Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
· определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
· определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Конкурентоспособность продукции и фирмы (предприятия)
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в рыночной экономике…………………...5
1.2.Факторы определяющие конкурентоспособность………………………….8
Глава2 Анализ наличия и использования ресурсов в ОАО «Димское» Тамбовского района.
2.1 Краткая характеристика природных и экономических условий………….14
2.2 Наличие и движение основных фондов……………………………………24
2.3. Динамика посевов, урожайности и валовых сборов зерновых культур...27
2.4. Структура и эффективность использования оборотных средст……………………………...……………………………………………...29
Глава3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара………..32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы …………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая!.docx

— 92.20 Кб (Скачать файл)

 Таблица  14. - Динамика валового сбора и урожайности зерновых культур в 2005 – 2007 годы.

Показатели

2009

2011

2011/2009,%

1

2

3

4

Валовой сбор, ц

68405

127342

186,2

Площадь посева, га

5415

5674

104,8

Урожайность с 1 га, ц/га

12,6

22,4

177,8


 

Данные  таблицы отражают динамику валового сбора и урожайности зерновых культур в хозяйстве за 2009 – 2011 годы.

Из расчетов следует, что в связи с увеличением  площади посева на 4,8%, валовой сбор за 3 года увеличился на 86,2%, соответственно, и урожайность с 1 ц/га увеличилась на 77,8%. Валовой сбор увеличился в связи с тем, что в 2011 году благоприятные условия позволили убрать посевную площадь полностью.

 

 

 

 

2.4. Структура и эффективность использования оборотных средств

Важное место в имуществе  организации занимают оборотные средства (капитал) — часть средств, вложенная в текущие активы. Основные задачи анализа оборотных средств:

  • изучение изменения их состава и структуры;
  • группировка по основным признакам;
  • определение источников их формирования;
  • определение показателей эффективности их использования.
  • На финансовые результаты хозяйственной деятельности с.-х. предприятий существенно влияет эффективность использования оборотных средств. Оборотные средства последовательно переходят из одной стадии кругооборота в другую. Чем быстрее осуществляется это движение, тем меньше предприятию требуется оборотных средств.

Таблица 15 - Структура оборотных фондов.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Запасы

164761

85,12

171817

80,45

160989

63,26

Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям

-

-

573

0,27

-

-

Дебиторская задолженность

24171

12,49

38170

17,87

70832

27,83

Финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

4630

2,39

2997

1,40

22679

8,91

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

Итого:

193562

100

213557

100

254500

100


         Анализ данной таблицы показывает, что в структуре оборотных фондов наибольшую часть во всех годах составляют производственные запасы, так в 2009 году составляют 85,12% ,в 2010 году – 80,45% , а в 2011году – 63,26%. Дебиторская задолженность в 2009 году составила 12,49%, в 2010 году – 17,87%, а в 2011 году она увеличилась и составила 27,83%. Краткосрочные финансовые вложения  не наблюдаются. Денежные средства в 2009 году составили 2,39% , а к 2011 году они увеличились и составили 8,91%.

Основными показателями оборачиваемости  и эффективности использования  оборотных средств являются: коэффициент  обращения, время обращения и  коэффициент закрепления. Данные этих показателей показателей отражены в таблице 16

Таблица 16-Основные показатели оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств

Показатели 

2009

2010

2011

2011/2009,%

1.Среднегодовая  стоимость оборотных средств, тыс.рублей

200790

219403,5

235148,5

117,11

2.Коэффициент  оборачиваемости

1,74

1,53

1,37

78,74

3.Время  оборачиваемости, дней

209,77

238,56

266,42

127,01

4.Коэффициент  закрепления

0,57

0,65

0,73

128,07


 

    Из таблицы следует, что коэффициент оборачиваемости в 2011 году по сравнения с 2009 годом уменьшился на 21,26%, т.к. увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств на 17,11%.Время обращения в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 27,01%. Коэффициент закрепления увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 28,07%  т.к.  является обратным показателем коэффициента оборачиваемости.

Из всего сказанного можно сделать  вывод, что оборотные средства используются не эффективно.

Также важным показателем является рентабельность оборотных средств. Рентабельность-это степень эффективности  использования оборотных средств. Данные по рентабельности отражены в таблице 17

Таблица 17- Рентабельность оборотных средств

Показатели 

2009

2010

2011

2011/2009,%

Прибыль

99002

63760

51108

51,62

Среднегодовая стоимость оборотных средств

200790

219403,5

235148,5

117,11

Рентабельность 

49,31

29,06

21,73

44,08


Из таблицы следует, что рентабельность оборотных средств в 2011 году по сравнению  с 2009 годом уменьшилась на 55,92% т.к. произошло уменьшение прибыли в 20011 году по сравнению с 2009 годом  на 48,38%, и увеличение среднегодовой  стоимости оборотных средств  в 2011 году по сравнению с 2009 годом  на 17,11%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

Основное противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление  указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска  изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для  производителя .

На основании определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи  между различными уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.

B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара  удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара, которая включала  бы в себя всю совокупность  свойства данного товара, а также  сопутствующих ему, является важнейшим  условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

·   добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

·   выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;

·   отыскать новое применение выпускаемым товарам;

·   своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;

·   найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

·   осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

·   регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для  того, чтобы осуществить очередной  рывок  «за лидерство».

Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию  производительности труда, повышению  гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о  собственных возможностях обеспечения  такого объема производства товара, который  позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях  обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы  н необходимые с соответствующим  уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству. Известно, что  значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в  целом неправильно была спрогнозирована  конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации  сервис является решающим фактором повышения  конкурентоспособности товара, так  как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель  гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение  определенного более или менее  длительного периода (нередко 10— 12 лет, а в Германии например автостроители  законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно  соприкасающиеся с установленным  оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения  уровня конкурентоспособности имеющихся  и новых изделий.

В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны  аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность  товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный  цикл товара. Сезонные колебания в  спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А  увеличение объема продаж на новых  рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего  за счет использования дешевой рабочей  силы, достаточно низких уровней налогов  и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В  связи с этим очень важно для  дальнейшего развития конкурентоспособности  товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый  рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

Информация о работе Пути и методы повышения конкурентоспособности товара