Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
· определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
· определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Конкурентоспособность продукции и фирмы (предприятия)
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в рыночной экономике…………………...5
1.2.Факторы определяющие конкурентоспособность………………………….8
Глава2 Анализ наличия и использования ресурсов в ОАО «Димское» Тамбовского района.
2.1 Краткая характеристика природных и экономических условий………….14
2.2 Наличие и движение основных фондов……………………………………24
2.3. Динамика посевов, урожайности и валовых сборов зерновых культур...27
2.4. Структура и эффективность использования оборотных средст……………………………...……………………………………………...29
Глава3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара………..32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы …………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая!.docx

— 92.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Конкурентоспособность продукции и фирмы (предприятия)

1.1 Понятие конкуренции и ее роль  в рыночной экономике…………………...5

1.2.Факторы определяющие конкурентоспособность………………………….8

Глава2 Анализ наличия и использования  ресурсов в ОАО «Димское» Тамбовского  района.

2.1 Краткая характеристика природных  и экономических условий………….14

2.2 Наличие и движение основных  фондов……………………………………24

2.3. Динамика посевов, урожайности  и валовых сборов зерновых  культур...27

2.4. Структура и эффективность использования оборотных средст……………………………...……………………………………………...29

Глава3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара………..32

Заключение……………………………………………………………………….39

Список  использованной литературы …………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение

Формирование потенциальной возможности  хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных  результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций  функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает  необходимость глубокого исследования как самой экономической категории  конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния  общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности  является одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех или  неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности  продукции и как следствие  рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения  страны.

Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

Целью работы является определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· теоретическое исследование понятия  «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;

· определение факторов, критериев  и показателей конкурентоспособности  продукции;

· анализ существующих подходов к  оценке конкурентоспособности продукции;

· определение путей и методов  повышения конкурентоспособности  продукции;.

При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов  маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического  моделирования.

Следует отметить довольно высокую  степень разработанности исследуемой  проблемы в научной литературе. Теоретической  и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкурентоспособность продукции и фирмы (предприятия)

1.1 Понятие конкуренции и ее роль  в рыночной экономике

Конкурентоспособность продукции - это  характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем  обслуживание на высшем уровне создает  большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение  названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих  задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение  экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного  персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

По существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя  выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в  современных условиях ведет к  обеспечению стабильного положения  фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы  прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу лишь крупным  компаниям. Небольшие фирмы вынуждены  идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

  • фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
  • инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
  • узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
  • производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы  особенно активно действуют в  производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с  него. Дело в том, что крупная фирма  обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи  для нее намного тяжелее, чем  для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных  разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального  воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный  процесс в развитых странах. Таким  образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы  наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность  товара на рынке.

Согласно закону о конкуренции  в мире происходит объективный процесс  повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному  эффекту. В условиях конкуренции  никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

Движущей силой конкуренции  является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного  товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

1.2.Факторы определяющие конкурентоспособность

 

      Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить на 5 групп:

    • Качество товаров и услуг
    • Цена товаров и услуг
    • Уровень квалификации персонала
    • Технологический уровень производства
    • Доступность источников финансирования
    • Насыщенность рынка, спрос и предложение

 

     Проанализируем все эти факторы.

Качество товаров и  услуг. Качество главная характеристика товара.

 Товар может занять  достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота  эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми, так например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей:

    • физические
    • технические
    • эксплуатационные
    • эстетические
    • затратные (ценовые и расходы связанные с эксплуатацией)
    • престижа и прочее

 

 Понимая важность этого  фактора конкурентоспособности  товара мы рассмотрим его более подробно в отдельной главе.

          Цена товаров и услуг. Цена это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для  косвенного измерения величины затраченного  на производство товара необходимого рабочего времени.

         Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

    • Совокупные издержки производства;
    • Затраты общественного труда;
    • Качество товара;
    • Функции и свойства товара;
    • Квалификация персонала;
    • Технологический уровень производства;
    • Налоговое законодательство страны;
    • Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
    • Затраты, связанные с арендой помещений для реализации тов
    • Упаковка товара;
    • Известность фирмы;
    • Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
    • Маркетинговая деятельность фирмы;
    • Спрос и предложение на данную продукцию;
    • Торговая наценка фирмы.

 

   При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели

будут преследоваться для  конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:

    • обеспечение выживаемости фирмы, например в случае острой конкуренции
    • максимизация текущей прибыли
    • завоевание лидерства по показателям доли рынка
    • завоевание лидерства по  показателям качества товара, то есть
    • создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой.

        Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие  высококвалифицированного менеджмента, так как даже при  наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.

Информация о работе Пути и методы повышения конкурентоспособности товара