Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:26, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является, проведение маркетинговых исследований и разработка мероприятий по выпуску нового товара на предприятии ОАО «ИФЗ» и получение дополнительной прибыли, а главное увеличение доли рынка.
Задачи дипломной работы:
изучить содержание, значение и методики проведения маркетинговых исследований;
дать характеристику и провести анализ деятельности предприятия;
разработать предложения по выводу нового вида фарфоровой продукции на выбранный сегмент рынка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
Глава 1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………….....6
1.1 Содержание и направления маркетинговых исследований……….....6
1.2 Тип маркетинговой информации и источники ее получения………..9
1.3 Маркетинговая информационная система и организация
проведения маркетинговых исследований…………………………….…12
1.4 Формулирование целей маркетинговых исследований…………......18
1.5 Выбор методов проведения маркетинговых исследований………....21
1.6 Определение типа требуемой информации и источников ее
Получения………………………………………………………………..…23
1.7 Определение методов сбора данных……………………………….....24
1.8 Значение и содержание ассортиментной стратегии, как одной из
составляющих стратегий маркетинга…………………………………......32
1.9 Роль маркетинговых исследований при выведении нового продукта
на рынок………………………………………………………………….….37
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»………………………..….….42
2.1 История создания завода………………………………………..……..42
2.2 Организационно-правовая форма предприятия……………...……....47
2.3 Организационная и административная структуры………...………...48
2.4 Номенклатура выпускаемой продукции…………………...………....54
2.5 Технологический процесс………………………………...…………...62
2.6 Анализ внешней среды………………………………………………...65
2.7 Анализ финансового состояния………………………………..…..….73
2.8 Охрана труда и окружающей среды…………………………………80
2.9 Гражданская оборона……………………………………………81
Глава 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВЫВОДУ НОВОГО ВИДА ФАРФОРОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВЫБРАННЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА.……83
3.1 Изменение ассортимента производимой продукции в соответствии
с проведенными маркетинговыми исследованиями…………………......83
3.1.1 Проведение выборочного маркетингового исследования в
виде опроса……………………………………………………..……...86
3.1.2 Предложения по изменению ассортимента…………………....88
3.2 Определение прибыли при реализации предлагаемой ассортиментной стратегии…………………………………………………………………………..92
3.3 Улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия в соответствии с произведенной ассортиментной стратегией…103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….108
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....109
,
где Коб – коэффициент оборачиваемости;
В – выручка от реализации, руб.;
Ао – средняя величина оборотного капитала, руб.
(Отношение выручки от
Коб (за отчетный период) = 262868,430/89550,241 = 2,93
С увеличением показателя ускоряется оборачиваемость оборотных средств, следовательно, эффективность использования оборотных средств улучшается;
,
где Ф – фондоотдача;
В – выручка от реализации, руб.;
Аво – стоимость внеоборотных активов, руб.
(Отношение выручки от
Ф (за отчетный период) =262868,430 / 35943,056= 7,3
Анализ финансовой устойчивости предприятия показал, что данное предприятие имеет достаточно устойчивое финансовое состояние, т.е. практически не зависит от внешних источников средств, и существуют возможности для привлечения средств со стороны.
Анализ ликвидности и платежеспособности показал, что предприятие является ликвидным (коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,2), т.е. оно имеет нормальную платежеспособность в краткосрочном периоде.
Для того чтобы слабые стороны приведенные в SWOT-анализе не привели к утрате позиций при наличии сильных конкурентов, предприятие должно использовать все возможные средства для улучшения номенклатуры (ассортимента) выпускаемой продукции и увеличения объема продаж, а значит прибыли. В дипломной работе на основании проведения маркетингового исследования рынка фарфоровой продукции и выявление наиболее востребованных ассортиментных позиций, предполагается организовать производство столового сервиза из костяного фарфора «Семья». Это позволит увеличить объем прибыли, которое получает предприятие и доли рынка, которое оно занимает на сегодняшний день. Целесообразность изменения номенклатуры производства продукции обосновано в 3 главе дипломной работы.
2.8 Охрана труда и окружающей среды
Согласно КЗоТу администрация любого предприятия (будь то предприятия с зарубежными инвестициями, либо государственные предприятия и т.п.) несёт ответственность за здоровье и безопасность труда рабочих и служащих предприятия. Поэтому на каждом предприятии, в том числе и на выше указанных, имеется группа по охране труда и технике безопасности. Возглавляет группу инженер по технике безопасности.
В задачи группы по технике безопасности входит:
Пренебрежительное отношение администрации к организации охраны и безопасности труда рабочих и служащих предприятия, а также несоблюдение правил техники безопасности самими рабочими и служащими, может привести к несчастным случаям – производственный травматизм и производственные заболевания у персонала предприятия.
При выполнении работ по технологическому процессу практически любого производства человек находится под воздействием опасных и вредных факторов. Это могут быть как физические, так и химические факторы. Физические факторы это движущиеся и вибрирующие части механизмов оборудования, угрожающие здоровью человека, а также электрический ток.
Для защиты рабочих от движущихся частей машин предусмотрены специальные ограждения и защитные кожухи, устанавливаемые на агрегатах. Для снижения вибрации оборудование устанавливается на отдельных фундаментах. А для защиты от шума, возникающего при работе оборудования, используются звукопоглащающие кожухи.
Для снижения вероятности поражения электрическим током токоведущие части оборудования защищено изоляцией и ограждениями, все токовые части оборудования – заземлены или занулены.
К химическим факторам относят вредные химические вещества и образуемые ими соединения. Для защиты рабочих от контакта с самим вредным веществом используются резиновые перчатки. В помещении цеха регулярно производится влажная уборка. На некоторых стадиях технологического процесса исключен непосредственный контакт человека с вредными веществами, для чего приборы контроля и управления процессов внесены в изолированные помещения – аппаратные.
Освещенность помещений предприятия должна удовлетворять требованиям СНиП 17-4-79. В качестве осветительной аппаратуры используются люминисцентные лампы ЛДЦ.
2.9 Гражданская оборона
Главное задачей гражданской обороны является защита населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Объекты народного хозяйства являются основным звеном в системе гражданской обороны.
На предприятии имеется штаб гражданской обороны (ГО) – организатор всей деятельности на объекте по следующим вопросам ГО:
Защитные сооружения, располагаются на территории предприятия и имеют следующие помещения и оборудование:
Согласно требованиям ГО на предприятии имеются необходимые запасы средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Глава 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВЫВОДУ НОВОГО ВИДА ФАРФОРОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВЫБРАННЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА
3.1 Изменение ассортимента производимой продукции в соответствии с проведенными маркетинговыми исследованиями
Существующий на Императорском заводе ассортимент производимой продукции пользуется устойчивым спросом на рынке фарфоровых изделий ориентированных как на массового потребителя, так и на индивидуальных заказчиков. Но при этом доля на российском рынке составляет всего 20%. Для расширения рынка сбыта и увеличения прибыли предприятия предлагаю внедрить в производство сервиз нового дизайна и росписи. Для оценки и прогнозирования поведения потребителей в отношении нового продукта необходимо провести маркетинговые исследования рынка.
Для этого необходима следующая информация:
Краткосрочные цели:
Долгосрочные цели:
Главная цель, которую я хочу достичь - увеличение спроса на продукцию ИФЗ, привлечение большего числа потребителей, при сохранении престижного положения фирмы, увеличение доли на рынке ДО 30% за счет расширения ассортимента, а именно выпуска нового столового сервиза. Цель проведения исследования изучить рынок фарфоровых изделий, выявить возможности предприятия для выпуска новой продукции.
С выпуском линейки «Семья» привлечение большего количества потребителей, создание образа отечественного производителя качественной и престижной продукции, что в следствии предполагает увеличение доли на рынке;
Как было сказано в теоретической части информация, необходимая для решения исследовательской задачи, может быть разделена на два вида - «первичную» и «вторичную». Именно с помощью опроса мы получим «первичную» информацию, которая в свою очередь получена благодаря «количественному» методу, а именно – анкетированию.
«Вторичные» данные, а именно вся информация, собранная когда-либо для каких-либо целей и опубликованная ранее (находящаяся на хранении), я получила непосредственно на самом предприятии, из интернета и печатных изданий таких как «Петербург», «Известия», «Независимая».
Для оценки ситуации и выявления пожеланий потенциальных покупателей будет использован опрос, а именно анкетирование, что предполагает разработку опросного листа, анкеты. Бланк анкеты (опросного листа) представлен в приложение Ж.
При проведении анкетирования необходимо определиться с целью.
Целью данного анкетирования является выявление потребительских предпочтений на рынке фарфоровых изделий.
Исходя из цели анкетирования, определим круг вопросов:
После того как составлена анкета, необходимо определиться с тем, какую выборку клиентов считать репрезентативной и каким образом проводить анкетирование. Для определения выборки необходимо тщательно проанализировать базу данных своих клиентов. Поскольку новый товар ориентирован в основном на масс-маркет, то принципиального значения разделение респондентов не имеет, поэтому можно воспользоваться спонтанной выборкой. Это такой тип выборки, для которой респонденты отбираются случайным образом, например, в местах массового скопления. Так данный опрос был проведен на улицах Санкт-Петербурга, а именно у метро Сенная площадь, Маяковского, Технологический институт и Пионерская.
Теоретические расчеты и исследовательская практика доказывают, что для получения достоверных данных о мнении и предпочтениях населения крупного города достаточно опросить 700-800 человек. Большинство опросов населения проходят на выборках объемом от 500 до 3000 человек. Однако, утверждение, что чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Поэтому считаю, что для проведения данного анкетирования будет достаточно опросить 50 человек.
Опрос проводился в письменной форме. При письменном опросе участники получили опросные листы, которые они заполнили на месте. В данном случае использовались преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
Почти 28% идей по изменению ассортимента дает общение с покупателями. Социологические опросы позволяют выяснить потребности и пожелания клиентов. По итогам анкеты оказалось, что 90% респондентов знают торговую марку «ИФЗ», и это понятно, так как завод имеет хорошую репутацию, престижен и выпускает свою продукцию с 1744 года. Выяснилось, что при покупке посуды повседневного пользования 80% респондентов не обращают внимания на фирму-производителя, а только в том случае, если речь идет о сервизах в качестве подарка или сувенирах – 60% опрошенных. При этом всего 13% знают главного конкурента Villeroy & Boch и 4% Rosenthal. При покупке столовых сервизов главным критерием оценки служит цена, так ответили 82% респондентов, отсюда и вывод - почему таким спросом пользуется китайская посуда.
