Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 297.35 Кб (Скачать файл)

– Администрация области: организует работу исполнительных органов  государственной власти области  и определяет порядок их взаимодействия в процессе составления и исполнения областного бюджета; разрабатывает  для представления главой администрации  области в областной Совет  депутатов проект областного бюджета  на очередной финансовый год и  плановый период, а также проект программы социально-экономического развития области; устанавливает порядок  разработки прогноза социально-экономического развития области; одобряет прогноз  социально-экономического развития области; обеспечивает исполнение областного бюджета  и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчет о  выполнении программы социально-экономического развития области для представления  их главой администрации области  на утверждение областного Совета депутатов; утверждает долгосрочные областные  целевые программы; принимает решения  о расходовании средств резервного фонда администрации области, образуемого  в составе областного бюджета; определяет политику заимствований области  на очередной финансовый год и  плановый период; осуществляет иные бюджетные  полномочия в порядке, предусмотренном  действующим законодательством. [2]

– Исполнительные органы государственной  власти области: обеспечивают составление  проекта областного бюджета в  пределах установленных полномочий; обеспечивают исполнение областного бюджета  и составление бюджетной отчетности в пределах установленных полномочий; разрабатывают методики распределения  и порядки предоставления субсидий из областного бюджета. [2]

– Управление финансов области: составляет проект областного бюджета  и представляет его с необходимыми документами и материалами в  администрацию области; осуществляет методическое руководство по составлению  областного бюджета; разрабатывает  прогноз консолидированного бюджета  области; составляет предельные объемы бюджетных ассигнований по главным  распорядителям средств областного бюджета; ведет реестр расходных  обязательств области; ведет государственную  долговую книгу области; учитывает  предоставляемую органами местного самоуправления информацию о долговых обязательствах, отраженных в муниципальных  долговых книгах; осуществляет государственные  заимствования области и управление государственным долгом области; осуществляет проверку финансового состояния  принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут  возникнуть в будущем в связи  с предъявлением гарантом, исполнившим  в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу; организует исполнение областного бюджета; устанавливает порядок представления  в управление финансов области утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. [2]

– Контрольно-счетная комиссия области: осуществляет контроль за исполнением  областного бюджета, проводит внешнюю  проверку годовых отчетов об исполнении областного бюджета, бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования и готовит на них  заключения; проводит экспертизу проекта  закона об областном бюджете, проекта  закона об областном фонде обязательного  медицинского страхования, иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения на территории области; вправе проводить  проверки местных бюджетов - получателей  межбюджетных трансфертов из областного бюджета; реализует иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. [2]

– Бюджетные полномочия органа управления областным фондом обязательного  медицинского страхования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами области.[2]

– Бюджетные полномочия главных  распорядителей (распорядителей) бюджетных  средств, главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета, главных  администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета, получателей бюджетных средств  определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами, регулирующими бюджетные  правоотношения. [2]

– Бюджетные полномочия органов  местного самоуправления определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации  и принимаемыми в соответствии с  ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. [2]

Проект областного бюджета  составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств. Составление проектов областного бюджета  и бюджета областного фонда обязательного  медицинского страхования - исключительная прерогатива администрации области. Непосредственное составление проекта  областного бюджета осуществляет управление финансов области, проекта бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования - орган управления областным фондом обязательного  медицинского страхования. Проекты  областного бюджета и бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования ежегодно составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Порядок  и сроки составления проектов областного бюджета и бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования, а также  порядок работы над документами  и материалами, обязательными для  предоставления одновременно с проектами  бюджетов, устанавливаются администрацией области не позднее чем за 8 месяцев  до начала очередного финансового года. [2]

Глава администрации области  не позднее 15 октября текущего года вносит в областной Совет депутатов  проект закона об областном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период с документами и  материалами, указанными в статье 52 настоящего Закона. [2]

Председатель областного Совета депутатов в течение 3 рабочих  дней со дня регистрации проекта  закона в областном Совете депутатов  принимает одно из следующих решений:

- принять проект закона  об областном бюджете к рассмотрению  и направить в комитеты, социально-экономическое  и правовое управления областного  Совета депутатов и Контрольно-счетную  комиссию области для подготовки  заключений;

- в случае, если состав  документов, представленных одновременно  с проектом закона об областном  бюджете, не соответствует требованиям  настоящего Закона, вернуть главе  администрации области.[2]

Проект закона с необходимым  пакетом документов повторно представляется в областной Совет депутатов  в течение 5 рабочих дней со дня  возврата.[2]

До начала обсуждения проекта  закона об областном бюджете проводятся публичные слушания в соответствии со статьей 54 настоящего Закона.[2]

После внесения проекта закона об областном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период и до начала его обсуждения в областном  Совете депутатов в первом чтении по проекту областного бюджета проводятся публичные слушания.[2]

Публичные слушания проводятся не ранее чем через 3 календарных  дня после дня официального опубликования  проекта областного бюджета.[2]

Рассмотрение проекта  об областном бюджете рассматривается  в двух чтениях.[2]

При рассмотрении проекта  закона об областном бюджете в  первом чтении на сессии областной  Совет депутатов заслушивает  доклад главы администрации области  или его представителя (с учетом решения согласительной комиссии, если таковая состоялась) и содоклад председателя комитета по экономике. В первом чтении утверждаются и не подлежат изменению  во втором чтении следующие основные характеристики областного бюджета  на очередной финансовый год и  плановый период: объем доходов областного бюджета; объем расходов областного бюджета и другие.[2]

