Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности промышленного предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия;

Содержание

Введение….…………………………...…………………………………………...….3
1. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия
Особенности маркетинга промышленного предприятия ………….….……5
Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия.....…….……….………….9
Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………..…..15
2. Конкурентоспособность Любинского молочно-консервного комбината и пути ее повышения
2.1. Общая характеристика предприятия…………..……...………………………22
2.2. Анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и определение стратегии его развития…………………..…….……………………………………25
2.3. Пути повышения конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината.…………………….……...……………………………………………...38
Заключение…...………..……….....…….…………………………………………..40
Список литературы……...……..……..……….……………………………..……..46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 557.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [12, c. 25].

Конкурентоспособность предприятия - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, то есть выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение не только его  сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

С целью лучшего понимания  факторов конкурентоспособности рассмотрим их основные классификации, существующие в современной экономической  теории.

Сталкиваясь с международной  и внутренней конкуренцией, предприятие  должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности  по восьми факторам:

  1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  3. цена товара с возможной наценкой;
  4. финансы – как собственные, так и заемные;
  5. торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности [15, c. 95].

Наиболее фундаментальное  исследование факторов конкурентоспособности  предприятия было проведено в работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке». Детерминанты конкурентного преимущества предприятия представлены на рисунке 1.


 


 

 

 

 

 

 

Рис.1. Детерминанты конкурентного преимущества предприятия

Факторы конкурентоспособности  М.Портер напрямую связывал с факторами  производства:

  • людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы;
  • физические ресурсы – количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия;
  • ресурсы знаний – сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках;
  • денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия;
  • инфраструктура – тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы [7, c. 143].

Все факторы конкурентоспособности  предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов.

Во-первых, факторы конкурентоспособности предприятия делятся на основные и развитые.

Основные факторы –  это природные ресурсы, климатические  условия, географическое положение  страны, неквалифицированная и полуквалифицированная  рабочая сила. Развитые факторы –  современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.

Необходимо отметить, что деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, или  для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих и перерабатывающих отраслей, где в основном применяется стандартизованная технология. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Условием их создания является использование высококвалифицированных кадров и наукоемких технологий. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, то есть, не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.

Другим принципом деления  факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  конкурентоспособности делятся на общие и специализированные.

Общие факторы, к которым относятся  инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые в одной или ограниченном числе отраслей. Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются у значительного количества субъектов экономики. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное.

Следующий способ классификации  факторов конкурентоспособности предприятия  по М.Портеру – деление их на:

  • естественные (природные ресурсы, географическое положение);
  • искусственно созданные (техника, технология, экономическая среда).

Учитывая все вышесказанное, всю  совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия по отношению к нему, возможно подразделить на внешние и внутренние.

Внутренние факторы – это  объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению  собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами  следует понимать:

  1. меры государственного воздействия:
  • экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
  • административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
  1. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
  1. деятельность общественных и негосударственных институтов;

деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. Совокупность внутренних и внешних факторов конкурентоспособности предприятия представлена на рисунке в Приложении 1.

Специалисты различных областей знаний по-разному оценивают воздействие отдельных факторов на функционирование предприятий в рыночной среде и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную простоту предлагаемых подходов, недопустимо акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий [7, c. 312].

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия представляет собой  совокупность, с одной стороны, характеристик  самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов. В наибольшей степени повышение уровня конкурентоспособности предприятия возможно при наличии развитых и специализированных факторов, а конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих факторов, - это преимущество низкого порядка, имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.

 

1.3. Методы оценки  конкурентоспособности предприятия

В экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) оценка с позиции  сравнительных преимуществ —  сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности.

2) оценка с позиции  теории равновесия — в основе  данного метода рассматривается  положение, при котором каждый  фактор производства рассматривается  с одинаковой и одновременно  наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов.

3) оценка исходя из  теории эффективности конкуренции  — выделяют два подхода при  использовании данного метода:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия