Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 18:29, курсовая работа
Понятие маркетинг появилось в западной литературе в конце 19 века. В 1908 г. в США была создана первая коммерческая маркетинговая организация, а в 1926 году создана национальная ассоциация маркетинга и рекламы, а на ее основе сформировано Американское общество маркетинга (переименованное в 1973 году в Американскую маркетинговую ассоциацию АМА). В период с 1930 по 1940 года национальные ассоциации маркетинга уже были созданы в большинстве экономически развитых стран мира. А в 1950 – 1960 годах была сформирована международная федерация маркетинга. В России подобное общество (Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР) было создано только в 1976 году и только в 1995 году была создана Российская Ассоциация Маркетинга - РАМ. Однако, не смотря на это, в настоящее время в России маркетинг уже успел занять прочное место в деятельности организаций и предприятий
Введение 3
Глава 1 стр.4
Классификация рынков стр.5-6
Общий подход к сегментированию стр.7
Критерии сегментации стр.8-16
Методы сегментирования стр.17-30
Выбор целевых сегментов. Критерии оценки
перспективных сегментов стр.31-34
Позиционирование сегмента стр.35-41
Глава 2 стр.42
Результаты анкетирования стр.42
Заключение стр.43
Список литературы стр.45
Рис. 1
Географическое сегментирование — деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города, районы и т.д. Использование данного критерия часто является начальной точкой сегментации. Географические сегменты обычно легко определить и измерить, необходимая для этого информация часто доступна из вторичных источников. В чистом виде географическое сегментирование имеет ограниченное применение. Оно является наиболее полезным прежде всего в сфере услуг, где территориальная принадлежность играет важную роль.
Демографическое сегментирование — деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность, раса. Демографические сегменты, так же как и географические, обычно легко определить и измерить, необходимая информация часто доступна из вторичных источников. Данная сегментация обычно проводится совместно с применением других критериев, так как потребности в одной, скажем, возрастной группе могут сильно различаться для разных групп людей. Правда, отдельные продукты имеют выраженную ориентацию на определенные категории людей — например, рынок косметики обычно первоначально сегментируют на косметику для женщин, мужчин и детей.
Какие демографические переменные используются для сегментирования?
1. Возраст и этап жизненного
цикла семьи. Потребности и возможности
покупателей меняются с
уже отличается по своему потребительскому потенциалу, скажем,
от
3-месячного. Осознав это, фирмы игрушек
разрабатывают различные
игрушки для последовательного использования
их детьми в течение
каждого из месяцев первого года жизни.
Не всегда оказывается верной установка
на определенный возраст и этап жизненного
цикла
семьи. Например, фирма «Форд моторе» использовала
возрастные характеристики покупателей,
когда создавала целевой рынок для своей
модели «Мустанг». Автомобиль был рассчитан
на молодых людей,
которые предпочитают недорогую спортивную
машину. Но вскоре
выяснилось, что «Мустанг» покупают представители
всех возрастных
групп. Целевым рынком «Мустанга» оказались
все, кто молод душой.
2. Пол. Сегментирование по признаку пола уже
давно проводится
применительно к одежде, принадлежностям
по уходу за волосами,
косметике и журналам. Время от времени
возможность сегментирования по признаку
пола обнаруживают и на других рынках.
Большинство марок сигарет без различия
используются как мужчинами, так и
женщинами. Однако на рынке стали все чаще
появляться «женские»
сигареты с соответствующим ароматом,
в соответствующей упаковке, реклама которых
делает акцент на образе женственности
товара.
Потенциал сегментирования
по признаку пола существует
и в автомобилестроении. С ростом
числа женщин, имеющих собственные машины , некоторые
автомобильные компании наращивают вы-
пуск чисто «женских» автомобилей.
3. Уровень доходов. Старым приемом деления рынка применительно
к таким товарам и услугам, как автомобили,
одежда, косметика,
образование и путешествия, является сегментирование
по признаку
уровня доходов. Иногда возможности такого
сегментирования осознаются и в других
отраслях деятельности, например при изготовлении
спиртных напитков.
В то же время по уровню доходов не всегда
можно определить
потребителе!! того или иного товара. В США
долгое время считали,
что рабочие покупают автомобили «Шевроле»,
а управляющие—
«Кадиллаки». Но на практике многие управляющие
приобретали себе
«Шевроле», а некоторые рабочие — «Кадиллаки».
4. Сегментирование по нескольким демографическим параметрам.
Большинство фирм проводит сегментирование
рынка, сочетая различные демографические
переменные. Например, многофакторное
сегментирование можно вести по признакам
возраста, пола и уровня
доходов.
Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в
выделении групп потребителей на основе
общности социальной и профессиональной
принадлежности, уровням образования
и доходов. Все эти
переменные рекомендуется рассматривать
во взаимосвязи друг с другом или
с переменными других критериев, например,
демографических. Заслуживает
внимания объединение выделенных групп
по доходу с группами по возрасту,
в том числе главы семьи.
Рассмотренные выше три группы критериев
представляют собой общие
объективные критерии сегментации рынка.
Однако зачастую однородные по
общим объективным критериям сегменты
оказываются значительно дифференцированными
с точки зрения их поведения на рынке.
Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Жизненный стиль характеризует то, на что потребители тратят свое время, как они отдыхают, в каких домах и квартирах живут, что из себя представляет интерьер их жилищ, что является их хобби и др. Эти критерии представляют собой индикаторы внутренних сил, мотивирующие действия покупателей. Они гораздо точнее характеризуют возможную реакцию покупателей на тот или иной товар.
Вследствие того, что психографические критерии сложнее измерить по сравнению с другими критериями сегментирования, их зачастую используют для лучшего понимания потребителей, просегментированных с помощью других критериев.
При психографическом сегментировании покупателей разделяют на группы в зависимости от принадлежности к общественному классу, образа жизни или характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.
/. Общественный класс. Принадлежность
к общественному классу
сильно сказывается на предпочтениях
человека в отношении автомобилей, одежды, бытовой
утвари, на проведении досуга, его читательских
привычках, выборе розничных торговых
точек. Многие фирмы
проектируют спои товары и услуги в расчете
на представителей конкретного общественного
класса предусматривая свойства и
характеристики, которые импонируют именно
этому классу. К сожалению,
исследования формирования классовой
структуры российского общества в переходный
период немногочисленны.
2. Образ жизни. Влияет па заинтересованность в тех
или иных товарах и образ жизни потребителей.
Продавцы все чаше прибегают к
сегментированию рынков по этому признаку.
Например, планируется создать джинсы
для следующих групп мужчин: любители
удовольствий, «традиционные» домоседы,
непоседы из рабочих, «деловые
лидеры» или преуспевающие «традиционалисты».
Каждой группе нужны джинсы особого покроя,
по разной цене, предлагаемые с помощью
разных рекламных текстов, через разные
торговые предприятия.
Если фирма не объявит, представителям
какого образа жизни предназначен товар,
ее джинсы могут не вызвать интереса.
3. Тип личности. Характеристики
личности также используются
продавцами в качестве основы для сегментирования
рынка. Производители придают своим товарам
такие характеристики, которые соответствуют
личным характеристикам потребителей. Например, замечено, что типы личности
американских владельцев машин с откидным
верхом и жесткой крышей различны. Первые
более активны, импульсивны и общительны.
Известны методики успешного сегментирования
рынка на основе
черт характера применительно к таким товарам и услугам, как женская косметика,
сигареты, страхование и спиртные напитки.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.
При этом под отношением понимаются устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение покупателей.
В соответствии с этим выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.
Сегментация по обстоятельствам применения — деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи совершения покупки или использования продукта.
Сегментация на основе выгод (достоинств) — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, достоинств, которые ищет потребитель в продукте. Например, курение для одной категории потребителей является важнейшей жизненной потребностью, для других — только элементом определенного имиджа.
Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его потребителями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей. Например, можно ориентировать свою рыночную деятельность на превращение пользователей-новичков в регулярных пользователей. Разные предприятия ориентируют свою деятельность на различные группы пользователей, к тому же последние требуют разных методов продвижения продукта.
Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта и обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя — характеристика, в соответствии с которой покупателей классифицируют на не осведомленных и осведомленных о продукте, на хорошо информированных о свойствах продукта, на проявивших интерес к нему, на желающих его купить и на намеренных его купить. Маркетинговый план разрабатывается с учетом распределения покупателей по разным стадиям их готовности к совершению покупок.
При сегментировании рынка на основе поведенческих особенностей можно разделить покупателей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Поведенческие переменные считают наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.
1. Поводы для совершения покупки.
Покупателей можно различать
в
зависимости от повода возникновения
идеи покупки или использования товара. Например, поводом для воздушного
путешествия может послужить предпринимательская
деятельность, отпуск или семейные проблемы.
Авиакомпания может специализироваться
на обслуживании людей, у которых преобладает
один из этих поводов.
Сегментирование на этой основе может помочь фирме поднять
степень использования товара. Например,
апельсиновый сок пьют на завтрак. Фирма-производитель
может попытаться дать его рекламу как
напитка, подходящего к обеду. Некоторые
праздники можно своевременно пропагандировать
с целью увеличить сбыт конфет и цветов.
2. Искомые выгоды. Одна из действенных
форм сегментирования —
классификация покупателей на основе
тех выгод, которых они ищут.
Обнаружено, что в США примерно 23% покупателей
приобретали
часы по самым низким ценам, 46% руководствовались при покупке
факторами долговечности и качества товара,
а 31% покупали часы в
качестве символического напоминания
о каком-то важном событии.
В те годы наиболее известные часовые
компании почти полностью
переключили свое внимание на третий сегмент,
выпуская дорогие
часы, подчеркивающие престиж, и продавая
их через ювелирные
магазины. Небольшая фирма решила сосредоточиться
на двух первых
сегментах, создала и стала продавать
часы марки «Таймекс». Благодаря принятой
стратегии сегментирования фирма превратилась
в крупнейшую часовую компанию мира.
Для сегментирования на данной основе необходимо выявить выгоды, которые люди ожидают от товаров конкретного класса, определить разновидности потребителей, ищущих каждую из этих основных выгод, и основные марки, которым в той или иной мере присущи эти выгоды. Фирма может также заняться поисками какой-то новой выгоды и выпустить на рынок товар, который обеспечивает эту выгоду.
3. Статус пользователя рынки можно разбить на следующие сегменты: лица, не пользующиеся товаром, бывшие пользователи, потенциальные пользователи, пользователи-новички и регулярные пользователи. Крупные фирмы, которые стремятся заполучить себе большую долю "рынка, особенно заинтересованы в привлечении к себе потенциальных пользователей, а более мелкие компании стремятся завоевать регулярных пользователей. Потенциальные и регулярные пользователи требуют различных маркетинговых подходов.
4. Интенсивность потребления. Рынки
можно также разбивать по
группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активные пользователи,
как правило, составляют небольшую часть
рынка, однако на их долю приходится большой
процент общего объема потребления товара.
На примере потребления пива в США можно
видеть, что 68% опрошенных его не пьют.
Оставшиеся 32% составляют две группы по
16% в каждой: слабые потребители (12% общего
объема потребления пива) и активные (88%).
Большинство пивоваренных фирм ориентируется
на активных потребителей.
У активных потребителей товара общие
демографические и психографические характеристики, а также
общие приверженности к
средствам рекламы. Известно, что среди
активных потребителей пива
больше рабочих, чем среди слабых потребителей,
и что их возрастет 25 до 50 лет, а не до 25
и свыше 50 .'ют, как это наблюдается среди
слабых потребителей. Они обычно смотрят
телевизор более трех с половиной часов
вдень, а не менее двух часов, как слабые
потребители, и при этом предпочитают
спортивные программы.