Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа
Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.
Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы
– Администрация области:
организует работу исполнительных органов
государственной власти области
и определяет порядок их взаимодействия
в процессе составления и исполнения
областного бюджета; разрабатывает
для представления главой администрации
области в областной Совет
депутатов проект областного бюджета
на очередной финансовый год и
плановый период, а также проект
программы социально-
– Исполнительные органы государственной
власти области: обеспечивают составление
проекта областного бюджета в
пределах установленных полномочий;
обеспечивают исполнение областного бюджета
и составление бюджетной
– Управление финансов области:
составляет проект областного бюджета
и представляет его с необходимыми
документами и материалами в
администрацию области; осуществляет
методическое руководство по составлению
областного бюджета; разрабатывает
прогноз консолидированного бюджета
области; составляет предельные объемы
бюджетных ассигнований по главным
распорядителям средств областного
бюджета; ведет реестр расходных
обязательств области; ведет государственную
долговую книгу области; учитывает
предоставляемую органами местного
самоуправления информацию о долговых
обязательствах, отраженных в муниципальных
долговых книгах; осуществляет государственные
заимствования области и
– Контрольно-счетная комиссия
области: осуществляет контроль за исполнением
областного бюджета, проводит внешнюю
проверку годовых отчетов об исполнении
областного бюджета, бюджета областного
фонда обязательного
– Бюджетные полномочия органа управления областным фондом обязательного медицинского страхования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами области.[2]
– Бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета, получателей бюджетных средств определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. [2]
– Бюджетные полномочия органов
местного самоуправления определяются
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и принимаемыми в соответствии с
ним нормативными правовыми актами,
регулирующими бюджетные
Проект областного бюджета
составляется на основе прогноза социально-экономического
развития в целях финансового
обеспечения расходных
Глава администрации области не позднее 15 октября текущего года вносит в областной Совет депутатов проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с документами и материалами, указанными в статье 52 настоящего Закона. [2]
Председатель областного Совета депутатов в течение 3 рабочих дней со дня регистрации проекта закона в областном Совете депутатов принимает одно из следующих решений:
- принять проект закона
об областном бюджете к
- в случае, если состав
документов, представленных одновременно
с проектом закона об
Проект закона с необходимым пакетом документов повторно представляется в областной Совет депутатов в течение 5 рабочих дней со дня возврата.[2]
До начала обсуждения проекта закона об областном бюджете проводятся публичные слушания в соответствии со статьей 54 настоящего Закона.[2]
После внесения проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до начала его обсуждения в областном Совете депутатов в первом чтении по проекту областного бюджета проводятся публичные слушания.[2]
Публичные слушания проводятся не ранее чем через 3 календарных дня после дня официального опубликования проекта областного бюджета.[2]
Рассмотрение проекта
об областном бюджете
При рассмотрении проекта закона об областном бюджете в первом чтении на сессии областной Совет депутатов заслушивает доклад главы администрации области или его представителя (с учетом решения согласительной комиссии, если таковая состоялась) и содоклад председателя комитета по экономике. В первом чтении утверждаются и не подлежат изменению во втором чтении следующие основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: объем доходов областного бюджета; объем расходов областного бюджета и другие.[2]
Принятый в первом чтении проект закона об областном бюджете дорабатывается в месячный срок. [2]
При рассмотрении проекта
закона об областном бюджете во втором
чтении на сессии областного Совета депутатов
утверждаются на очередной финансовый
год и плановый период: перечень
главных администраторов
Закон об областном бюджете вступает в силу с 1 января очередного финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания в установленном порядке. Операции по исполнению областного бюджета завершаются 31 декабря. [2]
Завершение операций по исполнению
областного бюджета в текущем
финансовом году осуществляется в порядке,
установленном управлением
В случае отклонения областным Советом депутатов закона об исполнении областного бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц. Составление отчета об исполнении бюджета последняя стадия бюджетного процесса, начинающая после окончания финансового года. [2]
Бюджеты — это фундамент для ведения контроля. Без них возникает хаос: мы не можем оценить или отдать должное правильным действиям; контролировать цены; не знаем, просто ли мы существуем на одном уровне или все-таки развиваемся. Поэтому процесс составления годового бюджета имеет огромную важность. Это время, когда руководство старается получить как можно больше (конечно, в пределах возможного) ресурсов, старясь одновременно взять на себя как можно меньше обязательств (опять же в пределах возможного). Хотя бюджетный процесс может контролировать показатели функционирования, он не помогает их улучшить. Поэтому существуют достоинства и недостатки бюджетного процесса. [10]
Рассмотрим анализ достоинств и недостатков бюджета с точки зрения европейских требований к бюджетному процессу Ю. В. Ярмагаева, к. э. н. [9] в виде таблицы.