3.1.2 Предложения по изменению ассортимента
Изменяя ассортимент необходимо ответить на ряд вопросов, таких как: какие преимущества в данном товаре смогут увидеть потребители и общество; какие выгоды он принесет компании; насколько он совместим с целями компании; хватит ли компании специалистов, опыта и средств для его разработки; превысит ли его потребительская ценность потребительскую ценность конкурентных товаров; легко ли его рекламировать и распространять.
Учитывая свои возможности, а также предпочтения потребителей, выявленные с помощью опроса, определившись с сегментом рынка, на предприятии, возможно, начать выпуск нового ассортимента. В связи с тем, что в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путина от 14 июня 2007 года 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи, предлагаю выпустить сервиз по данной тематике. Поскольку все производимые на ИФЗ товары имеют название, то данный сервиз предлагаю назвать просто, но со смыслом - «Семья». Считаю, что это будет актуально и вызовет интерес у потребителей, тем более что таких сервизов на рынке еще не выпускалось.
Высокое качество и традиционно русский дизайн воплощенные в данном проекте, предоставят российскому покупателю возможность оформления интерьера при умеренной ценовой политике на рынке изделий из костяного фарфора. Такой сервиз не только украсит обеденный стол, но и станет прекрасным подарком, как близкому человеку, так и деловому партнеру.
Очевидно, что ассортимент уже выпускаемой продукции может быть расширен, сокращён или заменен. В данном случае предлагаю дополнить объем выпускаемых костяных сервизов. Что касается запуска товара в производство, то костяной цех работает на заводе с 1968 года, оборудование полностью освоено и в прекрасном состоянии, следовательно, заводу не придется тратиться на покупку и освоение нового оборудования. Но средства нужны на выпуск товара, причем в количестве, достаточном для удовлетворения спроса, так как незаполненный рынок представляет собой приманку для конкурентов. Переполнять рынок товаром также не следует, поэтому исходя из результатов проведенного опроса, где выяснилось, что сервизы покупаются редко, как максимум раз в 2 года – 75%, в качестве подарка приобретают около 40% опрошенных, то и выпуск большого количества может не оправдаться. Для выпуска предприятие может воспользоваться собственным капиталом, без привлечения дополнительных инвестиций, поскольку показатели его финансовой деятельности, рассмотренный во 2 главе, показал, что предприятие ликвидное и платежеспособное. Изменение объема производства при запуске нового сервиза будет рассмотрен в п.3.3. данной главы.
Представляя новый товар на рынок, следует знать ответы на следующие вопросы:
Таким образом, основной акцент в целях рекламы делается на информирование покупателей и реализаторов о назначении, области применения, основных характеристиках, названии нового товара. Реклама требует значительных затрат, которые будут рассчитаны далее в п.3.2.
При появлении нового товара неразумно рекламировать его с лозунгом «Покупайте наш сервиз, посвященный году семьи!». Покупатель просто не знает о том, что это такое и нужно ли ему это. Такая реклама не будет принята покупателями, они не готовы к ней. Сначала в рекламе необходимо рассказать (иногда подробно) о том, что представляет из себя данный товар, кто его производитель, какие у него преимущества. Так необходимо сделать акцент на отечественном производителе, выпускающего фарфоровые изделия не один десяток лет из качественного и экологически чистого сырья, сделать акцент на том, что сервиз изготовлен из костяного фарфора, рассказать его преимущества перед твердым. После того как все потенциальные покупатели узнали о новом товаре им уже понятно, что представляет собой рекламируемый товар и известны многие его характеристики. Продолжать делать упор в рекламе на его потребительские свойства бессмысленно, так как покупатель уже знает то, что ему предоставляет реклама и такое объявление будет уже не столь эффективно, чем объявление, в котором затрагиваются какие-либо новые стороны товара или то, которое рассчитано в основном на запоминаемость товара и название фирмы-производителя. Основной упор в рекламе переносится с информирования о потребительских свойствах товара на формирование в сознании покупателя предпочтения к марке товара, создание устойчивого образа товара и фирмы. Дальнейшая реклама рассчитана на то, что потребитель не только знает о свойствах товара, но также у него в памяти запечатлен образ этого товара и фирмы. Можно сделать акцент на том, что в каждой благополучной и счастливой семье уже «есть такой сервиз». Цель этой рекламы состоит в том, чтобы не дать забыть покупателям о том, что он уже знает о товаре и фирме. Реклама должна постоянно напоминать покупателю об их существовании, чтобы они помнили сами и рассказывали знакомым. Так благодаря данному сервизу потребители больше узнают о самой фирме.
3.2 Определение дополнительной прибыли при реализации предлагаемой ассортиментной стратегии
Внедрение новых изделий, несомненно, имеет первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности любого предприятия. В большинстве случаев освоение новых изделий финансируется за счёт отчисления с выручки от реализации текущей продукции, которую предприятие поставляло на рынок в течение ряда лет и, которую оно надеется продавать ещё на протяжении ряда лет. Предлагаемый ассортимент будет выпускаться только на протяжении 2008 года, поскольку тематика росписи, в последующие года, будет не актуальной. Но если данный товар будет приносить предприятию хорошую прибыль, то возможно выпускать его и дальше, не акцентируя внимание на том, что он был запущен к году семьи, а просто как еще один столовый сервиз под названием «Семья».
Поскольку из результатов опроса выяснилось, что потребители не готовы отдавать большие деньги за сервиз повседневного пользования, то не следует устанавливать на новый продукт высокую цену. Товар будет привлекателен своим имиджем, а невысокая цена только еще больше привлечет потенциального покупателя.
Следовательно, установим невысокую цену на сервиз с целью привлечения большего количества потребителей и завоевания большой доли рынка. Такая стратегия, а именно «стратегия быстрого проникновения на рынок» предназначена для быстрого достижения высоких объемов реализации товара. Применение данной стратегии целесообразно поскольку:
Реализуя стратегию быстрого проникновения на рынок, компания не только устанавливает низкие цены, но и усиленно продвигает товар в специализированных средствах массовой информации, стимулируя желание потребителей приобрести товар, посвященный году семьи. Затраты на рекламу в себестоимость продукции не включаются, а условно принимаются как 1% от производственной себестоимости, а именно себестоимости сервиза.
Итак, перейдем непосредственно к установлению цены. Цена играет особую роль в маркетинге потому, что она прямым образом влияет на результирующие экономические показатели, такие как, например, прибыль.
Помимо прибыли цена активно влияет на объем реализации, на показатель рыночной доли, на такие конечные финансовые результаты.
Простейший метод ценообразования — исходя из расчета издержек (себестоимость плюс наценки) — основан на добавлении стандартных наценок, обеспечивающих получение определенной прибыли, к величине себестоимости продукта на пути движения продукта от производителя к потребителю.
Рассчитаем себестоимость каждой ассортиментной позиции. Себестоимость отражает, какие ресурсы, и какое их количество было потрачено.
Статьи затрат представлены в таблице 8,9 и 10.
Исходные данные:
Таблица 8 – Статьи затрат на производство костяной чашки
Наименование статей калькуляции и другие показатели |
Плановая себестоимость для расчета цены в руб. и коп. за единицу (калькуляционная единица 1000 шт.) | ||
Затраты на «белье» |
Затраты на декорирование |
Итого затрат | |
1 сырье |
200 |
0 |
200 |
2 основные материалы |
0 |
1799,26 |
1799,26 |
3 вспомогательные материалы |
310 |
100,2 |
410,2 |
4 возвратные отходы |
153,22 |
102,92 |
256,14 |
5 топливо и энергия для |
600,47 |
120 |
720,47 |
6 фонд заработной платы |
2230,2 |
110250 |
112480,2 |
7 отчисления на социальные нужды |
551,2 |
26598 |
27149,2 |
8 услуги модельноформовочного |
985,01 |
0 |
985,01 |
9 всего прямые расходы |
5030,1 |
138970,38 |
144000,48 |
10 расходы на содержание и |
758,268 |
37485 |
38243,268 |
11 цеховые расходы |
1666 |
44608 |
46274 |
12 цеховая себестоимость |
7454,368 |
221063,38 |
228517,748 |
13 общехозяйственные расходы |
5880 |
157200 |
163080 |
14 итого заводская себестоимость |
13334,368 |
378263,38 |
391597,748 |
15 внепроизводственные расходы |
400,03104 |
400,03104 | |
16 полная себестоимость |
13734,39904 |
378263,38 |
391997,779 |
17 рентабельность (в % к полной себестоимости) 30% |
117599,3337 | ||
18 среднесортовая цена |
509,5971128 | ||
19 коэффициент сортности: 0,945 |
|||
20 оптовая цена 1-ого сорта |
539,256204 | ||
21 налог на добавленную стоимость |
107,8512408 | ||
22 отпускная оптовая цена |
647,1074448 |
Таблица 9 – статьи затрат на производство блюдца
Наименование статей калькуляции и другие показатели |
Плановая себестоимость для расчета цены в руб. и коп. за единицу (калькуляционная единица 1000 шт.) | ||
Затраты на «белье» |
Затраты на декорирование |
Итого затрат | |
1 сырье |
176 |
0 |
176 |
2 основные материалы |
0 |
1439,4 |
1439,4 |
3 вспомогательные материалы |
176 |
100 |
276 |
4 возвратные отходы |
149,02 |
100,23 |
249,25 |
5 топливо и энергия для |
520,47 |
85,3 |
605,77 |
6 фонд заработной платы |
1860 |
86230,2 |
88090,2 |
7 отчисления на социальные нужды |
551,2 |
26598 |
27149,2 |
8 услуги модельноформовочного |
420,01 |
0 |
420,01 |
9 всего прямые расходы |
3852,7 |
114553,13 |
118405,83 |
10 расходы на содержание и |
632,4 |
29318,268 |
29950,668 |
11 цеховые расходы |
1530 |
44404 |
45934 |
12 цеховая себестоимость |
6015,1 |
188275,398 |
194290,498 |
13 общехозяйственные расходы |
4950 |
156744 |
161694 |
14 итого заводская себестоимость |
10965,1 |
345019,398 |
355984,498 |
15 внепроизводственные расходы |
328,953 |
328,953 | |
16 полная себестоимость |
11294,053 |
345019,398 |
356313,451 |
17 рентабельность (в % к полной себестоимости) 30% |
106894,0353 | ||
18 среднесортовая цена |
463,2074863 | ||
19 коэффициент сортности: 0,945 |
|||
20 оптовая цена 1-ого сорта |
490,1666522 | ||
21 налог на добавленную стоимость |
98,03333043 | ||
22 отпускная оптовая цена |
588,1999826 |
Таблица 10 – статьи затрат на производство тарелки
Наименование статей калькуляции и другие показатели |
Плановая себестоимость для расчета цены в руб. и коп. за единицу (калькуляционная единица 1000 шт.) | ||
Затраты на «белье» |
Затраты на декорирование |
Итого затрат | |
1 сырье |
200 |
0 |
200 |
2 основные материалы |
0 |
1799,26 |
1799,26 |
3 вспомогательные материалы |
320 |
100,05 |
420,05 |
4 возвратные отходы |
154,12 |
103,92 |
258,04 |
5 топливо и энергия для |
645,23 |
125,1 |
770,33 |
6 фонд заработной платы |
2050 |
89620 |
91670 |
7 отчисления на социальные нужды |
551,2 |
26598 |
27149,2 |
8 услуги модельноформовочного |
898,01 |
0 |
898,01 |
9 всего прямые расходы |
4818,56 |
118346,33 |
123164,89 |
10 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
697 |
30470,8 |
31167,8 |
11 цеховые расходы |
1632 |
44546,8 |
46178,8 |
12 цеховая себестоимость |
7147,56 |
193363,93 |
200511,49 |
13 общехозяйственные расходы |
5760 |
157224 |
162984 |
14 итого заводская себестоимость |
12907,56 |
350587,93 |
363495,49 |
15 Внепроизводственные расходы |
387,2268 |
387,2268 | |
16 полная себестоимость |
13294,7868 |
350587,93 |
363882,7168 |
17 рентабельность (в % к полной себестоимости) 30% |
109164,815 | ||
18 среднесортовая цена |
473,0475318 | ||
19 коэффициент сортности: 0,945 |
|||
20 оптовая цена 1-ого сорта |
500,5793988 | ||
21 налог на добавленную стоимость |
100,1158798 | ||
22 отпускная оптовая цена |
600,6952785 |
Затраты на сырье определяются исходя из веса изделия только на «белье» по формуле (7), так например, вес 1 чашки составляет 100 гр., стоимость сырья из которого она изготовляется = 0,50 руб. за 1 гр. общего состава. Сырье: фосфат кальция, каолин, кварц, глина, глинозем, кварцевый песок.
ЗС = Ц * Мизд. * Кисп.сырья,
где Ц – цена за 1 кг сырья , руб.;
М – масса изделия, гр.;
К – коэффициент использования сырья.
ЗС (чашки) = 0,01*100*0,2=0,2 руб.
ЗС (блюдца) = 0,01*80*0,22 = 0,176 руб.
ЗС (тарелки) = 0,01*100*0,2 = 0,2 руб.
Затраты по основным материалам определяются по норме расхода, по формуле (8), так на производство 1 чашки весом 100 гр. расходуется 1,00руб.
, (8)
где Ц – цена за 1 кг материала , руб.;
Мизд – масса изделия, гр.;
Кисп.мат. – коэффициент использования материала;
Нтзр – норма расходов (2%).
СМ (чашка) = 19,82*100*0,89* (1 + 0,02)= 1799,26 руб.
СМ (блюдце) = 19,82*80*0,89* (1 + 0,02)= 1439,40 руб.
СМ (тарелка) = 19,82*100*0,89* (1 + 0,02)= 1799,26 руб.
К основным материалам относятся только материалы для декорирования, а именно краски для надглазурной и подглазурной росписи.
Затраты на вспомогательные материалы, также как и сырье определяются по весу изделия. К вспомогательным материалам относятся: гипсовый порошок при «белье», и золото, лаки, масло для декорирования. Расчет затрат представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Затраты на вспомогательные материалы
Наименование изделия |
Цена, за грамм в руб. |
Масса, гр. |
Коэффициент использования материалов |
Итого затрат, руб. | |
За ед. |
За 1000 шт. | ||||
«белье» | |||||
Чашка |
0,01 |
100 |
0,31 |
0,31 |
310 |
Блюдце |
0,01 |
80 |
0,22 |
0,176 |
176 |
тарелка |
0,01 |
100 |
0,32 |
0,32 |
320 |
«декор» | |||||
Чашка |
0,005 |
100 |
0,2 |
0,1002 |
100,20 |
Блюдце |
0,010 |
80 |
0,12 |
0,1 |
100 |
Тарелка |
0,006 |
100 |
0,18 |
0,10005 |
100,05 |
Возвратные отходы – остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Рассчитываются по весу изделия. По данным предприятия затраты по возвратным отходам представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Затраты по возвратным отходам
Наименование изделия |
Затраты по возвратным отходам на 1000 шт., в руб. | |
Затраты на «белье» |
Затраты на «декор» | |
Чашка |
153,22 |
102,92 |
Блюдце |
149,02 |
100,23 |
Тарелка |
154,12 |
103,92 |
Затраты на топливо и энергию рассчитываются по капсельному объему, зажигаемому в печи. По данным предприятия потребный капсельный объем по заводским нормам на 1000 чашек равен 2,35м2., на 1000 тарелок =3,65, на 1000 блюдец = 1,27. Так на 1000 чашек требуется – 600,47 руб., 120,00 руб. на декорирование, на 1000 блюдец – 520,47 руб., и 85,30 на декорирование, на 1000 тарелок – 645,23 руб. и 125,10 на декорирование.
В статью «Фонд заработной платы производственных рабочих» включаются:
Форма оплаты труда на заводе сдельно-премиальная. Премии устанавливаются рабочим за выполнение технически обоснованных норм выпуска, за экономию сырья и материалов, электроэнергии, за выпуск продукции высшей категории качества, рост производительности и т.д.
Определяется з/п по формуле (9), сдельная расценка по формуле (10):
Зраб.=Рсд.*Вф*Кпр,
где Рсд. – сдельная расценка в руб./нат.ед.;
Вф – количество произведенной продукции, нат.ед.;
Кпр. – коэффициент, учитывающий премии и надбавки 1,5.
Рсд.=ТСдн./Нвыр.см.,
где ТСдн. – тарифная ставка, руб.;
Нвыр.см – количество продукции, выработанной 1 рабочим в единицу
времени.
По данным предприятия фонд заработной платы производственных рабочих представлен в таблицах 8, 9 и 10.
Отчисления на социальные нужды складываются из отчислений в пенсионный фонд (20%), соцстрахование и медстрахование (6%) и составляют всего 26% от фонда оплаты труда.
Услуги модельноформовочного участка включают затраты только на «белье». Данный показатель рассчитывается по норме в зависимости от веса изделия. По данным предприятия на чашку весом 100 гр. приходиться 985,01 руб., на блюдце весом 80 гр.– 823,01руб., на тарелку весом 100 гр. – 898,01 руб.
Косвенные расходы: расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования, цеховые и общезаводские
расходы связанны с производством всех
видов продукции, вследствие чего их трудно
отнести непосредственно на себестоимость
конкретного изделия, распределяются
они между изделиями пропорционально
основной заработной плате производственных
рабочих.
Расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования на единицу j –го вида
продукции рассчитывается по формуле
(11):
Соj = (С з.оj * %р)/100,
где %р – процент, учитывающий расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования, 34%;
Соj - затраты по основной заработной плате, руб.
В цеховые расходы включаются: затраты по содержанию управленческого и хозяйственного персонала цехов (основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование); сумма амортизации; затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря, числящихся в составе основных средств цеха; затраты на испытания, опыты и исследования, а также по рационализации и изобретательству; расходы на мероприятия по охране труда; сумма износа малоценного и быстроизнашивающегося хозяйственного инвентаря цехов и затраты на его ремонт и восстановление в процессе эксплуатации; прочие расходы, а также некоторые непроизводительные затраты. Цеховые расходы относятся на себестоимость продукции, которая изготовлена в данном цехе, и включаются в себестоимость соответствующих изделий путём условного распределения. Так цеховые расходы по отношению к прямым расходам на единицу составляют 120%.
Общехозяйственные расходы в себестоимости конкретного изделия рассчитывается косвенно с помощью коэффициентов распределения затрат. Предприятия имеют право выбора распределения условно-постоянных расходов пропорционально одному из показателей (выручке, заработной плате, стоимости материальных ресурсов или себестоимости в целом, другим показателям) в зависимости от специфики своего производства. В данном случае общехозяйственные расходы рассчитываются пропорционально прямым расходам. Способ распределения общехозяйственных расходов оговаривается в учетной политике предприятия на год и в течение этого периода не может быть изменен. Так общехозяйственные расходы по отношению к прямым расходам на единицу составляют 120%.
Итого заводская себестоимость – это сумма цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.
Внепроизводственные, 3% от заводской себестоимости. Расходы, связанные с реализацией продукции, относятся к внепроизводственным расходам. В их состав входят расходы на тару, упаковку продукции, доставку ее на станцию назначения, а также погрузку на транспортные средства. В составе себестоимости они показаны общими суммами без расшифровки. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.
Полная себестоимость – сумма заводской себестоимости и внепроизводственных расходов.
Себестоимость производства единицы продукции (С) в данном случае составит:
Теперь предположим, что производитель хочет заработать 30% от объема продаж данного продукта оптовым торговцам. Для этого его отпускная оптовая цена (Ц) должна составить:
Ц 1 чашки =392*0,3= 118 руб.;
Ц 1 тарелки = 364*0,3= 109 руб.;
Ц 1 блюдца = 356*0,3= 107 руб.
Среднесортовая цена 1 чашки=С+Ц=392+118= 510 руб.
Среднесортовая цена 1тарелки = 364+109 = 473 руб.
Среднесортовая цена 1 блюдца = 356+107 = 463 руб.
Коэффициент сортности = 0,945
Налог на добавленную стоимость 20%
Оптовая цена 1-ого сорта чашки = 510/0,945= 540 руб.
Оптовая цена 1-ого сорта тарелки = 473/0,945 = 500 руб.
Оптовая цена 1-ого сорта блюдца = 463/0,945 = 490 руб.
Отпускная оптовая цена чашки = (540*0,2)+540= 648 руб.
Отпускная оптовая цена тарелки = (500*0,2)+500 = 600 руб.
Отпускная оптовая цена блюдца = (490*0,2)+490 = 588 руб.
Общая отпускная стоимость одного сервиза с учетом НДС составит 648*5+600*5+588*5=9180 руб.
Рассчитаем теперь прибыль на один сервиз по формуле (12), которая наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда и уровень себестоимости.
П = (Ц – С),
где Ц — цена без учета НДС, руб.;
С — суммарные издержки, руб.
П = (540-392)*5+(500-364)*5+(490-
3.3 Улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия в соответствии с новой ассортиментной стратегией
Предлагаю выпускать сервиз «Семья» по 5 предметов каждого изделия, а именно в следующем составе: 5 чашек, 5 блюдец и 5 глубоких обеденных тарелок. Обосновываю это тем, что поскольку сервиз посвящен году семьи и называется «Семья», и как правило, семья представляется нам как мама, папа, ребенок, дедушка и бабушка, то и количество предметов соответственно 5. Выпуск планируется осуществлять только до окончания 2008 года. Но если он будет пользоваться спросом, то возможно рассмотреть вариант о его дальнейшем выпуске, но уже без акцентирования внимания покупателей на том, что выпускался данный сервиз к 2008 году, году семьи. На основании проведенного выборочного опроса определен плановый выпуск новой продукции в объеме 200 сервизов в год.
Для того чтобы определить есть ли у предприятия возможности для выпуска такого количества сервизов, обратимся к балансу производственных мощностей предприятия.
Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в установленных планом номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей. Производственная мощность ИФЗ в целом устанавливается по мощности цеха обжига и основных печных агрегатов, используемых для политого обжига продукции. Мощность печных агрегатов, действующих в цехе обжига, определяются с учетом неизбежных технологических потерь, установленных по нормам. Так, производственная мощность печи политого обжига составляет 640 300 шт. в год. Соответственно у предприятия есть мощности для производства дополнительных 200 сервизов.
Предлагаю поставлять их в каждый фирменный магазин «ИФЗ» Санкт-Петербурга (пр.Обуховской обороны 151, Владимирский пр., д.7, ул. Академика Крылова, д.4, Невский пр., д.160, ул. Бабушкина, д.38, Михайловская ул., 1/7, фирменная секция в Большом Гостинном Дворе) и Москвы (ул. Петровка, д.5 (ТЦ «Берлинский Дом»); Кутузовский проспект, дом 9; Ленинский проспект, Дом Фарфора, д.36), поскольку всего магазинов 10, то, получается по 20 сервизов в каждый.
Прибыль является важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, но не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности. Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности. Рассчитаем прибыль на весь выпуск по формуле (13):
П = (Ц – С)*V,
где Ц – цена изделия (на сервиз), руб.;
С – суммарные издержки, руб.;
V – планируемый объем, шт.
Получаем следующее:
П = (540-392)*5*200+(490-356)*5*
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Проведем расчет показателей рентабельности предприятия ОАО «ИФЗ», отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с новыми показателями прибыли.
Рентабельность оборота (продаж) - показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции и рассчитывается по формуле (14):
Рпр. = П/ВР * 100% ,
где Рпр – рентабельность продаж, %;
П – прибыль, руб.;
ВР – выручка от реализации, руб. рассчитывается по формуле (15):
ВР = Ц*V,
где Ц – цена изделия (на сервиз), руб.;
V – планируемый объем, шт.
ВР = 9180*200 = 1 836 000 руб.
Рпр. = 418000/1836000 =0,22*100 = 22%
Рентабельность продукции - показывает степень выгодности производства продукции, то есть, сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль затрат. Данная рентабельность была заложена при расчете цены изделия и составляет 30%.
По данным предприятия на конец 2007 года оно по факту выпустило 559 400 изделий, в общем объеме из которого 127 400 наименований костяного фарфора, 370 400 – твердого и 61 600 – мягкого. Общая сумма прибыли составила 71 697 517 руб. Прибыль от костяного фарфора составила 25 250 120 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе были изучены содержание и направления маркетинговых исследований, их методика и роль при выведении нового продукта на рынок. Во 2 главе дипломной работы дана характеристика ОАО «Императорский фарфоровый завод», и исследована ее внутренняя и внешняя среда. Рассмотрена номенклатура выпускаемых изделий и технологический процесс производства. Было предложено выпускать новый товар из костяного фарфора под торговой маркой Family Line, которая в отличие от традиционной подарочной линейки и товаров люксового сегмента, ориентирована на удовлетворение повседневного спроса. При выборе целевого сегмента в 3 главе было решено выбрать именно его, так называемый сегмент масс-маркет.
Во 2 главе проведен SWOT-анализ, с целью выявления сильных и слабых сторон предприятия и сопоставления их с возможностями и угрозами, на основании чего сделаны следующие выводы:
1. у предприятия есть возможность выхода на лидирующие позиции на рынке благодаря высокому качеству своей продукции и тенденции увеличения спроса на товары;
2. ИФЗ может расширить ассортимент выпускаемой продукции, предварительно проведя маркетинговые исследования и изучив потребительские предпочтения;
3. для привлечения новых
4. ИФЗ - единственное предприятие в России, выпускающее изделия из костяного тонкостенного фарфора, что дает ему возможность расширить круг потребителей и увеличить долю на рынке.
С целью изучения потребительских предпочтений и их отношения к торговой марке «ИФЗ» был проведен выборочный опрос с помощью анкетирования. Содержание анкеты для проведения выборочного исследования было определено при непосредственном участии автора, на основе полученных данных сформированы выводы и предложения по изменению ассортимента производимой продукции, а также предложен плановый выпуск нового товара. Было решено выпустить сервиз под названием «Семья» в количестве 200 сервизов. Тематика росписи выбрана не случайно, ведь сервиз посвящен 2008 году, а именно году семьи. Выпускать данный сервиз решено только на протяжении 2008 года, но возможно и продолжить его выпуск, если товар будет пользоваться высоким спросом. По результатам опроса стало известно, что ИФЗ известен всем опрошенным респондентам, а вот ассортимент производимых товаров покупателю малоизвестен, поскольку на него нет практически никакой рекламы. Поэтому с выпуском нового сервиза необходимо позаботиться о рекламной политике, с целью привлечения внимания потенциальных покупателей. А именно с помощью использования наружной рекламы на центральных улицах города и проведения специальной акции на местах продаж для молодоженов.
В работе проведен расчет дополнительной годовой прибыли от реализации 200 костяных сервизов, которая составила 418 000 руб. и рентабельности продаж, которая показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, а именно 22%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
рынка.- СПб.: Питер, 2001, -240с.
Маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 1999.-239с.
продукции (работ, услуг). – Уфа.: Эксперт, 1996.-295с.
книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2000.-528с.
производства на предприятии.- Р-Д.: МарТ, 2001.-544с.
9 Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. П.П. Табурчака и В.М. Тумина. – СПб.: Химиздат, 2001-304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(обязательное)
Резюме
Медведева Ксения Юрьевна
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д.18, кв.18, 1986 г.р.
Цель: получение работы в должности менеджера, реализация знаний и умений на этой должности.
Образование:
2003 - 2008 – Государственный Санкт-
1993 - 2003 – средняя школа №203 им. А.С. Грибоедова
Опыт работы:
Июнь 2007 – экономическая практика в ОАО «Императорский фарфоровый завод» в должности помощника менеджера финансово-экономического отдела.
Научная работа:
Дипломная работа на тему: «Проведение маркетинговых исследований с целью вывода нового товара на один из сегментов рынка».
Дополнительная информация:
Знание иностранных языков: английский – базовый уровень.
Компьютер: Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Access, Adobe Photoshop, Pinnacle Studio.
Принимала активное участие в организации ежегодного студенческого фестиваля StoodLiner 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(обязательное)
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Консолидированный
КОДЫ | |||
0710001 | |||
2007 |
03 |
30 | |
00303812 | |||
781100276 | |||
16551 | |||
67 |
34 | ||
384/385 |
На 01 января 2007 года Дата (год, месяц, число)
Организация ОАО «Императорский фарфоровый завод» по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности легкая промышленность по ОКДП
Организационно – правовая форма ОАО по ОКОПФ / ОКФС
Единица измерения: руб.
Актив |
Код |
На начало отчетного |
На конец отчетного |
строки |
года |
периода | |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы (04, 05) |
110 |
612 434 |
415 356 |
в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы |
111 |
612 434 |
415 356 |
организационные расходы |
112 |
||
деловая репутация организации |
113 |
||
Основные средства (01, 02, 03) |
120 |
38 069 429 |
72 569 124 |
в том числе: земельные участки и объекты природопользования |
121 |
||
здания, машины и оборудование |
122 |
38 069 429 |
72 569 124 |
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) |
130 |
104 299 328 |
105 782 384 |
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
135 |
||
в том числе: имущество для передачи в лизинг |
136 |
||
имущество, предоставляемое по договору проката |
137 |
||
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) |
140 |
600 |
600 |
в том числе: инвестиции в дочерние общества |
141 |
||
инвестиции в зависимые общества |
142 |
||
инвестиции в другие организации |
143 |
||
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев |
144 |
||
прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
600 |
600 |
Прочие внеоборотные активы |
150 |
||
ИТОГО по разделу I |
190 |
165 268 534 |
177 284 408 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
210 |
73 698 033 |
76 308 834 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) |
211 |
16 513 925 |
18 960 607 |
животные на выращивании и откорме (11) |
212 |
||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) |
213 |
19 222 063 |
24 465 152 |
готовая продукция и товары для перепродажи ( 43, 41) |
214 |
36 969 381 |
28 071 595 |
товары отгруженные (45) |
215 |
||
расходы будущих периодов (97) |
216 |
992 664 |
4 811 480 |
прочие запасы и затраты |
217 |
||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
220 |
685 722 |
198 252 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
||
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
231 |
||
векселя к получению (62) |
232 |
||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
233 |
||
авансы выданные (61) |
234 |
||
прочие дебиторы |
235 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
12 297 594 |
23 660 610 |
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
241 |
9 495 526 |
|
векселя к получению (62) |
242 |
||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
243 |
||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75) |
244 |
||
авансы выданные (61) |
245 |
1 643 538 |
8 487 886 |
прочие дебиторы |
246 |
1 158 530 |
1 917 837 |
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) |
250 |
40 500 |
|
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
40 500 |
|
собственные акции, выкупленные у акционеров |
252 |
||
прочие краткосрочные финансовые вложения |
253 |
||
Денежные средства |
260 |
2 828 392 |
3 205 490 |
в том числе: касса (50) |
261 |
83 106 |
64 804 |
расчетные счета (51) |
262 |
1 312 676 |
1 805 888 |
валютные счета (52) |
263 |
846 585 |
489 192 |
прочие денежные средства (55, 56, 57) |
264 |
586 025 |
845 606 |
Прочие оборотные активы |
270 |
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
89 550 241 |
103 373 186 |
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
254 818 775 |
280 657 594 |
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ |
|||
Уставный капитал (85) |
410 |
26 539 250 |
26 539 250 |
Добавочный капитал (87) |
420 |
92 319 339 |
111 787 165 |
Резервный капитал (86) |
430 |
6 634 813 |
6 634 813 |
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
6 634 813 |
6 634 813 |
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
432 |
||
Фонды образ. в соответствии с учредит. Документами (88) |
440 |
34 526 967 |
78 584 268 |
Целевые финансирование и поступления (96) |
450 |
||
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) |
460 |
71 697 517 |
|
Непокрытый убыток прошлых лет (88) |
465 |
||
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
470 |
х |
35 943 056 |
Непокрытый убыток отчетного года (88) |
475 |
х |
|
ИТОГО по разделу III |
490 |
231 717 886 |
259 488 552 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты (92, 95) |
510 |
||
в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через <p class="dash041e_0431_04 |