Привлечение спонсорских средств на проведение спортивных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 05:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
Исследовать научную и учебно-методическую литературу, материалы периодической печати по изучаемой проблеме.
Провести анализ подходов к исследованию проблемы финансирования спортивно-оздоровительных организаций.
Рассмотреть основы фандрайзинга по привлечению средств для реализации спортивных мероприятий.
Осуществить анализ деятельности фитнес-клуба «K² sport».

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к исследованию проблемы привлечения внебюджетных средств в деятельность спортивно-оздоровительных организаций
6
Методологический анализ подходов к исследованию проблемы финансирования спортивно-оздоровительных организаций
6
Теоретические основы фандрайзинга по привлечению средств для реализации спортивных мероприятий
14
Выводы по первой главе
29
Глава 2. Анализ и решение проблемы привлечения спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в фитнес-клубе «K² sport»
31
2.1. Характеристика деятельности фитнес-клуба «K²sport»
31
2.2. Маркетинговое исследование и анализ рынка фитнес услуг. Сегментирование рынка потенциальных спонсоров города Барнаула
35
2.3. Разработка рекомендаций по привлечению спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в фитнес-клубе «K² sport»
44
Выводы по второй главе
49
Заключение
52
Список литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Оксаны МК заоч..docx

— 240.65 Кб (Скачать файл)

ФЦП позволила разработать  подпрограмму «Результат». Владимир Путин на президентском Совете по спорту уже назвал ее бюджет: 40 миллиардов рублей выделяются государством на строительство, в частности, десяти центров для одаренных спортсменов, в том числе в Сочи, десяти школ-интернатов для особо одаренных детей, корта для шорт-трека, олимпийского трамплина, санно-бобслейной трассы, ледового дворца для фигурного катания. Создание баз на среднегорье и высокогорье, баз на юге страны – тоже серьезнейшая программа, которая вытекает из ФЦП и которая станет ее инструментом. Четкая и понятная цель ФЦП – создать необходимые условия и увеличить число россиян, регулярно занимающихся спортом, с 11 до 30 процентов. Таким образом, ФЦП государственная политика, направленная на реальное оздоровление нации. Важна в деле реализации программы поддержка партии «Единая Россия», которая, используя инструмент ФЦП, параллельно построила уже порядка ста объектов.

Еще один важный аспект –  политический, международный. Презентация ФЦП стала убедительным аргументом для опытнейших членов МОК в выборе Сочи в качестве столицы Олимпиады 2014. Гонку выиграл город, где нет ни одного спортивного объекта необходимого уровня. По мнению вице-премьера РФ Александра Жукова, государственная программа развития спорта – это весомый аргумент в любых международных переговорах, иллюстрация действенной социальной и экономической политики в нашей стране.

В России подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 гг. Проект данной концепции  уже согласован с соответствующими министерствами и ведомствами и готовится для внесения в правительство РФ. Государство планирует в течение нескольких лет укрепить систему физического воспитания и развития детско-юношеского спорта и активно формировать здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи [].

Концепция была разработана  Росспортом и ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 октября 2007 г. Пр-1766 «Перечень поручений по развитию физкультуры и спорта в образовательных учреждениях Российской Федерации». Разработчики концепции характеризуют свой документ как систему взглядов, принципов и приоритетов в спортивной сфере во всех образовательных учреждениях России. Кроме того, в проекте концепции была учтена значительная часть обращений граждан по вопросам физической культуры и спорта, ежедневно поступающих на имя Президента страны. Концепция станет ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского спорта, формирования их здорового образа жизни.

Данный проект предполагает, что в рамках реализации концепции  будут внесены изменения в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» в виде подпрограммы «Развитие детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы».

Основные задачи концепции  – совершенствование мер по финансовой поддержке развития детского спорта, а также оптимизация системы физического воспитания в школах. В частности, должна осуществляться финансовая поддержка деятельности детских спортивных организаций, школ, госучреждений спортивной подготовки для талантливых детей и подростков, а также создание необходимых условий для подготовки спортивного резерва. Таким образом, основными направлениями развития детско-юношеского спорта являются модернизация материально-технической базы, кадрового обеспечения, создание условий для развития детско-юношеского спорта по месту жительства.