Таблица 1 – Достоинства и недостатки бюджетного процесса Липецкой области
Достоинства |
Недостатки | |
1)Планирование бюджетных расходов |
Все бюджетные расходы сгруппированы по целевым статьям-программам (например, глава 4) |
Каждая целевая статья должна иметь ответственное лицо - исполнителя. |
Расходование бюджетных средств по каждой целевой статье опираться на нормы минимальных и удовлетворительных бюджетных расходов, установленные законами области. |
||
Проект каждой целевой имеет примерно такую же документацию, которую имеют бизнес-планы, представляемые финансовым учреждениям на получение кредита. |
||
2)Бюджетные доходы |
Должны учитываться не только бюджетные, но и внешние (коммерческие и некоммерческие) доходы. |
Местные налоги и сборы необходимо полностью передать муниципальным образованиям, которые существенно увеличат доходные поступления. Правила начисления и зачисления должны определяться самими муниципальными образованиями в рамках действующего законодательства. |
3)Подготовка рассмотрение и принятие бюджета |
Приниматься к рассмотрению
и включению в проект бюджета
на очередной год только те целевые
статьи бюджетных расходов, для которых
профильными ведомствами |
Комитет финансов должен произвести независимый прогноз доходов бюджета города на очередной год, с разбивкой по месяцам. |
Все показатели, на основе которых осуществляется прогноз, доведены до сведения законодательного собрания и населения города. |
Законодательное собрание не
должно иметь права оспаривать прогноз
доходов бюджета, выполненный специалистами,
хотя имеет право назначить | |
Прогноз доходов бюджета
области регулярно |
||
В рамках утвержденного прогноза
доходов бюджета |
||
4)Исполнение бюджета |
Исполнение расходов бюджета должно идет ниже уровня прогноза совокупных доходов бюджета (включая заемные средства). |
Роспись бюджетных расходов должна быть не по кварталам, а по месяцам |
Финансовые планы исполнения бюджета доводятся до получателей бюджетных средств всех уровней. |
||
5)Отчетность |
Бюджетная отчетность гласная |
Каждый должен за разумную плату иметь доступ к бюджетной отчетности на любую дату |
Все виды отчетности идут по
целевым статьям и |
Бюджетная отчетность должна быть годовой, квартальной, ежемесячной, ежедекадной и ежедневной. |
Сложившаяся как в целом по России, так и в Липецкой области система межбюджетных отношений не имеет четких и стабильных правил и процедур регулирования, ее многочисленные недостатки носят системный характер.[11]
Ключевая проблема является
незавершенность
Для решения этой проблемы
необходимо существенно расширить
налогово-бюджетные полномочия региональных
и местных властей и повысить
ответственность за их использование
при одновременном поддержании
конкурентной среды, жёстких бюджетных
ограничений и увеличении доли федерального
бюджета в доходах
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. [11]
Иными словами, бюджет Федерации,
республики, края, области или района
должен быть более подробным и
выполняться согласно по каждому
направлению бюджетных средств,
вплоть до небольших сумм, чтобы
все видели, на что власти собираются
потратить и как в
Ещё одна немаловажная проблема
- низкая эффективность расходования
бюджетных средств. Для её решения
необходимо пересмотреть структуру
бюджетных расходов, сокращая ненужные
расходы, повышать долю капитальных
вложений в бюджетных расходах, улучшать
сферу образования и
Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области