Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 00:17, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы маркетинговой деятельности в индустрии моды;
2) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3) проанализировать конкурентную среду предприятия;
4) рассмотреть сбытовую политику;
5) проанализировать коммуникативную деятельность маркетинговой службы ОАО «Элема»;
6) провести SWOT-анализ;
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности в индустрии моды….7
1.1 Сущность маркетинговой деятельности в индустрии моды…………….7
1.2 Комплекс маркетинга в индустрии моды………………………………..14
1.3 Особенности функционирования швейной промышленности и перспективы ее развития в Республике Беларусь………………………20
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Элема».………..26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Элема»………26
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия……………………………….38
2.3 Анализ сбытовой политики..……………………………………………...42
2.4 Анализ коммуникативной деятельности маркетинговой службы ...…...52
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Элема».......68
3.1 Планирование и организация рекламной кампании …………………....68
3.2 Оценка экономической эффективности рекламной кампании .………..82
3.3 Влияние затрат по охране окружающей среды на себестоимость продукции..…………………………………………………………..……87
3.3.1 Затраты на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………….……………………………………...…......87
3.3.2 Расчет затрат на окружающую среду на ОАО «Элема» и пути её снижения……………………………………………...…………….91
Заключение……………………………………………………………………….94
Список использованных источников…………………………
Высокий уровень работ по качеству в организациях концерна позволяет им с успехом участвовать в республиканских конкурсах в области качества. В 2007 году Премии Правительства Республики Беларусь в области качества удостоено СООО «Марко», подтвердили звание лауреатов: ОАО «Галантэя», ОАО «Свитанак», ОАО «Элема».
Предприятия отрасли продолжают работы по созданию и внедрению систем экологического менеджмента на базе ИСО 14000. Системы управления окружающей средой по ИСО 14000 сертифицировали 8 организаций концерна «Беллегпром»: СП ЗАО «Милавица», ОАО «Ковры Бреста», ОАО «Свитанак» г.Жодино, ОАО «Брестский чулочный комбинат», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Лента», ОАО «Полесье», ОАО «Галантэя», ОАО «Элема».
С целью удовлетворения спроса потребителей и более полного насыщения рынка товарами отечественного производства концерном дважды в год проводятся выставки-ярмарки «БелТЕКСлегпром» по оптовой продаже товаров легкой промышленности, весенняя ярмарка была проведена с 15 по 17 апреля 2008г. Во время выставки были проведены показы промышленных коллекций предприятий легкой промышленности, а также показы одежды делового стиля для детей школьного возраста к новому 2008/09 учебному году.
В отрасли проводится целенаправленная работа по расширению товаропроводящей сети и повышению уровня торгового обслуживания на внутреннем рынке. По состоянию на 01.04.2009г. на внутреннем рынке республики функционирует более 250 объектов товаропроводящей сети. Уделяется большое внимание рациональному использованию торговых площадей, оснащению магазинов современным, высокопроизводительным торговым оборудованием, стимулированию уровня продаж. Проводимые мероприятия дают возможность организациям, входящим в состав концерна ”Белелгпром“, повысить престиж и конкурентоспособность национального продукта и более активно продвигать его на рынке.
Основные экономические показатели швейной промышленности в Республике Беларусь приведены в Приложении А.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЭЛЕМА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Элема»
Минское производственное швейное объединение имени Н.К.Крупской было основано в 1930. Впоследствии оно было реорганизовано в Минскую швейную фабрику имени Н.К.Крупской, затем в арендное предприятие - швейную фабрику, после - в швейное предприятие «Элема». С 1 января 1996 года создается открытое акционерное общество «Элема», которое существует в настоящий момент.
ОАО «Элема» - одно из крупнейших в Беларуси и СНГ швейное предприятие по пошиву верхней одежды женского и мужского ассортимента.
ОАО «Элема» создано с целью извлечения прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива. Согласно Уставу предприятия основными видами деятельности на данный момент являются:
1) производство товаров народного потребления;
2) оптовая и розничная торговля товарами народного потребления;
3) организация фирменной торговли;
4) оптовая торговля за иностранную валюту;
5) оказание бытовых услуг населению.
Уставный фонд ОАО "Элема" равен 26 847 тыс. руб. (536 948 акций). Владельцами акций являются работники предприятия, а также его бывшие сотрудники (2 442 человека). Доли государственной собственности на предприятии нет.
