Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 18:29, курсовая работа
Понятие маркетинг появилось в западной литературе в конце 19 века. В 1908 г. в США была создана первая коммерческая маркетинговая организация, а в 1926 году создана национальная ассоциация маркетинга и рекламы, а на ее основе сформировано Американское общество маркетинга (переименованное в 1973 году в Американскую маркетинговую ассоциацию АМА). В период с 1930 по 1940 года национальные ассоциации маркетинга уже были созданы в большинстве экономически развитых стран мира. А в 1950 – 1960 годах была сформирована международная федерация маркетинга. В России подобное общество (Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР) было создано только в 1976 году и только в 1995 году была создана Российская Ассоциация Маркетинга - РАМ. Однако, не смотря на это, в настоящее время в России маркетинг уже успел занять прочное место в деятельности организаций и предприятий
Введение 3
Глава 1 стр.4
Классификация рынков стр.5-6
Общий подход к сегментированию стр.7
Критерии сегментации стр.8-16
Методы сегментирования стр.17-30
Выбор целевых сегментов. Критерии оценки
перспективных сегментов стр.31-34
Позиционирование сегмента стр.35-41
Глава 2 стр.42
Результаты анкетирования стр.42
Заключение стр.43
Список литературы стр.45
С одной стороны, эти группы характеризуются определенными потребительскими запросами и предпочтениями, а с другой — они достаточно однородны и по социально-экономическим, и по демографическим признакам.
В рассматриваемом примере получены следующие обобщенные типы потребителей:
А — «избирательный»,
Б — «независимый»,
В — «безразличный».
При описании типов потребителей одежды
будем пользоваться суммар-
ными типами А и Б, объединяющими мужчин
и женщин вследствие иден-
тичности их потребительского поведения.
Тип А — «избирательный». Его представители
проводят тщательный от-
бор появившихся модных новинок, приобретают
изделия избирательно, в
зависимости от своего вкуса, выработанного
в соответствии с представлением образа
своего «я». Тип А — самый многочисленный,
сюда отнесено 50,2% объектов исследуемой
совокупности. Это самый «женский» тип
— женщины составляют 80,1%, самый «городской»
— около 85% проживают в городе, и, наконец,
самый молодой — средний возраст женщин
32 года, мужчин — 33,3 года. Большую часть
типа А составляют служащие, ИТР, студенты.
Здесь самые высокие уровни образования
и среднедушевого дохода.
При покупке одежды потребителей данного
типа не отпугивает цена,
Наибольшее значение для них имеют такие
свойства одежды, как качество,
удобство, соответствие моде, оригинальность,
что коррелируется с их общей
установкой на соблюдение принципа моды
в одежде в совокупности с соб-
ственным вкусом.
Тип Б — «независимый». Его представители одеваются
независимо от
моды, сдержанно реагируют на появление
модных новинок, приобретая как
модные, так и немодные вещи. Для них главным
является верность своему
стилю, который в данный момент может быть
и несовременным. Эти потре-
бители консервативны в своем поведении
по сравнению с потребителями,
входящим в тип А. По численности тип Б
занимает второе место, сюда
отнесено 41,7% объектов исследуемой совокупности.
По возрасту данный тип старше, чем «избирательный».
Большей частью это люди среднего возраста
от 30 до 55 (мужчины до 60) лет. Здесь больше
жителей села и меньше жителей города.
Представители типа Б — в основном рабочие,
служащие, работники сельского хозяйства.
По уровню образования и среднедушевого
дохода они уступают потребителям типа
А. Здесь больше семей, состоящих из 4—5
человек.
Представители типа Б реже обновляют
свой гардероб, чем потребители
типа А, зачастую отказываются от покупки
из-за высокой цены. При выборе
покупки они чаще прислушиваются к советам
родных и рекомендациям про-
давцов, больше внимания обращают на такие
свойства одежды, как долго-
вечность, легкость чистки, стирки. Вместе
с тем они считают, что
привлекательность, качество, удобство
— важные свойства одежды.
Тип В — «безразличный». Это самый однородный
по составу тип. Для
всех его представителей фактор моды не
имеет никакого значения, главное
чтобы изделия были недорогими, практичными
и хорошо сшитыми. Тип са-
мый малочисленный, по проведенной классификации
сюда отнесено лишь
8,1% объектов исследуемой совокупности.
По возрасту данный тип самый
старший, основу его составляют лица старше
45 лет — рабочие, работники сельского
хозяйства, служащие и пенсионеры. Этот
тип характеризуется са-
мыми низкими образовательным уровнем
и среднедушевым доходом.
В выборе покупки потребители группы
В бывают несамостоятельны, для
них первостепенную роль играют советы
родных и продавцов. Как правило,
представители данного типа отказываются
от покупки, если цена на нее
высока. Важное значение для них имеют
такие свойства изделий, как теп-
лозащищенность, водонепроницаемость,
удобство, долговечность и качество,
а также цена.
На данном примере показана возможность сегментирования отечественного рынка одежды по демографическим факторам, социально-экономическим и поведенческим признакам. Группы потребителей могут формироваться более детально, с выделением более малочисленных подгрупп.
