркетинговых  служб.         

 Создать временную  рабочую группу, которая бы занималась проблемой организации управленческого учета для целей организации контроля и достоверного бизнес - планирования деятельности предприятия.         

 Разработать систему  премирования сотрудников маркетинговых  служб, выступающих с предложениями по оптимизации маркетинговой деятельности на предприятии.         

 Для цели освоения  деятельности на потребительском  рынке организовать фирменный  сервисный центр по обслуживанию  ранее закупленного населением  сложного технического оборудования.

Выше изложенные методы при их реализации в текущем периоде, по моему мнению, должны способствовать становлению маркетинга на предприятии и улучшению в среднесрочном периоде финансово-экономического состояния ОАО "ЧПЗ"Элара".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

В первой главе рассматривается  само содержание маркетинга как науки  об управлении, определяется положение  ее по отношению к другим специфическим  экономическим наукам, т.е. выявляются  преимущества и важность изучения маркетинга.     Раскрывается понятие службы маркетинга как практическое осуществление положений данной науки, основные виды оргструктур, этапы развития, дается обзор развития служб маркетинга начиная с 20-х годов нашего века, когда прежние ориентации производителей на максимальное удовлетворение спроса потерпели крах в связи с перепроизводством. В основном этот кризис был актуален в США, где и были впервые пересмотрены прежние, традиционные методы производства и продаж. Сформулированный вывод о том, что производить товары нужно такого качества и количества, какие требуются и какие могут быть востребованы обществом. И вот начиная с 30-х годов на предприятиях начинают появляться специализированные службы, исследующие и прогнозирующие состояние рынков - предвестники современных служб маркетинга. Также в данной главе показано развитие и состояние маркетинга на зарубежных предприятиях и в нашей стране.

Сделан вывод о том, что неоценимую помощь в решении  задачи рационализации предпринимательской  деятельности и максимизации эффективности  может и должен оказывать маркетинг, воплощающий в себе мировой опыт производственно-рыночной деятельности. 

Выявляются особенности  российской экономики, в силу которых  невозможно просто перенести зарубежный опыт на наши предприятия. Показываются пути и факторы обновления и оздоровления предприятий. Одним из этих факторов как раз и является служба маркетинга, с преобразования которого и начинается возрождение предприятия, с последующим переходом к маркетинговой модели управления.

Информация о работе Основные направления планирования маркетинга в организации