Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является неотъемлемым звеном общественного производства товаров и услуг в широком смысле этой экономической категории. В широком понятии понятие производство объединяет 3 сферы общественной деятельности:
Непосредственное производство товаров и услуг;
Обмен произведённым;
Потребление.

Содержание

Введение
3
1. Специфика маркетинговой деятельности в розничной торговле
5
2. Состояние и перспективы развития маркетинга в розничной торговле РБ
19
3. Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых позиций организации на рынке
23
4. Анализ маркетинговой деятельности розничной торговли организации
31
5. Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле
37
Заключение
46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1. Специфика маркетинговой деятельности  в розничной торговле

5

2. Состояние и перспективы развития  маркетинга в розничной торговле РБ

19

3. Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых позиций организации на рынке

23

4. Анализ маркетинговой деятельности  розничной торговли организации

31

5. Основные направления совершенствования  маркетинговой деятельности в торговле

37

Заключение

46

Список использованных источников

49

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Торговля является неотъемлемым звеном общественного производства товаров и услуг в широком смысле этой экономической категории. В широком понятии понятие производство объединяет 3 сферы общественной деятельности:

  • Непосредственное производство товаров и услуг;
  • Обмен произведённым;
  • Потребление.

Более подробным рассмотрением понятия производство является разделение его на 4 стадии: производство, распределение, обращение, потребление. Таким образом, торговое предпринимательство осуществляет свою деятельность в сфере обмена, а точнее на стадии обращения, но не охватывает стадию распределения (финансы, перераспределение средств, капитала).

Торговля представляет собой отрасль хозяйства, выполняющую функции обращения товаров, обеспечивающую их движение из сферы производства в сферу потребления, то есть торговля – это коммерческая деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Иначе говоря, торговля – это коммерция, однако присутствуют свои нюансы.

Торговлю можно классифицировать:

  • по типу собственности: частная, государственная, кооперативная;
  • по движению товаров: оптовая и розничная;
  • по способу функционирования: внутренняя, внешняя, международная;
  • по сферам производства: сельскохозяйственная, продовольственная, промышленная.

Из всех отраслей сферы обращения розничная торговля в силу своего функционального предназначения является наиболее мобильной к изменениям внешней среды, в частности, изменениям потребностей населения, товарного предложения и ценовой политики рынка. Именно способность адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры выступает в качестве определяющего условия для обеспечения устойчивости розничной торговли как самостоятельной отрасли отечественной экономики.

Традиционно розничная торговля выполняла присущие ей торговые функции, вытекающие из целевой задачи существования торговли - торгового обслуживания населения - и элементов торгово-технологического процесса. Однако в последнее время многие торговые предприятия в процессе своей деятельности выполняют несвойственные им ранее функции, необходимость осуществления которых обусловлена резким ростом количества торгующих хозяйствующих субъектов, усилением конкурентной борьбы на местных рынках, которая приняла форму «борьбы за покупателя».

Данная работа является актуальной, учитывая, что в современных рыночных условиях для успешного продвижения товара необходима концепция маркетинга в деятельности торговой организации.

 

Особенностью курсовой работы является то, что торговая деятельность рассматривается в тесной взаимосвязи с маркетинговой деятельностью – деятельностью без которой современная торговля не была бы возможна.

Цель работы состояла в раскрытии сущности реализации концепции маркетинга в деятельности торговой организации, подчёркивание важности маркетинга в розничной торговле на данном этапе развития экономики Беларуси. Также  целью является на основании изученной темы определить основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

  • изучение специфики маркетинговой деятельности в розничной торговле,
  • изучение состояния и перспективы развития маркетинга в розничной торговле Республики Беларусь,
  • анализ ситуационного положения ТД «Энергетик» на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке,
  • анализ маркетинговой деятельности ТД «Энергетик»,
  • основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле.

Объектом изучения в данной работе выступает маркетинг, розничная торговля.

Предметом изучения выступает маркетинговая деятельность ТД «Энергетик».

При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Вопросы маркетинговой деятельности торговой организации рассматривались в работах А. В.  Абрютина, Л. А.Брагина, В. А. Гиркина, Л. Ю. Германова, В. Г. Лаптева, В. В. Басконова.

Данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. Специфика маркетинговой  деятельности в розничной торговле

 

Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного некоммерческого использования.

