Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 297.35 Кб (Скачать файл)

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета—орган государственной  власти субъекта РФ. орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные  средства по подведомственным распорядителям н получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных  средств - орган государственной  власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств - бюджетное учреждение или  иная организация, имеющие право  на получение бюджетных средств  в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

Исполнить бюджет — это  значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов, что  закреплено в Бюджетном кодексе  ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством1.

Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и  осуществление всех предусмотренных  расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета  предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и  получателя средств бюджета. Федеральное  казначейство должно регистрировать все  бюджетные операции в Главной  книге Казначейства и вести сводный  реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной  росписи - документа о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии с  бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление  и утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных  средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные  распорядители бюджетных средств  сводят и обобщают отчеты подведомственных и бюджетных учреждений. Отчет  об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств.

Отчет об исполнении бюджета  представляется в соответствующий  представительный орган в форма  проекта закона (решения) вместе с  документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом. Отчет об исполнении бюджета составляется в соответствии с той же структурой и бюджетной  классификацией, которой принимались  при утверждении бюджета.

Представительным органом  до начала представления отчета об исполнении бюджета проводится внешняя  проверка данного отчета (осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов).

Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство РФ ежегодно не позднее 1 июля текущего года представляет в Государственную Думу РФ и Счетную  палату РФ в форме проекта федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение по отчету в течение 4,5 месяцев после  представления правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу РФ (ст. 277 БК РФ).

Затем Государственная Дума РФ рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета  Государственная Дума РФ принимает  следующие решения:

- об утверждении отчета  об исполнении федерального бюджета;

- об отклонении отчета  об исполнении федерального бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проделанной мною работе можно сделать следующие выводы:

Во-первых, бюджетный процесс рассматривается как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением

Во-вторых, в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти: федерального, субъектов федерации, органов местного самоуправления.

В третьих, бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Каждый из участников бюджетного процесса наделен своими правами и обязанностями.

Проекты бюджетов составляют органы исполнительной власти - Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, применяя ряд макроэкономических показателей. Для составления проекта бюджета необходим ряд условий, в том числе налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходы бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др.

В четвертых, проекту бюджета  предшествует ряд социально-экономических  и финансовых документов: - прогноз  социально-экономического развития соответствующей  территории на очередной финансовый год; - основные направления бюджетной  и налоговой политики; - прогноз  сводного финансового баланса соответствующей  территории на очередной финансовый год. Одновременно с проектом бюджета составляются: прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального секторов экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот.

В пятых, после утверждения  бюджета законодательными (представительными) органами власти начинается его исполнение, основные процедуры которого регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В целях эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета с 1993 г. началось практическое внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета. Структура органов казначейства включает в себя три уровня - федеральный, региональный и местный.

Таким образом, можно сделать  вывод, что для развития бюджетной  системы современной России, не осложненной  отсутствием эффективного методологического  и правового ее обустройства, необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация  и упрощение технологии бюджетной  поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.
  2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год" (с изменениями) от 23 декабря 2008 года N 186-ФЗ
  3. Баранов Л.Г. Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л. Г. Баранов – М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2009 г.
  4. Бюджетная система Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009 г.
  5. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы, политика. В 2 т. Пер. с английского – М.: Республика. 2005. Т. 1.
  7. Романовский М.В. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
  8. Подпорина И.В. Управление бюджетом: Курс лекций. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2008.
  9. Врублевская О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009 г.
  10. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.- 2009 г.
  11. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. - М.-2006 г.
  12. Велетминский И. Пунктик номер 13. Минэкономразвития подготовило свой пакет новаций.// «Российская газета», 4 марта 2005 г. № 44 (3713), с.1, 4.
  13. Горегляд В. Е. Бюджетный процесс в Российской федерации// Финансовый бизнес, 2007 г., № 10.
  14. Лакшина Е. Не реагирует и не платит.// «Российская газета», 4 марта 2005 г. № 44 (3713), с. 4.
  15. Подпорина И.В. Отчетность повысит ответственность.// Социальное партнерство, 2004, № 4, с.12.
  16. Рощина М. Что показал аудит? Не по затратам, а по результатам. – Социальное партнерство, 2004, № 4.
  17. Горегляд В. Е. Бюджетный процесс в России// Финансовый бизнес, 2009 г., № 10.
  18. Поляк Г.Б. Управление бюджетом.// Финансы и кредит, 2008 г. № 22.

Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области