Можно выделить некоторые "базовые" методы сегментирования. Важнейшим из них является кластерный анализ потребителей (таксономия). Кластеры потребителей формируются объединением в группу тех, кто дает сходные ответы на заданные вопросы. Покупатели могут быть объединены в кластер, если они имеют сходный возраст, доход, привычки и т.п. Сходство между покупателями основывается на разных измерителях, но часто в качестве меры сходства используется взвешенная сумела квадрата различий между ответами покупателей на вопрос. Выходом алгоритмов кластеризации могут быть иерархические деревья или объединение потребителей в группы. Существует достаточно большое количество кластерных алгоритмов.
Например, в США широко распространен кластерный анализ систем, называемый PRIZM, который начинает кластеризацию, сокращая набор из 1000 возможных социально-демографических показателей. Данная система формирует социально-демографические сегменты для всей территории CШA. Так, выделен кластер 28 - семьи, которые попали в этот кластер, включают лиц с наиболее успешной профессиональной или управленческой карьерой. Этот кластер также отражает высокий доход, образование, собственность, приблизительно средний возраст. Хотя данный кластер представляет только 7% населения США, он является критическим для предпринимателей, продающих дорогие товары.
Существуют другие примеры сегментации потребителей на основе кластерного анализа. Например, среди "психологических" секторов весьма важное место занимает "отношение потребителя к новизне товара" (рис. 3)
Как видно из приведенных данных, наибольшее число потребителей относится к числу обычных покупателей.
Сегментация потребителей на основе кластерного анализа является "классическим" методом. В то же время существуют приемы сегментирования рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. Особое значение приобретает сегментация по продукту, базирующаяся на изучении долгосрочных тенденций на рынке. Процесс разработки и производства нового изделия, завершения крупных инвестиционных программ требуют достаточно продолжительного периода, и правильность результатов анализа рынка, оценки его емкости здесь особенно важна. В условиях работы на традиционный рынок стандартной продукции расчет его емкости может быть осуществлен путем использования метода суммирования рынков. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно проводить сегментацию рынка только в одном направлении - определение групп потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод составления функциональных карт - проведение своего рода двойной сегментации, по изделию и потребителю.
Функциональные карты могут быть однофакторными (сегментация проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и многогофакторными ( анализ того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке) С помощью составления функциональных карт можно определить на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.
При разработке новой продукции данная методика предполагает, что должны учитываться все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений, и одновременно технические параметры нового изделия, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителя; определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений; все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой из групп потребителей.
Такой подход позволяет уже на стадии разработки увидеть, какие параметры изделия нуждаются в конструкторской доработке, или определить, есть ли достаточно емкий рынок для данной модели.
Приведем пример подобного анализа рынка применительно к разрабатываемому проекту компьютеров "Apple" ( рис.4)
"Сегментация рынка персональных компьютеров и факторы, учитываемые при разработке изделий для него (1982)2"
Факторы |
Сегменты рынка по группам потребителей |
Модель | ||||||
Дома |
В школе |
В вузе |
В дом. кабинете |
В мелком бизнесе |
В корпорации |
А |
В | |
Технические хар-ки |
* |
* |
*** |
** |
** |
** |
*** |
** |
Цена |
*** |
*** |
** |
*** |
*** |
** |
0 |
** |
Особые качества |
* |
* |
** |
* |
* |
* |
** |
* |
Надежность |
** |
* |
* |
** |
** |
* |
0 |
** |
Удобство в исп-ии |
** |
** |
* |
** |
* |
0 |
*** |
*** |
Совместимость |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
*** |
0 |
0 |
Периф-е оборудование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
*** |
0 |
0 |
Прог-е обеспечение |
* |
* |
** |
** |
** |
*** |
* |
** |
Рис.4
*** - очень важный фактор
** - важный фактор
* - маловажный фактор
0 - незначительный фактор
Этот несложный анализ показывает , что модель А - компьютер без рынка, а модель В - наиболее подходящий продукт для университетов и мелкого бизнеса.
Компания в свое время поставила на компьютер А и проиграла.
Вообще, в мировой практике используются 2 принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию - (смотри:общая схема сегментного анализа (рис. 5) )3
В рамках первого метода. именуемого "а рriory" предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод "а рriory" используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. "A priory" допустим и при формировании новой продукта, ориентированного на известный сегмент рынка.
В рамках второго метода, именуемого "post hoc ( cluster based) подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении продаваемого продукта.
Сегментирование по методу "a priory"
При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно мал по отношению к исследуемому изделию. Количество сегментов, как показывают исследования, не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному "размыванию" признаков.
Например, при сегментации по уровню дохода рекомендуется разбивка всех потенциальных покупателей на равные по объему сегменты, с учетом того, чтобы объем каждого из сегментов был, по крайней мере, не меньше предполагаемого объема реализации услуг, основанного на знании производственных мощностей предприятия. Наиболее удачным примером, поясняющим вышесказанное и демонстрирующим возможность разбивки потенциальных потребителей на устойчивые сегментные группы, может послужить сегментация населения по признаку дохода, когда все население разбивается на пять 20% групп. Представленное распределение объема доходов по пяти 20% группам населения приводится регулярно в статистических сборниках и сводках, аналогично, представленному в рис.64