Принятый в первом чтении проект закона об областном бюджете  дорабатывается в месячный срок. [2]

При рассмотрении проекта  закона об областном бюджете во втором чтении на сессии областного Совета депутатов  утверждаются на очередной финансовый год и плановый период: перечень главных администраторов доходов  бюджета; перечень главных администраторов  источников финансирования дефицита областного бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов классификации  расходов бюджетов в пределах общего объема расходов областного бюджета, утвержденных в первом чтении; программа государственных  заимствований области; программа  государственных гарантий области  и другие. [2]

Закон об областном бюджете  вступает в силу с 1 января очередного финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после  его подписания в установленном  порядке. Операции по исполнению областного бюджета завершаются 31 декабря. [2]

Завершение операций по исполнению областного бюджета в текущем  финансовом году осуществляется в порядке, установленном управлением финансов области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. [2]

В случае отклонения областным  Советом депутатов закона об исполнении областного бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в  срок, не превышающий один месяц. Составление  отчета об исполнении бюджета последняя  стадия бюджетного процесса, начинающая после окончания финансового  года. [2]

Бюджеты — это фундамент  для ведения контроля. Без них  возникает хаос: мы не можем оценить  или отдать должное правильным действиям; контролировать цены; не знаем, просто ли мы существуем на одном уровне или  все-таки развиваемся. Поэтому процесс  составления годового бюджета имеет  огромную важность. Это время, когда  руководство старается получить как можно больше (конечно, в пределах возможного) ресурсов, старясь одновременно взять на себя как можно меньше обязательств (опять же в пределах возможного). Хотя бюджетный процесс  может контролировать показатели функционирования, он не помогает их улучшить. Поэтому  существуют достоинства и недостатки бюджетного процесса. [10]

Рассмотрим анализ достоинств и недостатков бюджета с точки  зрения европейских требований к  бюджетному процессу Ю. В. Ярмагаева, к. э. н. [9] в виде таблицы.

Таблица 1 – Достоинства  и недостатки бюджетного процесса Липецкой области

 

Достоинства

Недостатки

1)Планирование бюджетных  расходов

Все бюджетные расходы  сгруппированы по целевым статьям-программам (например, глава 4)

Каждая целевая статья должна иметь ответственное лицо - исполнителя.

 

Расходование бюджетных  средств по каждой целевой статье опираться на нормы минимальных  и удовлетворительных бюджетных  расходов, установленные законами области.

 
 

Проект каждой целевой  имеет примерно такую же документацию, которую имеют бизнес-планы, представляемые финансовым учреждениям на получение  кредита.

 

2)Бюджетные доходы

Должны учитываться не только бюджетные, но и внешние (коммерческие и некоммерческие) доходы.

Местные налоги и сборы  необходимо полностью передать муниципальным  образованиям, которые существенно  увеличат доходные поступления. Правила  начисления и зачисления должны определяться самими муниципальными образованиями  в рамках действующего законодательства.

3)Подготовка рассмотрение  и принятие бюджета

Приниматься к рассмотрению и включению в проект бюджета  на очередной год только те целевые  статьи бюджетных расходов, для которых  профильными ведомствами подготовлены проекты. Эти проекты одобрены представительным органом власти в той или иной форме.

Комитет финансов должен произвести независимый прогноз доходов  бюджета города на очередной год, с разбивкой по месяцам.

 

Все показатели, на основе которых  осуществляется прогноз, доведены до сведения законодательного собрания и населения  города.

Законодательное собрание не должно иметь права оспаривать прогноз  доходов бюджета, выполненный специалистами, хотя имеет право назначить альтернативную группу экспертов, которая осуществит свой прогноз доходов бюджета  города.

 

Прогноз доходов бюджета  области регулярно публиковаться  СМИ

 
 

В рамках утвержденного прогноза доходов бюджета законодательное  собрание проводит сбалансированные поправки к проекту бюджета.

 

4)Исполнение бюджета

Исполнение расходов бюджета  должно идет ниже уровня прогноза совокупных доходов бюджета (включая заемные  средства).

Роспись бюджетных расходов должна быть не по кварталам, а по месяцам

 

Финансовые планы исполнения бюджета доводятся до получателей  бюджетных средств всех уровней.

 

5)Отчетность

Бюджетная отчетность гласная

Каждый должен за разумную плату иметь доступ к бюджетной  отчетности на любую дату

 

Все виды отчетности идут по целевым статьям и экономическим  элементам бюджетной классификации, в которой был принят бюджет.

Бюджетная отчетность должна быть годовой, квартальной, ежемесячной, ежедекадной и ежедневной.


Сложившаяся как в целом  по России, так и в Липецкой области  система межбюджетных отношений  не имеет четких и стабильных правил и процедур регулирования, ее многочисленные недостатки носят системный характер.[11]

Ключевая проблема является незавершенность децентрализации  бюджетной системы. Расходы бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством, основная часть их доходов формируется  за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. [11]

Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить  налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование  при одновременном поддержании  конкурентной среды, жёстких бюджетных  ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета. [11]

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных  средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления  плана расходования бюджетных средств  и само расходование. [11]

Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и  выполняться согласно по каждому  направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы  все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для  этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств  федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему  исполнения бюджета.[11]

Ещё одна немаловажная проблема - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения  необходимо пересмотреть структуру  бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных  вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с  уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций  оздоровят экономику, сократят число  злоупотреблений.[11]

Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области