Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Элема»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы маркетинговой деятельности в индустрии моды;
2) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3) проанализировать конкурентную среду предприятия;
4) рассмотреть сбытовую политику;
5) проанализировать коммуникативную деятельность маркетинговой службы ОАО «Элема»;
6) провести SWOT-анализ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности в индустрии моды….7
1.1 Сущность маркетинговой деятельности в индустрии моды…………….7
1.2 Комплекс маркетинга в индустрии моды………………………………..14
1.3 Особенности функционирования швейной промышленности и перспективы ее развития в Республике Беларусь………………………20
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Элема».………..26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Элема»………26
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия……………………………….38
2.3 Анализ сбытовой политики..……………………………………………...42
2.4 Анализ коммуникативной деятельности маркетинговой службы ...…...52
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Элема».......68
3.1 Планирование и организация рекламной кампании …………………....68
3.2 Оценка экономической эффективности рекламной кампании .………..82
3.3 Влияние затрат по охране окружающей среды на себестоимость продукции..…………………………………………………………..……87
3.3.1 Затраты на охрану окружающей среды в себестоимости продукции…………….……………………………………...…......87
3.3.2 Расчет затрат на окружающую среду на ОАО «Элема» и пути её снижения……………………………………………...…………….91
Заключение……………………………………………………………………….94
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_33_itog.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

2007 год для предприятия был  менее удачным по сравнению  с 2006 годом. Об этом свидетельствует снижение следующих показателей: объема экспорта (на 6,1%), в результате чего предприятие недополучило дополнительную сумму валютных средств, прибыли от реализации (на 10,9%), выручка от реализации осталась практически на одном уровне (50642 млн. руб. в 2006 году и 50614 млн. руб. в 2007). Наблюдается увеличение численности персонала (с 1480 человек до 1492). Однако по некоторым показателям был заметен рост: объема товарной продукции в сопоставимых ценах (на 1,3%), и средней заработной платы (с 538 тыс. руб. до 655 тыс. руб.). 2008 год по сравнению с 2007 оказался более удачлив. Об этом свидетельствуют следующие показатели: прибыль от реализации увеличилась на 18,67%, и составила 7984 млн. руб., объем экспорта также увеличился на 4,6% и составил 20741,5 тыс.долл.США. Выручка от реализации увеличилась 16,28% (58855 млн.руб.). На рисунке 2.3 представлены экспорт и импорт продукции.

На прибыль от реализации продукции ОАО «Элема» оказывают влияние такие факторы как выручка, себестоимость реализованной продукции, управленческие расходы и расходы на реализацию. Таким образом, для получения большей прибыли от реализации, а, следовательно, и прибыли отчетного периода на ОАО «Элема» должны быть предприняты мероприятия по увеличению выручки и снижению себестоимости реализуемой продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию.

 

Рисунок 2.3 – Экспорт и импорт продукции

 

Совершенно очевидно, что благополучие ОАО «Элема» зависит не только от деятельности самого предприятия и его сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде. Маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых компания должна разрабатывать собственный комплекс маркетинга. Или, согласно Ф. Котлеру, маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами компании и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения и неопределенность на деятельность компании, маркетинговая среда глубоко затрагивает деятельность предприятия. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.

Основными факторами макросреды, оказывающими влияние на ОАО «Элема» являются: демографическая среда, географическая среда, экономическая среда, политико-правовая среда, научно-техническая среда, социально-культурная среда.

Демографическая среда. Основными факторами, характеризующими демографическую среду для предприятия являются: половозрастной состав населения и его численность, в том числе и в перспективе. В последние годы емкость рынка швейного изделия сокращается. Основная причина - снижение численности населения, что приводит к уменьшению потребления продукций, выпускающей фабрикой ОАО «Элема».

За последние 10 лет численность населения снизилась на 426 тыс. чел., в том числе женщин – на 215 тыс. чел., что составляет -4,2 % и -3,97 % соответственно. В сфере индивидуального потребления швейных изделий основными покупателями продукции и лицами, влияющими на совершение покупки, являются женщины, поскольку они больше времени уделяют внешнему виду, что и делает их основным целевым сегментом.

Географическая среда. Несмотря на компактность территории Республики Беларусь, географическое распределение населения республики оказывает существенное влияние на потребление продукции предприятия. Так, если в целом по стране, наблюдается существенное снижение численности населения, то, к примеру, в г. Минске, основном рынке сбыта продукции предприятия, наблюдается его рост и соответственно рост объемов потребления швейных изделий.

Экономическая среда. Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение стратегической цели социально-экономического развития республики - создание социально ориентированной рыночной экономики - позволяет сохранять уже в течение последних девяти лет положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечивать рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.

Политико-правовая среда. ОАО «Элема» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь.

Однако существенное влияние на работу предприятия, помимо общих законодательных актов, оказывают специфические постановления и решения, принимаемые на региональном уровне. Так, за пределами г. Минска поставки швейной продукции квотируются местными органами власти, причем приоритет, как правило, отдается местному производителю, тем самым лишая потребителя выбора и существенно ограничивая возможности предприятия.

Научно-техническая среда. В последнее время легкая промышленность подвержена большому количеству нововведений, что однозначно сказывается и на работе предприятий этой промышленности: ведется работа по продлению разработке новых моделей одежды, технологии производства тканей, совершенствуется упаковка. Так, ОАО «Элема» постоянно работает над совершенствованием технологий, проводит техническое перевооружение и модернизацию производства.

Социально-культурная среда. Рост культурного уровня и доходов людей обусловливает повышение требований к ассортименту и качеству одежды. В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения (повседневных, торжественных, для отдыха, занятий спортом и др.), обладающих высокими показателями эстетических, эргономических свойств и имеющих достаточный срок службы. Для более полного удовлетворения потребностей населения различных групп необходим правильный учет потребительских требований к одежде на стадиях ее проектирования, производства и реализации.

Люди разного возраста формируют свой гардероб неодинаково. Если молодежь при создании гардероба в первую очередь обращает внимание на соответствие изделий моде, их комплектность, взаимозаменяемость, считая износостойкость не самым главным свойством одежды, то люди старшего возраста отдают предпочтение одежде добротной, комфортной, со значительным сроком службы.

Социальный состав также оказывает влияние на потребности населения в одежде. Так объем и структура личного гардероба студентов, служащих и представителей других социальных групп различны. Поэтому при формировании ассортимента одежды важным является удовлетворение потребностей и предложений  различных слоев населения.

В связи с этим предприятию необходимо постоянно отслеживать пожелания потребителей и адаптировать под них свой ассортимент, поскольку постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

Микросреда предприятия – факторы, тесно связанные с предприятием и воздействующие на его способность обслуживать клиентов. Задача специалистов по маркетингу заключается в том, чтобы заинтересовать целевые рынки своими предложениями. Однако успех их работы зависит от других действующих лиц микросреды предприятия.

ОАО «Элема» является одним из ведущих предприятий по производству женской верхней одежды в РБ. Традиционным направлением деятельности фабрики  был пошив женской одежды. В последние годы предприятие освоило выпуск мужских пальто и полупальто.

Вся коллекция разделена на группы: молодежная, классическая  одежда, мужская одежда.

Классическая линия одежды создана для женщины 25-45 лет. Она включает: пальто зимние с отделкой из натурального меха, пальто из искусственной замши, дублированной мехом, демисезонные пальто, костюм нарядно-деловой, в т. ч. коллекцию юбок и брюк, утепленные куртки с использованием искусственной и натуральной меховой отделки, легкие куртки-ветровки, плащи, летний ассортимент-блузоны, платья, брюки, топы, жакеты.

Плащево-курточный ассортимент. Включает в себя плащи, стеганые куртки и куртки типа «ветровка» из тканей с водоотталкивающим эффектом.

Костюмный ассортимент. Состоит из брючных и юбочных костюмов различной длины и облегания, внутреннего дизайна и стилевых решений.

Летний ассортимент. Включает классические блузоны с короткими и длинными рукавом,  юбки, брюки, платья, топы, жакеты. 

Молодежная линия. Новая молодежная линия «your line» предназначена для молодой активной женщины в возрасте 20-30 лет. Включает в себя: пальто и полупальто зимние, утепленные и демисезонные, из искусственной замши или кожи, дублированных мехом, куртки, плащи, ветровки, жакеты с юбками, брюками, платьями, жилеты, разнообразный летний ассортимент.

Курточный ассортимент молодежной линии. Ассортимент курток, пальто из смесовых тканей, ветровок, плащей разнообразен по исполнению.

Костюмный ассортимент линии «your line». Это: жакет + брюки , жакет + юбка, жакет + капри, жакет + платье различных силуэтов, длин и объемов. Сведения об объеме производства швейных изделий представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Динамика объема производства продукции за 2008-2009 гг.

Наименование продукции

Объем          производства, шт.

Отклонение

(+,-)

Темп роста, %

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ

       

пальто зима

63938

66496

2558

96,15

пальто деми

117406

120760

3354

97,22

пальто жен.пл.утеплённое

6618

6541

-77

101,18

пальто муж.деми

984

649

-335

151,62

пальто муж зима

834

1332

498

62,61

Пончо

1934

452

-1482

427,88

Жакет

29570

26203

-3367

112,85

Блуза

1

7

6

14,29

Жилет

706

66

-640

1069,70

блузон

5

2

-3

250,00

Брюки

14962

19115

4153

78,27

Капри

5879

1846

-4033

318,47

туника

391

0

-391

 

Юбка

15598

17691

2093

88,17

плащ жен

15292

8618

-6674

177,44

куртка женская плащ.

2248

6367

4119

35,31

куртка женская утеплённая

11402

16705

5303

68,26

куртка мужской плащ.

922

1074

152

85,85

куртка муж утеплённая

843

581

-262

145,09

платья

1036

1859

823

55,73

Топ

8

626

618

1,28

Шарф

125

337

212

37,09

ИТОГО

313327

327702

6625

97,77

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ РАБОТА

       

пальто

190987

203160

12173

106,3737

пальто плащ

11356

5414

-5942

 

пальто муж

2044

550

-1494

 

плащ жен

18894

469

-18425

 

Жилет меховой

11373

0

-11373

 

Жакет

57931

112899

54968

 

куртки

1919

0

-1919

 

Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

Брюки

4436

5315

879

 

Юбки

2889

901

-1988

 

Топ

148

0

-148

 

ИТОГО

275977

270708

-26731

108,85

ВСЕГО

589304

598410

 

101,54


 

Представим динамику объёма производства продукции на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Динамика объёма производства продукции

 

Данные таблицы 2.2 и рисунка 2.4 свидетельствуют о том, что в целом по предприятию объем производства швейных изделий в 2009 году по сравнению с 2008 возрос на 9106 штук или на 1,54%. При этом наблюдается увеличение производства для собственных нужд на 6625 шт. или 2,33%, и снижение давальческих работ на 5969 шт. или 2%.

Проанализировав динамику производства отдельных видов продукции, можно заметить, что к концу рассматриваемого периода основной вид швейных изделий, выпускаемый на предприятии, остался прежним - женские пальто. Было свернуто производство некоторых видов продукции (жилет меховой). Вместе с тем было освоено несколько новых изделий (туника, капри). Все изменения проводились с учетом рыночной конъюнктуры и имели целью повысить выпуск продукции, наиболее пользующейся спросом. Динамику и структуру объема продаж ОАО “Элема” 2007-2009 гг. можно посмотреть в Приложении Б.

Товарный ассортимент на предприятии планируется в соответствии с потребностями рынка, т.е. с учетом всех модных тенденций и покупательского спроса.

Товарный ассортимент ОАО «ЭЛЕМА» за последние 5 лет изменился в корне. Объясняется это тем, что предприятие работает в специфичной среде, т.е. продукция находится под постоянным влиянием моды. Существует несколько классических моделей, которые были разработаны несколько лет назад и до сих пор пользуются спросом, но в основном, ассортимент меняется от сезона к сезону, причем вытесняется около 70-90% старой продукции.

Для разработки нового товара отделу маркетинга предприятия необходимо пройти несколько ответственных этапов, организовать и принять непосредственное участие в следующих мероприятиях:

Информация о работе Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Элема»