Таким образом, в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития финансирования физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.

Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино  все элементы системы физкультурно-спортивного  движения страны – физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) – развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом.

Таким образом, основными  направлениями финансирования и развития сферы ФКС являются: выстраивание целой системы информационно-пропагандистской политики и создание новой национальной системы развития массового спорта.

 

1.2. Теоретические основы фандрайзинга по привлечению средств для реализации спортивных мероприятий

 

Фандрайзинг (от англ. fundraising (to raise fund)) – это:

  • увеличение ресурсов и сбор денежных средств.
  • деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты.
  • сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий.
  • методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.
  • поиск и привлечение финансовых ресурсов «под проект».
  • привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов [12].

На наш взгляд наиболее точное определение «фандрайзинг» было дано Л. А. Санкиным в его работе «Социально-культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений» – это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией с целью реализации, как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей [25].

Термин «фандрайзинг» был заимствован  в США, где он используется многие десятилетия преимущественно для  привлечения финансов в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца XIX - начала XX вв. и функционирующий наряду с частным и государственным секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные  устранять «провалы» рынка и государства [29].

В России фандрайзинг стал применяться  в 1990-х гг. с развитием некоммерческих организаций, деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач. Понятие «фандрайзинг» переплетается с такими сферами деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама. Такое взаимодействие обеспечивает разработку новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки спорта, а, следовательно, и развития фандрайзинга. Данная проблема является актуальной для России, где участие населения и государства в формировании доходов спортивной сферы находится на невысоком уровне.

В  РФ  можно встретить различные транскрипции  англоязычного термина – фандрейзинг,  фандрайзинг.  Как  указывает  Е.Л.  Шекова,  фандрейзинг (fund raising) является  более точным  переводом англоязычного термина,  означающего собирание, «добывание» средств (причем не только финансовых – к «трем бесценным дарам» относят не  только  деньги,  но  и время и имущество (в том числе и интеллектуальная собстбственность),  тогда как фандрайзинг (fund rising)  дословно  означает  только  лишь рост фондов.

Несмотря на разнообразие определений фандрайзинга целью, как  многие отечественные и зарубежные теоретики, так и практики, выделяют осуществление социально значимой деятельности. Основными задачами фандрайзинга являются: сбор средств, приобретение новых партнеров и друзей организации, возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.

Основными понятиями, без  которых не может существовать  фандрайзинг, являются такие понятия как: грант, заявка, донор, спонсор, грантодатели,  заявитель, проект, спонсорство, благотворительность, пожертвование, патронаж, членство, меценатство, государственные фонды, посреднические фонды и частные фонды.

Фандрайзинг по способу осуществления может быть «внутренним» и «внешним». Внутренний фандрайзинг – это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно. Внешний фандрайзинг – это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы [10].

Возможности получения средств  для реализации спортивных мероприятий можно разделить на 2 категории:

1.     Самофинансирование – когда средства организации складываются из членских взносов, добровольных пожертвований отдельных членов, средств, которые организация получает от целевых мероприятий.

2.     Внешнее финансирование – это гранты от фондов, физических лиц, коммерческих структур, правительства, местной администрации.

Результатом фандрайзинга могут  быть: денежные средства; время волонтеров; товары; услуги; снижение цен на товары/услуги [33].

Наиболее характерные  для России источники финансирования это пожертвования от частного и государственного бизнеса; гранты зарубежных фондов, финансирование из бюджета, доходы от собственной коммерческой деятельности, доходы от проведения благотворительных мероприятий, пожертвования частных лиц.

Фандрайзинг включает в себя отбор потенциальных дарителей, поиск контактного лица, непосредственно  обращение за пожертвованием (в виде письма, благотворительной акции, безадресного обращения либо обращения при  личной встрече). Во время встречи  с непосредственным дарителем ему  демонстрируется проект, который  нуждается в пожертвованиях, преодолеваются возникшие возражение, получается согласие (либо отказ) на пожертвование. После получения денежных средств - проводится проверка результатов и оценка возможности долговременных отношений [38].

Успешный фандрайзинг требует множества знаний и, не редко, интуиции. Очень важны аналитические качества специалиста, умение выстроить правильную стратегию, безошибочно определить заинтересованные в спонсорстве компании в том или ином случае.

При подготовке мероприятия необходимо разработать и провести рекламную кампанию самого мероприятия, определить ресурс возможностей интересных спонсорам, разработать структуру спонсирования, определить потенциальный круг спонсоров, разработать для каждого из них индивидуальный спонсорский пакет, подготовить отчеты для спонсоров по окончании мероприятия [42].

Одновременно должна существовать система, позволяющая и потенциальному спонсору ориентироваться в проектах, требующих спонсорского участия. Спонсор должен иметь возможность быстро получить перечень проектов, отвечающих его маркетинговым интересам, а также получить профессиональную консультацию о том или ином проекте [40].

Для привлечения финансирования из разных источников (конкретные люди, фонды, корпорации) используются разные способы. Единственный общий фактор заключается в том, что, общаясь  со всеми потенциальными спонсорами, нужно считаться с их интересами и проявлять дружелюбие и терпение - ведь выделение нужных средств  зависит от индивидуальных личностей, которые формируют свое суждение о размещении находящихся в их ведении ресурсов. И, пусть даже подсознательно, принимать свои решения они, все-таки, будут на основании своего личного отношения к организации - заявителю. А так как организация – заявитель – это, в сущности, люди, которые в ней работают, то и решение о финансировании будет зависеть от того, как ее менеджмент и штатные работники себя будут вести [20].

Все складывается из мелочей: как проводить опрос посетителей, как поддерживать порядок в помещениях, как должны выглядеть печатные материалы и т.д. и т.п. Но ведь именно от этих моментов зависит то, как воспринимает организацию публика. Каждая организация обладает определенной репутацией: об одной говорят, что она милая и гостеприимная, о другой - что она слишком официальная и мрачная; говорят, что такая-то организация старается изо всех сил, а такая-то работает очень небрежно. Когда рассматривается заявка на финансирование, все эти вещи вспоминаются [24]. 

Получить спонсорские  средства не реально, если:

- заявка составлена непонятно  и «рыхло»;

- представитель организации  обладает на редкость неприятными  манерами.

Если организация не выполняет  условия предоставленного гранта или  использует средства не так, как это  было предусмотрено спонсором, то гарантирована дальнейшая дисквалификация. Это касается всех источников финансирования, потому что они контролируются живыми людьми, имеющими память — иногда очень и очень долгую, и в зависимости от того, что именно об организации запомнят, это может обернуться вам как добром, так и большими неприятностями [12].

Заниматься фандрайзингом - очень увлекательно. Это требует  творческого подхода и в чем-то похоже на игру. Игра эта требует тщательно продуманной стратегии, и в ней не бывает «ничьей». Но довольно распространено предубеждение: «Как можно просить деньги!». Но если просить их для себя, то, конечно же, это унижение. Совсем другое дело просить профинансировать часть четко сформулированной и важной миссии; просить, чтобы могло произойти нечто замечательное — что-то такое, что принесет пользу и счастье людям, которым служит организация. Не нужно «клянчить». Нужно предлагать потенциальному донору возможность совершить нечто значительное. И очень важно относиться к фандрайзингу именно так. А еще - считать это делом захватывающим и веселым. Если так будут настроены люди, отвечающие в организации за фандрайзинг, то и все потенциальные спонсоры обязательно заразятся энтузиазмом и чувством радости. Спонсору должно быть весело давать деньги. Люди всегда испытывают радость, сделав что-то хорошее для ближнего! Нужно сделать так, чтобы такое чувство испытал всякий, кто будет давать что-то организации. Эти люди должны почувствовать, что они - особенные, что их очень высоко ценят. Этого, в сущности, не так уж трудно добиться, и в этом-то и состоит часть всего удовольствия [31].

Информация о работе Привлечение спонсорских средств на проведение спортивных мероприятий