Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности промышленного предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия;

Содержание

Введение….…………………………...…………………………………………...….3
1. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия
Особенности маркетинга промышленного предприятия ………….….……5
Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия.....…….……….………….9
Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………..…..15
2. Конкурентоспособность Любинского молочно-консервного комбината и пути ее повышения
2.1. Общая характеристика предприятия…………..……...………………………22
2.2. Анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и определение стратегии его развития…………………..…….……………………………………25
2.3. Пути повышения конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината.…………………….……...……………………………………………...38
Заключение…...………..……….....…….…………………………………………..40
Список литературы……...……..……..……….……………………………..……..46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 557.00 Кб (Скачать файл)

- структурный подход  — сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;

- Функциональный подход — оценка  конкурентоспособности согласно  данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли [11, c. 114].

4) оценка на базе качества  продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.

Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение  величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле (1):

                                       gi =Пi / Пin,                                                                  (1)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;

Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

Сводные индексы определяются по ряду параметров по формуле (2):

                                          Ип= ∑ ai *Ипi,                                                           (2)

где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);

Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.

В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в  конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».

Конкурентный статус фирмы представляет собой произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического  норматива и норматива возможностей определяется по формуле (3):

                                                                                         (3)

где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;

Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;

Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;

Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;

Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.

Для определения степени  соответствия действующей стратегии  оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки [3, c. 355].

  1. профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен в таблице 1.

Таблица 1

Профиль требований (1 — низшая оценка, 5 — высшая оценка)

В данном случае оцениваемое  предприятие сравнивается с двумя  конкурентами по шести ключевым факторам успеха. При этом конкурент А оказывается  относительно более сильным по уровню осведомленности о нем со стороны потребителей и организации сбыта, но слабее в отношении качества товаров. Конкурент Б относительно сильнее в отношении организации сбыта, однако слабее в плане инновационных возможностей, финансовой устойчивости и квалификации персонала [1, c. 365].

6) профиль полярностей  - в основе данного метода лежит  определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 2 приведен возможный профиль полярностей.

Таблица 2

Возможный профиль полярностей

Позитив

Негатив

        У нас имеется четкая организационная структура

     У них более рациональная организационная структура

     У нас продумана система управления

     У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы

    У нас хорошо поставлено планирование

     У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее


 

7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением [4, c. 152].

Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность».

Однако между данными  понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность  — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как  таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара.

  1. SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 3.

Таблица 3

SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия

 

Внутренняя среда

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Внешняя среда

узкая специализация;

малые транспортные

расходы

нехватка денежных средств для расширения производства

Возможности:

сохранение старых

позиций на

завоеванном рынке

Направленность стратегии:

Повышение конкурентоспособное и предприятия

Направленность стратегии:

Использовать преимущества узкой специализации

Внешние факторы:

ввоз импортных

продуктов

Направленность стратегии:

воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку

Направленность стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя


Источник: [8, c. 46].

9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

- концепция товара  и услуги, на которой базируется  деятельность предприятия;

- качество, выражающееся  в соответствии продукта высокому  уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной  наценкой;

- финансы - как собственные,  так и заемные;

- торговля — с точки  зрения коммерческих методов  и средств деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля  предприятия, позволяющая ему  позитивно управлять отношениями  с властями, прессой и общественным  мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его  способности не только предвидеть  запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет  построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности».

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому [15, c. 289].

Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

Таким образом, рассмотрены  все наиболее распространенные методы оценки конкурентоспособности  предприятия. Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции.

 

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЮБИНСКОГО МОЛОЧНО-КОНСЕРВНОГО КОМБИНАТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

Любинский молочноконсервный  комбинат был основан в 1939 году. Сегодня  ЗАО "ЛМКК" - крупнейшее предприятие  по переработке молока в Западной Сибири. Предприятие расположено в р.п. Красный Яр Омской области. Возглавляет предприятие уже более 25 лет генеральный директор Шостя Евгений Григорьевич.

В настоящее время на Любинском молочно-консервном комбинате производится следующая продукция: молочные консервы, цельномолочная продукция, сливочное масло, сухое молоко. Полный ассортимент продукции приведен в приложении 2. В настоящее время комбинат выпускает молочноконсервную продукцию в жестебанке и промышленной таре весом 32,38,50 и 63 кг. Товар проходит строгий контроль качества. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТ и ТУ. В 2008 году Любинский комбинат начал выпускать молочные консервы в новой упаковке – Дой-пак. Ежегодно появляются новые виды продуктов. Продукция на комбинате производится из натурального коровьего молока, поставляемого, ежедневно, с районов Омской области. Омская область знаменита своей огромной сельскохозяйственной базой, поэтому комбинат имеет уникальную возможность производить продукцию из свежего натурального коровьего молока.

«Любимо» является зарегистрированным торговым знаком Любинского молочно-консервного комбината. Сгущенное молоко выпускается под следующими марками: ТМ «Любимое молоко», ТМ «Любавинка», ТМ «Сибирь-Великая».

Сегодня территория комбината  обширна – 10,2га, на ней расположены 13 структурных подразделений. Наличие в собственности такой мощной производственной базы, даёт возможность комбинату осуществлять самостоятельно весь процесс производства молочных продуктов: от закупки сырья до выпуска готовой продукции в потребительской и промышленной упаковке.

Ежегодно предприятие  тратит значительные средства (более 100 млн. рублей)  на новые технологии, новое оборудование, новые продукты, ремонт своих  производственных цехов и модернизацию производства. Именно поэтому на сегодняшний день, несмотря на свой почетный возраст,  предприятие имеет современную, хорошо оснащённую производственную базу.

Главным направлением деятельности Любинского молочно-консервного комбината является постоянное и целенаправленное совершенствование технологических процессов, надежность и эффективность поставки. Именно это диктуется современными условиями рынка и  конкуренции. В этих условиях потребителя необходимо обеспечить разнообразным ассортиментом молочной продукции, ее высоким качеством и приемлемым уровнем цен.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия