Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа
Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.
Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы
Распорядитель бюджетных
средств — это орган
Бюджетополучатель (бюджетное
учреждение) — это организация, созданная
органом исполнительной власти для
осуществления функций
Контрольно-счетные органы
(Счетная палата Российской Федерации,
контрольно-счетные палаты субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований) осуществляют контроль за
исполнением соответствующих
Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса, которые представлены на рисунке 2 [6].
Рисунок 2 – Стадии бюджетного процесса.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом. [8]
Работа по составлению
проекта государственного бюджета
начинается задолго до начала нового
бюджетного года, например (в ФРГ
— за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции
— за 14, США — за 18, Италии —
за 11 месяцев) [8]. Проект бюджета разрабатывается
органами исполнительной власти, как
правило, министерством финансов (казначейством),
а в США — специальным органом
— Административно-бюджетным
Вначале в течение первых
трех месяцев составляется прогноз
социально-экономического развития, сводный
баланс финансовых ресурсов, основные
направления бюджетной
Работа по составлению
проекта бюджета продолжается подготовкой
министерством финансов (или специальным
органом в США) директивных указаний
руководителям министерств и
ведомств с предложением представить
к определенной дате расчет сметы
расходов и доходов. При этом им сообщаются
общие контрольные цифры
Полномочия министра финансов
в отношении сметных
При составлении проекта
бюджета ставятся задачи: активного
его воздействия на повышение
эффективности экономики; обеспечение
согласованности финансовых и других
ресурсов с экономическими, политическими
и социальными программами
После одобрения проекта
бюджета высшим исполнительным органом
проект бюджета поступает в
В других странах при возникновении
разногласий по бюджету между
законодательным органом и
Если законодательный орган не успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право производить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне прошлого бюджета.[8]
Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств. [8]
Данная стадия бюджетного
процесса охватывает получение утвержденных
доходов (главным образом — налогов)
и осуществление бюджетных
Важным элементом третьей
стадии является кассовое исполнение
бюджета — организация сбора
бюджетных средств на территории
страны, их хранения и выдачи, а также
ведение учета и отчетности. Существуют
три системы организации
В основе кассового исполнения
бюджета лежит принцип единства
кассы, означающий, что все собранные
на территории страны доходы поступают
на единый счет министерства финансов
в центральном банке, с которого
производятся все ассигнования в
соответствии с утвержденными расходами.
Центральный банк выступает кассиром
правительства. Единство кассы дает
возможность сосредоточить
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга. [8]
Составлению проекта бюджета
предшествует разработка планов и прогнозов
развития территорий и целевых программ.
Рассмотрение проекта бюджета
Исполнение бюджета совпадает
с бюджетным годом и длится
1 год. Исполнение возложено на соответствующие
органы исполнительной власти. Исполнение
бюджета заключается в
Рассмотрение и утверждение
отчета об исполнении бюджета осуществляется
представительным органом власти. Отчет
об исполнении федерального бюджета
должен быть составлен в соответствии
со структурой и бюджетной классификацией,
которые применялись при
После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса. [8]
Таким образом, бюджетный
процесс представляет собой особую
деятельность участников бюджетного процесса
по организации процедур составления
и рассмотрения проектов бюджетов,
их утверждению и исполнению, а
также контроль за их исполнением. Он
регламентируется нормами права, предписывающими
правила и порядок их осуществления,
прописанные в бюджетном
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
Областной бюджет - форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Бюджетный процесс области
- регламентируемая законодательством
Российской Федерации и настоящим
Законом деятельность органов государственной
власти области и иных участников
бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов областного
бюджета и бюджета областного
фонда обязательного
В структуру бюджетной системы области входят:
областной бюджет и бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов; бюджеты городских и сельских поселений. [2]
К стадиям бюджетного процесса в Липецкой области относятся: составление проектов бюджетов;
рассмотрение, утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности;
государственный финансовый контроль. [2]
Рисунок 3– Структура бюджетной системы области
К стадиям бюджетного процесса
в Липецкой области относятся: составление
проектов бюджетов; рассмотрение, утверждение
бюджетов; исполнение бюджетов; составление,
внешняя проверка, рассмотрение и
утверждение бюджетной
Рисунок 4 – Стадии бюджетного процесса Липецкой области
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета, рисунок 5. [2]
Рисунок 5 – Участники бюджетного процесса
Полномочия участников бюджетного процесса заключаются в следующем:
– Областной Совет депутатов:
устанавливает порядок
– Глава администрации
области: представляет в областной
Совет депутатов проекты
Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области