Функции розничной торговли:

  • за счет большого числа организаций розничной торговли происходит удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы. При этом, большие объемы поставок от поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и потребностям конечного покупателя;
  • через розничную торговлю производитель получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным индикатором регулирования объемов производства;
  • через розничную торговлю происходит освоение новых рынков и осуществляется продвижение новых товаров;
  • розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя. [2, с. 125]

Основой успешной деятельности розничной организации является его размещение на пути движения людских потоков. Это, прежде всего, центр города, центры городских районов, основные транспортные магистрали, зоны метро, центральные проспекты и улицы. Однако, затраты на аренду или покупку помещения для организации здесь также самые высокие. Возможно изолированное или групповое размещение организаций торговли. При выборе места для розничного магазина необходимо принять во внимание зону тяготения покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места проживания или прохождения на работу (с работы). Учитывая большую насыщенность розничными торговыми точками всех районов города, необходимо рассчитывать только на тех покупателей, которые могут находится от магазина в радиусе, равном 400-800 метров. Для размещения организации необходимо нанести на карту района все действующие торговые точки аналогичного профиля, включая рынки, лари и прочее, а также маршруты движения транспорта и реальные маршруты движения пешеходов. Наконец, следует оценить количество проживающих в этом районе, число, тип и размер расположенных поблизости организаций, количество приезжающих на работу из других районов города. Необходимо информация о потенциальных конкурентах в этом районе, о потребностях в товарах, которые планирует продавать новый магазин.

По итогам анализа устанавливается потенциальное число покупателей, которые будут пользоваться услугами открывшегося новой розничной организации. Как показывают опросы населения, на выбор места покупки влияют следующие факторы:

  • цена- 38 %
  • качество- 38 %
  • ассортимент- 42 %
  • персонал- 27 %
  • удобство расположения- 35 %
  • сервис- 10 %
  • услуги - 27 %
  • стимулирование покупок- 5 %
  • реклама - 15 %
  • атмосфера- 18 %
  • репутация- 20 %

Возможная схема классификации организаций розничной торговли приведена в таблице 1.1. Данную классификацию можно использовать при проведении сегментирования розничной торговли. [2, с. 127]

В магазинах самообслуживания отсутствуют продавцы в торговом зале. Покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу.

В магазинах самообслуживания, как правило, продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар.

В магазинах со свободным отбором товара в торговом зале находится продавец, к которому можно обратиться за справкой и получить нужную информацию. Например, откуда поставлен данный товар, имеется ли в наличие тот или иной товар, каков принцип работы технически сложного изделия и т.д.

В этих магазинах обычно продаются товары длительного пользования (мебель, бытовая техника, электроника и др.).

Таблица 1.1 - Классификация предприятий розничной торговли

Уровень обслуживания

Предлагаемый товарный ассортимент

Относительное внимание к ценам

Характер (форма) торгового обслуживания

Принадлежность магазина

Разновидность концентрации магазинов

Магазин самообслуживания

Специализированный магазин

Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный)

Торговля с заказом по почте, телефону

Корпоративная сеть

Центральный деловой район

Магазин со свободным отбором товара

Универмаг

Склад-магазин (кэш энд кэрри)

Торговые автоматы

Добровольная сеть

Разбросанное расположение

Магазин с ограниченным отбором товара

Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет

Магазин модных товаров

Торговля по электронным каналам

Потребительский кооператив

Районный торговый центр


 

Продолжение таблицы 1.1

Уровень обслуживания

Предлагаемый товарный ассортимент

Относительное внимание к ценам

Характер (форма) торгового обслуживания

Принадлежность магазина

Разновидность концентрации магазинов

Магазин самообслуживания

Специализированный магазин

Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный)

Торговля с заказом по почте, телефону

Корпоративная сеть

Центральный деловой район

Магазин со свободным отбором товара

Универмаг

Склад-магазин (кэш энд кэрри)

Торговые автоматы

Добровольная сеть

Разбросанное расположение

Магазин с ограниченным отбором товара

Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет

Магазин модных товаров

Торговля по электронным каналам

Потребительский кооператив

Районный торговый центр

Магазин традиционной торговли (через прилавок)

Комбинированный универсам-торговый комплекс (торговый дом)

Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки

Торговля по каталогу

Розничный конгломерат

Изолированное расположение


 

Магазины с полным обслуживанием продают дорогие индивидуализированные товары (модные товары, ювелирные изделия, картины и др.). Продавец призван быть консультантом покупателя, создавая ему комфортные условия.

Магазины, имеющие небольшой торговый зал, торгующий через прилавок. Покупатель, чтобы потрогать и внимательнее рассмотреть выбранный им товар, должен попросить продавца, который подает товар покупателю "из рук в руки".

Такой метод обслуживания используется при продаже любых малогабаритных товаров.

Товарный ассортимент розничной организации по своей структуре отличается от ассортимента оптовой организации, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время, как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

Специализированные магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимент, способный удовлетворить специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары.

Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.

Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Настоящее белорусское законодательство не определяет правила разделения магазинов на определенные виды, поэтому универсальный магазин может иметь свое название (маркет, минимаркет, универсам и т.д.).

Однако, по принятым на Западе понятиям бентама, супермаркета, гипермаркета, кроме обычных различительных признаков (широта ассортимента, площадь торгового зала), имеются и общие для них характеристики:

  • основная доля ассортимента
  • продовольственные товары и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров;
  • основная форма обслуживания
  • самообслуживание, кроме продажи рыбы, мяса, хлебобулочных, кондитерских (торты) изделий;
  • развитая система дополнительных услуг;
  • состояние для автомобилей.

Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле