Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:58, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей повышения конкурентоспособности производственно-ремонтного предприятия ООО «Хаб Тех Комплект».
Введение
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика сравнительного анализа конкурентов
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Сравнительный анализ конкурентов
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Хаб Тех Комплект»
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики
предприятия
3.2 Предложения по совершенствованию кадровой политики предприятия
Заключение
Список использованных источников
Аналитической
диагностикой называют процесс установления
диагноза с помощью бесконтактных
методов при использовании
Экспертная диагностика базируется на информации для целей диагноза, полученной контактными методами, посредством проведения специальных экспертных и социоэкономических опросов в ходе полевых исследований.
Имитационная
(модельная) диагностика позволяет
получить информацию об объекте диагноза
путем имитационного
Результатом диагностики должен быть диагноз, т.е. определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды. На основе установленного диагноза маркетолог разрабатывает маркетинговые мероприятия для улучшения или усиления потенциала конкурентного преимущества фирмы. Постановка диагноза конкурентной среды должна базироваться на сравнении. Результаты диагностики необходимы для формирования маркетинговой информации и разработки политики конкуренции фирмы.
Диагностика как процесс выявления сильных и слабых сторон как своей фирмы, так и фирм конкурентов дает возможность избежать антагонистических конфликтов в процессе взаимодействия конкурентов и более эффективно планировать и использовать свои силы и ресурсы.
Концепция
конкурентного преимущества должна
базироваться на упреждающем, превентивном
характере тактических и
Главными
направлениями обеспечения
Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентной ситуации на рынке, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [4].
Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.
Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную долю фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, но не обеспечивающих соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.
Таким образом,
соотношение «рыночной силы»
и «производительности» может характеризовать
уровень конкурентного
Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет: обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара; обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации. Дифференциация означает способность фирмы предложить покупателю товар, обладающий большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что обеспечивает большую прибыль.
Помимо этого перед предприятием стоит задача: на каком «по ширине фронта» рынке конкурировать – на всем рынке или на какой-либо его части (сегменте). Этот выбор можно осуществить, используя зависимость между долей рынка и рентабельностью фирмы.
Тезис о
том, что одним из решающих факторов
обеспечения
Фирмы, не обладающие возможностями для завоевания лидерства на рынке, должны сконцентрировать свои усилия на определенном сегменте и стремиться увеличивать там свои преимущества по отношению к конкурентам.
Успеха
добиваются не только крупные фирмы
с большей долей рынка, а также
относительно небольшие
В качестве
субъективных факторов выступают внутренние
ресурсы и особенности самого хозяйствующего
субъекта, поскольку сохранение и укрепление
конкурентных позиций на рынке, как правило,
сопровождается необходимостью привлечения
дополнительных ресурсов, которые направляются
либо на снижение издержек (тем самым формируются
более сильные позиции в рамках ценовой
конкуренции), либо на предложении уникальной
продукции. И то и другое характеризует
собой внутренние возможности предприятия
по созданию высоких входных барьеров.
В современной
теории управления принято выделять
четыре уровня или стадии конкурентоспособности
(приложение А). Каждому из них соответствуют
свои подходы к организации
При первом
уровне конкурентоспособности
Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы "осчастливить" потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению - излишества.
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.
Большинство
российских компаний, созданных "новыми
русскими" (первая модель), и бывших
государственных предприятий (третья
модель) независимо от масштабов бизнеса
находится именно на этом уровне конкурентоспособности.
Сюда же
"активно опускаются" и некоторые
компании из числа филиалов зарубежных
фирм (вторая модель). Часть наших предприятий,
применяющих
"отверточную технологию" или совместно
сбывающих готовые изделия, — еще один
пример предприятий второй модели, находящихся
на первом уровне конкурентоспособности.
Характерные черты российских предприятий
первого уровня конкурентоспособности
проявляются в следующем: понимание маркетинга
как одной из функций управления в лучшем
случае более важной, чем остальные. Отсюда
и вера в безграничные возможности рекламы
(особенно по телевидению) в продвижении
продукта; слепая приверженность примитивной
ценовой конкуренции. Считается, что достаточно
снизить цену (чем больше снизить — тем
лучше) и любые проблемы со сбытом "отпадут"
сами собой; чуть ли не органическое неприятие
исследования рынка. На таких предприятиях
маркетинг воспринимается как чисто сбытовая
работа. Недостаточное внимание квалификации
и мотивации работников, вопросам управления
персоналом. Здесь, как правило, высокая
текучесть кадров. При необходимости увеличить
объем производства нанимается дополнительный
персонал. О том, что такой подход, скорее
всего, негативно отразится на качестве
продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности,
не задумываются; непонимание роли фактора
управления в целом. Вопросы совершенствования
структур и систем, форм и методов управления
считаются излишеством. Ставка делается
на то, что было целесообразным или хорошо
зарекомендовало себя в прошлом (от типа
организационных структур управления
до систем внутрифирменного планирования,
когда любой техпромфинплан просто переименовывается
в бизнес-план).
Доминирование
в Российской Федерации (РФ) компаний
первого уровня конкурентоспособности
обусловлено, с одной стороны, слабостью
конкуренции на внутреннем рынке
из-за его не насыщенности, когда
многие бывшие государственные предприятия,
выпускавшие некачественную продукцию,
стоят, и потребителю ничего не остается,
как брать то, что завозится
из-за рубежа, тесными связями уцелевших
на рынке предприятий с местными
или федеральными органами власти,
бюджетными деньгами. С другой стороны,
оно объясняется упорством (заслуживающим
лучшего применения), с которым
органы государственной власти всех
уровней противятся банкротству
явно неконкурентоспособных
Компании второго уровня конкурентоспособности
стремятся сделать свои производственные
и управленческие системы "внешне нейтральными".
Это означает, что такие предприятия должны
полностью соответствовать стандартам,
установленным их основными конкурентами
на конкретном рынке (в отрасли или регионе).
Они пытаются воспроизвести у себя то,
что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально
заимствовать технические приемы, технологии,
методы организации производства у ведущих
предприятий отрасли, приобретать сырье
и материалы, полуфабрикаты и комплектующие
изделия из тех же источников, что и их
главные конкуренты.
Такие компании следуют тем же принципам
и подходам в управлении качеством продукции
и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных
заделов, устанавливают такие же по характеру
отношения с работниками на своем производстве.
К особенностям
предприятий второго уровня конкурентоспособности
в РФ относятся: превращение маркетинга
в главную функцию управления.
Эти компании обычно исповедуют концепцию
маркетинга, ориентированного на продукт.
Изучение рынка для них не пустой
звук, а планомерная повседневная
аналитическая работа, направленная
на определение тех "заветных струн"
в душе потенциальных потребителей,
которые можно задеть действительно
эффективной рекламой; стремление стать
маркетингово ориентированными фирмами,
в которых все процессы планирования
и развития производства базируются
уже на прогнозах сбыта, составляемых
при участии службы исследования
рынка, более изощренные формы и
методы конкуренции, где ценовая
конкуренция вытесняется
Однако любая копия всегда хуже оригинала.
На определенном этапе прямое заимствование
передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности
фирме. Перед руководством таких компаний
возникает вопрос если их предприятия
имеют другие сравнительные преимущества
в конкуренции на рынке, чем их главные
соперники, то зачем им нужно обязательно
придерживаться общих стандартов организации
производства и управления, установившихся
в отрасли? Те, кто находит правильные
ответы на этот вопрос, обычно "дорастают"
до предприятий третьего уровня конкурентоспособности
и становятся в один ряд с лидерами отраслей,
а не « плетутся у них в хвосте».
Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем: в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем; такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности ООО "Хаб Тех Комплект"