Акционерное
общество обладает полной
ОАО «Элема» имеет несколько фирменных магазинов в городе Минске (Тростенецкая,5, Маяковского,20, Мясникова,76, Беломорская,4), несколько фирменных секций (ТЦ «Столица», ТД «На Немиге», ГУМ, ЦУМ, универмаг «Беларусь»), фирменный магазины в Могилеве и Бобруйске.
Одежда с маркой «Элема» хорошо известна потребителям, как в Беларуси, так и за её пределами. Сочетание современных материалов, безупречного качества, доступных цен выгодно отличает продукцию ОАО «Элема» и отвечает самым высоким требованиям покупателей. Девиз «Элема»: "Покупатель сам желает верить нам. Наша задача лишь оправдать его доверие".
Преимущество изделий ОАО «Элема» обусловлено высоким качеством используемых материалов, фурнитуры, хорошим качеством пошива, что объясняется использованием современных технологий производства. Изделия фабрики имеют спрос и в России, так как верхняя одежда там производится в основном из отечественных тканей, которые еще не могут конкурировать с западными аналогами, как по качеству, так и по эстетическим характеристикам. ОАО «Элема» успешно конкурирует с небольшими фирмами по пошиву одежды, уровень качества изделий которых достаточно высок, благодаря большим объемам производства и более низкому уровню цен. Однако с другой стороны, большие мощности фабрики имеют свой недостаток, так как она не может себе позволить выпуск маленьких партий, и, конечно, не может быть и речи об индивидуальных заказах, что успешно практикуют некоторые мелкие фирмы. Поэтому ОАО «Элема» необходимо серьезнее относится к своим конкурентам.
На сегодняшний день ОАО «Элема» является одним из самых технически оснащенных предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. Производство высококачественных изделий осуществляется на воспроизводительном технологическом оборудовании, обновление которого происходит постоянно.
ОАО «Элема» в настоящее время является ведущим предприятием в Республике Беларусь по пошиву верхней женской одежды. Предприятие осваивает законы рыночной экономики, приспосабливается к изменениям внешней среды, в первую очередь к конъюнктуре рынка, требованиям покупателей.
На данный момент основные поставки своей продукции «Элема» осуществляет на внутренний рынок Республики Беларусь, в Российскую Федерацию, страны Прибалтики, Казахстан.
Выход на рынки стран дальнего зарубежья затруднен из-за большой конкуренции на данных рынках, кроме того, он требует больших финансовых вложений, что фабрика пока не может себе позволить. Но, несмотря на это, ОАО «Элема» имеет все шансы занять некоторую долю этих рынков, т.к. изделия имеют очень высокое качество и соответствуют моде. О европейском качестве работы данного предприятия говорит также то, что известные германские, французские и английские фирмы отдают предпочтение ОАО «Элема» при выдаче заказов на пошив одежды из давальческого сырья.
За годы своей деятельности «Элема» накопила большой опыт работы на кооперационной основе с десятками всемирно известных фирм, среди которых "Shani LTD" (Великобритания), "Vent des Modes" (Франция), "Berghaus" (Бельгия), "BAUER" (Германия). В течение последнего года британская фирма "Shani LTD" даже организовала собственный дизайн-центр на предприятии.
Активное продвижение продукции на рынки европейских стран, стран СНГ и Балтии, расширение деловых контактов было и остаётся одним из важнейших направлений маркетинговой стратегии ОАО «Элема».
Однако финансовое положение предприятия является достаточно сложным по причине снижения покупательского спроса рынка Республики Беларусь, неплатежеспособности покупателей, сложностями с реализацией на российском рынке в связи с неравными условиями хозяйствования белорусских и российских производителей. Неблагоприятное влияние на финансовое состояние предприятия оказывает несовершенство налогового законодательства.
Для более детального анализа деятельности предприятия необходимо рассмотреть его технико-экономические показатели, которые представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели ОАО «Элема»
Показатели |
Ед. изм. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Объем производства в действующих ценах, всего |
млн. руб. |
38960 |
43282 |
44968 |
55029 |
61231 |
|
Темп роста к предыдущему году |
% |
114,5 |
111,1 |
103,9 |
122,4 |
111,2 |
2. |
Объем производства в сопоставимых ценах, всего |
млн. руб. |
90550 |
95078 |
96314 |
96419 |
97012 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
105,2 |
105 |
101,3 |
100,1 |
100,6 | |
3. |
Объем производства в натуральном выражении |
тыс. шт. |
665 |
599 |
618 |
588 |
609 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
106,1 |
90,1 |
103,2 |
95,15 |
103,5 | |
3.1 |
В т.ч. из собственного сырья |
Тыс.шт |
227 |
297 |
291 |
313 |
327 |
удельный вес в выпуске |
% |
34,1 |
49,6 |
47,1 |
53,23 |
58,7 | |
3.2 |
В т.ч. из давальч. Сырья |
тыс.шт. |
438 |
302 |
327 |
275 |
270 |
|
удельный вес в выпуске |
% |
65,9 |
50,4 |
52,9 |
46,77 |
44,2 |
4. |
Выручка от реализации продукции |
млн. руб |
46237 |
50642 |
50614 |
58855 |
65987 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
109,6 |
109,5 |
99,9 |
116,3 |
112,1 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5. |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб |
34607 |
37095 |
38304 |
44273 |
49623 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
110,7 |
107,2 |
103,3 |
115,6 |
112,1 | |
6. |
Прибыль от реализации |
млн. руб |
4066 |
7558 |
6728 |
7984 |
8864 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
124,7 |
185,1 |
89,3 |
118,7 |
111 | |
7. |
Рентабельность |
% |
11,7 |
20,5 |
17,5 |
18 |
19,2 |
8. |
Объем экспорта продукции |
тыс.доллСША |
21828 |
21109 |
19828 |
20742 |
21255 |
9. |
Объем импорта продукции |
тыс.долл США |
6767 |
12354 |
13257 |
14328 |
15332 |
10. |
Численность работающих, всего |
чел. |
1491 |
1480 |
1492 |
1475 |
1481 |
11. |
Среднемесячная зарплата работающих |
тыс. руб. |
429 |
538 |
655 |
800 |
820 |
12. |
Темп роста к предыдущему году |
% |
126,1 |
125,4 |
121,7 |
122 |
102,5 |
13. |
Чистая прибыль (убыток) |
млн. руб. |
1292 |
3711 |
2517 |
2770 |
2821 |
Анализируя динамику технико-экономических показателей работы ОАО «Элема» за 2005-2009 годы, приведенных в таблице 2.1, можно сказать, что состояние предприятия достаточно стабильно.
Показатели 2008-2009 года свидетельствуют об незначительном улучшении производственно-финансового состояния предприятия. Наблюдается небольшой рост объемов производства продукции в натуральном выражении с 588 до 609 тыс. шт. Такое незначительный рост вызван в первую очередь изменением структуры выпускаемого ассортимента в пользу продукции из более дорогостоящего сырья.
Анализируя структуру затрат по элементам затрат следует отметить, что основная доля затрат ложится на сырье и материалы (2007г.-40,0%; 2008г.-42,7%; 2009г.-39,5%), порядка 40%. Также велика доля затрат на оплату по труду, в себестоимости занимает (2007г.-34,7%; 2008г.-27,4%; 2009г.-31,0%), порядка 30%, отчисление на социальное страхование (2007г.-11,5%; 2008г.-10%; 2009г.-11,3%), в среднем 10%. Доля расходов на энергоносители (топливо порядка 2%, энергия – 5,5%). Остальные элементы затрат занимают меньший удельный вес в структуре себестоимости.
Себестоимость произведенной продукции в 2009 году составила 49623 млн. руб. Себестоимость реализованной продукции представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Себестоимость реализованной продукции
Причинами увеличения себестоимости продукции явились следующие:
1) рост курса иностранных валют;
2) ежегодная переоценка основных фондов;
3) применение дорогостоящего импортного сырья;
4) большое количество ремонтных работ, проводимых на предприятии с целью поддержания оборудования в работоспособном состоянии и др.
В 2009 году предприятие не получало такого количества заказов на изготовление продукции для иностранных фирм как в 2005 году, следовательно уменьшился объем выпуска продукции из давальческого сырья (на 168 тыс.шт.).
Прибыль от реализации продукции в 2009 году составила 8864 млн. руб., что значительно выше, чем в 2005 году, когда прибыль от реализованной продукции составила 4066 млн.руб.. Прибыль от реализации представлена на рисунке 2.2.
Выросла и рентабельность реализованной продукции (на 64,1%). Однако такое увеличение вызвано тем, что в течение данного периода проводились распродажи. Во время распродаж была реализована продукция, не востребованная ранее, по сниженным ценам. Что тоже не слишком хорошо для предприятия, т. к. оно не дополучило часть прибыли от реализации этой продукции в прошлые годы.
Рисунок 2.2 – Прибыль от реализации
Информация о работе Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Элема»